Научная статья на тему 'Место и роль стратегии в области качества в модели стратегического менеджмента организации малого бизнеса'

Место и роль стратегии в области качества в модели стратегического менеджмента организации малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1170
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / FUNCTIONAL STRATEGY / БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ / BUSINESS STRATEGY / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуляк С.П.

Формирование и реализация стратегии малого предприятия осуществляется иначе, чем в организациях среднего и крупного бизнеса. Стратегии имеют большое значение для развития предприятия, потому как задают направления и рассматриваются как средство для достижения успеха. Несмотря на то, что тема внедрения стратегического менеджмента в менеджмент предприятия является актуальной и перспективной, до сих пор не существует точного представления об алгоритме внедрения стратегии в организациях малого бизнеса. Таким образом, определение последовательности и этапов реализации стратегического менеджмента малого предприятия позволит прогнозировать долгосрочные цели, обозначить путь развития малого предприятия. Учет особенностей малого предприятия при формировании стратегии создает предпосылки эффективного самоопределения и прогнозирования параметров внешней среды, создания конкурентного преимущества позволяя построить взаимовыгодные отношения с поставщиками и потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дуляк С.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF STRATEGY IN THE FIELD OF QUALITY IN THE MODEL OF STRATEGIC MANAGEMENT, THE ORGANIZATION OF SMALL BUSINESS

Formation and realization of strategy of small enterprise is carried out differently, than in the organizations of medium and large business. Strategy are of great importance for enterprise development because set the directions and are considered as means for achievement of success. In spite of the fact that the subject of introduction of strategic management in management of the enterprise is actual and perspective, still there is no exact idea of algorithm of introduction of strategy in the organizations of small business. Thus, definition of sequence and stages of realization of strategic management of small enterprise will allow to predict long-term goals, to designate a way of development of small enterprise. The accounting of features of small enterprise when forming strategy creates preconditions of effective self-determination and forecasting of parameters of environment, creations of competitive advantage allowing to construct the mutually advantageous relations with suppliers and consumers.

Текст научной работы на тему «Место и роль стратегии в области качества в модели стратегического менеджмента организации малого бизнеса»

УДК 658.56

С.П. Дуляк

аспирант, кафедра «Управление качеством, стандартизация и метрология», ФГБОУ ВПО «Брянский государственный технический университет»

МЕСТО И РОЛЬ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА В МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация. Формирование и реализация стратегии малого предприятия осуществляется иначе, чем в организациях среднего и крупного бизнеса. Стратегии имеют большое значение для развития предприятия, потому как задают направления и рассматриваются как средство для достижения успеха. Несмотря на то, что тема внедрения стратегического менеджмента в менеджмент предприятия является актуальной и перспективной, до сих пор не существует точного представления об алгоритме внедрения стратегии в организациях малого бизнеса. Таким образом, определение последовательности и этапов реализации стратегического менеджмента малого предприятия позволит прогнозировать долгосрочные цели, обозначить путь развития малого предприятия. Учет особенностей малого предприятия при формировании стратегии создает предпосылки эффективного самоопределения и прогнозирования параметров внешней среды, создания конкурентного преимущества позволяя построить взаимовыгодные отношения с поставщиками и потребителями.

Ключевые слова: стратегический менеджмент, функциональная стратегия, бизнес-стратегия, стратегия управления качеством.

S.P. Dulyak, Bryansk state technical university

PLACE AND ROLE OF STRATEGY IN THE FIELD OF QUALITY IN THE MODEL OF

STRATEGIC MANAGEMENT, THE ORGANIZATION OF SMALL BUSINESS

Abstract. Formation and realization of strategy of small enterprise is carried out differently, than in the organizations of medium and large business. Strategy are of great importance for enterprise development because set the directions and are considered as means for achievement of success. In spite of the fact that the subject of introduction of strategic management in management of the enterprise is actual and perspective, still there is no exact idea of algorithm of introduction of strategy in the organizations of small business. Thus, definition of sequence and stages of realization of strategic management of small enterprise will allow to predict long-term goals, to designate a way of development of small enterprise. The accounting of features of small enterprise when forming strategy creates preconditions of effective self-determination and forecasting of parameters of environment, creations of competitive advantage allowing to construct the mutually advantageous relations with suppliers and consumers.

Keywords: strategic management, functional strategy, business strategy, quality management

strategy.

Стратегический менеджмент позволяет организации действовать на перспективу, реагируя на изменения рынка, применяя превентивные меры, способствуя развитию перспективного видения. Применение перспективного видения позволяет организации минимизировать воздействия неопределенной среды. Контроль изменения внешней динамичной среды способствует реализации решений для достижения успеха предприятия в перспективе. Подавляющее большинство предприятий малого бизнеса не применяют стратегический подход к управлению организацией. Руководители предприятий сосредоточены на решении текущих проблем. Стратегический менеджмент малого предприятия характеризуется особенностями:

• Стратегии малого предприятия в большинстве случаев неформализованы и существуют в неявном виде.

• Весь потенциал в области стратегического менеджмента сосредоточен в руках владельца предприятия, который руководствуется не возможностями организации и требованиями рынка, а личными мотивами.

• Отсутствие мотивации и понимания стратегии персоналом приводит к тому, что текущая деятельность слабо связана со стратегией.

• Стратегический контроль осуществляется поверхностно, руководитель вовлечен в решение текущих проблем.

• Целевая направленность малого предприятия в основном затрагивает решения, связанные с выбором рынка и продукта.

Существует множество моделей стратегического менеджмента, при этом согласованного подхода к разработке и реализации стратегии малого предприятия не существует. Исследователи представляют общие подходы к разработке модели, не отражающие специфические черты малого бизнеса. Существующие модели стратегического менеджмента характеризуются следующими недостатками:

• ориентация на предписывающую стратегию;

• отсутствие оценки результатов мероприятий, предпринятых в направлении достижения целей;

• недостаточная проработанность последовательности и взаимосвязи этапов стратегического менеджмента.

Избежать недостатков существующих моделей позволяет разработка динамической модели стратегического менеджмента малого предприятия, включающая последовательность и взаимосвязь следующих элементов:

• Анализ текущего положения предприятия, включая его положение на рынке, сформированные ценности и личные цели руководителя по развитию.

• Анализ внешнего окружения предприятия, включающего определение возможностей и угроз, влияния поставщиков, социально-экономических и политических процессов, развития технологий и изменения потребностей потребителей.

• Анализ внутренней среды представляет собой оценку внутренних возможностей, сильных и слабых сторон организации, анализ ресурсов, влияния организационных процессов и структуры организации.

• Определение ключевых факторов успеха, стратегических целей и стратегий.

• Обеспечение среды для реализации стратегии предприятия, включая совершенствование организационной структуры, процессов и распределения ресурсов предприятия.

• Осуществление мониторинга и анализа результатов применения стратегии в целях совершенствования [1, а 87].

Динамическая модель стратегического менеджмента малого предприятия соответствующая установленным параметрам представлена на рисунке 1.

Стандартный подход к формированию стратегии предприятия предполагает наличие трех уровней стратегии: корпоративный уровень, уровень бизнес-стратегии, функциональный уровень. Корпоративная стратегия обозначает общее направление развития организации, на его основе осуществляется управление всей организацией. Корпоративная стратегия представляет собой совокупность стратегий диверсифицированной организации и определяет стратегию организации как систему бизнес-

стратегий. Бизнес-стратегия разрабатывается для каждого отдельного вида деятельности для обеспечения конкурентных преимуществ и реализуется в бизнес-планах организации. В случае отсутствия диверсификации деятельности предприятия корпоративная и бизнес-стратегия совпадают.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

СТРАТЕГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ

1 г

ВИДЕНИЕ

1 г

МИС СИЯ

Формулирование стратегий

Бизнес-стратегия компании

Стратегические цели * -

Стратегическая программа

Стратегии специализированных видов деятельности

Стратегические цели *

Политика фирмы

Реализация стратегий

Контроль стратегии и ее совершенствование

Рисунок 1 - Динамическая модель стратегического менеджмента малого предприятия

(составлено автором)

В отличие от стандартной пирамиды стратегии, динамическая модель стратегического менеджмента малого предприятия включает два уровня стратегии: уровень общей стратегии и уровень функциональных стратегий. Общая стратегия компании объединяет стратегии всех продуктов и рыночных сегментов позиционирования малого предприятия. Деятельность малого предприятия почти всегда диверсифицирована, диверсификация в данном случае является фактором обеспечения надежности развития предприятия в условиях рыночной нестабильности. Разработка стратегий для каждого вида деятельности предприятия, свойственного крупным организациям, требует расстановки приоритетов и перераспределения ресурсов. Для малого предприятия такие понятия как руководство, конкурентные преимущества, ресурсы являются общими

для всех видов бизнеса. Наряду с ограниченностью ресурсов и трудоемкостью их распределения, а также сильной централизацией управления разбиение стратегии компании на стратегии отдельных бизнес-единиц препятствует созданию полноценных программ, приводит к невозможности реализации стратегического потенциала.

Таблица 1 - Взаимосвязь стратегии управления качеством малого и функциональных стратегий предприятия*

Основные функциональные стратегии МП Влияние функциональной стратегии МП на стратегию управления качеством Влияние стратегии управления качеством на функциональную стратегию МП

Стратегия управления человеческими ресурсами Обеспечивает среду для формирования навыков и умений Определяет требования к развитию компетенции работников способствующих реализации показателей качества

Финансовая стратегия Обеспечивает финансирование и управление затратами на качество Обеспечивает сокращение издержек за счет оптимизации бизнес-процессов

Маркетинговая стратегия Задает требования потребителей к качеству товаров и услуг Обеспечивает качество продукции и услуг

Производственная стратегия Формирует требования по качеству технологических и процессов управления производством Обеспечивает оптимизацию технологических и процессов управления производством

* Предложено автором

Функциональные стратегии - стратегии, применяемые для детализации общей стратегии на функциональном и операционном уровнях. Функциональные стратегии разрабатываются как часть стратегии организации применительно к конкретной области. Рекомендуется выделять то количество функциональных стратегий, сколько функциональных направлений существует в организации. Функциональные стратегии малого предприятия вследствие слабой дифференциации деятельности по функциональным направлениям существуют в неявной форме. Обычно на малых предприятиях выделяют следующие функциональные области: маркетинговая, финансовая, управления человеческими ресурсами, производственная. Выделение функциональной стратегии менеджмента качества для малого предприятия способствует интеграции функциональных направлений развития предприятия и формирует общую стратегию компании.

Маркетинговая стратегия определяет предназначение продукции или услуги на рынке, однозначно устанавливая потребителей и характеристики продукции или услуги для обеспечения конкурентоспособности компании, формирования уникальной позиции на рынке. Маркетинговая стратегия, способствующая реализации конкурентоспособности компании должна охватывать следующие аспекты:

• определение требований клиентов;

• определение целевого рынка;

• формирование конкурентоспособности.

Финансовые стратегии организации отвечают за привлечение средств для обеспечения функционирования. Основным источником, находящимся в сфере влия-

ния руководителя организации, является внутренний потенциал фирмы, включающий финансовые средства собственника, зависящие от развития организации. Управляя организацией на основе принципов качества, руководитель обеспечивает эффективное управление финансовыми ресурсами. Управление компании на основе менеджмента качества способствует осуществлению эффективного распределения и контроля финансов, сокращению издержек и высвобождение средств. Стратегия управления человеческими ресурсами включает развитие навыков умений и повышения компетенции работников, отвечающих потребностям бизнеса [2, с. 23].

Взаимосвязь стратегии управления качеством малого предприятия (МП) с элементами функциональных стратегий (таблица 1).

Стратегия управления качеством представляет собой инструмент обеспечения бизнес-стратегии малой организации. Стратегия качества как функциональная стратегия является частью бизнес-стратегии предприятия, формируется в виде целей, политики, методов в соответствии с миссией и видением организации. Соответственно, стратегия качества представляет собой функциональную стратегию, объединяющую основные стратегии малого предприятия и является основой для удовлетворения запросов потребителей.

В статье были рассмотрены вопросы формирования стратегии малого предприятия, выявлены недостатки существующих моделей стратегического менеджмента и особенности их применения к предприятиям малого бизнеса. Проведен анализ значимости стратегии в области качества для других функциональных стратегических направлений организации. Взгляд автора на проблемы формирования стратегии малого предприятия и месте стратегии в области качества в общей стратегии организации позволяет установить последовательность для формирования стратегии малой организации и является основой для дальнейшего более детального изучения аспектов связанных с понятием стратегии в области качества. Использование представленной в статье динамической модели стратегии малого предприятия способствует формированию деятельности предприятия в соответствии с изменяющейся средой организации. Актуальность исследования стратегического менеджмента малого предприятия усиливается тем, что существует незначительное число разработок в данном направлении.

Список литературы:

1. Аналоу Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям) / пер. с англ. Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

2. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2005. - 448 с.

List of references:

1. Analou F. Strategic management of small and medium-sized enterprises: textbook for University students studying on specialties 061100 «Management of organizations» and 060800 «Economics and enterprise management» (on branches) / F Analou, A. Penalties. - M.: UNITY-DANA, 2005. - 400 p.

2. Fathutdinov R.A. Strategic management: textbook. - 7-e izd., corr. and supplementary. - M.: Delo, 2005. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.