Научная статья на тему 'МЕСТО МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

МЕСТО МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ПЕСНЯ / ЦЕННОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / ДЕТСКИЕ ПЕСНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каюмов Иброхим Файзуллоевич, Жураева Мафтуна

В статье автор размышляет о значении и месте музыки в духовно-нравственном воспитании учащихся общеобразовательных школ, а также о влиянии музыкального наследия на подрастающее поколение, о значении песен, воспевающих такие качества личности как нравственность, совестливость, вера, правдивость, честность, любовь и верность Родине, уважение к родителям и народу, бережное отношение к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каюмов Иброхим Файзуллоевич, Жураева Мафтуна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

3. Нигматова М.М., Мирзаева Д.Ш. Коррекционная педагогическая деятельность процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личносш./M.CADEMY. Научно-методический журнал, 2019. № 1 1 (50). С. 29-31.

4. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания //ACADEMY. Научно-методический журнал, 2020. № 3 (54). Стр 64-67.

МЕСТО МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Каюмов И.Ф.1, Жураева М.2

1Каюмов Иброхим Файзуллоевич - старший преподаватель, кафедра музыкального образования;

2Жураева Мафтуна - студент, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье автор размышляет о значении и месте музыки в духовно-нравственном воспитании учащихся общеобразовательных школ, а также о влиянии музыкального наследия на подрастающее поколение, о значении песен, воспевающих такие качества личности как нравственность, совестливость, вера, правдивость, честность, любовь и верность Родине, уважение к родителям и народу, бережное отношение к природе.

Ключевые слова: музыка, песня, ценность, традиция, обычай, детские песни.

Узбекское народное музыкальное творчество издавна было одним из главных средств воспитания молодежи, и оно считалось огромным культурным достоянием населения.

Самая важная составляющая этого творчества - популярная и впечатляющая народная музыка, а правильнее сказать народные песни. Музыкальное творчество отличается от других видов искусства такими особенностями, как идейное и художественно-эстетическое содержание, выражающее все грани жизни народа. Использование всех видов музыки в формировании духовно-нравственного и эстетического мировоззрения подрастающего поколения дает свои плоды в уже сформировавшейся личности с высокими идеями и духовностью.

Музыкальные произведения являются одними из важнейших составляющих в духовном наследии, культурных сокровищах, исторических памятниках древности.

Высшими качествами, отражающими человеческое существо, являются нравственность, вера, совесть, честность, порядочность, верность родной земле, любовь к Родине, служение народу, почитание родителей, уважение матери-природы и др. Люди передают это творчество из поколения в поколение, создавая духовное наследие народа. В течение жизни человек, главным образом в социальных вопросах, исходя из каждодневных житейских вопросов (на работе и дома) создаёт песни и внедряет их в народную среду. С течением времени песни прочно входят в народные массы, знаменитые исполнители их дорабатывают, таким образом песня превращается в народное творчество, плавно переходя в народное наследие. Хорошие песни укрепляются в народе и продолжают изучаться в школах, и исполняться народными исполнителями.

Мелодии, воплощающие в себе доброту, не только развивают добрые чувства в сердцах молодежи, но и оказывают художественно-эмоциональное воздействие на формирование у них человеческих качеств. Так как многие произведения искусства, классические и народные произведения, передаваемые из поколения в поколение, являются продуктом созидательной силы народа, сила их воспитательного воздействия огромна. Это влияние можно увидеть прежде всего в том, что эти мелодии созданы в национальном духе, когда мелодии олицетворяют доброту, воплощают человеческие качества и особенно воспевают такие качества, как красота, величие, мудрость и т.д. Прослушивание, пение, изучение, анализ таких произведений, беседы об истории создания песен, об умелых исполнителях, их художественном содержании создают в сердцах и сознании учащихся школьников, создают в идеальные образы, вдохновляют их на овладение самыми благородными человеческими качествами.

О мощной силе воздействия музыки, особенно созидательной силе в воспитании гармонично развитого поколения можно заметить следующее: если человеческое ухо приучено к легкомысленным, грубоватым тонам, то с течением времени его художественный вкус формируется так, что приводит к упадку музыкальной культуры, его духовным миром овладевают ложные понятия. В конце концов, такой человек с трудом воспринимает классические музыкальные произведения мировых композиторов, таких как Бах, Чайковский и др. С трудом воспринимается и народное творчество, например, «Шашмаком» в узбекском народном творчестве.

Поскольку речь идёт о воспитании школьников, то в школах следует избегать прослушивания поп-музыки, так как её хватает в обыденной жизни. Учителям следует подбирать для уроков музыки такие произведения, которые прививают нравственные качества и хороший вкус. Поскольку знание классических произведений приводит человека в общество высоко образованных и культурных людей, общение с которыми без сомнения вызывают высокие порывы у людей.

Народные песни по своим формам и жанровым особенностям очень разные, среди них - песни семейного ритуала, песни, исполняемые во время физической работы, песни сезонных ритуалов, религиозные песни, песни свободной тематики, а также детские фольклорные песни, отличающиеся массовостью.

Например, первая песня, которую слышит человек в своей жизни - это колыбельная. Колыбельная - это воплощение пожеланий сладких снов, великого будущего ребенку. Как пишет Абу Али ибн Сина волшебная сила колыбельной состоит в том, «чтобы укрепить сознание личности ребенка, нужно использовать два действия. Одно - это медленное покачивание ребенка, а другое - исполнение колыбельной, необходимой ему для сна. В зависимости от количества восприятия этих двух составляющих, развивается талант ребенка к физической и духовной культуре и к музыке».

О том, что узбекские народные песни имеют свою долгую историю, можно увидеть на примере многих отрывков из произведения Махмуда Кошфари «Девон-люфати Турк» (в переводе с арабского «поэма»), приведенных в четверостишиях. Собранные великим ученым песни свидетельствуют о том, что они послужили основой для возникновения и развития узбекской письменности и литературы.

В музыкальном фольклоре широкое место занимают песни, соответствующие детским возрастным и звуковым особенностям, которые сформировались и развивались под влиянием взрослого мировоззрения на детей. Большинство из этих песенок воспроизводятся вовремя определенных игр. Таких как, «Зув-зув борафай», «Топалок», «Я солдат», «Белый тополь» и др.

Что же касается того, что эти песенки непосредственно связаны с игровым процессом, то еще одно важное качество их заключается в том, что большинство детских фольклорных песенок исполняющихся во время игр, служат для формирования у детей нравственных и физических качеств. Так, например,

18

развиваются такие положительные качества, как уважение друг к другу, любовь к Родине, верность, искренность, верность традициям, прославление национальных ценностей. Воспроизведение песенок, служит для обучения детей языку, звуковому диапазону. Вместе с тем у детей развиваются: находчивость, сообразительность, умение слушать и вдумываться в слова (анализ песенки), выполнение адекватных действий.

Таким образом в общеобразовательной школе для формирования морально-нравственных качеств у детей необходимо изучать народные и классические песни и музыкальные произведения.

Список литературы

1. Кароматов Ф. Узбекская народная музыка (20-акпд). Том 2. Т.: "Наука", 1985. 174 С.

2. Каххоров Н.В. Вокальные инструменты/ Учебное пособие. Т.: "Иктикод-финансы", 2008. 314 С.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ниязова Г.Д.

Ниязова Гулбахор Давроновна - преподаватель, кафедра дошкольного воспитания, факультет дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: нравственное воспитание - важная составляющая всестороннего развития личности. Он представляет собой процесс, направленный на приобщение детей к этическим представлениям и знаниям, воспитание в них нравственных чувств и качеств личности, культуры позитивных отношений и поведения. Ключевые слова: нравственное сознание, моральное мышление и знания, формирование культурных поведенческих и позитивных отношений, стимулирование нравственных чувств и отношений, нормы и правила поведения.

В процессе нравственного воспитания ребенок становится морально совершенным. В процессе развития нравственных представлений прежде всего они начинают осознанно понимать свои отношения с окружающими; в их отношениях, которые они разделяют со своими сверстниками и взрослыми, развиваются уроки этики.

Педагогическая наука считает воспитание и образование важным фактором нравственного развития ребенка. Результаты многих исследований по педагогике и психике показывают, что дошкольное воспитание является важнейшим этапом духовного становления ребенка. В этот же период под влиянием образования и воспитания, ориентированного на определенную цель, начинают формироваться нравственные качества личности, а к 6-7 годам, когда возникает более устойчивая форма нормы позитивного поведения, ребенок становится все более занятым в отношениях с окружающими с точки зрения этических правил и норм, поэтому важно с самого первого возраста воспитывать детей.

Традиции узбекского народа, образ жизни, образование, воспитание, культура уходят корнями в далекие века. Люди нашего нынешнего и будущего поколений должны хорошо знать и соблюдать узбекскую национальную духовность. Только тогда общество будет благополучным, люди будут вести спокойную и культурную жизнь.

С древнейших времен в творчестве Восточных классиков нравственность занимала центральное место. Начиная с произведений авторов Аль-Хорезми, Абу Наср

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.