Научная статья на тему 'Место маркетинга в системе управления предприятием'

Место маркетинга в системе управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1212
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / РОЛЬ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА / ROLE AND FUNCTIONS OF MARKETING / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА / PRINCIPLES OF MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелешкин И.П.

В данной статье рассматриваются функции маркетинга, которые определяют его роль в системе управления предприятием. На основе проведенного исследования, внимание в данной работе было акцентированно на объяснение почему ведущее место в системе управления должно быть отведено именно службам маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF MARKETING IN THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM

In this article, marketing functions are considered that determine its role in the enterprise management system. Based on the study, attention in this paper was focused on the explanation of why the leading place in the management system should be allocated specifically to marketing services.

Текст научной работы на тему «Место маркетинга в системе управления предприятием»

МЕСТО МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

И.П. Мелешкин, магистрант Российский университет кооперации (Россия, г. Мытищи)

Аннотация. В данной статье рассматриваются функции маркетинга, которые определяют его роль в системе управления предприятием. На основе проведенного исследования, внимание в данной работе было акцентированно на объяснение почему ведущее место в системе управления должно быть отведено именно службам маркетинга.

Ключевые слова: Маркетинг, роль и функции маркетинга, предприятие, управление, принципы маркетинга.

В современном развитии производства маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. Цель комплексной системы управления, основанной на принципах маркетинга, обеспечение решения поставленных предприятием задач (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.). Маркетинг, как система управления, и как особая деятельность в частности должна обеспечивать:

1. Надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и динамике потребности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, то есть информацию о внешних условиях функционирования предприятия;

2. Создание такого товара, товарного ассортимента, который соответствует требованиям рынка, лучше, чем товар конкурента удовлетворяет спрос, решает проблему потребителя;

3. Необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.

Маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных решений по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее место в системе управления предприятием.

Роль и функции маркетинга

Маркетинг играет ведущую роль в обеспечении высокого качества продук-

ции, отвечающего требованиям потребителей. Функция маркетинга занимает первое место в «петле качества».

В соответствии с указанными международными стандартами жизненный цикл продукции включает 11 этапов: маркетинг, поиск и изучение рынка; проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство; контроль, проведение испытаний и обследований; упаковка и хранение; реализация и распределение продукции; монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание; утилизация после использования.

Следовательно, система управления любого предприятия должна строиться в соответствии с этими этапами жизненного цикла продукции, и ведущее место в системе управления должно быть отведено службам маркетинга.

Являясь первым этапом жизненного цикла продукции, маркетинг вместе с тем функционирует также на всех других его этапах и, что особенно важно подчеркнуть, включая этапы этого цикла, относящиеся к сфере обращения и потребления продукции. Таким образом, уже на начальном этапе подготовки производства, предприятие обязано ориентироваться только на такую продукцию, которая найдет свой платежеспособный спрос на рынке. Следовательно, с позиции маркетинга при формировании системы управления следует идти от конечной цели к тому, что должно обеспечить ее достижение.

В связи с этим структура управления должна охватывать весь жизненный цикл выпускаемой техники - маркетинг, проектирование, производство, ремонт, обеспечение запчастями и прочее обслуживание до снижения в металлолом. Следует исходить из того, что задача удовлетворения потребности народного хозяйства в определенных видах продукции полностью ложится на производителя. А чтобы достичь этого, необходимы определенные изменения в производственной структуре предприятий-производителей.

Первое из них: тот, кто производит, тот и осуществляет техническое обслуживание, а также торгует этой техникой, иначе происходит отчуждение производителя от произведенной им техники.

Поэтому система управления должна включать в себя комплексные функции технического обслуживания, что вызывает необходимость создания дополнительных баз, центров фирменного технического и ремонтного обслуживания.

Переход на систему маркетинга означает подчинение задачам сбыта всех этапов жизненного цикла продукции, всех сторон деловой активности трудовых коллективов. Из этого вытекает, что в условиях ускоренного обновления продукции с ориентацией на требования рынка, необходимо развитие исследовательской базы производства и интеграции ее наукой, усиление экспериментальной базы и опытного производства, создании научно-технических центров. Следовательно, в структуру предприятий и их объединений следует включать комплексные научно-технические центры или дочерние исследовательские предприятия, или отделения по организации исследовательских и кон-структорско-технологических работ. Они обеспечивают объединение всех стадий разработки и внедрения в производство новых изделий в единый процесс, учитывающий требования потребителей и осуществляющих обратную связь с ними.

Важным условием ускорения постановки новой продукции, а производство является развитие производства специального инструмента и технологической оснастки.

Тенденция развития специализированных производств должны найти свое отражение при формировании организационных структур управления предприятий по следующей модели:

- транспортно-складское хозяйство;

- металлургическое производство;

- прессово-штамповочное производство;

- механообрабатывающее производство;

- сборочное производство.

Возможно это будут малые специализированные предприятия.

Таким образом, в современных условиях просто необходимо, чтобы предприятие (объединение) в целом создало систему управления своей деятельностью, которая позволила бы наиболее полно использовать его ресурсы и возможности с учетом требований потребителя и рынка. При этом влияние маркетинга на всем жизненном производственном цикле изделия должно быть определяющим. Путем изучения рынка и потребительских свойств товаров, необходимых потребителю, нужно установить и довести до каждого инженера, конструктора, технолога и производственника информацию о потребительских свойствах этого изделия, то есть должны быть использованы принципы маркетинга, которые позволяют оказывать воздействие на проектирование, техническую подготовку производства, ход производственного процесса, сбыт и техническое обслуживание техники. Вместе с тем эти принципы затрагивают и экономический анализ производства с учетом методологии, умения изучать рынок, оценивать качество и конкурентоспособность продукции, разрабатывать и осуществлять стратегию выхода на рынок, систему мер по поддержанию объема производства и продаж как техники, так и запасных частей отдельных узлов на необходимом уровне, для получения прибыли на всех этапах: производства, торговли, технического обслуживания и снабжения.

Таким образом, для обеспечения полного хозяйственного расчета, самофинансирования и развития самостоятельности предприятий в условиях рыночной эконо-

мики, должна быть принципиально изменена система управления ими с тем, чтобы их деятельность была направлена на удовлетворение спроса на ту или иную продукцию с необходимыми потребительскими свойствами. Для этого организационные структуры управления предприятий должны включать элементы, реализующие задачи по изучению спроса, организации оптовой торговли и послепродажного обслуживания техники по схеме: изучение

спроса г планирование ' исполнении (разработка конструкции, технологическая подготовка производства, изготовление) реклама *"сбыт ^техническое обслуживание у потребителя * контроль удовлетворения спроса и качества * воздействие на проектирование и производство путем обратной связи (системы маркетинга). По существу, новый хозяйственный механизм рождает новые и отбрасывает ненужные функции, а если это так, то должны отмирать элементы старых организационных структур и появляться новые, которые и должны выполнять эти новые функции.

Выводы

На основе анализа тенденций развития организационных структур управления предприятий и их объединений при внедрении маркетинга можно сделать следующие выводы:

1) В условиях рыночной экономики предприятия и их объединения должны создавать службы маркетинга с функция-

Библиографический список

1. Романович В.К. Гусакова Е. Д. Маркетинговая среда и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия. Выбор маркетинговых стратегий на предприятии в условиях конкуренции. Молодежь и наука: развитие творческого потенциала. Международная студенческая научно-практическая конференция. РУК., М., 2016. - 52-160 с.

2. Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления. Феникс, 2010. - 381 с.

ми изучения рынков сбыта и определения спроса на продукцию предприятия, требований потребителей к ней, обеспечения ее конкурентоспособности, организации рекламы, сбыта и сервисного обслуживания.

2) Службы маркетинга должны иметь устойчивые и тесные прямые и обратные связи со всеми другими подразделениями предприятия и оказывать на них постоянное влияние с тем, чтобы обеспечивалось безусловное выполнение требований потребителей к качеству, функциональному назначению и другим потребительским свойствам продукции, ее производство в необходимом для рынка объеме и ассортименте; современное и качественное фирменное обслуживание; достижение запланированного объема прибыли.

3) Все работники предприятий должны привлекаться для разработки и реализации цели, стратегии и тактики маркетинга.

4) Следует постоянно доводить до сознания всех работников, что маркетинг не относится только к сбыту продукции, а в корне изменяет всю систему управления, и ориентирует каждую службу и каждого работника на достижении конечной цели предприятия.

5) Организация управления на принципах маркетинга необходима даже в условиях дефицита, так как исключает возможность выпускать продукцию, не отвечающую нуждам и потребностям потребителей.

THE PLACE OF MARKETING IN THE ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM

I.P. Meleshkin, graduate student Russian university of cooperation (Russia, Mytishchi)

Abstract. In this article, marketing functions are considered that determine its role in the enterprise management system. Based on the study, attention in this paper was focused on the explanation of why the leading place in the management system should be allocated specifically to marketing services.

Keywords: Marketing, role and functions of marketing, enterprise, management, principles of marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.