Научная статья на тему 'Место научной дисциплины «Экономическая журналистика» в системе наук'

Место научной дисциплины «Экономическая журналистика» в системе наук Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
397
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория журналистики / медиаэкономика / экономическая журналистика / коммуникативистика / Экономическая социология / Экономическая психология / theory of journalism / media economics / economic journalism / communication science / economic sociology / economic psychology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина Ирина Николаевна

Статья является четвертой в цикле статей, посвященных сущности и проблемам экономической журналистики. Описываются подходы к теоретическим исследованиям журналистики. Обосновывается необходимость конвергентного подхода к медиаисследованиям. Определяется место экономической журналистики в системе наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is the fourth in a series of articles on the nature and problems of economic journalism. It describes some approaches to the theoretical study of journalism proves the necessity of a convergent approach to media researches and defines the place of Economic Journalism in the system of sciences.

Текст научной работы на тему «Место научной дисциплины «Экономическая журналистика» в системе наук»

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 070:001 И.Н. ДЕМИНА

ББК 76.1:72 зав. кафедрой журналистики

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: demina-in@isea.ru

МЕСТО НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В СИСТЕМЕ НАУК

Статья является четвертой в цикле статей, посвященных сущности и проблемам экономической журналистики. Описываются подходы к теоретическим исследованиям журналистики. Обосновывается необходимость конвергентного подхода к медиаисследованиям. Определяется место экономической журналистики в системе наук.

Ключевые слова: теория журналистики, медиаэкономика, экономическая журналистика, коммуникативистика, экономическая социология, экономическая психология.

I.N. DEMINA

Chairholder, Chair of Journalism, Baikal State University of Economics and Law, Doctor of Economics, Professor, Irkutsk e-mail: demina-in@isea.ru

PLACE OF «ECONOMIC JOURNALISM» SCIENCE DISCIPLINE IN THE SYSTEM OF SCIENCES

This article is the fourth in a series of articles on the nature and problems of economic journalism. It describes some approaches to the theoretical study of journalism; proves the necessity of a convergent approach to media researches and defines the place of Economic Journalism in the system of sciences.

Keywords: theory of journalism, media economics, economic journalism, communication science, economic sociology, economic psychology.

В одной из предыдущих статей цикла доказывалась обоснованность конвергентного подхода к экономической журналистике, совместной научной деятельности специалистов — представителей разных научных направлений [2]. Основой при этом может быть теория журналистики, которая в настоящее время находится в стадии активного развития и за рубежом, и в России.

Подходы к анализу средств массовой информации весьма разнообразны. Британский исследователь Д. Макуэйл выделяет две группы концепций, одна из которых базируется на медиаориентированном подходе, другая — на социально ориентированном [1, с. 28]. Медиаориентированный подход

предполагает значительную автономию СМИ в социально-политической сфере, а сами медиа воспринимаются как источник изменений и в медиасистеме, и в обществе, тогда как, согласно социально ориентированному подходу, трансформация СМИ происходит вследствие изменений самого общества. Применительно к экономической журналистике можно говорить о взаимодействии социально-экономической системы общества и медиасистемы: проявляется и воздействие средств массовой информации на экономическую действительность, и обратное воздействие реалий экономической системы на функционирование масс-медиа. Именно в таком ключе и следует рассматривать взаи-

© И.Н. Демина, 2011

модействие медиа- и социально-экономической системы.

Существует еще одно основание для дифференциации подходов к изучению СМИ: соотношение роли духовных и материальных факторов [1, с. 29]. Культурологический подход направлен на изучение содержания СМИ и распространяемых их посредством идей, ценностей, представлений. Материалистический подход к исследованиям СМИ обращает внимание на функционирование отношений собственности, функционирование СМИ в рыночных условиях.

Обозначенное основание (соотношение культурологического и материалистического подходов) также можно применить для объяснения взаимовлияния журналистики как практической деятельности и функционирования экономической системы. Так, материалистический подход служит основой для исследования медиапредприятия, т.е. экономических аспектов функционирования СМИ. Это — иллюстрация влияния экономики на масс-медиа. Наоборот, культурологический подход объясняет влияние средств массовой информации на мировоззренческие позиции аудитории при восприятии ею экономической действительности: распространение благоприятного отношения читателей (радиослушателей, телезрителей и т.д.) к существующей экономической системе, лояльного отношения к философии обогащения и представителям бизнеса, воспитание потребительского поведения и т.д. Перечисленные и другие проблемы находят отражение в практической экономической журналистике и должны являться предметом экономической журналистики как научной дисциплины. Прежде всего это касается функций экономической журналистики и, особенно, формирования повестки дня.

Исследуя экономические аспекты деятельности масс-медиа в русле рассмотренных подходов, медиаэкономика опирается на материалистическое понимание, в то же время принимая во внимание взаимосвязь экономических аспектов деятельности СМИ с политическими, культурными, социальными и технологическими сторонами существования масс-медиа. Более того, медиаэкономисты исходят из того, что именно экономический аспект деятельности СМИ часто обусловливает поведение агентов рынка и

многие явления в других сферах (особенно политической).

В отличие от медиаэкономики, экономическая журналистика должна фиксировать внимание главным образом на социально ориентированном подходе, анализируя воздействие содержания (контента) средств массовой информации на функционирование экономических систем и роль СМИ в их изменении.

Исследование воздействия медиаконтента на экономическую систему общества должно базироваться на основных теориях коммуникации, составляющих содержание коммуникативистики.

Коммуникативистика (communicativity, communication science) — наука, изучающая системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей, осуществляющихся на разных этапах развития цивилизации с помощью различных языков и дискурсов (вербальных и невербальных) [3, с. 88]. Эта отрасль научного знания сформировалась в середине XX в. в США. В России она развивается с учетом отечественной практики. Наиболее известными авторами являются Г. Почепцов [5; 6] и М.М. Назаров [4]. В развитии этой науки принимают участие теоретики журналистики, а также социологи, политологи, экономисты, культурологи, этнографы, психологи, филологи и представители других дисциплин, изучающие в том или ином аспекте информационно-общественные системные связи. Подотраслью коммуникативистики является теория журналистики. Для теории журналистики, наоборот, теория коммуникаций — лишь одна из методологических и методических основ изучения СМИ.

Итак, методологическую основу журналистики (и, следовательно, экономической журналистики) как практической деятельности составляет теория журналистики (комму-никативистика, теория массовых коммуникаций). Массовые коммуникации осуществляются через средства массовой информации, совокупность которых представляет собой системное образование (систему СМИ, медиасистему). В свою очередь, в медиасистеме выделяются структурные элементы или компоненты в соответствии с разными критериями (географический, аудиторный и т.д.). Журналистика обслуживает многие

аудиторные группы и удовлетворяет множество потребностей, в том числе потребности в получении информации об отдельных сферах человеческой жизнедеятельности в области политики, экономики, социальной деятельности, истории, культуры и т.д.

Журналистика формирует актуальную повестку дня и позволяет получать актуальную, более или менее объективную информацию о перечисленных и других областях. Каждая из ипостасей журналистики сегодня носит настолько сложный и разветвленный характер, а само формирование повестки дня и отражение в СМИ проблем по названным направлениям настолько специфичны, что это позволяет говорить о разных типах журналистики (например, спортивная, социальная, политическая журналистика и др.). Одним из таких типов является экономическая журналистика.

Основополагающее отличие экономической журналистики и как научной дисциплины, и как практической деятельности от любого иного типа журналистики заключается в ее взаимосвязи с другими базовыми научными дисциплинами, прежде всего с экономической теорией, экономической социологией и экономической психологией.

Экономическая журналистика — это и деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности — сумма полученных к данному моменту научных знаний, и отдельная отрасль научного знания. В широком смысле непосредственной целью экономической журналистики как научной дисциплины является теоретическое отражение действительности.

Сама теория журналистики — результат диалектического сочетания исторических процессов дифференциации (дробления) других социальных наук (истории, социологии, психологии, культурологии и пр.) и интеграции этих же научных дисциплин. К дифференциации приводит необходимость освоения новых сфер реальности, значит, дробления теории журналистики на все более специализированные области знаний (не социология вообще, а социология журналистики; не история как история цивилизации, а история журналистики, и т. д.).

Тенденция к интеграции — результат удовлетворения потребности в синтезе знаний о журналистике, конвергенции отдельных отраслей знаний о журналистике. Необходимость развития экономической журналистики связана с проблемной ориентацией теории журналистики, так как эта новая область знаний возникает в связи с выдвижением теоретической и практической проблемы, а именно проблемы взаимосвязи коммуникационного процесса с экономической деятельностью индивидов или сообществ людей.

Экономическая журналистика — пограничная научная дисциплина, которая выделяется в процессе дифференциации теории журналистики. Одновременно она создает предпосылки для интеграции научных дисциплин, лежащих в основе теории журналистики (рис.).

Выделение экономической журналистики как теоретической научной дисциплины необходимо для совершенствования практической журналистской деятельности.

Теория журналистики

Журналистика

Место теории экономической журналистики в системе знаний

Если методологической основой научной дисциплины «экономическая журналистика» является коммуникативистика, то взаимосвязанными с ней науками, безусловно, выступают такие сравнительно новые отрасли знаний, как экономическая социология и экономическая психология. Объединяет названные научные дисциплины ключевое слово «экономическая». Экономическая социология и экономическая психология уже обладают устоявшейся терминологией и занимают устойчивое место в системе наук, а экономическая журналистика только начинает определяться, однако со временем последняя встанет в один ряд с этими науками.

Для описания взаимодействия экономической журналистики как практической деятельности и теоретического знания с экономической социологией и экономической психологией необходимо обратиться к определениям последних. Социологи определяют экономическую социологию как специальную отрасль социологии, которая исследует закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках данной науки [9]. Экономическая социология описывает развитие экономики как социальный процесс, движимый активностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев. Объектом экономической социологии является взаимодействие экономической и социальной сфер общественной жизни и, соответственно, взаимодействие экономических и социальных процессов.

Предмет экономической социологии — социальный механизм развития экономики, под которым понимается устойчивая система экономического поведения социальных групп, а также взаимодействий таких групп друг с другом и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Это система, регулируемая, с одной стороны, социальными институтами данного общества, одним из которых является медиасистема, а с другой — социально-экономическим положением и сознанием самих этих групп [8].

Социальный механизм развития экономики выполняет функцию передачи «импульсов» развития из области социальных отношений в экономическую сферу и обратно с целью

создания условий для эффективного использования человеческого фактора. Передача импульсов осуществляется через «живую» активность (деятельность, поведение) групп, с одной стороны, функционирующих в системе экономических отношений, с другой---

являющихся субъектами социальных отношений (и занимающих то или иное положение в социальной структуре общества).

Огромную роль в социальных процессах играет массовая коммуникация, конкретнее — экономическая массовая коммуникация, обеспечивающая информационное взаимодействие заинтересованных сторон и вносящая изменения в их поведение. Важность экономической журналистики как практической деятельности заключается во «встроенности» ее в социальный механизм, в воздействии на сознание представителей аудиторных групп, выполнении ею функции разработки и актуализации «импульсов» развития экономики в отношениях как координации между хозяйствующими субъектами, так и субординации между иерархически организованными акторами экономического развития (например, информационные отношения между органами власти и бизнесом). Теория экономической журналистики должна стать методологической основой практической деятельности, позволяющей определять ее цели и функции, анализировать роль журналистики в социальных взаимодействиях, устанавливать нормативные принципы журналистики.

Таким образом, экономическая журналистика наряду с непосредственной деятельностью представителей аудиторных групп способствует созданию условий для эффективного использования человеческого фактора в экономической сфере общества. Очевидно, что экономическая активность детерминируется объективными регуляторами (правовые нормы, непосредственные отношения «руководитель-подчиненный») и состоянием социально-экономического сознания субъектов (их потребности, ориентации, интересы). Коммуникативный эффект экономической журналистики проявляется именно в этой сфере.

Кроме экономической социологии с экономической массовой коммуникацией тесно связана экономическая психология — психологические установки, стереотипы эконо-

мического мышления отдельных индивидов, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и их экономическое поведение [7].

Некоторые научные категории используются одновременно в экономической социологии и экономической психологии. К ним относятся понятия «экономическое сознание», «экономическое мышление»,

«социально-экономические стереотипы», «экономические интересы», «экономическое поведение», «экономическая культура». Мы будем рассматривать данные понятия в рамках экономической психологии. Используя категориальный аппарат экономической психологии, экономическая массовая коммуникация выполняет множество функций, состав и содержание которых требуют отдельного исследования.

Список использованной литературы

1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

2. Демина И.Н. Экономическая журналистика: проблемы научного и кадрового обеспечения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 3. С. 186—189.

3. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый слов. терминов и концепций. М., 1999.

4. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 1999.

5. Почепцов Г. Информационные войны. М., 2000.

6. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации: (от речей президентов до переговоров с террористами). М., 1998.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

8. Словарь по общественным наукам [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru.

9. Социология: энцикл. / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Минск, 2003.

Referenses

1. Vartanova E.L. Mediaekonomika zarubezhnykh stran. M., 2003.

2. Demina I.N. Ekonomicheskaya zhurnalistika: problemy nauchnogo i kadrovogo obespecheniya // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. 2011. № 3. S. 186—189.

3. Zemlyanova L.M. Zarubezhnaya kommunikativistika v preddverii informatsionnogo obshchestva: tolkovyi slov. terminov i kontseptsii. M., 1999.

4. Nazarov M.M. Massovaya kommunikatsiya v sovremennom mire: metodologiya analiza i praktika issledovanii. M., 1999.

5. Pocheptsov G. Informatsionnye voiny. M., 2000.

6. Pocheptsov G. Teoriya i praktika kommunikatsii: (ot rechei prezidentov do peregovorov s terroristami). M., 1998.

7. Raizberg B.A., Lozovskii L.Sh., Starodubtseva E.B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar'. 5-e izd., pererab. i dop. M., 2007.

8. Slovar' po obshchestvennym naukam [Elektronnyi resurs]. URL: http://slovari.yandex.ru.

9. Sotsiologiya: entsikl. / sost. A.A. Gritsanov, V.L. Abushenko, G.M. Evel'kin i dr. Minsk, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.