Научная статья на тему 'МЕСТО ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ В СТРУКТУРЕ ПРЕСТУПНОСТИ'

МЕСТО ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ В СТРУКТУРЕ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL PROCEEDS / LEGALIZATION / CRIME / MONEY / LEGAL REGULATION / CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье раскрываются общие положения правового регулирования противодействия легализации (отмывания) преступных доходов. На основе анализа уголовного отечественного и зарубежного законодательства и сложившейся правоприменительной практики продемонстрированы механизмы совершенствования борьбы с такого рода преступными проявлениями в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF LEGALIZATION (LAUNCHING) OF INCOME OBTAINED BY ILLEGAL WAYS IN THE STRUCTURE OF CRIME

The article reveals the general provisions of the legal regulation of combating the legalization (laundering) of criminal proceeds. On the basis of the analysis of the criminal domestic and foreign legislation and the existing law enforcement practice, the mechanisms of improving the fight against such criminal manifestations in society are demonstrated

Текст научной работы на тему «МЕСТО ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ В СТРУКТУРЕ ПРЕСТУПНОСТИ»

МАЙСТРЕНКО Гоигорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России e-mail: G.Maуstrenko@yandex.ru

МЕСТО ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЕМ В СТРУКТУРЕ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. В статье раскрываются общие положения правового регулирования противодействия легализации (отмывания) преступных доходов. На основе анализа уголовного отечественного и зарубежного законодательства и сложившейся правоприменительной практики продемонстрированы механизмы совершенствования борьбы с такого рода преступными проявлениями в обществе.

Ключевые слова: преступные доходы, легализация, преступление, денежные средства, правовое регулирование, уголовное право.

MAISTRENKO Grigory Alexandrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

PLACE OF LEGALIZATION (LAUNCHING) OF INCOME OBTAINED BY ILLEGAL WAYS IN THE STRUCTURE OF CRIME

Annotation. The article reveals the general provisions of the legal regulation of combating the legalization (laundering) of criminal proceeds. On the basis of the analysis of the criminal domestic and foreign legislation and the existing law enforcement practice, the mechanisms of improving the fight against such criminal manifestations in society are demonstrated.

Key words: criminal proceeds, legalization, crime, money, legal regulation, criminal law.

В современном мире легализация (отмывание) преступных доходов занимает особое место в структуре преступности. Являясь вторичной преступной деятельностью, легализация преступных доходов придает практический смысл и отчасти детерминирует первичную преступную деятельность. В настоящий момент системы контроля над чиновниками, проведением финансовых операций и различных сделок вышли на абсолютно новый уровень. В результате легализация (отмывание) преступных доходов часто становится единственной возможностью распорядиться денежными средствами и иным имуществом, приобретенными в результате совершения преступлений. В данном контексте противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов приобретает особую актуальность.

По подсчетам экспертов Международного валютного фонда, ежегодно легализуется 2-3% от общего мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Общий объем легализованных денежных средств в мире составляет не менее 2 200 млрд долл., а российский рынок легализации достигает порядка 39 млрд долл. Учеными и практическими работниками правоохранительных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

органов отмечается, что легализация преступных доходов напрямую связана с теневой экономикой. По оценкам экспертов, реальная доля «теневой» экономики составляет 40-50% ВВП, а в некоторых отраслях до 70%. Наличие такого количества денежных средств, приобретенных в результате преступной деятельности, негативно сказывается на внутригосударственных и международных экономических показателях, способствует существенному росту теневого сектора экономики и, в целом, тормозит развитие социально-экономических процессов в государстве.

О повышенной актуальности противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, приобретенных в результате совершения преступлений, свидетельствуют также данные статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Так, по ст. 174 и 174.1 УК РФ в 2013 г. было осуждено 26 человек, в 2014 г. - 41, в 2015 г. - 14, в 2016 г. - 16, в 2017 г. -31, в 2018 г. - 29 человек. Такое положение дел говорит об относительной распространенности легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступлений, при этом 90% лиц осуждены по ст. 174.1 УК РФ.

Данный фактор свидетельствует о недостаточной эффективности уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 174 УК РФ [1], и предлагается данные вопросы активизировать при проведении исследования по данной проблеме.

Рассматривая данный вопрос, целесообразно иметь в виду, что легализация преступных доходов относится к высоко латентным преступлениям. По оценкам Росфинмониторинга, в России ежегодно легализуется около 200 млрд руб., при этом правоохранительными органами выявляется порядка 30 млрд руб. легализованных криминальных доходов. Помимо этого, легализация (отмывание) преступных доходов напрямую связана с возможностью финансирования террористической деятельности. В данном контексте противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов приобретает особую актуальность ввиду возросшей террористической угрозы в современном мире. Доходы, полученные от преступной деятельности, в дальнейшем, как правило, используются для финансирования террористических актов и преступных групп разной криминальной характеристики.

Данные факторы, по мнению ученых-правоведов и практических работников правоохранительных органов, предопределяют особую актуальность проведения исследований в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. На основе изучения данных противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, требующих своего неотложного решения, предлагается рассматривать следующие вопросы:

а) связанные с имплементацией в российское законодательство норм международного права, направленных на борьбу с легализацией (отмыванием) преступных доходов;

б) исследование и изучение элементов и признаков составов легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;

в) совершенствования и повышения эффективности действующего уголовного законодательства в рассматриваемой сфере.

По вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в доктрине российского уголовного права было выполнено значительное количество исследований. Отдельно из общего списка научных трудов стоит выделить диссертацию В.И. Третьякова, в которой впервые на уровне докторского исследования рассматриваются вопросы взаимосвязи легализации (отмывания) преступных доходов и организованной преступной деятельности [7].

Наряду с исследованиями в нашей стране по данной проблеме, необходимо рассмотреть и

зарубежную правовую базу. Так, в Швейцарской Конфедерации «отмывание денег представляет собой процесс, посредством которого скрывается либо наличие доходов, их нелегальный источник, либо незаконное использование и, таким образом, этим доходам придается вид законно полученных средств», - такое понятие вошло в нормы об отмывании денег швейцарского Уголовного кодекса 1990 г. [6]. На данном правовом акте базируется и Закон об отмывании денег 1997 г. в этой стране.

В ФРГ «отмывание денег» - многослойное понятие. Прибыли от тех или иных правонарушений в итоге нацелены на некие экономические отношения, дабы придать извлеченной выгоде законную форму.

Выделяются типичные примеры отмывания денег на примере трехступенчатой модели.

1. Размещение. В первой фазе преступник пытается разместить незаконно приобретенные имущественные ценности в формальные финансовые системы, чтобы доходы стали обезличены и мобильны.

2. Разбивка. Во второй фазе криминальные и легально приобретенные имущественные ценности смешиваются. В этой фазе имущественные ценности нередко меняют свое агрегатное состояние, заменяются или используются в качестве действительной или выдуманной ответной услуги (вознаграждения).

3. Интеграция. В третьей фазе преступник пытается разными способами отмыть имущественные ценности снова ввести в легальный экономический цикл, при этом он инвестирует их или приобретает предметы роскоши - виллы либо автомобили.

Отмывание денег как состав преступления представлен в двух вариантах. Наказуемость за отмывание денег согласно § 261 абз. 1 УК ФРГ [5] предполагает каталог уголовно-наказуемых деяний, предшествующих совершенному преступлению.

Наряду с имуществом, связанным по составу преступления с отмыванием денег (наркотики, терроризм или торговля оружием), принятие предметов, которые происходят из таких преступлений, как кража, присвоение, мошенничество, сегодня также является наказуемым в Германии. Этот т.н. «принцип всеобщей преступности» в большей мере способствовал неопределенности при истолковании состава преступления по отмыванию денег.

По мнению некоторых юристов, подлинный вариант отмывания денег, который соответствует современному пониманию отмывания денег в соответствие с международными стандартами, отражается как сепаратный состав преступления

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

в абз. 2 § 261 УК ФРГ [5]. Чаще всего обвинительный приговор за отмывание денег в Германии выносится за нарушение признаков состава преступления по второму абзацу (т.е. за чистое приобретение, хранение или использование инкриминируемых имущественных ценностей). Существует разногласие о цели и собственно целевом направлении состава преступления, в связи с чем в немецком государстве возникли дискуссионное толкования этих уголовно-правовых норм.

По мнению некоторых немецких юристов, стремление вести эффективную борьбу с организованной или экономической преступностью могут иметь успех на уровне первичных преступлений и лишь дополнительно на уровне отмывания денег. Большая часть приговоров за отмывание денег связана с последующим преступлением соучастников в сфере наркотиков и оружия.

В ФРГ считается, что, хотя сохранение наказуемости по отмыванию денег весьма желательно с политико-правовой точки зрения, все же необходима «новая калибровка» уголовного преследования. Обратное фокусирование на лежащие в основе предшествующие правонарушения кажется достойным размышлений.

В австрийском уголовном праве встречаются два разных понятия: «стирка денег» и «отмывание денег». § 165 УК Австрии [4] использует понятие «стирка денег». Наказанию за отмывание денег в соответствии с § 165 УК Австрии [4], подвергается тот, кто скрывает составные части имущества, происходящие из определенных предшествующих правонарушений. Так же маскирует их происхождение или присваивает себе, хранит, вкладывает, управляет, реализовывает или передает третьему лицу. Лицо может не подвергаться наказанию за предшествующее правонарушение. Достаточно, что предшествующее правонарушение было совершено в соответствие с составом преступления и противозаконно.

Нормы, содержащиеся в ст. 174 и 174.1 УК РФ [1], направлены на пресечение любых попыток ввести в легальный оборот средства, приобретенные преступным путем.

Отнюдь не любая сделка или финансовая операция с имуществом, добытым преступным путем, образует составы легализации, предусмотренные ст. 174 и 174.1 УК РФ [1].

Более того сделка или финансовая операция может быть совершена с целью хищения чужого имущества, т.е. совершения предикатного преступления, а дальнейшее распоряжение похищенным имуществом должно признаваться криминальной формой поведения в экономической деятельности.

Способы совершения преступления напрямую зависят от предмета посягательства. Однако

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

все элементы преступления предопределены единым умыслом, первоначально направленным на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению преступно полученными средствами, а затем - на извлечения прибыли от уже легализованных капиталов.

Однако комплексного исследования, посвященного решению актуальных и сложных проблем теории криминализации и применения уголовно-правовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов в свете имплементации международных стандартов в рассматриваемой области проведено недостаточно много. Достаточно много исследователей правоведов высказываются о том, что в науке уголовного права недостаточно разработаны вопросы имплементации в российское уголовное законодательство международных стандартов в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов; не достаточно решены отдельные вопросы уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; слабо исследован зарубежный опыт уголовно-правовой борьбы с легализацией преступных доходов и некоторые другие проблемы.

Основное при исследовании проблем социально-правовой обусловленности уголовно-правовых мер противодействия легализации доходов, приобретенных преступным путем, связано с решением главного вопроса - насколько надежно существующая уголовно-правовая норма отражает реальное положение дел, не вступает ли она в противоречие с существующими социально-правовыми отношениями.

Известно, что материальным источником уголовно-правовых норм является государственная воля, которая выражена в правовых предписаниях.

На основе выше сказанного можно определить цели уголовного законодательства по противодействию легализации доходов, приобретенных преступным путем:

а) определение пределов действия норм уголовного права в сфере экономической деятельности;

б) установление объективных признаков уголовно-наказуемых деяний в данной сфере, учитывая бланкетность ст. 174 УК РФ [1];

в) закрепление таких видов и размера наказаний, которые обусловлены общественной опасностью данного преступления.

К факторам необходимости установления уголовной ответственности за легализацию доходов, приобретенных преступным путем, следует отнести: социальный, нормативно-правовой, криминологический и исторический.

Выше названные факторы служат отправной точкой для формирования правовых предписаний. Именно общественно-государственный интерес обеспечивает преобразование социальных отношений. С практической точки зрения необходимо установить, насколько точно прописан в УК РФ [1] уголовно-правовой запрет, не препятствует ли он нормальному развитию позитивных общественных отношений в экономической сфере, не искажает ли уголовно-правовая норма те социально значимые цели, которые преследовал законодатель при подготовке финансового, гражданского и уголовного законодательства.

Таким образом, социально-экономическая обусловленность уголовно-правовых мер противодействия легализации доходов, приобретенных преступным путем, - это совокупность объективных материальных признаков, свидетельствующих о необходимости криминализации наиболее значимых нарушений в сфере осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем.

Список литературы:

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 23.04.2018 г., с изм. от 25.04.2018 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25, ст. 2954.

[2] ФЗ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2019).

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 г. № 32 (в ред. от 26.02.2019 г.) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - № 9.

[4] Уголовный кодекс Австрии [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим

доступа: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2019).

[5] Уголовный кодекс ФРГ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2019).

[6] Уголовный кодекс Швейцарии [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2019).

[7] Третьяков В.И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: дис. ... д-ра юрид. наук. - Ростов/н/Д., 2009. - 363 с.

Spisok literatury:

[1] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (v red. ot 23.04.2018 g., s izm. ot 25.04.2018 g.) // SZ RF. - 1996. - № 25, st. 2954.

[2] FZ ot 07.08.2001 g. № 115-FZ "O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem i finansirovaniyu terrorizma" [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http: // www. consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2019).

[3] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 07.07.2015 g. № 32 (v red. ot 26.02.2019 g.) «O sudebnoj praktike po delam o legalizacii (otmyvanii) denezhnyh sredstv ili inogo imushchestva, priobretennyh prestupnym putem, i o priobretenii ili sbyte imushchestva, zavedomo dobytogo prestupnym putem» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. - 2015. -№ 9.

[4] Ugolovnyj kodeks Avstrii [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http: // www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2019).

[5] Ugolovnyj kodeks FRG [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http: // www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2019).

[6] Ugolovnyj kodeks Shvejcarii [Elektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2019).

[7] Tret'yakov V.I. Organizovannaya prestupnost' i legalizaciya kriminal'nyh dohodov: dis. ... d-ra yurid. nauk. - Rostov/n/D., 2009. - 363 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.