МЕСТО КОЛЛЕКЦИИ В. Э. МЕЙЕРХОЛЬДА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ СОЮЗА ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Людмила Юрьевна СИДОРЕНКО
заместитель директора Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации, г. Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье предпринят культурологический анализ Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации с точки зрения её функционирования как института памяти в качестве субъекта сохранения и актуализации театрального наследия. Особое место уделено личным коллекциям выдающихся деятелей культуры, прежде всего представителей театрального искусства, раскрыта многогранная личность В. Э. Мейерхольда средствами изданий, отражающих его дух, театральные и общекультурные интересы, идеалы и приоритеты того времени.
Ключевые слова: дары и частные книжные коллекции, мемуары Мейерхольда, ценностный фонд Центральной научной библиотеки СТД РФ, историко-культурное наследие театральных деятелей.
THE PLACE OF VSEVOLOD MEYERHOLD'S COLLECTION IN THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF THE CENTRAL SCIENTIFIC LIBRARY OF THE UNION OF THEATER WORKERS OF THE RUSSIAN FEDERATION
L. Yu. Sidorenko, Deputy Director of the Central Scientific Library of the Union of Theater Workers of the Russian Federation, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
In this article a cultural analysis of the central scientific library of the Union of theatrical figures of the Russian Federation is undertaken in terms of its functioning as a memory institution as a subject of preservation and actualization of the theatrical heritage. A special place is given to personal collections of outstanding cultural figures, primarily representatives of theatrical art, the multi-faceted personality of Vsevolod Meyerhold means of publications reflecting his spirit, theatrical and general cultural interests, ideals and priorities of the time.
Keywords: gifts and private book collections, memoirs of Meyerhold, the value fund of the Central Scientific Library of the Union of Theater Workers of the Russian Federation, historical and cultural heritage of theatrical figures.
Культурное пространство любой страны включает в себя творческое развитие народа. Ценностное отношение к культурному наследию тесно связано с вопросом о его сохранении и продуктивном включении в социо-
культурную реальность. Поскольку культурное наследие представляет собой «совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох [2, с. 6]», нельзя недооценивать его целостный потенциал.
Сегодня, с одной стороны, возрастает интерес общества к истокам отечественной культуры, институтам культурной памяти как фактору сохранения идентичности народа, защиты его самобытности и уникальности в глобальном мире.
С другой стороны, социальные катаклизмы XXI века усиливают деформации национально-культурного самосознания, приводят к размыванию и утрате многих корневых основ русской художественной культуры, искусства, экономики, образования [19]. Неуправляемый стихийный процесс внедрения рыночных отношений ведёт к разрушению многих заповедных территорий, невосполнимым утратам национального богатства страны.
Противостоять этим негативным процессам призваны такие социальные институты культурной памяти, как библиотеки, музеи, архивы, куму-лирующие в своих фондах бесценное историко-культурное наследие страны. Они интегрируют не только жанрово-видовое разнообразие всей совокупности книжного, в частности театрального, наследия как фонда традиций и инноваций в сценическом искусстве, но и художественные эксперименты деятелей отечественного театра, культурное подвижничество библиотечных работников и многое другое.
Исторически меняющиеся личные книжные коллекции неразрывно связаны с культурными системами, к которым принадлежали. На эту связь указывают изменения, синхронно со сменами культур, критериев отбора и состава текстов, способов их хранения и использования и, наконец, значения и смыслы, которыми эти тексты были наделены [17].
Будучи детищем Союза театральных деятелей Российской Федерации, его Центральная научная библиотека (ЦНБ СТД РФ) прошла долгий путь своего развития, который неразрывно связан с театральной жизнью страны. Общественное объединение сценических деятелей ещё с конца XIX века важнейшими направлениями своих усилий, наряду с изначальной задачей «взаимного вспоможения», считало также «переустройство театрального дела», творческую, консультационную и методическую помощь артистам и театральным коллективам. Триединство взаимосвязанных задач Всероссийского театрального общества (ВТО) - Союза театральных деятелей РФ (СТД): творческой, организационно-правовой и социально-бытовой помощи своим членам, - определяет и направления деятельности библиотеки, которая, в свою очередь, является хранителем документных источников, обеспечивающих функционирование специализированной библиотеки в качестве механизма преемственности поколений.
Статус ЦНБ СТД РФ, учредителем которой является Союз театральных деятелей Российской Федерации, способствовал в течение многих десятилетий укреплению её позиций как института памяти, пополняющего свои фонды изданиями в области сценического искусства, в том числе и частными коллекциями. Параллельно библиотека занималась исследовательской и просветительской деятельностью, творческими проектами с разнообразным спектром направлений - от просветительства до культурного обмена и межкультурных коммуникаций.
В традициях многогранной работы ЦНБ СТД РФ такие формы презентации культурного наследия, как выставки раритетных текстов, фотодокументов, театральных афиш деятельности, творческие встречи с историками искусства и критиками, а также композиции, которые так или иначе были связаны с книгой и художественными событиями прошедших эпох.
Вызывает интерес у читателей ЦНБ СТД РФ такая форма работы, как чтение приглашенными актёрами мемуаров великих деятелей русской культуры. Ценность такой традиции заключается в следующем: «Каждый мемуарист интересен в двух отношениях: в том, что он рассказывает и о чём, и в том, как проступают в рассказываемом его обзоре собственная личность, его художественный талант, его воззрения и его эпоха [14, с. 317]».
Особый случай, отмечает Д. Н. Замятин, - когда писатель, художник, режиссёр творит, выдумывает фантастическое место, воображаемую страну, которые как бы оживают и начинают жить самостоятельной жизнью, порождая сотни интерпретаций и удивительные события, происходящие в действительности. Однако не менее интересно задуматься о взаимодействии, взаимосвязях, отношениях самого гения и места, где он родился, или вырос, или долго жил, или время от времени наезжал и творил. Тут ценна любая биографическая фактура, любое «лыко в строку», но стоит всё же отдать предпочтение, вывести на первый план собственно произведения творца, в которых отразился, вообразился, преобразился мир дорогого творцу места [8].
Гений места предстаёт как некий дух пространства, сконцентрированного между ограждающими (охраняющими) его стенами.
В ЦНБ СТД РФ хранится огромное количество книжных собраний актёров, режиссёров, драматургов, театральных критиков, ученых-театроведов. Это книги Н. В. Петрова, Ю. А. Завадского, Н. М. Горчакова, В. Г. Сах-новского, Н. А. Попова, М. М. Штрауха, Ф. Г. Раневской, М. И. Царева, С. В. Образцова, С. С. Пилявской, А. Г. Коонен, Г. М. Ярона, Д. Н. Орлова, Е. А. Полевицкой, А. А. Аникста, А. К. Дживелегова, Н. Г. Зографа, А. И. Дейча, М. Н. Строевой, Т. Б. Проскурниковой, Е. П. Перегудовой и многих других.
Особое место среди них занимает собрание выдающегося режиссёра-экспериментатора первой трети ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
В июне 1939 года В. Э. Мейерхольд был арестован. В июле того же года в квартире на Брюсовском переулке была убита З. Н. Райх1. Её детям в течение 48 часов было предписано освободить квартиру. Книги и огромный архив режиссёра начали поступать в продажу. Личную библиотеку продавали через букинистические магазины, в частности - через Книжную лавку Союза писателей. Тогда же некоторые книги были приобретены библиотекой Всероссийского театрального общества.
В 1960-е годы библиотекой был приобретен томик Г. Ибсена с дарственной надписью писателя, драматурга, друга пензенских лет Мейерхольда, страстного проповедника идей символизма в литературе и театре - Алексея Михайловича Ремизова [9].
Этот случай подтолкнул ЦНБ ВТО (ныне - ЦНБ СТД РФ) начать целенаправленные поиски книг из собрания В. Э. Мейерхольда. Их старались найти в букинистических магазинах, кроме того, пытались установить, нет ли книг В. Э. Мейерхольда в фонде библиотеки ВТО. Так, в результате долгих и кропотливых поисков возникло собрание книг из личной библиотеки В. Э. Мейерхольда.
Первый раздел составляют книги с автографами В. Э. Мейерхольду, которые показывают круг его творческих связей с ранней юности и до последних лет жизни. Здесь же находятся его режиссёрские партитуры и фрагменты постановочных замыслов (например, «Свадьбы Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина [20], «Ночь» М. Мартинэ [12]). Ко времени существования Студии на Поварской, созданной вместе с К. С. Станиславским в 1905 году, относится режиссёрский экземпляр «Комедии любви» Г. Ибсена. В. Э. Мейерхольд разработал в нём не все сцены, возможно, потому, что работа Студии над этой постановкой осталась незавершённой. Впоследствии этот документ войдёт во второй том творческого наследия мастера.
В рабочем экземпляре «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка, которым в 1922 году пользовался режиссёр-лаборант К. М. Бабанин, уцелел полный текст предисловия переводчика пьесы И. А. Аксёнова [11]. Неопубликованные в своё время фрагменты этого предисловия о «порочном круге», в который попадает герой пьесы, и о «шутке, подстроенной зрителям» авторами пьесы и спектакля, прокомментированы О. М. Фельдманом в сборнике «Мейерхольд и другие» [13].
1 Зинаида Николаевна Райх (3 (15) июля 1894 года - 15 июля 1939 года) - российская, советская театральная актриса, заслуженная артистка РСФСР, жена В. Э. Мейерхольда.
Очень большая группа материалов, относящихся к спектаклю «Ревизор», в основной своей части сложилась в связи с двумя разновременными издательскими замыслами, оставшимися неосуществлёнными. Книга об этом спектакле была задумана В. Э. Мейерхольдом и М. М. Кореневым, помощником режиссёра, сразу после премьеры в 1926 году. Для неё предназначались, в частности, записи-стенограммы бесед и репетиций, которые делал М. М. Коренев с 10 октября 1925 года (всего 422 страницы). План этой книги, представляющий большой интерес, опубликован в журнале «Театр» [10].
В 1970-е годы редакционно-издательский отдел ВТО вернулся к этому давнему замыслу. М. М. Коренев продолжил сбор и обработку документов, был разработан новый - обширный - план книги о «Ревизоре», но кончина М. М. Коренева помешала осуществиться этому проекту. Стенограммы репетиций до сих пор хранятся в фонде ЦНБ СТД РФ.
Материалы неосуществлённых замыслов лягут в основу третьей попытки создать книгу о «Ревизоре», к которой приступил Институт искусствознания. В работе над ней помог режиссёрский экземпляр «Ревизора» с пометами Мейерхольда по тексту пьесы, с его указаниями актёрам и разметкой всех эпизодов, который хранится в собрании ЦНБ СТД РФ [6].
В стенах ЦНБ СТД РФ содержится огромный массив данных - это стенограммы бесед Мейерхольда с труппой и его замечаний после генеральной репетиции, а также стенограммы заседаний художественно-политического совета, обсуждения спектакля в Главреперткоме и публичных дискуссий о нём. Этот пример подтверждает потенциал ЦНБ СТД РФ в актуализации культурно-исторической памяти, что имеет большое значение для новых поколений деятелей театральной культуры.
Яркой страницей работы руководителей и сотрудников ЦНБ СТД РФ по реконструкции событий и творческих достижений В. Э. Мейерхольда стала подготовка рукописей мемориального характера. Среди других начинаний мейерхольдовская комиссия вместе с существовавшей в ВТО мемуарной комиссией задумала книгу воспоминаний о Мейерхольде. К мемуарам в те времена разные инстанции относились с опаской (мало ли что кому может вспомниться), а, в свою очередь, мемуарная комиссия располагала возможностью поддержать авторов материально и гарантировать сохранность написанного текста.
Проект сбора и опубликования воспоминаний о великом режиссёре, который начал свои творческие эксперименты ещё в пору Серебряного века и продолжал обогащать язык сценического искусства до конца 1930-х годов, трудно переоценить с точки зрения активизации памяти о тех «Собственных именах». Они (имена) существенно обогащают смысловое пространство культуры как совокупности норм, ценностей и культурных образцов.
По справедливому утверждению М. М. Шибаевой, «масштаб личности, чье собственное имя обретает статус культурной ценности, обусловлен не только степенью природной одарённости и зрелостью самосознания, но и биографией, в контексте которой сопряжены событийный ряд жизненного пути и характер поступков [23, с. 76]».
Сборник «Встречи с Мейерхольдом» проходил трудно, завязал в цензурных и околоцензурных сетях, но его участники, а тогда почти все они были живы, - знали, что их труды, пусть неизданные, сохранятся [7]. Как отмечает В. П. Нечаев, директор библиотеки, так было и с книгой «Воспоминаний» В. П. Веригиной, без которой невозможно понять многие этапы пути В. Э. Мейерхольда, прежде всего - линию его студийных начинаний [4]. Их долго выдерживали в издательских шкафах, ужимали (не хватало бумаги), а мемуарная комиссия сохранила её полный первоначальный вариант. Многие фрагменты из её неопубликованных прежде страниц теперь можно прочесть в сборнике «Мейерхольд и другие» в разделе о «Студии на Бородинской» [13].
Собранные мемуарной комиссией рукописи воспоминаний о Мейерхольде составили впоследствии заметную часть мейерхольдовского фонда ЦНБ СТД РФ. Многие из них, не вошедшие в книгу «Встречи с Мейерхольдом», опубликованы позднее.
Немало мейерхольдовских документов оставалось и остаётся в частных руках и у случайных владельцев. Целый ряд таких документов, которым грозило исчезнуть без следа, удалось включить в мейерхольдовское собрание ЦНБ СТД РФ. Одни документы приносили владельцы, другие приходилось искать, третьи надо было срочно спасать, чтобы не дать погибнуть. Они в ряде случаев заполняют те пустоты, которые существуют в основных собраниях мейерхольдовского архива.
Исследовательский интерес вызывают два автографа стихотворений В. Э. Мейерхольда, написанных в самом начале 1900-х годов и пришедших из букинистического магазина. Эти бесценные с культурно-исторической точки зрения автографы вошли в первый том «Наследия», и, как бы ни оценивать их поэтические качества, они проясняют настроения, владевшие их автором, и некоторые обстоятельства его биографии [3, с. 405, 523]. В этом же томе находятся и две надписи А. М. Ремизова на книгах, подаренных В. Э. Мейерхольду [3, с. 133, 241] . Они позволили уточнить время и место ранних контактов двух ярких фигур русской культуры Серебряного века - писателя А. М. Ремизова и режиссера В. Э. Мейерхольда.
Особую ценность представляет стенограмма диспута о «Даме с камелиями», состоявшегося в Ленинграде 30 апреля 1934 года. По стенограмме, остающейся вне внимания исследователей, вызывают интерес основные положения выступления В. Э. Мейерхольда на этом диспуте. Ни в одном из других документов не раскрыты с такой очевидностью и
определённостью творческие позиции автора спектакля «Дама с камелиями» и те общие позиции, которые занимал В. Э. Мейерхольд в 1932-1934 годах.
В этом тексте, не выправленном автором, раскрыта полемичность и программность замысла «Дамы с камелиями». В. Э. Мейерхольд даёт очень выразительную характеристику общей театральной ситуации того времени, в котором возник его спектакль.
Мейерхольд считает, что в молодом поколении театральных художников происходит «соревнование в штукарстве» (таковы его подлинные слова) - при нежелании считаться «с задачами, которые ставит режиссёр». Он обвинял не только сценографов. Он настаивал на том, что «режиссёры все помешаны на переделках с лёгкой руки Мейерхольда». И потому он заявляет, что обязан выступить против подобных увлечений: «Я считаю, - говорил он, - что ... должен был сам же прекратить это "безобразие", поскольку я его начал, т[о] е[сть] прекратить безобразие в кавычках, потому что мои последователи превратили это безобразие в кавычках в безобразие без кавычек [цит. по: 21]».
Но наиболее существенны - как текст культуры эпохи - пояснения В. Э. Мейерхольда по поводу тех принципов актёрской работы, которые он развивал, репетируя «Даму с камелиями». Он настойчиво говорил о необходимости совмещения строго выдерживаемого хронометража каждой сцены с импровизационной свободой актёра внутри неё. Режиссёр утверждал: «Современный драматический спектакль строго хронометрируется, но это не ограничивает, однако, импровизационного начала актёра. Актёр тем и замечателен, что он является постоянным импровизатором, и в пределах своих 12-ти минут он имеет возможность всё время добиваться всё новых и новых неповторимых приёмов, которые вчера он не применял [цит. по: 21]».
Отмеченное разнообразие архивных материалов о личности и творческой судьбе ученика В. И. Немировича-Данченко, актёра в первых спектаклях Московского общедоступного художественного театра («Царь Федор Иоаннович» и «Чайка»), режиссера-экспериментатора подтверждает глубокую правоту следующего заключения Ю. М. Лотмана: «Случайности отдельных человеческих судеб, переплетение исторических событий разных уровней населяют мир культуры непредсказуемыми столкновениями [16, с. 117]».
Именно поэтому изучение фонда В. Э. Мейерхольда, как и других деятелей отечественной культуры, предполагает исследовательское углубление в духовно-творческий контекст прошлых эпох. Приобщение молодых деятелей театрального искусства к различным элементам данного фонда способствует расширению их культурных горизонтов и профессиональному росту. Ценность авторских коллекций, подобных рассмотренному
нами собранию В. Э. Мейерхольда, можно объяснить следующим суждением А. А. Аронова: «... традиции, заложенные легендарными представителями отечественного искусства, продолжаются и развиваются, а значит, не оскудевает талантами земля российская [1, с. 7]».
Процесс «вживания-вчувствования» (по М. М. Бахтину) в культуру и как метатекст, и как «пространство собственных имён» способствует, с нашей точки зрения, позитивному решению вопроса о культуре памяти.
Таким образом, социально-культурная значимость ЦНБ СТД РФ проявляется в успешной реализации мемориальной функции библиотеки, функции преемственности поколений. В данном случае имеются в виду не просто документы, тексты культуры, отражающие структуру предпочтений, которые проявились в критериях отбора комплектования библиотеки, во всей информационной, просветительской и социокультурной системе. Благодаря такой практике режиссёры и художники театра в работе над спектаклем, пользуясь картотеками библиографического кабинета, изучают историю постановок той или иной пьесы, создавая при этом новый интеллектуальный продукт культурной картины мира. Новые рецензии, фотографии, иллюстрации, прочие документы после осуществления постановок возвращаются в информационно-библиографические картотеки и папки библиотеки, завершая тем самым цикличность документного оборота.
Свидетельством творческого подвижничества может служить научная работа сотрудников на основе материалов, хранящихся в библиотеке, введение в оборот документов, ранее неизвестных. Важность научного аспекта функционирования ЦНБ в качестве института культурно-исторической памяти бесспорна. Как писал Ю. М. Лотман, «пространство культуры может быть определено как пространство некоторой общей памяти, то есть пространство, в пределах которого некоторые общие тексты могут сохраняться и быть актуализированными . Общая для пространства данной культуры память обеспечивается, во-первых, наличием некоторых константных текстов и, во-вторых, или единством кодов, или их инвариантностью, или непрерывностью и закономерным характером их трансформации [15, с. 249]».
Однако сами по себе «память о прошлом», мемориальная культура не формируются. Всегда будет играть важную роль в жизни общества и подвижническая деятельность энтузиастов, способствующая сохранению духовно-нравственного и творческого наследия. К культурным подвижникам, по нашему убеждению, можно отнести и весь профессиональный коллектив Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Российской Федерации.
Эпоха электронной культуры, затрагивающая все аспекты нашей жизни, неизбежно требует пересмотра старых концепций сохранения культур-
ного наследия, разработки и реализации цифровых стратегий развития. Помимо бумажных носителей, всё активнее в оборот учреждений памяти включаются конструкты принципиально новых ценностей культуры, форм художественного выражения и творчества, онлайновых и оффлайновых мультимедийных продуктов, которые привносят в нашу повседневность «эффект добавочного знания [24, с. 174]». Перед библиотекой остро стоит и эта актуальная задача, связанная с осмыслением творческого пути личности в современных интерпретациях текстов культуры и многообразной деятельности специализированной библиотеки как института памяти.
Литература
1. Аронов А. А. Вклад России в мировую культуру. Биографический энциклопедический словарь. - Москва : Профиздат, 2002. - 447 с.
2. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. - Москва : Наука, 1987. - 160 с.
3. В. Э. Мейерхольд: Наследие. Т. 1 Автобиографические материалы: Документы, 1891-1903 / составление и коммент. О. М. Фельдмана. - Москва : О.Г.И., 1998. - 742 с.
4. Веригина В. П. Воспоминания. - Ленинград : Искусство, 1974. - 247 с. (Театральные мемуары).
5. Веригина В. П. Воспоминания : в 2 томах. Авторизованная машинопись. ЦНБ СТД.
6. Гоголь Н. В. Ревизор : Комедия в 5 действиях / обл. и ил. худ. И. В. Симакова.
- Петроград : Государственное издательство, 1919. - 125 с., ил. - (Народная библиотека).
7. Встречи с Мейерхольдом : Сборник воспоминаний / сост. Л. Д. Вендровская.
- Москва : ВТО, 1967. - 623 с.
8. Замятин Д. Н. Гений и место: в поисках сокровенных пространств [Электронный ресурс] // Дом Н. В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека : [веб-сайт]. - Электрон. дан. - URL: http://www.domgogolya.ru/science/ researches/1372/ (дата обращения: 12.07.2017).
9. Ибсен Г. Собрание сочинений : в 6 томах : Т. 2 : Комедия любви : Комедия в 3 действиях / пер. с норвеж. - Санкт-Петербург : Юровский, 1896. - С. 285-384.
10. К творческой истории мейерхольдовской постановки «Ревизора» и о несостоявшихся замыслах её монографического изучения // Театр. - 1994. - № 3.
- С. 80-85.
11. Кроммелинк Ф. Великодушный рогоносец : Пьеса в 3 действиях / пер. с фр. И. А. Аксенова. Б.в.д. 131 с. Напечатано на машинке. Собственность и ред. экз. И. А. Аксенова (Для театра им. Вс. Мейерхольда).
12. Мартинэ М. Ночь : Драма в 5 актах / пер. с фр. С. М. Городецкого ; рис. Г. Пастрэ, гравир. на дереве И. Павловым. - Москва ; Петроград : Гос. изд., 1922. - 120 с., ил. РО ЦНБ СТД РФ. Ф.15 (В, Э,Мейерхольд), Оп. 1. Д. 51. Рабочий экземпляр В. Э. Мейерхольда к постановке спектакля «Земля дыбом» по пьесе М. Мартинэ, л. 3.
13. Мейерхольдовский сборник: Документы и материалы. Вып. 2. Мейерхольд и другие / ред.- сост. О. М. Фельдман. - Москва : О.ГИ., 2000. 768 с.
14. Лихачев Д. С. Предисловие к «Воспоминаниям» А. Н. Бенуа // Прошлое
- будущему. Статьи и очерки. - Ленинград : Наука, 1985. - 576 с.
15. Лотман Ю. М. Память культуры // Чему учатся люди. Статьи и заметки.
- Москва : Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, 2009. - 416 с.
16. Лотман Ю. М. Культура и взрыв // Семиосфера. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.
17. Найдорф М. И. Исторически пульсирующая библиотека. Культурная революция и социокультурный институт // Вопросы культурологии. - 2008. - № 8.
- С. 19-24.
18. Нечаев В. П. К вопросу о документальном наследии В. Э. Мейерхольда // Мейерхольд, режиссура в перспективе века : материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж, 6-12 ноября 2000 г. : Вып. 1 / Гос. ин-т искусствознания. - Москва : О.ГИ., 2001. - С. 56-69.
19. Спирина М. Ю. Народная художественная культура: теория и практика в современном социуме [Электронный ресурс]. - URL: http://www.severberesta. т/аШс^/332-2010-08-17-20-40-06 (дата обращения: 21.07.2017).
20. Сухово-Кобылин А. В. Свадьба Кречинского. Комедия в 3 действиях // Картины прошедшего. - Москва : Унив. тип. На Страстном бульваре, 1869. С. 1-157. РО ЦНБ СТД РФ. Ф. 15. Оп. 1. Д. 124. Сценический текст пьесы «Свадьба Кречинского» в обработке В. Э. Мейерхольда. С. 104.
21. Фельдман О. М. Правда нашего бытия. Из архивов театра Вс. Мейерхольда [Электронный ресурс]. - URL: http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/true (дата обращения: 30.07.2017).
22. Фельдман О. М. Комментарий к статье «Аксенов о форме и смысле "Великодушного рогоносца"» // Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. Мейерхольд и другие : Документы и материалы / ред.-сост. О. М. Фельдман. - Москва : О.Г.И., 2000. - С. 517.
23. Шибаева М. М. Ю. М. Лотман о культуре как пространстве собственных имен // Обсерватория культуры. - 2012. - № 5. - С. 74-79.
24. Шлыкова О. В. Стратегии дигитализации культурного наследия: методологические проблемы и практические решения // Культура, искусство и управление: современные проблемы научных исследований (материалы круглого стола) // Книга. Исследования и материалы / Науч. Совет РАН «История мировой культуры»; Центр исследований книжной культуры ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН. Сб. 102. - Москва : Наука, 2015. - С. 174-175.