Научная статья на тему 'Место наилучших доступных технологий в системе экологического нормирования России'

Место наилучших доступных технологий в системе экологического нормирования России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ПРИНЦИП ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / СПРАВОЧНИК ПО НАИЛУЧШИМ ДОСТУПНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ / ПРИРОДООХРАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ / ECOLOGICAL STANDARDS / THE PRINCIPLE OF TECHNOLOGICAL RATIONING / INTEGRATED ENVIRONMENTAL PERMITS / REFERENCE BOOKS ON THE BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES / ENVIRONMENTAL MEASURES / ENVIRONMENTAL CONTROL AND MONITORING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурматова Ольга Петровна

Система экологических нормативов является обязательным элементом управления и контроля состояния окружающей среды. От ее качества во многом зависит результативность проводимой в стране экологической политики. Автор выделил слабые стороны сложившейся в России системы экологического нормирования, к числу которых относятся, в частности, проблематичность практического выполнения установленных нормативных требований, возможность для предприятий-загрязнителей легко обходить принятые экологические ограничения, игнорирование учета совокупного антропогенного воздействия всех предприятий на той или иной территории на окружающую среду и др. Проанализированы возможности и предложены меры по разработке адекватной системы экологических нормативов, включая последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции для включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности. Показаны трудности и возможности внедрения принципа наилучших доступных технологий в условиях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бурматова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL NORMATING OF RUSSIA

The system of environmental standards is an obligatory element of environmental management and monitoring. The effectiveness of the environmental policy conducted in the country largely depends on its quality. The weak points of the existing system of environmental regulation in Russia are mentioned, among which, in particular, there are a certain difficulty in the practical implementation of the established regulatory requirements, the possibility for polluting enterprises to easily bypass accepted environmental standards, ignoring the aggregate anthropogenic impact of all enterprises in a given territory on environment, etc. Opportunities have been analyzed and measures have been proposed to develop an adequate system of environmental standards, including consistent transition to a system of international standards for technological processes and products to integrate Russia into the international system for ensuring environmental safety. The difficulties and opportunities for introducing the principle of the best available technologies in the conditions of Russia are shown.

Текст научной работы на тему «Место наилучших доступных технологий в системе экологического нормирования России»

УДК 502.17(1/9)

МЕСТО НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ РОССИИ

Ольга Петровна Бурматова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент, тел. (383)337-74-50, e-mail: burmatova@ngs.ru

Система экологических нормативов является обязательным элементом управления и контроля состояния окружающей среды. От ее качества во многом зависит результативность проводимой в стране экологической политики. Автор выделил слабые стороны сложившейся в России системы экологического нормирования, к числу которых относятся, в частности, проблематичность практического выполнения установленных нормативных требований, возможность для предприятий-загрязнителей легко обходить принятые экологические ограничения, игнорирование учета совокупного антропогенного воздействия всех предприятий на той или иной территории на окружающую среду и др. Проанализированы возможности и предложены меры по разработке адекватной системы экологических нормативов, включая последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции для включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности. Показаны трудности и возможности внедрения принципа наилучших доступных технологий в условиях России.

Ключевые слова: экологический стандарт, принцип технологического нормирования, комплексное экологическое разрешение, справочник по наилучшим доступным технологиям, природоохранное мероприятие, экологический контроль и мониторинг.

PLACE OF BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL NORMATING OF RUSSIA

Olga P. Burmatova

Institute for Economics and Industrial Engineering SB RAS, 17, Аkademik Lavrentiev Prospect, Novosibirsk, 630090, Russia, Ph. D., Senior Researcher, Associate Professor, phone: (383)337-74-50, e-mail: burmatova@ngs.ru

The system of environmental standards is an obligatory element of environmental management and monitoring. The effectiveness of the environmental policy conducted in the country largely depends on its quality. The weak points of the existing system of environmental regulation in Russia are mentioned, among which, in particular, there are a certain difficulty in the practical implementation of the established regulatory requirements, the possibility for polluting enterprises to easily bypass accepted environmental standards, ignoring the aggregate anthropogenic impact of all enterprises in a given territory on environment, etc. Opportunities have been analyzed and measures have been proposed to develop an adequate system of environmental standards, including consistent transition to a system of international standards for technological processes and products to integrate Russia into the international system for ensuring environmental safety. The difficulties and opportunities for introducing the principle of the best available technologies in the conditions of Russia are shown.

Key words: ecological standards, the principle of technological rationing, integrated environmental permits, reference books on the best available technologies, environmental measures, environmental control and monitoring.

Введение

Экологическое нормирование является важным и необходимым инструментом государственной экологической политики, охватывая обязательные для соблюдения научно обоснованные технические требования и нормы (стандарты), регламентирующие допустимое антропогенное воздействие на окружающую среду1. Установление экологических стандартов относится к прерогативе таких государственных органов, как Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Министерство здравоохранения и другие министерства и ведомства. Соблюдение принятых экологических стандартов позволяет решать триединую задачу, охватывая обеспечение экологической безопасности; воспроизводство природных ресурсов и сохранение генофонда человека, растений и животных.

Основные сферы использования экологических стандартов - это прежде всего экологический контроль, прогнозирование, программирование и планирование экологических и природно-ресурсных мероприятий, экологическая экспертиза, экоаудит и др.

Существующая в России система установления нормативов на сбросы, выбросы и размещение отходов основывается на принципах санитарно-гигиенического нормирования и исходит из реализации принципа использования природоохранных технологий в конце технологического цикла (стратегия «конца трубы»). При этом экологический контроль осуществляется для довольно большого числа регулируемых веществ на основе действия универсальных правил выдачи разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов для всех предприятий-загрязнителей без учета от их производственной мощности и характера оказываемого воздействия на окружающую среду. Это, затрудняет эффективный мониторинг и обеспечение соблюдения требований, заложенных в разрешениях, а также существенно ограничивает координацию действий между органами, выдающими разрешения по отдельным элементам окружающей среды, и остальными участниками процесса регулирования.

В соответствии с Указом Президента РФ № 889 от 4 июня 2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществлялась разработка нормативно-правовых актов, направ-

1 Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ 17.0.0.01-76 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов". Он был введен в действие в 1977 г. - URL: http://eko-priroda.ru/ohrana-okruzhayuschej-sredy/112-sistema-standartov-v-oblasti-ohrany-prirody/.

ленных на внедрение в систему экологического нормирования принципа наилучших доступных технологий (НДТ) [10; 11]. К настоящему времени предложен целый ряд мер по переходу на принципы НДТ, включая разработку информационно-технических справочников и реестров НДТ. Практическая реализация данного принципа намечена с 2019 года.

Охарактеризуем сложившуюся в Росси систему экологического нормирования, сделав акценты на выделении ее слабых сторон и возможностей перехода на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции для включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности.

Экологические стандарты и нормативы, принятые в России

Система экологических стандартов и нормативов включает несколько групп показателей:

1) нормативы качества окружающей природной среды:

а) предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ;

б) предельно допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы (ПДС);

в) нормативы вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы;

г) предельно допустимый уровень (ПДУ) физических воздействий - радиационного, шумового, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

д) предельно допустимая нагрузка (ПДН); базирующаяся, как правило, на понятии «емкость природной среды»;

е) нормативы санитарных и защитных зон;

2) показатели критического уровни воздействия на человека и природные комплексы, выход за пределы которых не допускается;

3) показатели, определяющие порядок зонирования различных региональных образований в зависимости от вида использования территорий, их функционального назначения и ограничений на использование (например, выделяются особо охраняемые природные территории, санитарные и санитарно-защитные, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, залегания полезных ископаемых, чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, зоны с экстремальными природно-климатическими условиями и др.);

4) стандарты на системы управления качеством окружающей природной среды на предприятиях (серия стандартов ГОСТ Р ИСО 14000, построенная на базе международной системы стандартов по экологическому менеджменту ISO I4000).

Считается, что сложившаяся к настоящему времени российская система экологических нормативов и стандартов характеризуется чрезмерной громоздкостью и сложностью, в результате чего практическое соблюдение нормативных требований наталкивается на большое число проблем. Кроме того, приро-

доохранное законодательство допускает участие местных властей в решении многих вопросов, касающихся выполнения нормативных требований, что позволяет им вносить коррективы в экологический регламент по собственному усмотрению. Это выгодно для предприятий, поскольку позволяет им обходить требования существующей экологической нормативной базы посредством согласования для себя практически любых показателей выбросов и сбросов (речь идет о так называемых временно согласованных выбросах и сбросах). Очевидно, что это заключает в себе не только экологический, но и большой коррупционный риск. Не учитывается также совокупное воздействие всех предприятий, функционирующих на той или иной территории, на окружающую среду. Не случайно поэтому в регионах страны наблюдается постоянный рост ухудшения экологической ситуации и даже сворачивание природоохранной деятельности [1; 2; 4; 5; 14].

Одной из слабых сторон действующей в России системы экологического нормирования (которая, как подчеркивалось, ориентирована на соблюдение показателей предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде и почве (и производных от нее показателей) и строится с учетом не превышения санитарно-гигиенических требований к здоровью людей), является также игнорирование других элементов биосферы, хотя известно, что адаптационный свойства человеческого организма зачастую обладает гораздо большим запасом прочности, чем других представителей природной среды.

К числу претензий в адрес существующей системы нормативов, строящейся на базе ПДК, относится и то, что она является, как правило, излишне жесткой, характеризуется необоснованно завышенными требованиями к качеству образующихся выходов в окружающую среду, а также не всегда учитывает технические возможности ее достижения. Это позволяет предприятиям, с одной стороны, требовать разного рода послаблений со стороны природоохранных органов и, с другой стороны, порождает у самих предприятий экологический нигилизм.

Разработка и использование экологических стандартов должны идти параллельно и в тесной связи с процессами формирования экологического мониторинга. При этом, какими бы совершенными ни были экологические нормативы, пользы от них будет мало до тех пор, пока не будет налажена база для действенного экологического контроля посредством создания отлаженной системы оперативного наблюдения и контроля2.

В то же время без адекватной системы экологических стандартов и, главное, действенного механизма мониторинга и контроля за их соблюдением, невозможно установление допустимых объемов антропогенной нагрузки на окружающую среду в пределах каждой отдельной территории, определение экологически приемлемой территориальной концентрации производства, оценка экологических рисков и экономического ущерба от нарушения природной сре-

2 Бурматова О.П. Модернизация инструментов экологической политики и проблемы их внедрения. // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 3. - С.170-194.

ды и, в конечном счете, необходимое стимулирование проведения природоохранных мероприятий из-за недостижимости установленных экологических нормативов.

Обеспечению рационализации природопользования и охраны окружающей среды мог бы способствовать переход к разрешительной системе, основанной на технологическом нормировании.

Насущность проблемы разработки адекватной системы экологических нормативов обусловлена потребностью иметь такую систему, которая, с одной стороны, позволяла бы обеспечивать сохранение окружающей среды и, с другой, - являлась бы достижимой с точки зрения современных технических и технологических возможностей. Кроме того, требуется последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции для включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности.

Принцип наилучших доступных технологий

Подход к экологическому нормированию, основанный на принципах НДТ, широко используется в развитых странах, в том числе в США, Канаде, странах ЕС и других как инструмент не только законодательного управления воздействиями на окружающую среду, но и стимулирования инновационного развития производства [4; 5; 7; 9; 12; 13]. При этом принцип НДТ в экологическом регулировании является результатом перехода развитых стран, имеющих продвинутую экологическую политику, к стратегии развития ресурсосберегающих, энергоэффективных и малоотходных технологий [16; 17; 18; 19; 20].

В соответствии с принципом НДТ устанавливается процедура выдачи комплексных экологических разрешений, которая дает возможность уполномоченным в экологической сфере государственным органам контролировать соблюдение принятого экологического регламента, а хозяйствующим субъектам - загрязнителям планировать природоохранные мероприятия на основе выбора НДТ [2; 6; 7; 8].

Особенность европейского подхода в использовании стратегии НДТ состоит, в частности, в том, что он базируется на двух принципах. Первый (комплексный или интегрированный) представляет собой управленческий подход, в соответствии с которым рассматриваются меры по предотвращению и контролю загрязнений, относящиеся к отдельным элементам окружающей природной среды . Второй (индивидуальный) подход ориентирован на учет воздействия на окружающую среду каждого конкретного хозяйственного субъекта, а также условий окружающей среды территории его размещения и функционирования.

3 Впервые комплексный подход на уровне ЕС был законодательно закреплен в Директиве Совета ЕС 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 года «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».

Некоторые проблемы внедрения принципа НДТ в условиях России

Внедрение принципа НДТ, нацеленного на сочетание промышленной и экологической политики, в условиях России наталкивается, на наш взгляд, на целый ряд трудностей и проблем [1; 2; 3; 4]. Основные из них связаны с опасениями (что совершенно обосновано) относительно возможностей и готовности отечественной промышленности к технологической модернизации производства, а также в определенной мере с нежеланием отказываться от привычной системы нормирования. В то же время без внедрения более совершенных технологий (включая технологии производства, очистки, утилизации отходов и т.п.) невозможен дальнейший экономический рост. Вместе с тем переход на принцип НДТ требует создания новых правовых, экономических, организационных и других условий для их внедрения, формирования, а также дополнения действующего природоохранного законодательства необходимыми положениями. Пока нормативные акты для реализации указанного принципа не приняты. Требование о применении НДТ предусматривается только для объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Для остальных предприятий экономические стимулы для внедрения наилучших доступных технологий не очевидны.

В РФ пока не разработаны собственные справочники по НДТ (хотя работа началась). Данная брешь закрыта путем перевода справочников ЕС, однако адаптация к ним российских предприятий представляется, на наш взгляд, сложной проблемой. Согласно ФЗ № 219-ФЗ предполагается разработка собственных справочников НДТ с учетом имеющихся в России технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей.

Заключение

Переход к использованию подхода к экологическому нормированию, основанного на принципе НДТ, дает возможность для более полного учета наиболее прогрессивных институциональных предпосылок, а также ограничений универсального общесистемного характера в сфере организации экологического управления, способствуя тем самым повышению его эффективности. Внедрение технологического нормирования требует решения ключевого вопроса, касающегося выбора той или иной НДТ для каждого субъекта хозяйственной деятельности.

Выбор НДТ должен соответствовать, по крайней мере, следующим основным требованиям [2; 8; 13]:

• оправданность применения данной технологии с точки зрения охраны окружающей среды (то есть минимизация антропогенного воздействия на окружающую среду);

• соответствие технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли производства;

• экономическая и практическая приемлемость данной технологии для предприятия.

В условиях России, на наш взгляд, при переходе на НДТ следует сохранить существующую систему экологических нормативов, которая ориентируется на установление предельно допустимых уровней загрязнения на основании сочетания нормативов качества окружающей среды. При этом хотелось бы подчеркнуть, что плоха не сама система нормативов, а процедура их установления и контроля за соблюдением, допускающая внесение поправок на допустимый уровень воздействия на окружающую среду. В сочетании с переходом на принципы НДТ это позволит обеспечить экономическую обоснованность и эффективность для мониторинга загрязнения, с одной стороны, и соблюдение экологических требований, - с другой.

В целом, экологическое нормирование является обязательным элементом системы управления и контроля за состоянием окружающей среды. От качества и эффективности данной системы во многом зависит и результативность проводимой в стране экологической политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бегак М.В., Гусева Т.В. Проблемы проведения экологической реформы в России // Водное хозяйство России: проблемы, технологии, управление. - 2015. - № 5. - С. 70 - 78.

2. Белокрылова Е.А, Уаге М.Б. Наилучшие доступные технологии в экологическом праве Российской Федерации: Проблемы и перспективы // Вестник Удмуртского университета: экономика и право. - 2014. - Т. 24. - Вып. 4. - С. 119 - 123.

3. Боравская Т.В. Социально-экологическая ответственность бизнеса. - URL: http://www.rospromeco.com/zakonodatelstvo/27-analytic/zakonodatelstvo/60-zakonodatelstvo-2.

4. Бурматова О.П. Модернизация инструментов экологической политики и проблемы их внедрения // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 3. - С. 170-194.

5. Бурматова О.П. Экологизация производства в свете инновационного развития // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 4. - С. 257-277.

6. Веселова К. А. Наилучшие доступные технологии: реализация комплексного подхода. // Экология производства. - 2010. - № 12. - С. 88-90.

7. Гусева Т.В., Бегак М.В., Молчанова ЯП., Миронов А.В. Наилучшие доступные технологии как инструмент промышленной и экологической политики // Вестник РХТУ им. Д.И. Менделеева. Гуманитарные и социально-экономические исследования. - М., 2015. -Т. 2. - № 6. - С. 64 - 78.

8. Максименко Ю.Л., Горкина И.Д. Проблемы получения комплексного экологического разрешения // Экология производства. - 2017. - № 12. - С. 46-51.

9. Наилучшие доступные технологии: опыт и перспективы / Е.Б. Королева, О.Н. Жи гилей, А.М. Кряжев, О.И. Сергиенко, Т.В. Сокорнова. - СПб., 2011. - 123 с.

10. О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ.

11. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий: Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

12. Редникова Т. В. Понятие «наилучшая существующая технология» в праве зарубежных стран // Экологическое право. - 2009. - № 4. - С. 25 - 28.

13. Сорокин Н.Д. Нормирование выбросов: куда мы пришли и что за горизонтом? // Экология производства. - 2018. - № 2. - С. 34-40.

14. Ребрик И.И. Возможные риски и ожидаемые механизмы стимулирования бизнеса к переходу на НДТ. - URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source= web&cd= 1&ved=0ahUKEwjn5NG0vMTVAhVJL1AKHbPUBZsQFggmMAA&url=http%3A%2F%2Fsobranie .info%2Ffiles2017%2F128633 5453100217-01.ppt&usg=AFQjCNFD4i_bLAPlLt7F2RaVnko 7ODl8Ow.

15. Справочники НДТ 2017. - URL: https://www.gost.ru/portal/ gost/home/activity/ NDT/sprav_NDT_2017.

16. EU Best Available Techniques reference documents (BREFs) - URL: http://eippcb.jrc.ec. europa.eu/reference/.

17. BAT - Best Available Techniques in Central and Eastern Europe. - URL: https://www.naturvardsverket.se/Documents/publikationer/620-8110-1.pdf?pid=3887.

18. Christian Tebert. Industrial Emission and Best Available Techniques (BAT). - URL: http://www.oekopol.de/en/themen/industrieemissionen/.

19. Commission Implementing Decision (EU) 2017/1442 of 31 July 2017 establishing best available techniques (BAT) conclusions, under Directive 2010/75/EU of the European Parliament and of the Council, for large combustion plants (notified under document C(2017) 5225) (Text with EEA relevance). - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX: 32017D1442&qid=1502965218389/.

20. The EU European Integrated Pollution Prevention Bureau and its work on BAT, IPPC and BREFs (BAT reference documents). - URL: http: //europa.eu.int/comm/ environ-ment/ippc/index.htm.

REFERENCES

1. Begak, M. V., & Guseva T. V. (2015). Problems of environmental reform in Russia. Vodnoye khozyaystvo Rossii: problemy, tekhnologii, upravleniye [Water management in Russia: problems, technologies, management], 5, 70-78 [in Russian].

2. Belokrylova Ye. A, & Uage, M. B. (2014). Best available technologies in environmental law of the Russian Federation: Problems and prospects. Vestnik Udmurtskogo universiteta: ekonomika i pravo [Bulletin of the Udmurt University: Economics and Law], 24; 4, 119 - 123. [in Russian].

3. Boravskaya T. V. Sotsial'no-ekologicheskaya otvetstvennost' biznesa. [Socio-ecological responsibility of business]. - URL: http://www.rospromeco.com/zakonodatelstvo/27-analytic/zakonodatelstvo/60-zakonodatelstvo-2. [in Russian].

4. Burmatova O. P. (2011). Modernization of environmental policy instruments and the problems of their implementation. Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 3, 170-194. [in Russian].

5. Burmatova O. P. (2012). Ecologization of production in the light of innovative development Region: ekonomika i sotsiologiya. [Region: Economics and Sociology], 4, 257-277 [in Russian].

6. Veselova K. A. (2010). Best available technologies: implementation of an integrated approach. Ekologiya proizvodstva. [Ecology of production], 12, 88-90 [in Russian].

7. Guseva T. V., Begak M. V., Molchanova Ya. P., & Mironov A. V. (2015). Best available technologies as an instrument of industrial and environmental policy. Vestnik RKHTU im. D.I. Mendeleyeva. Gumanitarnyye i sotsial'no-ekonomicheskiye issledovaniya. [Herald of the Russian Chemical Technical University. DI. Mendeleev University. Humanitarian and socio-economic research], 2, 6, 64 - 78 [in Russian].

8. Maksimenko Yu. L., & Gorkina I. D. (2017). Problems of obtaining a comprehensive environmental permit. Ekologiya proizvodstva. [Ecology of production], 12, 46-51 [in Russian].

9. Nailuchshiye dostupnyye tekhnologii: opyt i perspektivy [The best available technologies: experience and perspectives. [Koroleva Ye. B., Zhigeley A. M. i dr.]. Saint Petersburg, 2011. 123 p. (In Russian).

10. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob okhrane okruzhayushchey sredy" i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty RF ot 21.07.2014 g. № 219-FZ.[ On Amending the Federal Law "On Environmental Protection" and certain legislative acts of the Russian Federation of 21.07.2014 No. 219-FZ] [in Russian].

11. Ob utverzhdenii kriteriyev otneseniya ob"yektov, okazyvayushchikh negativnoye vozdeystviye na okruzhayushchuyu sredu, k ob"yektam I, II, III i IV kategoriy: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.09.2015 № 1029.[On approval of criteria for assigning objects that have a negative impact on the environment, to objects of I, II, III and IV categories: Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1029 of 28.09.2015] [in Russian].

12. Rednikova T. V. (2009). The concept of "best existing technology" in the law of foreign countries. Ekologicheskoye pravo. [Ecological law], 4, 25 - 28 [in Russian].

13. Sorokin N. D. (2018). Emission standardization: where did we come and what is beyond the horizon? Ekologiya proizvodstva. [Ecology of production], 2, 34-40 [in Russian].

14. Rebrik I. I. Vozmozhnyye riski i ozhidayemyye mekhanizmy stimulirovaniya biznesa k perekhodu na NDT. [Possible risks and expected mechanisms of stimulating business to transition to BAT.]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved= 0ahUKEwjn5NG0vMTVAhVJL1AKHbPUBZsQFggmMAA&url=http%3A%2F%2Fsobranie.info %2Ffiles2017%2F1286335453100217-01.ppt&usg=AFQjCNFD4i_bLAPlLt7F2RaVnko7ODl8Ow. [in Russian].

15. Spravochniki NDT 2017. [Directories of BAT 2017.]. - URL: https://www.gost.ru/ por-tal/gost/home/activity/NDT/sprav_NDT_2017. [in Russian].

16. EU Best Available Techniques reference documents (BREFs) - URL: http://eippcb.jrc. ec.europa.eu/reference/.

17. BAT - Best Available Techniques in Central and Eastern Europe. - URL: https://www. naturvardsverket.se/Documents/publikationer/620-8110-1.pdf?pid=3887.

18. Christian Tebert. Industrial Emission and Best Available Techniques (BAT). - URL: http://www.oekopol.de/en/themen/industrieemissionen/.

19. Commission Implementing Decision (EU) 2017/1442 of 31 July 2017 establishing best available techniques (BAT) conclusions, under Directive 2010/75/EU of the European Parliament and of the Council, for large combustion plants (notified under document C(2017) 5225) (Text with EEA relevance).- URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri= CELEX: 32017D1442&qid=1502965218389/.

20. The EU European Integrated Pollution Prevention Bureau and its work on BAT, IPPC and BREFs (BAT reference documents). - URL: http: //europa.eu.int/comm/ environment/ ippc/index.htm.

© O. n. Eypjuamoea, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.