Научная статья на тему 'Место культурологии в социализации студентов'

Место культурологии в социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
150
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ОПРОС / SOCIALIZATION / SOCIETY / CULTURE STUDIES / UNIVERSITY STUDENTS / SURVEY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кудинова Наталья Борисовна

В статье рассмотрена проблема влияния культурологии как учебной дисциплины на процесс социализации современного студента. Проанализированы характерные особенности феномена социализации в разных культурах. Выявлена и обоснована связь процессов социализации и инкультурации. Приведены результаты опроса студентов КГУ имени Н.А. Некрасова (2012–2013 гг.) разных специальностей, изучающих культурологию, для получения обратной информации о важности и нужности получаемых ими знаний по этой учебной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of culture studies in students’ socialization

The given article considers the impact of cultural studies as an academic discipline on the process of socialization of a modern student. The author has analyzed the characteristics of the phenomenon of socialization across cultures. Relationship processes of socialization and enculturation have been identified and justified. In 2012—2013, the author carried out a survey among students of different specialties from Nekrasov Kostroma State University to obtain feedback about the importance and relevance of knowledge in the discipline in terms of their future socialization.

Текст научной работы на тему «Место культурологии в социализации студентов»

аудирования, так и для стимуляции умений говорения и письма.

Библиографический список

1. Аблам С.Б., Щербакова И.А. Применение кинофильмов в обучении творческим высказываниям студентов старших курсов языкового вуза // Применение кино и телевидения при обучении иностранным языкам в вузе. - Минск, 1975. - 286 с.

2. Зимняя И.А. ТСО в обучении иностранному языку // Сб. ст. МГПИИЯ. - М, 1979. - № 144. - С. 3-14.

3. Соловова Е.Н. Активные методы в обучении иностранным языкам // ELT News and Views. Issue. № 1(26). International Book Distribution. 2003. -March. - C. 2-11.

4. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS & VIEWS № 1 март 2003. - C. 2. Smith P. Video, Computers, and U.S. Language Education/Language Acquisition Center, University of Texas of Arlington, 1995. -312 р.

5. Allen М. Teaching English with video // Video applications in ELT. - Pergamon Press, 1983. - P. 3554.

6. Lonergan J. Video in Language teaching. Cambridge University Press, 1984. - 201 p.

7. Viney P. Non-authentic video for ELT. - Oxford, 2000. - 115 p.

8. Walker C. Penguin Readers Teacher's Guide to Using Film and TV. - Longman, 1999. - 58 p.

УДК 008

Кудинова Наталья Борисовна

кандидат исторических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

natalya.kudinova@gmail.com

МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрена проблема влияния культурологии как учебной дисциплины на процесс социализации современного студента. Проанализированы характерные особенности феномена социализации в разных культурах. Выявлена и обоснована связь процессов социализации и инкультурации. Приведены результаты опроса студентов КГУ имени Н.А. Некрасова (2012—2013 гг.) разных специальностей, изучающих культурологию, для получения обратной информации о важности и нужности получаемых ими знаний по этой учебной дисциплине.

Ключевые слова: социализация, общество, культурология, студенты, опрос.

В условиях усложнения социальной жизни в России актуализируется проблема включения человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает такого рода включения, является «социализация», понятие, отражающее важный процесс, позволяющий человеку стать полноправным и независимым членом общества.

Проблематику социализации в своих работах рассматривают социологи, педагоги, философы, психологи. Однако термин социализация был недостаточно широко освещен культурологами - представителями науки культурологии, поэтому мы считаем эту тему актуальной, и в данной статье хотели бы обратить особое внимание на место культурологии в социализации студентов.

Американский социолог Франклин Г. Г иддингс был первым, кто употребил термин «социализация» применительно к человеку. В 1887 г. в своей книге «Теория социализации» он употребил этот термин в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [3]. Однако в качестве общепринятого научного понятия «социализация» начала активно фигурировать в англоязычной философской и психологической литературе только в конце 50-х гг. XX в.

С изменением базиса российского общества и государства, в условиях реформирования России, изменилось многое в гуманитарных науках, в том числе и культурологии, поменялось и отношение к понятию социализации. В современной российской науке понятием «социализация» оперирует все большее количество ученых - представителей разных отраслей знания. Специфика феномена социализации состоит в том, что он находится на пересечении предмета ряда гуманитарных наук и научных дисциплин - кроме социологии также психологии личности, социальной культурологии, культурной антропологии, педагогики и т.д.

Понятие «социализация» продолжает разрабатываться. Так, С.Н. Иконникова считает, что социализация - это длительный путь освоения социальных норм, отношений между людьми, которые определяют адаптацию человека к данному обществу. Также она полагает, что социализация в разных культурах основана на усвоении различных норм, имеет особенности в каждой национальной культуре и в каждую историческую эпоху [2, с. 150]. Многие ученые разделяют данную точку зрения. Так, например, Э. Гидденс определяет социализацию как социальные процессы, в соответствии с которыми люди приобщаются к социальным нормам и ценностям; в этом процессе происходит ста-

© Кудинова Н.Б., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

99

новление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла [1, с. 672]. Эту мысль подтверждают и исследования Э. Эриксона, который считал, что каждой стадии социализации присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными. Эриксон полагал, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. При этом ответственность за формирование личности перекладывается с родителей на самого индивида и на общество. Так и в студенчестве, удачный опыт социализации в вузе может заместить неудавшийся школьный опыт социализации [5].

Предмет нашего научного анализа затрагивает пору студенчества. В этот период происходит познание основ различных наук, развитие интеллекта и логического мышления. Успехи и неудачи в учебе формируют характер, оказывают влияние на последующий жизненный путь. Пребывание в учебном заведении развивает интеллектуальную культуру и познавательный потенциал студента.

Содержание, стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «культуры». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательской общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки.

С социализацией тесно связана инкультурация -продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

Таким образом, социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация

и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция.

Духовный мир и ценностные ориентации молодых людей в современной России сформировались в новых социальных и культурных условиях свободы и демократии, коммерциализации и частной собственности, корпоративной и массовой культуры. Именно эти процессы, а также особенности культуры Российской цивилизации, ценностная природа культуры и культурные традиции разных стран освещаются в учебном курсе дисциплины «Культурология».

Процесс социализации - это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека -его характер, психический склад, темперамент, менталитет.

Противоречия процесса социализации показывают, что культура - это сложная система, вбирающая и отражающая контрадикторность всего мира, которая проявляется в расхождении между социализацией и индивидуализацией личности, нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм, оказавшихся наиболее эффективными с точки зрения утилитарных функций (наиболее приемлемые по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидиро-ванности членов сообщества). Они обретают статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему ценностей, отражающих социальный опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентаций, регулирующих практическую деятельность, и транслируются следующим поколениям в качестве культурных традиций.

Культуре присущи собственные законы функционирования, которые помогают объяснять изменения, происходящие в ней, так как часто это невозможно объяснить одними социальными или иными причинами.

Нами был проведен опрос студентов разных специальностей, изучающих культурологию в Костромском государственном университете имени

Н.А. Некрасова (2012-2013 гг.), для получения обратной информации о важности и нужности получаемых ими знаний по этой учебной дисциплине в плане их дальнейшей социализации. Можно отметить основные моменты их высказываний. Так, например, часть студентов считает, что, изучая куль-

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

турологию, они знакомятся с традициями и обычаями, накопленным опытом человечества, и это открывает им новые возможности для самореализации. Культурология дает студентам осознание величия положительных достижений культуры, а также наличия отрицательных компонентов прогресса. Культурология пробуждает сознание, помогает оторваться от бытовой повседневности, от формальностей и стереотипов, погрузиться в анализ происходящего.

Однако другие студенты считают, что знание культурологии, как и любое другое знание, может оказаться бессмысленным, если не уметь им правильно пользоваться. Приобретение знаний ради самих знаний, либо ради уважения других людей, повышения собственного статуса или получения отметки может оказаться пустой тратой времени, если это не делает студентов мудрее и лучше.

Третья группа опрошенных полагает, что, даже если они не имеют сознательной цели обогатить себя духовно и интеллектуально, культурология, как дисциплина, направляющая их на путь анализа, может приносить немалую пользу, развивая в студентах способность к логическому, творческому мышлению, осуществлению операций анализа и синтеза, классификации, выявления закономерностей, причинно-следственных связей, одинаковых и различных черт. Это в будущем поможет им стать успешнее не только в получаемой профессии, но и в личной жизни.

Некоторые студенты отметили, что культурология позволяет им заново вспомнить о культурном

наследии на более сознательном уровне, чем на уроках истории, литературы и других гуманитарных дисциплин в средней школе. Именно студент готов воспринимать наличие проблем, готов к решению задач, пересмотру как традиционных, так и инновационных концепций, анализировать накопленный культурный опыт и создавать новое. Это время, когда совершается переход от возможности мыслить о великом и важном к возможности воплощать свои мысли в действии, не завися ни от кого. Поэтому культурология несомненно важна для социализации современного студента любого направления.

Таким образом, культурология, как гуманитарная дисциплина, наряду с другими функциями, выполняет и социализирующую, она призвана воспитывать и развивать личность студента, ее духовный и нравственный потенциал, творческие способности, уважение к индивидуальности.

Библиографический список

1. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.

2. Культурология / науч. ред. С.Н. Иконникова, В.П. Большаков. - М.: Проспект, 2010. - 528 с.

3. МудрикА.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2006. - 200 с.

4. Попова О.В. Сущность понятия социализации // Стратегия гуманитарного образования XXI века: Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Самара, 2009. - С. 152-160.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.