Научная статья на тему 'Место концепта «Одиночество» в русской языковой картине мира'

Место концепта «Одиночество» в русской языковой картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1394
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / КОННОТАЦИЯ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поздеева Нина Сергеевна

Статья раскрывает взаимосвязь языка и культуры с позиций концептуальной лингвистики. Автор рассматривает концепт ОДИНОЧЕСТВО как культурно-языковой феномен для дальнейшего выявления репрезентаций ментальных компонентов концептосферы русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE CONCEPT «LONELINESS» IN THE RUSSIAN LANGUAGE IMAGE OF THE WORLD

The article reveals the interaction of language and culture from the positions of conceptual linguistics. The author considers the concept of LONELINESS as a cultural-language phenomenon and reveals the representations of mental components of the Russian language conceptosphere.

Текст научной работы на тему «Место концепта «Одиночество» в русской языковой картине мира»

УДК 811.161.1371+811.161.142(045)

ПОЗДЕЕВА Нина Сергеевна, аспирант кафедры русского языка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации

МЕСТО КОНЦЕПТА «ОДИНОЧЕСТВО» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Статья раскрывает взаимосвязь языка и культуры с позиций концептуальной лингвистики. Автор рассматривает концепт ОДИНОЧЕСТВО как культурно-языковой феномен для дальнейшего выявления репрезентаций ментальных компонентов концептосферы русского языка.

Концепт, языковая картина мира, коннотация, репрезентация

В середине XX века на смену системноструктурной парадигме в лингвистике приходит антропоцентрическая. Если целью структурной лингвистики было исследование структуры языковой системы и выявление ее характеристик, то при антропоцентрическом подходе внимание переключается на человека. Особенностью новой научной парадигмы является то, что раскрывается связь языковых явлений с человеком как субъектом познания и культурной деятельности.

Понятие «языковая картина мира» отражает связь языка и культуры. Термин «картина мира» был впервые введен Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате», но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера1. Современные представления о языковой картине мира заключаются в том, что данное понятие включает две связанные между собой, но различные идеи. Первая идея состоит в том, что картина мира, предлагаемая языком, отличается от «научной» (в этом смысле употребляется

© Поздеева Н.С., 2011

также термин «наивная картина мира»). Вторая - в том, что каждый язык «рисует» свою картину, изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие язы-ки2. Связь языка и культуры реализуется через межъязыковые и межкультурные коммуникации3 .

Языковая картина мира - это определенный способ концептуализации действительности. Исследование специфики языковой концептуализации мира является основным способом выявления репрезентации культурных и национальных особенностей языковыми средствами.

В данной статье концепт ОДИНОЧЕСТВО рассматривается как часть концептосферы русского языка и анализируется со следующих позиций: выявление особенностей внутренней формы слова, с помощью которой выражен концепт; анализ словарных дефиниций слов с семой «один»; анализ фразеологических единиц, содержащих смысловые компоненты «один»; анализ пословиц и поговорок как способов репрезентации концепта; выявление ассоциативных

связей и особенностей коннотации концепта ОДИНОЧЕСТВО на материале анкетирования; описание структуры концепта.

Внутренняя форма слова «одиночество» указывает на то, что значение слова передает состояние субъекта, который находится один. Буквально это состояние одиноких людей (словообразовательное значение). Структура знаний, актуализированная во внутренней форме, показывает свойство или состояние, что маркируется суффиксом -СТВ-, причем субъект выступает носителем этого свойства или состояния (одинокий человек).

По происхождению основа -один восходит к сочетанию местоименного слова * еd с индоевропейской частью * оinos 4.

Дефиниции слова «одинокий», содержащиеся в толковых словарях, позволяют выделить следующие концептуальные признаки, объективированные морфемной синтагмой слова: 1. Отдельность субъекта: «Находящийся, пребывающий где-либо отдельно от других. Одинокий прохожий. Одинокий дом»5; «отделенный от других подобных»6. 2. Отсутствие связей с другими людьми: «Не имеющий семьи, родственников, близких. Одинокий человек, без жены, без детей»1. Под другими людьми подразумеваются, как видно из примеров, члены семьи, родственники, близкие. Так, основной семой при определении значения слов, выражающих концепт ОДИНОЧЕСТВО, является сема «отдельности человека от других людей».

На уровне фразеологии концепт ОДИНОЧЕСТВО представлен разнообразными фразеологическими единицами. Большинство из них наделены отрицательной коннотацией: «один хлеба не сеешь», «один скачет, один и плачет, а все один», «добр дворянин, что ездит не один», «один сидит, один и спит», «один и у каши загинет», «одному и топиться скучно», «и в раю жить тошно одному», «живет один, как бирюк» (варианты: как медведь в берлоге, как перст, как божедом, как маков цвет, как синь порох в глазу, как солнце, как месяц на небе, что голова на плечах, как петух-воевода, как черт в болоте),

«один против миру не сголдишь», «сам по себе», «одинку - где хлеб, там и угол» и т.д.

Как видно из данных примеров, одиночество является характеристикой состояния человека и имеет ярко выраженную отрицательную коннотацию, передающуюся, например, в сравнении одинокого человека на охоте с «чертом на болоте». Это станет ясно, если мы обратимся к характеристике черта, характерной для мифологического сознания русского народа, выраженного в пословицах и поговорках: «Богу свечу, а черту кочергу»; «поп с кадилом, а черт с рогатиной»; «А черт его знает! Убирайся к черту! Черт его побери!»; «черт не зарудил-ся (то есть загорел), а таков уродился» и др.8 Используемые в составе устойчивых выражений образы содержат сему «отдельности, отличия». Так, в образе МЕДВЕДЯ В БЕРЛОГЕ и БОЖЕДОМА - сироты, живущего в богадельне, концептуализируется признак уединенности; СОЛНЦЕ и МЕСЯЦ - это уникальные природные явления, единственные в своем роде (признак единичности); ПОРОХ В ГЛАЗУ - то, что мешает; ПЕТУХ-ВОЕВОДА - задира, один против всех (признак отдельности).

С точки зрения оценки русским народом явления одиночества можно отметить преобладание негативного отношения, однако существует не только негативная оценка пребывания человека в состоянии одиночества. Слово «один» лишается отрицательной коннотации в случаях, когда речь идет о человеке, обладающем исключительными качествами: «добрый мордвин живет и один»; «двое (семеро) одного обедать не ждут, а смелый и один ест»; «подчас и один стоит семерых»9.

В количественном отношении число пословиц и поговорок об одиночестве невелико. Основная черта бытования концепта ОДИНОЧЕСТВО в пословицах и поговорках русского народа заключается в противопоставлении состояния одиночества «неодиночеству», причем под «неодиночеством» чаще всего понимается женитьба. Показателен в этом отношении следующий факт: при составлении сборника «Пословицы русского народа» В.И. Даль выделил раздел «Одиночество - женитьба».

По семантике понятия «одиночество» в пословицах и поговорках можно выстроить следующие оппозиции. 1. Сирота - семья: Круглый сирота и сверху, и снизу. Семья воюет, а одинокий горюет. 2. Холостой - женатый: Одному спать - и одеяльце не тепло. Холостой, что бешеный. Холостой - полчеловека. 3. Бездетный - с детьми: Бездетный умрет, так и собака не возьмет (не взвоет). 4. Один человек - коллектив, группа: Одна голова не бедна, а и бедна, да одна. Один в поле не воин. Дружно - не грузно. И в раю жить тошно одному. Одна головня и в поле гаснет, а две дымятся и др.10

Таким образом, фразеологизмы концептуализируют дуализм оценки состояния одиночества, хотя отрицательная оценка преобладает. Можно отметить производные «одиначить» (быть заодно с кем-либо) и «одиночиться» (дичиться, прятаться от людей, искать одиночества). В первом глаголе концептуализируется признак тождественности, сходства духовного мира, мыслей, убеждений. Во втором глаголе концептуализируется признак отклонения от нормы поведения. Возможно, поэтому мотив одиночества стал ведущим в идеологии постмодернистов.

С целью выявления ассоциативных связей и характера коннотации концепта ОДИНОЧЕСТВО в сознании и речи современных людей нами был проведен опрос пятидесяти носителей русского языка. Опрашиваемым было предложено ответить на следующие вопросы: Какие ассоциации у вас вызывает слово «одиночество»? Какими цветовыми эпитетами вы бы охарактеризовали его? Приведите по памяти пословицы, поговорки, афоризмы, содержащие понятие «одиночество».

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных носителей русского языка присваивают слову «одиночество» отрицательную коннотацию, связывая состояние одиночества с чувствами тоски, грусти, боли, со слезами. Лишь небольшая часть опрошенных связывает одиночество со свободой и спокойствием. Так, в языковой культуре опрошенных носителей русского язы-

ка феномен одиночества ассоциирован в основном с негативной стороной его восприятия. Преобладание в цветовой характеристике ахроматических цветов, особенно серого, свидетельствует о восприятии концепта «одиночество» в неяркой, не отличающейся разнообразием тональности. Для русской языковой культуры характерно негативное восприятие явлений серого цвета («серый волк» в устном народном творчестве, «серое лицо» как показатель внутреннего напряжения в художественной литературе, «серый студент», «серые знания»). Наконец, наибольшая частотность пословицы «один в поле не воин» в ответах на третий вопрос свидетельствует о преобладании представлений, характерных для народного творчества (отьединенность, отчуждение человека от других людей). Большое количество людей, не ответивших на третий вопрос, говорит о непрочности бытования концепта ОДИНОЧЕСТВО как в сознании, так и в языковой культуре носителей русского языка. В результате проведенных исследований мы представили концепт ОДИНОЧЕСТВО в виде структуры, в которой выявляется ядро и периферия. Концептуальное ядро концепта представлено признаками отдельности, отличия человека, отсутствия связей с другими людьми. Паремиологический фонд русского языка позволяет выявить оппозиции, лежащие в основе ядерного значения концепта. Они заключаются в противопоставлении человека, характеризующегося как «одинокий», человеку или людям в других состояниях. К таким оппозициям относятся оппозиции сирота - семья, холостой - женатый, бездетный - с детьми, один человек - группа, коллектив. Периферию концепта ОДИНОЧЕСТВО составляют ассоциативные и коннота-тивные признаки. Первые представлены в сознании большинства современных носителей языка. Они отражают связь одиночества с такими эмоциями, как «грусть», «печаль», «тяжесть», «скука», «слезы тоски». Оценочные признаки концепта ОДИНОЧЕСТВО обнаруживаются в устном народном творчестве и ассоциациях, проявленных современными носителями языка. В творчестве русского народа мож-

но отметить преобладание негативного отношения к одиночеству, но негативная оценка неоднозначна. Большинство опрошенных современных носителей русского языка наделяют слово «одиночество» отрицательной коннотацией. Однако мы можем говорить об отдельных случаях философского подхода к понятию одиночества. Это может быть связано с влиянием европейской культуры и процессов глобализации и интеграции наций. Однако это не столько влияние Запада, сколько проявление русского языкового менталитета, для которого характерно тяготение к крайностям. Одиночество может коррелировать с состоянием уюта, спокойствия,

душевного равновесия, а может быть основой состояния уныния, тоски, безысходности и т.п. С первым состоянием связана и идея лихачества, характерная для русского менталитета (лихачи проявляют себя в одиночку). Одиночество воспринимается как состояние человека, в чем-либо отличного от других, являющегося личностью, индивидом. Следует заметить, что данное явление не получило широкого распространения у современных русских людей в связи с устойчивым представлением об отдельности человека как негативном явлении в русской культуре. Но для окончательного вывода необходимо исследование концепта в различных типах дискурса.

Примечания

1 См.: ВайсгерберЛ. Родной язык и формирование духа. М., 1993.

2АпресянЮ.Д. Избр. тр. Т. 2. М., 1995.

3 См.: Переверзев Е.В. Дискурсивные аспекты российско-китайского социально-политического диалога // Вестн. ПГУ Гуманит. и соц.-эконом. науки. 2008. N° 2. С. 158-160.

4 ЧерныхП.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1993. С. 212.

5 Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. М., 2001. С. 700.

6 Ожегов С.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1981. С. 391.

7 Там же. С. 392.

8ДальВ.И. Пословицы русского народа. М., 1997. С. 22-23.

9 Там же. С. 228.

10 Там же. С. 227-232.

Pozdeeva Nina

THE PLACE OF THE CONCEPT «LONELINESS» IN THE RUSSIAN LANGUAGE IMAGE OF THE WORLD

The article reveals the interaction of language and culture from the positions of conceptual linguistics. The author considers the concept of LONELINESS as a cultural-language phenomenon and reveals the representations of mental components of the Russian language conceptosphere.

Контактная информация: e-mail: nina_pozdeeva@mail.ru

Рецензент - ПетровА.В., доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.