УДК 378.6 ББК 74.58
МЕСТО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ИРИНА ГЕОРГИЕВНА ЕВСЕЕВА,
начальник кафедры педагогики УНК ПСДМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат психологических наук, доцент, полковник полиции E-mail: [email protected]; ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА БОРИСОВА, доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, полковник полиции
E-mail: [email protected] Рецензент: доктор педагогических наук И.В. Ульянова Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Переход российского высшего профессионального образования на новые образовательные стандарты в новых для страны политических, экономических условиях предоставляет педагогическим коллективам современных образовательных организаций высшего образования широкие возможности творчески организовывать образовательный процесс c учетом богатого арсенала актуальных инноваций международного уровня при одновременной возможности сохранять и развивать традиции отечественного образования.
Ключевые слова: общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся, междисциплинарные компетентности обучающихся, квазипрофессиональная учебная деятельность.
Abstract. The transition of the Russian higher professional education new educational standards in the nation's new political and economic conditions provides teachers of modern educational institutions of higher education ample opportunities to creatively organize the educational process taking into account the rich Arsenal of current innovations international level, whilst the possibility to preserve and develop traditions of domestic education.
Keywords: General cultural and professional competencies, interdisciplinary competence, quasiprofessional learning activities.
Государственная итоговая аттестация проводится на 5 курсе (10 семестр) обучения после изучения всех профильных учебных дисциплин и относится к завершающим процесс формирования специалиста по определенной специальности и специализации с присвоением квалификации (степени) выпускника.
Аттестационные испытания государственной итоговой аттестации проводятся в форме междисциплинарного государственного экзамена.
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Проведение аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации слушателей направлено на определение готовности выпускника к самостоятельному выполнению служебных обязанностей в должности психолога, посредством определения уровня сформированности у экзаменуемого профессиональных компетенций (ПК), определенных ФГОС ВО [1], прежде всего, знаний, умений и навыков, как компонентов этих компетенций.
Для проведения государственной итоговой аттестации организуются аттестационные испытания, состоящие из трех этапов:
1. Теоретико-методологический анализ проблемной ситуации профессиональной деятельности.
2. Психодиагностика.
3. Коррекционно-развивающая и консультативная работа.
Переход высшей школы на ФГОС ВО, ориентированный на формирование компетентностей, актуализирует разработку контрольно измерительных материалов, позволяющих объективно оценивать компетентности слушателя.
Большинство исследователей понимают компетентность как овладение соответствующей компетенцией — заданным требованием к подготовке, необходимой для успешной профессиональной деятельности. Компетентность — это совокупность качеств личности слушателя (знаний, умений и навыков, опыта, способностей, ценностно смысловых ориентаций), которые обеспечивают и усиливают его готовность к работе по специальности.
В соответствии с содержанием образования различают компетентности ключевые, междисциплинарные и предметные; каждой компетентности соответствует свой спектр знаний, умений и навыков, а также ряд других качеств личности, важных для будущей работы. В настоящее время проблема объективной оценки именно таких качеств личности, выходящих за рамки традиционного, «знаниевого», подхода, изучена недостаточно [3].
Первым шагом к решению указанной проблемы, по нашему мнению, может стать оценка предметных и междисциплинарных компетентностей — именно они формируют способность и готовность слушателя применять получаемые знания в профессиональной деятельности, их преобразование в «знания в действии».
Готовность к применению знаний по конкретной дисциплине (учебному предмету) обеспечивают предметные компетентности, которые формируются в том случае, если при обучении дисциплине организуется квазипрофессиональная деятельность, моделирующая элементы деятельности профессиональной; готовность же слушателя комплексно применять знания нескольких дисциплин, как того и требует профессиональная деятельность, определяют междисциплинарные компетентности.
К их числу, кроме знаний, умений и навыков, необходимо отнести следующие:
1) понимание связей между различными дисциплинами и психологическая готовность приме-
нять знания из соответствующих дисциплин при изучении других;
2) опыт применения знаний по одним дисциплинам при изучении других;
3) понимание необходимости и возможности комплексно применять знания из различных дисциплин в профессиональной деятельности;
4) опыт комплексного применения знаний по различным дисциплинам в квазипрофессиональной деятельности;
5) уверенность слушателя в своих возможностях решать задачи профессиональной деятельности, комплексно применяя знания по различным дисциплинам;
6) желание и готовность при изучении дисциплины получать новые знания из других дисциплин.
Опыт применения знаний по одним дисциплинам при изучении других формируется, если содержание обучения отражает междисциплинарные связи, а опыт применения знаний в будущей работе — если организуется квазипрофессиональная учебная деятельность. Полученный опыт, соединяющий в единое целое отдельные усвоенные действия, способы и приемы решения задач, обеспечивает новое качество — способность решать определенные профессиональные задачи; укрепляет уверенность слушателя в своих возможностях и его желание получать дополнительные знания. Как видим, предметные и междисциплинарные компетентности существенно повышают готовность слушателя к будущей работе, а условием их формирования является усиление междисциплинарных связей в сочетании с квазипрофессиональной деятельностью.
Сегодня становится все более очевидным, что подрастающее поколение, в том числе и курсанты, мало озабочены авторством конкретного текста, библиографическими данными научного/художественного источника. Это говорит об их неспособности дифференцировать понятия и соответствующие им явления — «информационные ресурсы», «информационные технологии», их формы. В дальнейшем данный факт может не только влиять на развитие некомпетентной личности, но и спровоцировать пренебрежение обучающихся к компиляциям, некорректным заимствованиям, плагиату, т.е. косвенно влиять на формирование безнравственного поведения.
Для снижения перечисленных рисков в контексте педагогики смысложизненных ориентаций предлагается организовывать с курсантами библиотечный семинар — когда на занятии выступает сотрудник библиотеки, информирующий курсантов о правилах и способах поиска, систематизации информации, представленной в печатном виде, об автоматизированных ресурсах библиотеки. В свою очередь, преподаватель одной из учебных дисциплин (при подготовке социальных педагогов целесообразно выбрать учебную дисциплину «Общие основы педагогики») инструктирует обучающихся о правилах поиска, систематизации, обработки и передачи научной информации на основе актуальных для будущих социальных педагогов научных статей, опубликованных в периодической печати. На практическом уровне курсанты не только изучают научный материал, но и обобщают его, оформляя план-конспект, презентуют учебному взводу, совершенствуя навыки публичного выступления, дискуссии. Наши наблюдения показали, что значительная часть первокурсников (до 90% в учебном взводе) испытывает затруднения в обработке, структурировании научной информации и ее передаче в устной и письменной формах. В связи с этим вначале преподаватель обеспечивает безотметочную среду, содействуя подопечным в комфортном для личности процессе формирования актуальных умений и навыков.
Значительная часть курсантов первого курса, осваивающих социально-педагогическую деятельность, нуждается также в приобретении практического опыта в сфере личностного самосовершенствования, самовоспитания, в области организационной, творческой деятельности. Для этого работа с информацией, представленной в печатной и автоматизированной формах, систематически должна сопрягаться с рефлексивными, организационными, художественно-творческими заданиями: сначала со стороны преподавателя, затем — и сокурсников.
Нередко в педагогической среде возникает серьезное противоречие в области вопроса, касающегося хранения информации: актуальны ли в целом бумажные носители в настоящее время? Наша практика показала их значимость, ибо хранящаяся в них информация более реальна, более целенаправленно влияет на гармоничное развитие личности (ибо в восприятии информации участвуют тактильные
ощущения человека, стимулируется его понимание информационной целостности научного материала и проч.). Наряду с этим именно уважительное отношение к реальным книгам, журналам (как физическим объектам) стимулирует укрепление гуманитарных традиций в молодежной среде, в определенной мере позитивно сказывается на отходе от сугубо утилитарного отношения к информации и ее переносе в духовно-материальную сферу личности. В связи с этим столь важны такие акты в процессе обучения, как, например, приведение преподавателем цитаты в процессе лекции непосредственно из принесенной им на занятие книги или оформление обучающимися портфолио учебной дисциплины и систематическое его пополнение актуальными материалами, а также дальнейшее использование в последующие годы.
Особую важность в подготовке курсантов к работе с информационными ресурсами приобретает гносеологический аспект процесса обучения. Это связано с тем, что высокий уровень формализации знаний, транслируемый Интернетом, обусловливает значительное снижение нагрузки на интенсивность мыслительной деятельности человека, как следствие — нивелирование гибкости мышления, способности к выдвижению гипотез. Следовательно, для эффективного развития обучающейся личности остается важным (во многих случаях и приоритетным) и традиционно осваиваемый информационный ресурс посредством неавтоматизированных методов, способов, средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации. В частности, выступая в роли аналитика изучаемой информации (на основе слушания лекции, чтения книги и проч.), курсант осознает ряд соотношений и закономерностей предметной области; выступая в роли эксперта — порождает новые знания. Самостоятельно анализируя, обобщая, систематизируя информацию, курсант преобразует ее, переводя из внешнего формата во внутренний; он действует на уровне активного выполнения множеств операций: описания и обобщения фактов, их классификации, моделирования, прогнозирования и проч. В частности, организуя работу курсантов с научной информацией, уж на первом курсе необходимо содействовать им в освоении методов научного познания: наблюдения, эксперимента (элементарного уровня), анализа и синтеза, индукции и дедук-
ции, восхождения от абстрактного к конкретному, исторического и логического методов и проч. Подводя итог, подчеркнем:
• общекультурная компетенция, связанная с развитием у курсантов способности работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12) нуждается в функциональной дифференциации, благодаря чему будут актуализированы два аспекта информационных ресурсов: автоматизированный и традиционный (печатный);
• для комплексной работы по формированию у курсантов-будущих социальных педагогов ОК-12 требуется устойчивая интегративная деятельность специалистов кафедр педагогики и информатики и математики, библиотеки, а также ее акцентирование в период первого года обучения курсантов;
• формирование у курсантов ОК-12, как показала практика, наиболее эффективно в контексте концептуальных положений педагогики смыс-ложизненных ориентаций, обеспечивающей целостность педагогического процесса, актуализирующей морально-нравственное воспитание и самовоспитание в процессе обучения, личностно ориентированный подход в ситуации подготовки социального педагога.
Междисциплинарные модели имеют универсальный характер и возникают в обучении любой дисциплине всякий раз, когда используются знания другой дисциплины. Известным примером является математическая модель в методе математического моделирования. Если же используются знания нескольких дисциплин, то соответствующие междисциплинарные модели строятся последовательно. Так, студент инженерного вуза, проектируя конструкционные материалы, обеспечивающие прочность механизма, вначале формирует его физическую модель — систему приложения сил из курса физики, исследует ее, интерпретирует результат. Далее он формирует и исследует другие модели, поочередно используя знания по другим дисциплинам: сопротивлению материалов, материаловедению и химии. В результате комплексного примене-
ния знаний получается описание конструкционных материалов. Именно в процессе формирования моделей студент осознает междисциплинарные связи.
Итоговую оценку выполнения проверочного задания следует формировать из оценки:
1) знаний по дисциплинам, необходимых для построения междисциплинарной модели;
2) навыков формирования таких моделей;
3) знаний, необходимых для исследования модели;
4) опыта применения знаний при таком исследовании;
5) умения интерпретировать и оценивать полученный результат.
Отсюда следует, что в проверочных заданиях следует предусмотреть, во-первых, разделы, определяющие уровень знаний слушателя (студента) по дисциплинам, во-вторых, задачи трех типов для оценивания навыков формирования междисциплинарных моделей, способности исследовать модели, умения осмысливать результат применения знаний. Наконец, необходимы задачи для проверки умения слушателя (студента) выполнять все эти этапы, последовательно переходя от одного к другому.
Оценка выполнения задания по выбранной шкале будет объективной оценкой и знаний, и междисциплинарных компетентностей слушателя (студента). Мы исходим из того, что у слушателя (студента), имеющего знания по дисциплине, компетентности могут быть не сформированы — если он не умеет применять знания за рамками дисциплины; отсутствие же у слушателя (студента) необходимых знаний приводит и к отсутствию междисциплинарных компетентностей.
Изложенные рассуждения затрагивают лишь некоторые аспекты описания контрольно измерительных материалов для оценки междисциплинарных компетентностей, которое, безусловно, необходимо уточнять при практической реализации положений
ФГОС ВО.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 года № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры» // «Российская газета». 2014. № 56.
2. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4.
3. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка курсантов — будущих социальных педагогов к консультационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6.
4. Тихомиров С.Н., Евсеева И.Г. Исследовательская компетентность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и методика ее формирования // Философские исследования и современность: Сб. науч. тр. М., 2015.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Смирнов А.М. и др. Изд-во ЮНИТИ, 2016. 168 стр.
Учебное пособие предназначено для формирования у читателей полного представления о социально-правовой природе обстоятельств, исключающих преступность деяния, как одного из основных институтов российского уголовного права.
Для студентов, курсантов, слушателей вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также специальности «Юриспруденция», для научно-педагогических работников и практикующих юристов.
Психология
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 207 с.
Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.
Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.
Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.