Научная статья на тему 'Место и роль ценностей постмодернизма в «Культурной глобализации»'

Место и роль ценностей постмодернизма в «Культурной глобализации» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3134
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА / КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гревцева А. А.

В статье даны определения понятий постмодернизм, постмодернистский стиль мышления, культура постмодернизма, глобализация, культурная глобализация, ценности. Рассматриваются характеристика постмодернизма и его роль в современной культуре, а также процесс формирования постмодернистских ценностей в условиях культурной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль ценностей постмодернизма в «Культурной глобализации»»

Гревцева А.А.

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

МЕСТО И РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ ПОСТМОДЕРНИЗМА В «КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

В статье даны определения понятий постмодернизм, постмодернистский стиль мышления, культура постмодернизма, глобализация, культурная глобализация, ценности. Рассматриваются характеристика постмодернизма и его роль в современной культуре, а также процесс формирования постмодернистских ценностей в условиях культурной глобализации.

Ключевые слова: ценности постмодернизма, культурная глобализация.

Современный, постмодернистский, этап развития культуры характеризуется неприятием масштабных теорий, трансконтекстуальных понятий истины и вообще каких бы то ни было претензий на истину. Постмодернизм - понятие, используемое современной наукой для обозначения типа существования общества, философии. Утвердилась точка зрения, согласно которой постмодернизм - эпоха развития мышления, а не социальной реальности (Кюнг, Бауман). Господствующий сейчас постмодер-нист-ский стиль мышления бросает вызов классическим представлениям о мире. Тем не менее, он не только обладает парадигмальным статусом, но и выполняет в современной культуре исконно присущие философии функции. Прежде всего шлифуются понятийные средства, необходимые для понимания и описания состояний современной культуры. Семантическое и категориальное разнообразие постмодернистского стиля мышления обуславливается отказом постмодернизма от создания в культуре концептуально-методологической матрицы, которая могла бы претендовать на парадигмальный статус. Культуру под влиянием постмодернистского стиля мышления можно определить как значимую составляющую, во многом определяющую тенденции развития современного общества. Статус самого постмодернистского стиля мышления в современной культуре можно расценивать не только как определившийся, значимый, но и во многом определяющий тенденции развития культуры. Постмодернистский этап развития культуры и мышления - сложный и многогранный процесс.

В середине ХХ века происходит усложнение всех форм жизни, уменьшение стабильности и ускорение процессов развития, нарастание мультимедийности. Все эти изменения имеют динамический характер и вызывают соответ-

ствующую реакцию в культуре. С этого периода принято начинать отсчет новой эпохи, получившей название постмодернизма.

Для начала необходимо дать определение понятию «постомодернизм» и «постмодерн». Будут ли эти понятия тождественны и какими характеристиками они обладают.

«Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассичес-кую философскую парадигму, допостмодернис-тское и непосредственно постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи» [4, с. 425].

«Постмодернизм - направление современного философствования, содержательно и ценностно позиционирующее себя вне рамок классической и неклассической традиций в качестве постнеклассической философии» [4, с. 425].

Таким образом, мы принимаем за основу положение о том, что понятия «постмодерн» и «постмодернизм» имеют различный предмет исследования и не являются тождественными.

В буквальном смысле постмодернизм (ро8Шоёегш8ше) можно рассматривать как «пост-современность». О.Б. Вайнштейн в своей статье «Постмодернизм: история или язык» предложил идею о двояком толковании постмодернизма. С одной стороны, это «постсовременность, стоящая в ряду теорий, описывающих уникальность нашего переживания конца века» [3, с. 3]. Это можно объяснить тем, что каждый исторический период переживается как особая культурная эпоха. Это и философские направления, и культурные тенденции. А с другой стороны, постмодернизм понимается как продолжение эпохи модернизма с его культурными изменениями. Именно модернизм заложил основу для постмодерна.

Понятие «постмодернизм», по мнению И.С. Скоропановой, применяется для обозна-

чения нового периода в развитии культуры, стиля постнеклассического научного мышления, различных течений постнеклассической философии. Помимо этого постмодернизм понимается и как новый художественный стиль, и как новые направления во всех видах искусства, а также как художественно-эстетические системы, которые сложились в двадцатом веке [9]. Постмодернизм как философско-культурное направление концентрирует свое внимание на новом обществе, на социальной реальности, на понимании этой реальности человеком.

За основу понятия постмодернизма нами принимается его определение О.Б. Вайнштейном как «глобального состояния цивилизации последних десятилетий, всей суммы культурных настроений и философских тенденций» [3, с. 4].

Если рассматривать постмодернизм как этап развития философской мысли, то теоретическую основу ему дали постструктуралисты, такие как Ж. Деррида, Ж. Делез, Р. Барт, Ю. Кристева, Ф. Гваттари, М. Фуко и др. Представители постструктурализма раскрыли в своих работах обозначившийся в 60-е годы ХХ века кризис философии и культуры в целом. В этот период наблюдался подрыв веры в авторитеты, в существующие представления, подвергались критике устоявшиеся понятия - времени, пространства, абсолютной истины, детерминизма и др. Претерпевали критику любые концепции, взгляды, теории, которые претендовали на монополизацию философской, научной или культурной мысли. Для постмодернистской философии характерно «равнодушие к критике, отрицание теоретизирования и оценки» [13, с. 3].

В постмодернистской философии ведущая роль принадлежит «свободе от чего бы то ни было» [5, с. 574]. Провозглашение свободы и неподчинение правилам привели к абсолютизации спонтанности человеческой деятельности и плюрализму философских позиций. Особый интерес также представляет взаимосвязь понятий постмодернизм, модернизм и авангард. Эти понятия следует рассматривать в семантической связи «авангард - модернизм - постмодернизм».

Понятие «авангард» (франц. ауа^агёе -передовой отряд) использовалось для обозначения наличия всех многообразных, эпатажных, революционных изменений и направлений в культуре первой половине ХХ века. Позднее он получил значение глобального феномена худо-

жественной культуры и положил начало эпохи «пост-культуры» [2, с. 261]. Можно говорить, что авангард является реакцией культурного сознания на перелом в цивилизационных, художественных процессах, вызванных научно-техническим прогрессом. К отличительным признакам относят отрицательно-критический характер по отношению к традиционным ценностям культуры, экспериментальный характер, стремление к созданию принципиально нового. Авангард, ощутив происходящие глобальные изменения во всех сферах жизни общества, в культуре принял на себя функции по отрицанию старого и созданию нового, но в своей области - в искусстве, культуре, философии.

Термин модернизм (modernisme - современный) применяется для обозначения новых явлений искусства и культуры, возникших в первой половине ХХ века, начиная с символизма и, включая авангардные движения, до постмодернизма. Модернизм связан с авангардом, наследует его достижения и нововведения. В то же время он отказывается от революционного, реакционного, эпатажного характера. «Модернизм - это как бы академизировавшийся авангард» [2, с. 452]. Он характеризуется наличием индивидуального стиля, цели, строгой иерархии философских или художественных представлений. С модернизма начинается формирование пространственно-средовой культуры, в которой закладывается начало пост-философии и пост-культуры. П.В. Малиновский говорит о том, что «уже в 80-е годы укоренилось и стало общепринятым понимание ограниченности общепринятой доктрины модерна» [6, с. 12]. У модерна появляется своя история, которая имеет характер однонаправленности, то есть приобретает «форму исторического цикла». У него своя структура: начало - «премодерн» или авангард; развитие - непосредственно модерн; продолжение - постмодерн. Но линейная структура уже не устраивала мыслителей, отвергших классические представления. Постмодернизм, то есть постистория модерна, помог преодолеть эту линейность, одномерность представлений. Таким образом, на смену модерну пришел «многоликий, плюралистический, пронизанный духом культурного релятивизма концепт «после-модерна»»[6, с. 12].

Таким образом, авангард и его логическое продолжение - модернизм заложили основу для

возникновения постмодернизма. Авангард, разрушая традиционные нормы и принципы культуры, неограниченно принимая нововведения, основанные на достижениях науки и техники, выполнил свою задачу и к середине двадцатого века практически завершает свое существование. Модернизм систематизировал новаторские достижения авангарда, представил принципы художественно-эстетического мышления и сознания и с 1960-х гг. переходит в постмодернизм, как новый этап культуры.

Понятие постмодернизма довольно часто отождествляют с понятием постмодернистской культуры. Но, тем не менее, эти понятия следует различать. «Постмодернистская культура -это культура, создаваемая в эпоху постмодерна и включающая в себя как постмодернистскую и допостмодернистскую, так и массовую культуру» [9, с. 12].

Рассматриваемые культуры представляли собой, по мнению Розина, социальный организм. Они имели свой путь развития. Локальные, конкретные культуры складываются в процессе исторического развития под воздействием социальных условий, взаимодействуют с другими культурами, набирают силу, «развиваются и усложняются» [7, с. 71] и умирают, освобождая место для последующих культур. Однако можно говорить о том, что, несмотря на все существующее разнообразие культур, все они имеют «базисные представления, которые являются центральными и сохраняются в течение жизни культуры» [7, с. 72]. Что же представляют собой «базисные культурные сценарии». Это своего рода принципы, необходимые для решения возникающих при формировании новой культуры комплексных проблем, или «витальных катастроф». В процессе разрешения витальных катастроф происходит формирование базисных культурных сценариев. Тем не менее со временем базисные культурные сценарии усложняются и частично изменяются, но оставляют «неизменное ядро». Смена культуры модерна на постмодернистскую культуру стала возможной в результате распада, уничтожения ядра культуры. Таким образом, «перестал действовать основной тип организации и поддерживающие его семиотические конструкции базисного культурного сценария» [7, с. 75]. В настоящее время существует предположение о том, что место привычных культур займут но-

вые социальные образования - «метакультуры». Отличие метакультуры состоит в том, что под влиянием усложняющихся процессов коммуникации в нее включают людей, технологии, отдельные культуры, национальные государства и т. д. Поскольку метакультуры будут подвергать изменениям базисные сценарии, то устройство социума, политики и экономики также изменится. Период постмодернизма- это период становления и господства метакультур. Это не конкретный ограниченный временной период, а движущиеся исторические процессы. Здесь будут формироваться новые принципы, нормы и ценности, господствующие и определяющие дальнейшее развитие идеи, будет осуществляться глобализация (объединение базовых сценариев) культур. Для того чтобы определить роль ценностей в эпоху глобализации, необходимо дать определение понятия «ценности». Философский энциклопедический словарь дает следующую трактовку понятия: «Ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность и одновременно условие полноценного бытия объекта» [11, с. 507]. И.Т Фролов под ценностью понимает «своеобразную форму проявления отношений между субъектом и объектом, при котором свойства объекта подвергаются оценке в соответствии с тем, как они удовлетворяют потребности субъекта» [12, с. 324]. В данном определении ценности носят субъективный и утилитаристский характер, так как оценкой действительности занимается конкретный индивид и критерием оценки служит удовлетворение его потребностей. Таким образом, рост потребностей будет прямо пропорционален росту технологических возможностей их удовлетворения. Но в таком случае в современном обществе индивид будет рассматриваться не как личность, микрокосм, а как объект общества потребления. Смысл существования духовных, гуманистических ценностей уходит на второй план. Но именно духовные ценности сейчас наиболее важны для формирования нового типа общества - глобального информационного, или «общества знания».

Нематериальные, высшие ценности охватывают все сферы человеческой деятельности. Рассматривая возникающие глобальные проблемы, мы приходим к выводу, что их решение невозможно вне мировоззренческого контекста, гуманистических и социальных критериев этих

проблем. Можно говорить о возникновении опасности для культуры, если рассматривать только развитие практической, материальной стороны жизни общества. Не существует общества, мира, свободного от ценностей.

Мы принимаем за основу следующее определение понятия «ценность» - «положительная значимость явлений, имеющая своим истоком человека, его коренные цели и идеалы» [1, с. 288]. Однако в настоящее время представление о ценностях значительно расширилось и включило в себя диапазон явлений, ранее в него не входивших. В эпоху глобализации ценности стали носить практический, а скорее даже прагматический характер. Формирование многих ценностей напрямую зависит от практической сферы деятельности, к которой принадлежит индивид. «Явления действительности, материальные и духовные, оцениваются в аспекте практики, либо со знаком плюс, либо со знаком минус, становясь ценностями тогда, когда они тем или иным способом включаются в деятельность субъекта» [1, с. 289]. С одной стороны, ценности формируют личность индивида, а с другой стороны, зависимы от него. Именно в деятельности индивида в социуме проявляются ценности как идеальные правила.

Постмодернистская культура - это культура «массовой индивидуальности», поэтому разуму отказывают в законодательности и наделяют интерпретаторской функцией. Произошло изменение в методах и стиле интеллектуальной деятельности. Интерпретаторский разум направил поиск на повседневную, обыденную практику, на коммуникации, диалоги. Таким образом, теряется приоритет поиска истины. По Гадамеру, процесс раскрытия истинного смысла бесконечен. Классическое понимание истины разрушается. Тогда как интерпретаторс-кое понимание дает надежду на нахождение истины, но она будет индивидуальной. Любой текст можно истолковать по-разному, и нет наиболее истинного или предпочтительного толкования. В таком случае категории научного мышления теряют свою актуальность: истина, сущность, закономерность и т. д. Абсолютизируется роль обыденного мышления. Таким образом, в постмодернистской культуре идти по пути поиска истины - идти по ложному пути. В то же время, по мнению Т.П. Матяш, утверждается гетерогенность онтологии, неустранимое

множество взглядов на окружающую действительность. Таким образом, неопределенность -это главное понятие как онтологии, так и гносеологии. А это не позволяет прогнозировать будущие события и явления.

Для лучшего понимания изменений, произошедших в культуре, ценностях и нормах, мы рассмотрим процесс изменений, произошедший в жизни социума, получивший название культурной глобализации.

Процесс глобализации, понимаемый как особый вид деятельности, направленный на создание целостного пространства для экономической, политической, культурной, социальной сфер жизни, при активном использовании новых информационных технологий, интернет-ресурсов, вызывает исследовательский интерес. Изначально этот процесс и сопутствующие ему изменения оценивались положительно. В дальнейшем, с анализом происходящего и выявлением его отрицательных последствий (например, возникновение глобальных финансовых кризисов), наблюдается стремление к разъяснению противоречий, поиску решений по их преодолению.

Вошедшее в научный понятийный аппарат в шестидесятых годах ХХ века понятие «глобализация» значительно расширилось в последнее время и приобрело политические, экономические, социальные, культурные и т. д. компоненты. Этому способствовало усиление зависимости экономических систем различных государств друг от друга, «возросшие экологические угрозы, которые породили понимание единой планеты» [10, с. 11], бурное развитие информационных технологий. Можно говорить об отдельных процессах глобализации - экономическая глобализация, культурная глобализация, политическая глобализация и т. д. Так как понятие глобализации освещает различные области человеческой жизни, то можно говорить о «трех ракурсах глобализации как социального явления и трех способах ее предметизации» [6, с. 8]. П.В. Малиновский предлагает следующее деление: политическая глобализация, где главным средоточием будет государство, его роль и место в глобализирующемся мире; экономическая глобализация, интересы которой направлены на формирование и функционирование глобальных рынков; культурная глобализация, понимаемая как процесс изменения, наблюдаемый в культурных стереотипах, связанный с на-

растанием влияния научно-технического прогресса. Процесс «глобализация», следовательно, является многополярным и неоднозначным. Он носит как положительный, так и отрицательный характер. С одной стороны, открывается круг широких возможностей для реализации потенциалов развития. С другой стороны, нарастают риски возникновения кризисов в экономике, политике, культуре, социальной сфере и т. д.

Процесс глобализации, сопровождаемый информационно-технологическим развитием, способствует формированию нового типа общества с новыми ценностями. И если ранее центральное место среди ценностей занимал «гуманизм с его впечатляющей, но абстрактно-рационалистической концепцией человека и социалистический гуманизм, редуцировавший человека до совокупности общественных отношений» [9, с. 181], то сейчас одними из главенствующих ценностей становятся время и информация. Фактически исчезает отдельный индивид и возникает глобальное информационное сообщество. Это позволяет говорить о формировании информационного общества, или «общества знания» [10, с. 18], носящем глобальный, всеобщий характер. Таким образом, на новом, постиндустриальном этапе развития общества на смену естественным, природным ресурсам приходят информационные. В новом информационном обществе знания неизбежно становятся важнейшим ресурсом и ценностью. Таким образом, «к числу важнейших задач каждого государства относятся формирование и развитие информационной инфраструктуры и интеграция в глобальное информационное общество» [10, с. 18]. Развитие информационных технологий и проникновение их во все сферы жизни общества способствует разрешению существующих проблем, но в то же время порождает новые. Происходит изменение в структуре, сущности прежних ценностных парадигм и возникновение совершенно новых. Однако ценность чего-либо «определяется не только тем, что она способна удовлетворить ту или иную потребность человека, но и тем, что в ней опредмечен его труд, его творчество, его дух» [8, с. 61].

Многие исследователи, рассматривая вопрос о видоизменении ценностей в процессе глобализации, приходят к выводу о том, что формирующееся глобальное информационное общество откажется от классовой структуры и,

следовательно, избежит ранее существовавших конфликтов. Информационные ресурсы, как ранее традиционные, становятся вероятной возможностью накопления капитала (например, платные интернет-сайты). Именно телекоммуникационные и компьютерные сети имеют связующую структуру и способствуют становлению «глобальной деревни». Все большую роль играют средства массовой информации, имеющие двоякую структуру: с одной стороны -структурная составляющая общества; с другой стороны - управляющая этим обществом сила.

По мнению А.И. Смирнова, новое глобализирующееся информационное общество ценностно основывается на возможности доступа к информации и умении с ней работать и характеризуется обменом информации вне временных, пространственных и политических границ. В процессе глобализации формирование «общества знания», сопровождаемое возникновением глобальных информационных сетей, позволяет открыть доступ к информационным ресурсам для всех. А это, в свою очередь, позволяет обеспечить возможность применения достижений культуры, объединить получаемые знания и духовные ценности. Развитие современного информационного общества сопровождается распространением интеллектуальных технологий и возникновением глобальных транснациональных корпораций. Общество осуществляет «радикальную переоценку ценностей на основе философского скептицизма, релятивизма, плюрализма в их новом постсовременном понимании» [9, с.12].

На ХХ11 Всемирном философском конгрессе была высказана мысль о том, что постмодернизм уже не отвечает запросам современного общества и на смену ему идет новая концепция - «трансмодернизм», то есть концепция, создающая единую мировую культуру, единую философию, объединяющую Запад и Восток. Возможно ли это? Нужно ли это? Идея «трансмодернизма» - идея европейской культуры, ибо само исконное понятие «постмодернизм» - плод европейской философии. Культура, являясь сложным мультимедийным организмом (по своей сущности), не может стремиться к моноцентризму. Поэтому постмодерн, будучи только частью современной культуры западной цивилизации, не является равноправным партнером в единении с культурой Востока, философией

Востока в мегатенденциях глобализирующегося мира, стирающих государственные, этнона-циональные, географические, культурные и др. границы, различия.

Закономерность глобализации в сфере культуры, философии, как закономерное явление, объективно существующее, признано всеми. Но культура будущего, культура общечеловеческая, единая, не может связывать себя ни с постмодернизмом, ни с трансмодернизмом, ко-

торые могут быть лишь духовными ценностями, входящими как часть в многополярный духовный мир будущего.

В настоящее время в глобализирующемся мире идет процесс формирования новых ценностей, «возникает идея примирения непримиримого как условие выживания человеческого рода» [9, с. 10]. Новые ценности должны будут способствовать воспитанию толерантности людей по отношению друг к другу.

Список использованной литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 1999. - 576 с.

2. Бычков В.В. Эстетика. Гардарики. М., 2005. С. 261.

3. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? [Текст] // Вопросы философии. - 1993. - №3. - С. 3-7.

4. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Главный научный редактор и составитель А.А. Грица-нов.-Мн.: Современный литератор, 2007. - С. 816

5. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 685 с.

6. Малиновский П.В. Глобализация 90-х годов: время выбора (вступительная статья) [Текст] // Глобализация: контуры XXI века. Реф. сб. / РАН ИНИОН. М., 2002.- С. 5-35.

7. Розин В.М. Глобальные процессы и проблемы современности как свидетельство становления нового типа социальности - «Глобализация», «культура», «цивилизация».: материалы пост. действ. междисцип. семинара клуба уч. «Глобальный мир», М., 2003, С. 71-80.

8. Самохвалова В.И. Культура, цивилизация, глобализация [Текст] // «Глобализация», «культура», «цивилизация»: материалы пост. действ. межд. сем. клуба уч. «Глобальный мир». М., 2003. - С. 57-71.

9. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. [Текст] - СПб.: Невский простор, 2001. - С. 416.

10. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. - М.: Издательский дом «Парад», 2005. - С. 392.

11. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999. - С. 576.

12. Фролов И.Т. Взаимодействие наук и гуманистические ценности. [Текст]: сб. «Наука и культура» / Отв. ред. В.Ж. Келле/ АН СССР. Институт истории естествознания и техники. - М.: «Наука», 1984. С. 317-335.

13. Шапинская Е.Н., Шапинский В.А. Постмодернизм и культура: Сб. ст./ Отв. ред. Е. Н. Шапинская; АН СССР. Ин-т философии. - М.: ИФАН, 1991. С. 3-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.