Научная статья на тему 'Место идейного самопожертвования в сущностной картине мира Н. С. Лескова'

Место идейного самопожертвования в сущностной картине мира Н. С. Лескова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ / "ИДЕЙНОЕ" САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ / СВЯТОСТЬ ПОМЫСЛОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филимонова Н. Ю.

В работе рассматриваются героини антинигилистических романов Н.С. Лескова «Некуда» и «На ножах» как образцы идейного самопожертвования. Обращается внимание на их особое место в философии авторского мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место идейного самопожертвования в сущностной картине мира Н. С. Лескова»

Помимо них существуют двоюродные, троюродные и т.д. дядя, тетя, племянник, племянница. 3) через поколение: ике туган олатай 'двоюродный дед', ике туган елэсэй 'двоюродная бабушка', внучатый племянник, внучатая племянница. По аналогии троюродные, четвероюродные и т.д.

Также рассматриваемые нами слова, помимо родственных связей, можно разделить на родовые подразделения башкир. Например: Ба^ан - ■карагай-'кыпса'к ырыуы аймагы; БайбYре - табын ырыуы аймагы; Алатай - барын-табын ырыуы аймагы и др.

Все анализируемые нами слова по морфемной классификации подразделяются на простые, сложные, составные и парные. К простым относятся: атай 'отец', эсэй 'мать', тсы^ 'дочь', ул 'сын', агай, авзый 'брат', апай 'сестра' и др. К сращенным сложным можно привести следующие примеры: олатай 'дед', елэсэй 'бабушка', байбикэ 'жена бая', байбисэ 'жена бая', балтYтэй 'тетя', абызэней 'повитуха' и др. Составными же являются: бабур ецгэ 'сноха, ухаживающая за женихом и невестой', багым бала 'приемный ребенок', атс бейем 'сестра мужа' и др. Парные: бай-бетсэ 'сын богача', агай-эне 'родственники', ата-баба 'предки', ата-эсэ 'родители' и др.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в башкирском языке большое количество разнообразных терминов родства. Это свидетельствует о богатом словарном запасе башкирского языка. Список использованной литературы:

1. Зубаирова И.Г., Абдуллина Г.Р. Из истории развития башкирской литературоведческой терминологии // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2016. №1 (89). - С. 22-27.

2. Янбирдина З.М., Абдуллина Г.Р. Значимость изучения наименований родства // Молодежь. Прогресс. Наука: Сб.матер.УШ межвуз.науч.-практ.конф.молодых ученых. - Стерлитамак, 2013. - С.142.

3. Karabaev M.I., Abdullina G.R., Ishkildina Z.K. Bashkir onomatology in the light of modern linguistics // Mediterranean journal of social sciences. Rome-Italy, MCSER Publishing. Vol 6. №3 S3. - May 2015. - 73-82 pp.

© Ильясова И.Ф., Абдуллина Г.Р., 2016

УДК 82

Н. Ю. Филимонова,

кандидат филологических наук, доцент Волгоградского государственного технического университета,

г. Волгоград, РФ

МЕСТО ИДЕЙНОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В СУЩНОСТНОЙ КАРТИНЕ МИРА Н. С. ЛЕСКОВА

Аннотация

В работе рассматриваются героини антинигилистических романов Н.С. Лескова «Некуда» и «На ножах» как образцы идейного самопожертвования. Обращается внимание на их особое место в философии авторского мировоззрения.

Ключевые слова

Антинигилистические романы, «идейное» самопожертвование, святость помыслов.

Н. С. Лескова всегда привлекали герои, для которых самопожертвование - жизненная необходимость. Одни из них жертвуют собой под влиянием минуты, другие всю свою жизнь самоотверженно служат людям, испытывая настоящую и бескорыстную любовь к ним [1]. В основе самопожертвования таких людей лежит внутренняя органическая потребность творить добро. О героях Лескова А. М. Горький писал: «Их основная черта - самопожертвование, но жертвуют они собой не ради какой-либо правды или дела, не из соображений идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве» [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Действительно, Лесков испытывал устойчивую антипатию к любым направлениям и теориям, но в его антинигилистических романах встречаются герои, которым свойственно «идейное» самопожертвование.

Интерес к этим романам активизировался в последние двадцать с небольшим лет, в результате чего помимо многочисленных статей появился ряд диссертационных исследований (Е.Л. Куранда, Г.А. Склейнис, Н.Н. Старыгина, И.В.Столярова, Т.Н. Усольцева и др.) [3].

Мы остановимся на двух женских образах: Лизы Бахаревой («Некуда», 1864) и Анны Скоковой («На ножах», 1871). В структуре персонажей романов они занимают разное по значимости место, но для писателя это, прежде всего, чистые люди, действующие по велению сердца, и лишь потом - «нигилистки».

Антинигилистический роман Лескова «Некуда» начинается с приезда домой двух девушек: Лизы Бахаревой и Жени Главацкой. Обе только что закончили институт, обеим по 17 лет, обе красивы, здоровы, романтичны и полны надежд. Казалось, их ждут одинаковые дороги, похожие судьбы. Одной из них не надо далеко искать образец для подражания, достаточно следовать примеру своей матери, которая «была великая женщина, богатырь, героиня. Доброта-то в ней была прямая, высокая, честная... Это была сила, способная на всякое самопожертвование; это было существо, никогда не жившее для себя и серьезно преданное долгу» [4, с. 22]. Но Женни не чувствует в себе силы быть героиней и жить для других, поэтому она не может идти по стопам своей матери. Добрая, честная, глубоко порядочная, она становится женой и хорошей матерью, и ей не надо иного счастья.

На другой путь ступает Лиза Бахарева. «Хорошая девушка: прямая и смелая», - говорит о ней мать Агния. Она убеждена: «Такие девушки, как Лиза, на каждом шагу не встречаются» (2, с.107). Лиза, действительно, не похожа на окружающих. Ей душно и скучно в родительском доме, среди людей, лишенных каких бы то ни было серьезных интересов. «Дух витал в мире иных людей, в мире, износившем вещие глаголы, в среде людей чести, бескорыстия и свободы» (4, с. 172). И девушка приходит к «нигилистам», которые кажутся ей людьми дела. Чистая, искренняя, самоотверженная, она способна к самопожертвованию. Лиза не боится гибели, недаром автор вкладывает в ее уста слова: «Век жертв очистительных просит. » (4, с. 680).

Убежденный в бессмысленности революционной борьбы и несбыточности мечты о революции, Лесков искренне жалеет свою героиню. Он не может не любить ее, не может не восхищаться ее высокими нравственными достоинствами. В конце жизни, вспоминая своих «чистых нигилистов», Лесков напишет: «Райнер не «маньяк», а мой идеал, Лиза - тоже» (11, с. 508).

«Идейное» самопожертвование свойственно и другой лесковской героине - Анне Скоковой, которую он вывел на страницах антинигилистического романа «На ножах». Поразительно точную характеристику дал ей А. М. Горький: «Существо недалекое, почти глуповатое, Ванскок неутомима, исполнена самозабвения, готова сделать все, что ее заставляют люди, которым она - сама святая - свято верит. Если ее пошлют убить - она убьет, но она же, сидя в тюрьме, будет любовно чинить грязную рубаху злейшего партийного врага; она может, не насилуя себя, перевязать рану человека, который накануне избил ее, может месяцами задыхаться в подвале, работая в тайной типографии, прятать на груди у себя заряженные бомбы и капсюли гремучей ртути, может улыбаться, когда ее мучают, даже способна пожалеть мучителей за бесполезность их труда над телом ее и в любую минуту готова умереть «за други своя» [5, с. 230-231].

На первый взгляд, между двумя героинями антинигилистических романов больше различного, чем общего. Одна - красивая, женственная, другая - «смешная внешне, суматошная» (Горький). Одна - умная, изучившая множество книг, другая - не только не блещет особым умом, а, напротив, кажется глуповатой. Одна предъявляет и к себе и к другим максимальные требования («Перед этой, как перед грозным ангелом, стоишь.» (4, 155), другая - безоговорочно и свято верит соратникам по борьбе. Одна испытывает незатухающую ненависть к своим противникам, другая способна по-человечески, даже по-матерински пожалеть своего врага, который нуждается в помощи. Но Лизу Бахареву и Анну Скокову объединяет верность поставленной цели, святость и чистота помыслов, самоотверженность, подвижничество и способность к жертве.

Если говорить о персонажном уровне романов "Некуда" и «На ножах», мы должны отметить драматизм человеческих характеров и Лизы Бахаревой и Анны Скоковой. Философия авторского

мировоззрения Н. С. Лескова привела к тому, что их революционную деятельность он считал трагической ошибкой, восхищаясь при этом их высокими человеческими качественными. Список использованной литературы:

1. Филимонова Н.Ю. Матери лесковских праведников как образцы самопожертвования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, М., 2016, № 5-3, с. 80-82.

2. Горький М. История русской литературы. М., 1939, с. 275.

3. Куранда Е.Л. Повествовательная структура романа Н.С. Лескова «Некуда» в системе русского антинигилистического романа 1860-1870-х годов. Автореф. дис. канд. филолог. наук. Псков, 2001; Склейнис Г.А. Русский антинигилистический роман: генезис и жанровая специфика. Автореф. дис. докт. филолог. наук. Магадан, 2009; Старыгина Н.Н. Русский полемический роман 1860-1870- х годов: Концепция человека, эволюция, поэтика. Автореф. дис. докт. филолог. наук. М., 1997; Столярова И.В. Лесков и русское общественное движение 1880-1890-х годов. Автореф. дис. докт. филолог. наук. Л., 1992; Усольцева Т.Н. Жанровое своеобразие романов Н.С. Лескова 1860-х годов. Автореф. дис. канд. филолог. наук. 1990 и др.

4. Цит. по: Лесков Н. С. Собр. соч. в 11-ти томах, ГИХЛ, М., 1956, т. 2.

5. Горький А.М. Собр. соч. в 30-ти томах, М., ГИХЛ, 1953, т. 24, с. 230-231.

© Филимонова Н. Ю., 2016 г.

УДК 811.512.1

М.Д.Чертыкова

К.филол.н., ХГУ им. Н.Ф.Катанова г. Абакан, Российская Федерация

ГЛАГОЛЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВКУСОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ: СЕМАНТИКА И СОЧЕТАЕМОСТЬ

Аннотация

Статья посвящена выявлению семантических и синтагматических особенностей глаголов вкусового восприятия в хакасском языке.

Ключевые слова

Хакасский язык, глагол, вкусовое восприятие, семантика, объект, субъект.

Восприятие - это живое, активное взаимодействие с миром, с окружающей средой, направленное на приспособление человека к среде и к его выживанию [Краткий словарь когнитивных терминов 1997, с. 17]. Исходя из основных способов восприятия человеком окружающего мира (при помощи физических органов), в лексико-семантической группе (ЛСГ) глаголов со значением восприятия легко выделяются семантические подгруппы: глаголы зрительного восприятия, глаголы слухового восприятия, глаголы осязания, глаголы обоняния и глаголы вкусового восприятия.

Цель статьи - выявить и описать семантические и синтагматические особенности хакасских глаголов со значением вкусового восприятия. Вкусовое восприятие по физиологическому критерию несколько сближается с обонятельным восприятием, которое также имеет немаловажное значение в процессе приема пищи и напитков. В начальном этапе принятия пищи и напитков человек чаще отведывает небольшое количество пищи для определения ее вкуса, запаха, состава, температуры и т.д. Субъект в процессе сенсорного анализа и оценки маленькой дозы пищи ставит цель определить характер пищи на предмет ее съедобности / несъедобности, свежести / испорченности, готовности / неготовности. На основе данного анализа, в свою очередь, формируется субъективная оценка по шкале «нравится / не нравится» или «вкусно / невкусно».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.