Научная статья на тему 'МЕСТО КУРСА "ФИЛОСОФИЯ ПРАВА" В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕСТО КУРСА "ФИЛОСОФИЯ ПРАВА" В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
206
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ / ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / СУЩНОСТЬ ПРАВА / ФЕНОМЕН ПРАВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Исаев А.А.

Статья посвящена анализу необходимости включения в юридическое образование дисциплины «Философия права». Обосновывается важность философского подхода к определению сущности и природы права, его роли в жизни общества и человека. Без философской составляющей изучение права склоняется к чистому эмпиризму и позитивизму. Опираясь на наследие русской и зарубежной философско-правовой мысли, автор объясняет принципиальную важность философской методологии в исследовании феномена права. Утверждается, что существование права в обществе есть закономерное следствие, вытекающее из самой сущности человека как общественного существа. Делается вывод о необходимости сохранения исторической преемственности в развитии российской философско-правовой школы и дисциплины «Философия права» в структуре юридического образования, что позволит будущим поколениям российских юристов достойно отвечать на вызовы правовой реальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE COURSE “PHILOSOPHY OF LAW” IN THE SYSTEM LEGAL EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the need to include the discipline “Philosophy of Law” in legal education. The importance of a philosophical approach to determining the essence and nature of law, its role in the life of society and man is substantiated. Without a philosophical component, the study of law tends to pure empiricism and positivism. Based on the heritage of Russian and foreign philosophical and legal thought, the author explains the fundamental importance of philosophical methodology in the study of the phenomenon of law. It is argued that the existence of law in society is a natural consequence arising from the very essence of a person as a social being. It is concluded that it is necessary to preserve the historical continuity in the development of the Russian philosophical and legal school and the discipline “Philosophy of Law” in the structure of legal education, which will allow future generations of Russian lawyers to adequately respond to the challenges of legal reality

Текст научной работы на тему «МЕСТО КУРСА "ФИЛОСОФИЯ ПРАВА" В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.03(470):340.12

А. А. ИСАЕВ, начальник кафедры социалъ-но-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат философских наук, доцент (г. Уфа)

A. A. ISAEV, Head of the Department of Social, Humanitarian and Economic Disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor (Ufa)

МЕСТО КУРСА «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА» В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИЕ PLACE OF THE COURSE "PHILOSOPHY OF LAW" IN THE SYSTEM LEGAL EDUCATION

Аннотация. Статья посвящена анализу необходимости включения в юридическое образование дисциплины «Философия права». Обосновывается важность философского подхода к определению сущности и природы права, его роли в жизни общества и человека. Без философской составляющей изучение права склоняется к чистому эмпиризму и позитивизму. Опираясь на наследие русской и зарубежной философско-правовой мысли, автор объясняет принципиальную важность философской методологии в исследовании феномена права. Утверждается, что существование права в обществе есть закономерное следствие, вытекающее из самой сущности человека как общественного существа. Делается вывод о необходимости сохранения исторической преемственности в развитии российской философско-правовой школы и дисциплины «Философия права» в структуре юридического образования, что позволит будущим поколениям российских юристов достойно отвечать на вызовы правовой реальности.

Ключевые слова и словосочетания: философия права, юридическое образование, философско-пра-вовое наследие, философская методология, сущность права, феномен права.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the need to include the discipline "Philosophy of Law " in legal education. The importance of a philosophical approach to determining the essence and nature of law, its role in the life of society and man is substantiated. Without a philosophical component, the study of law tends to pure empiricism and positivism. Based on the heritage of Russian and foreign philosophical and legal thought, the author explains the fundamental importance of philosophical methodology in the study of the phenomenon of law. It is argued that the existence of law in society is a natural consequence arising from the very essence of a person as a social being. It is concluded that it is necessary to preserve the historical continuity in the development of the Russian philosophical and legal school and the discipline "Philosophy of law " in the structure of legal education, which will allow future generations of Russian lawyers to adequately respond to the challenges of legal reality.

Keywords and phrases: philosophy of law, legal education, philosophical and legal heritage, philosophical methodology, the essence of law, the phenomenon of law.

Наличие дисциплины «Философия права» в структуре высшего юридического образования закономерно и вызвано необходимостью особого взгляда на проблему

правотворческой и правоприменительной деятельности людей. В данном случае действует принцип «новое - это хорошо забытое старое». Известно, что курс философии

права был одним из обязательных предметов в системе юридического образования дореволюционной России. Лучшие русские правоведы и философы постоянно обращались к философско-правовой проблематике. Поэтому с гордостью можно сказать, что русская философско-правовая школа является одной из самых значительных по глубине содержания и многообразию решаемых вопросов. Как пишет А. П. Любимов: «Исследования в области философии права имеют давние и богатые традиции. На протяжении уже нескольких веков она, будучи самостоятельной научной и учебной дисциплиной, занимает видное место в юридическом образовании западных университетов. Определенный опыт изучения и преподавания этой дисциплины был накоплен и в дореволюционной России. Однако в советское время этот опыт был утрачен» [1, с. 3]. В современной России вновь возрождается интерес к данному направлению научной деятельности. Это объясняется необходимостью переосмысления социальной действительности, в том числе и права, как ее неотъемлемой составляющей. Глобальность этого переосмысления однозначно предполагает философский подход к сложившимся социальным реалиям. Простое обращение к правоприменительной практике не позволит создать общую картину правовой реальности, сложившейся в нашей стране в настоящее время. Такое внимание к философии права не ограничивается научным интересом специалистов к ее проблемам. Она должна прочно закрепиться в учебных планах по юридическим специальностям и направлениям подготовки.

Авторы из Северо-Кавказского федерального университета обращают внимание на возрастающую потребность изучения будущими юристами «Философии права»: «В современных условиях значение философ-ско-правовой подготовки заметно усиливается. Изменения, наметившиеся в российском обществе после слома тоталитарных традиций, невозможно изучать без рассмотрения перемен в правовой области. Современная

правовая действительность нуждается в новом философском осмыслении» [2, с. 3].

Проблема существования феномена права в человеческом обществе в полной мере может быть осмыслена не только с чисто юридической точки зрения. Философия, этика, психология, социология и другие социальные и гуманитарные науки обращаются к анализу данного социального феномена. Проблемы онтологии права, закономерности его присутствия в общественных отношениях, роли естественных прав человека в формировании позитивного права и другие вопросы подобного характера не могут быть решены и объяснены без применения философской методологии в исследовании права. Как отмечает В. М. Пивоев: «Особенностью философского метода является отвлечение от дискретных отрывочных частностей и мелких несущественных деталей и выстраивание обобщенного понимания целого» [3, с. 8]. Поэтому закономерно и логично изучение дисциплины «Философия права» после завершения прохождения обучающимися полного курса философии, которая, как известно, изучается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации. В юридических вузах рекомендуется знакомить обучающихся с философско-пра-вовой проблематикой либо в рамках изучения темы «Социальная философия», либо в специально отведенной для рассмотрения данных проблем и вопросов теме еще на этапе изучения дисциплины «Философия». Это необходимо для формирования еще на младших курсах у будущих юристов мировоззренческого понимания места права в структуре социальной реальности. «Философия права» же призвана закрепить это понимание и более глубоко и серьезно выработать у обучающихся осознание места и роли права в жизни человека и общества. Отсюда закономерный вывод, что данная дисциплина должна изучаться на старших курсах.

Богатое наследие оставила нам и немецкая классическая философия. Такие работы, как «Метафизика нравов» И. Канта и «Философия права» Г. В. Ф. Гегеля, с уверенно-

стью можно назвать классическими в области данной учебной дисциплины.

Право - это не только свод законов, установленных государством, которое следит за их соблюдением. Если бы это было так, люди были бы подобны животным в зоопарке, поведение которых ограничено пространством их клетки. Право заключено в самой сущности человека как общественного существа, в его внутреннем мире. Это так называемое естественное право, в отличие от позитивного, выраженного в нормах, утвержденных государством. И что бы ни утверждали позитивисты, естественное право является необходимой основой установления и реального воплощения в жизнь юридических законов. Исходя из этого, можно с полной уверенностью сказать, что чем больше сила принуждения со стороны государства, тем меньше его законы отвечают требованиям естественно-правовых норм. По поводу этого Г. В. Ф. Гегель в предисловии к «Философии права» писал: «В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует, и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию. Здесь, следовательно, возможна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть, между в себе и для себя сущим правом, остающимся неизменным, и произвольным определением того, что есть право» [4, с. 318].

Достаточно интересное философское размышление приводит И. Кант в своей «Метафизике нравов», рассуждая о соотношении правоведения и юриспруденции. Позволим себе привести его здесь полностью: «Совокупность законов, для которых возможно внешнее законодательство, называется учением о праве. Если такое законодательство действительно существует, оно есть учение о положительном праве, а о человеке, сведущем в этом учении, или правоведе, говорят, что он знаток права, когда он внешние законы знает также с их внешней стороны, т. е. с точки зрения их применения к случаям, происходящим в опыте; учение о праве может стать также юриспруденцией,

однако без объединения его с юриспруденцией оно остается всего лишь правоведением. Это последнее название относится к систематическому знанию учения о естественном праве, хотя правовед должен в этом учении давать неизменные принципы для всякого положительного законодательства» [5, с. 36 - 37]. То есть немецкий философ определяет содержание понятий правоведение и юриспруденция и дает понять, что они должны использоваться в неразрывном единстве знатоками права, в современном понимании - юристами.

Курс философии права призван помочь обучающимся разобраться как в историческом наследии по данной проблематике, так и во всех основных современных взглядах по проблеме сущности права и его роли в жизни общества и каждого человека. «В философии права, - пишет B.C. Нерсесянц, -исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления)» [6, с. 1]. Почему именно философия права необходима для более глубокого постижения права, почему недостаточно теоретико-правового подхода к этому вопросу? В.П. Малахов предлагает два аргумента, отвечая на этот вопрос. Первый: «...Только философствуя, активно подключившись к сложнейшему интеллектуальному процессу проникновения в существо феномена права, можно понять, что такое философия права, каково ее назначение, познавательные и конструктивные возможности» [7, с. 4]. Второй: «...Верное и полное представление о праве можно получить, только подключив к философствованию индивидуальное правосознание, приучившись к рассуждениям по логике самого правосознания и в его понятийно-категориальном каркасе» [7, с. 4]. Таким образом, в соединении философствования и индивидуального правосознания мы обретаем истину сущности права. Это та цель, к которой должен стремиться обучающийся в своей

познавательной деятельности (которая, как известно, является целеполагающей), изучая дисциплину «Философия права».

Предназначение философии права в системе юридического знания четко обозначил известный российский правовед Г. Ф. Шер-шеневич: «Философия права, составляя часть философии вообще, не должна отличаться от целого ни по своим задачам, ни по своим методам. Отличие ее не качественное, а только количественное: среди юридических наук философия права призвана играть в миниатюре ту же роль, какая выпала на долю философии в отношении всего человеческого знания» [8, с. 20].

Наряду с позитивным отношением к данной дисциплине и признанием необходимости ее изучения юристами могут возникнуть и настороженные, нейтральные или сомневающиеся в ее необходимости точки зрения. Причиной возникновения подобных взглядов может стать отвлеченность философско-правовых размышлений от конкретной юридической практики. Как пишут авторы из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова: «Философия права относится к наиболее абстрактной форме осознания и познания права как социокультурного относительно самостоятельного образования, системе знаний о мировоззренческих истоках и фундаментальных закономерностях развития права» [9, с. 140]. Другой причиной отстраненности от философии права может стать ее неопределенность как самостоятельной научной дисциплины: «В современном сложившемся правовом научном знании и системе преподавания права философия права не выделяется как самостоятельная научная дисциплина. Чаще обращается внимание на ее междисциплинарный характер. Философия права может рассматриваться и как часть или раздел философского знания наряду с философией истории, математики» [9, с. 140]. Однако, на наш взгляд, подобные причины не снижают ценности философии права как учебной дисциплины в структуре юридического образования и не

послужат поводом исключения ее из учебных планов подготовки юристов с высшим образованием.

После анализа различных точек зрения и подходов к изучению философии права сделаем ряд выводов. Во-первых, возрождение интереса к философии права в нашей стране есть восстановление исторической справедливости и последовательности в этой области знания. Во-вторых, сама сегодняшняя правовая реальность указывает нам на необходимость применения философской методологии в ее оценке и познании. В-третьих, профессиональный юрист сегодня - это не только знаток законов, но и специалист, трезво оценивающий сегодняшнюю правовую систему страны и умеющий выстраивать перспективы развития законотворчества и правоприменения. Такая компетенция формируется, в том числе, в результате изучения дисциплины «Философия права».

Очень хорошо, что понимание важности этой дисциплины имеется как у философов, так и у правоведов. И не складывается ситуация, когда «каждый тянет одеяло на себя». Можно с уверенностью констатировать, что это будет способствовать и в дальнейшем познавательной и научно-исследовательской популяризации философско-правовых проблем.

В заключение приведем слова Ю. В. Ти-хонравова, автора одного из отечественных учебных пособий по философии права: «Необходимость в изучении и преподавании философии права сегодня осознается как философами, так и юристами, причем в большей степени именно последними. Во многих правоведческих исследованиях довольно часто встречаются такие моменты, как склонность к философствованию, апелляция к философским текстам, использование философских категорий... все это выражает давно назревшую потребность восстановления прочной связи философии и права в виде целостной академической дисциплины, которая специально занимается множеством важных проблем, волнующих как юристов, так и философов» [10, с. 5 - 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Философия права : учебник для вузов / А. П. Любимов. М. : Юрайт, 2021. 257 с.

2. Философия права : учебное пособие (практикум) / составители А. М. Ерохин [и др.] ; под ред. А. М. Ерохина, В. Е. Черниковой, И. С. Бакланова. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. - 136 с.

3. Философия и методология права : учебное пособие для вузов / В. М. Пивоев. М. : Юрайт, 2021. 272 с.

4. Гегель Г. В. Ф. Философия права//Немецкая классическая философия. Т. 1. М., 2000. С. 301 - 666.

5. Кант И. Метафизика нравов // Немецкая классическая философия. Т. 1. М., 2000. С. 9 - 300.

6. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 2005. 656 с.

7. Малахов В. П. Философия права. Идеи и предположения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Философия» / В. П. Малахов. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2017. 391 с.

8. Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб.: Издательство «Лань», 2001. 528 с.

9. История и философия науки. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки : учебное пособие / Л. А. Тутов, М. А. Сажина, Г. А. Белов [и др.]. М. : Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2010. 272 с.

10. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1997. 608 с.

О Исаев А. А.

УДК 351.851.08:371(470.57)" 192"

Г. 3. КУТУШЕВ, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат исторических наук (г. Уфа)

G. Z. KUTUSHEV, Assistant Professor of the chair of History and Theory of State and Law of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of historical sciences (Ufa)

ПРАВОВОЙ СТАТУС И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ АССР В 20-Е ГОДЫ

XX ВЕКА

LEGAL STATUS AND LEGISLATIVE REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE PUBLIC EDUCATION INSPECTORS OF THE BASHKIR ASSR IN THE 20S OF THE XX CENTURY

Аннотация. Статья посвящена истории формирования нормативно-правовой базы, которая регулировала полномочия и деятельность инспекторов народного образования в Башкирской АССР. Анализируется законодательная, кадровая и административная политика Народного комиссариата просвещения Башкирской АССР по подготовке и управлению работы инспекторов образования в 20-е годы XX века.

Ключевые слова и стловосочетания: народное образование, Народный комиссариат просвещения, инспекторы народного образования, Башкирская АССР, законодательное регулирование, совет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.