Научная статья на тему 'Место и роль среднего класса в стратификационной конфигурации белорусского общества'

Место и роль среднего класса в стратификационной конфигурации белорусского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3357
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соколова Г. Н.

Средний класс рассматривается автором как «живой организм общества», с выявлением общественной среды, в которой он функционирует, общественных ценностей и идей, которыми он насыщается, и, следовательно, возможностей его качественного и количественного наполнения из других слоев общества. Обосновано, что средний класс пока не является стабилизирующим фактором белорусского общества. В качестве стабилизирующего фактора выступает базовый слой, включающий в себя более половины населения и объединяющий разные социальные слои на основе сохранения нерыночных ценностей в экономике и социальной сфере. Резюмируется, что для выполнения ролевых функций, присущих среднему классу, белорусский средний класс, составляющий 1/5 населения, должен быть более многочисленным, приобрести экономическую самостоятельность, стать полноправным субъектом инновационных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF MIDDLE CLASS IN STRATIFICATION STRUCTURE OF BELARUSIAN SOCIETY

The middle class is considered by the author as «a living organism of society», that implies revealing social environment in which it functions, social values and ideas by which it is enriched and, hence, possibilities for its qualitative and quantitative filling by other social strata. It is proved, that the middle class is not a stabilizing factor of the Belarusian society. The base layer, which includes more than half of total population and unites different social strata on grounds of preserving the non-market values in economy and social sphere, acts as such stabilizing factor. It is resumed that in order to realize social role and functions associated with middle class, Belarusian middle class, which currently accounts for 1/5 of total population, has to increase in numbers, to acquire economic independence and to become a competent subject of innovative reforms.

Текст научной работы на тему «Место и роль среднего класса в стратификационной конфигурации белорусского общества»

Г. Н. СОКОЛОВА,

доктор философских наук, профессор,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

МЕСТО И РОЛЬ СРЕДНЕГО КЛАССА В СТРАТИФИКАЦИОННОЙ КОНФИГУРАЦИИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Средний класс рассматривается автором как «живой организм общества», с выявлением общественной среды, в которой он функционирует, общественных ценностей и идей, которыми он насыщается, и, следовательно, возможностей его качественного и количественного наполнения из других слоев общества. Обосновано, что средний класс пока не является стабилизирующим фактором белорусского общества. В качестве стабилизирующего фактора выступает базовый слой, включающий в себя более половины населения и объединяющий разные социальные слои на основе сохранения нерыночных ценностей в экономике и социальной сфере. Резюмируется, что для выполнения ролевых функций, присущих среднему классу, белорусский средний класс, составляющий 1/5 населения, должен быть более многочисленным, приобрести экономическую самостоятельность, стать полноправным субъектом инновационных реформ.

Средний класс западных обществ, с которым соотносятся идеи социальной стабильности, гармонии и устойчивого развития, индивидуальной свободы, экономической независимости и достойного существования, рассматривается в качестве ключевого момента модели социального развития, к которой идет большинство современных обществ. В России, например, становление среднего класса связывалось прежде всего с экономическим развитием страны в рамках концепции либеральных реформ начала 1990-х годов. Однако социальным итогом реформ стало не формирование процветающего среднего класса, а размывание ранее существовавших в стране средних слоев и обострившаяся поляризация общества. К наиболее известным и глубоким исследователям, разрабатывающим методологию адаптации характеристик феномена западного среднего класса к реалиям постсоветского общества, относятся Т. И. Заславская [1, с. 468-494] и Р. В. Рывкина [2, с. 291-400]. В их трудах выявлены те элементы социальной структуры России, которые потенциально могут претендовать на роль среднего класса; изучен социальный генезис и внутренняя структура среднего класса в современной России; оценены его количественная и качественная динамики, условия и перспективы развития. Именно на их методологические разработки мы опираемся в попытке проанализировать проблемы формирования среднего класса применительно к белорусскому обществу. В наши задачи входит определение понятия и описываемого им феномена среднего класса; обоснование критерия социальной стратификации

в обществе; определение места, характеристик и функций потенциального среднего класса в белорусском обществе.

Эмпирическое описание масштабов, границ и структуры среднего класса в рамках общей стратификации общества представлено авторским коллективом монографии «Средние классы в России: экономические и социальные стратегии» [3]. Авторами реализована цель перевода абстрактных методологических рассуждений о средних классах в плоскость эмпирического выделения и описания среднего класса в современной России. Целью другого эмпирического исследования, представленного в книге «Средний класс в современной России» [4], было изучение в современной России социальных слоев, удовлетворенных своим положением и имеющих для этого достаточные основания. Выявлялось, способны ли эти слои быть гарантом социальной стабильности общества и выступают ли они особым классом, осознающим свои экономические интересы и готовым действовать для их достижения, став активным социальным субъектом российского общества. По результатам социологических исследований выявлено, что средний класс в России составлял на конец 2006 г. 20-22 %.

Статьи англоязычных социологических словарей, посвященные среднему классу (средним классам), сообщают, что это - «обширный слой квалифицированных наемных работников, а также мелких и средних собственников, занимающих сходные статусные позиции на рынке труда и разделяющих общие ценности трудовой и рыночной ситуаций» [5, с. 328]. Большое внимание уделяется судьбам «старого среднего класса», отождествляемого в соответствии с «континентальной» традицией XIX в. с буржуазией, и «нового среднего класса», связанного с научно-техническим прогрессом и включающего в себя профессионалов разного уровня, а также «беловоротничковых» рабочих [6, с. 282-284]. По данным национального исследования Г. Маршалла «Социальный класс в современной Британии» (1984 г.), низший средний класс составляет около 20 % населения; средний-средний класс - 20 %, высший средний класс - примерно 10 % населения; к ним добавляются 10-12 % предпринимателей (в каждой стране, по данным статистики, существует примерно 10-12 % людей, «умеющих и знающих, как делать деньги»), которые предоставляют рабочие места значительной части профессионалов и квалифицированных рабочих.

Социальная структура общества представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, различающихся местом в общественном разделении труда, располагаемыми ресурсами, социальным статусом, а также ценностями, потребностями, интересами, стратегиями поведения, образом и стилем жизни. В этом плане, прежде чем говорить

о среднем классе, следует выявить классообразующие признаки социального класса как такового. Наиболее плодотворная работа в этом направлении проделана П. А. Сорокиным, который определяет социальный класс как «совокупность лиц, сходных по профессии (занятию. - Г. С), по имущественному положению, по объему прав, а следовательно, имеющих тождественные про-

фессионально + имущественно + социально-правовые интересы» [7, с. 376]. Согласно данной классификации, население большинства государств распадается на четыре основных класса: класс трудовых крестьян (занятие - обработка земли физическим способом, имущественное положение - среднее или относительно бедное, объем прав - ограниченный); класс наемных рабочих (занятие - наемный труд физического характера, имущественное положение -от среднего до бедного, объем прав ограничен рамками трудовых контрактов); класс землевладельцев (занятие - получение земельной ренты и выполнение интеллектуально-управленческих функций, имущественное положение - богатые относительно рабочих и крестьян, объем прав - привилегированный); класс капиталистов (занятие - производство промышленного, торгового и финансового капитала, имущественное положение - богатые, объем прав - привилегированный, но иной чем у землевладельцев) [7, с. 384-385]. Раскрытие определения социального класса, данного П. А. Сорокиным, в системе операциональных показателей позволяет считать его наиболее разработанным и «работающим» в конкретном социологическом контексте.

Развивая определение П. А. Сорокина применительно к так называемым средним классам, мы определяем их как «иерархию социальных групп, сходных по роду деятельности, имущественному положению, объему гражданских прав, занимающих срединное положение в обществе и разделяющих ценности трудовой и рыночной идеологии» [8, с. 150-152]. Средний класс, при условии большого удельного веса, становится фактором социальной интеграции общества в силу реализации ряда важнейших общественных функций. Во-первых, в рамках среднего класса максимально выполняется условие диверсификации (разнообразия) общества по социальным группам. При этом высший-средний, средний-средний и низший-средний слои дифференцируются по показателям рода занятий и уровня квалификации, размера дохода и объема гражданских прав. Во-вторых, средний класс способствует поддержанию относительной общественной стабильности благодаря характерному для него высокому уровню восходящей экономической мобильности. При этом большое число взаимообменов происходит как внутри самого среднего класса, так и с другими частями социальной структуры общества. В-третьих, средний класс выполняет функцию агента технологического и социально-экономического прогресса, сосредоточивая в своих рядах наиболее квалифицированные кадры общества, отличающиеся высоким профессионализмом, значительным деятельностным потенциалом, гражданской активностью. В-четвертых, средний класс осуществляет функцию носителя национальной культуры и общественных интересов. Для представителей всех его слоев характерна четкая самоидентификация -соответствие между их социально-профессиональными характеристиками и выбором страты, к которой они себя относят; так, доля лиц, идентифицирующих себя со средним классом, увеличивается по мере роста уровня образования, социального престижа, размера доходов, объема гражданских прав. Как видим, выполнение функции социального стабилизатора общества

предполагает не только удовлетворенность представителей среднего класса существующим социальным порядком, но также его массивность и срединное положение в обществе. А чтобы стать носителем национальной культуры и выразителем общественных интересов, этот класс должен обладать всеми названными выше характеристиками [8, с. 150-152].

По данным ВЦИОМ, основную часть российского общества составляет слой, который Т. И. Заславская называет «базовым», потому что к нему относятся 2/3 занятых в экономике и более половины населения России. Термин «базовый» представляется наиболее удачным, так как данный слой и в самом деле составляет социальную базу общества. Это рядовые специалисты массовых профессий (инженеры, учителя, врачи и др.), служащие без специальности, промышленные рабочие, крестьяне, фермеры, представители массовых профессий сферы обслуживания. В базовый слой перешла основная часть прежнего среднего класса, и большинство его представителей обладают достаточным профессионально-квалификационным потенциалом, чтобы при благоприятной социально-экономической конъюнктуре вернуться в состав среднего класса [1, с. 479-480].

Критерии выделения белорусского среднего класса. Основные направления стратификационных сдвигов в белорусском обществе в период 1990-х годов состоят в следующем: социальная структура стала более подвижной, возросло многообразие социальных статусов, однако нисходящая экономическая мобильность крупных социальных групп до 2000-х годов доминировала над восходящей. Начиная с 2005 г. восходящая мобильность преобладает, что способствует перемещению базового слоя из диапазона денежных доходов от бюджета прожиточного минимума (БПМ) до минимального потребительского бюджета (МПБ) в диапазон от 1 МПБ до 2 МПБ. Существенно изменилась и значимость компонентов социального статуса - если раньше положение людей определялось уровнем занимаемой должности, то теперь их социальный вес все больше определяется уровнем располагаемых ресурсов. Усилилась роль профессионально-квалификационного и культурного фактора в формировании высокостатусных групп и ослабла - в социальной дифференциации основной части населения. Основной задачей государственной социальной политики становится экономическое, правовое и информационное содействие развитию различных форм социально-инновационной деятельности слоев общества в сфере технико-технологического и социального прогресса.

В поисках среднего класса представляется наиболее рациональным выбрать в качестве критерия социальной стратификации соотношение уровня денежных доходов населения с величиной минимального потребительского бюджета (МПБ) и величиной бюджета прожиточного минимума (БПМ), составляющего 60 % МПБ. Выступая основным социальным нормативом, минимальный потребительский бюджет позволяет соотносить между собой показатели государственной статистики, результаты выборочных обследований домашних хозяйств (публикуемые в статбюллетенях) и результаты монито-

ринговых социологических исследований республиканского масштаба, ежегодно проводимых Институтом социологии НАН Беларуси. Подобная много -ступенчатая проверка дает возможность максимально корректно классифицировать и исследовать социальные страты белорусского общества по уровню денежного дохода социальных групп. Рассмотрение экономической стратификации белорусского общества, на базе данных государственной статистики, показывает, что в процессе стабилизации экономики (с 1995 по 2008 г.) доля страты со среднедушевым денежным доходом ниже БПМ (малообеспеченные) уменьшилась от 38,4 до 6,1 %, с доходом от БПМ до МПБ - от 42,9 до 17,2% (нижний слой), с доходом от 1 до 2 МПБ увеличилась от 13,1 до 53,3 % (базовый слой), от 2 до 3 МПБ - от 5,4 до 17,9 % (средний слой), от 3 до 5 МПБ - от

1 до 4,2 % (верхний слой), свыше 5 МПБ - от 0,1 до 1,4 % (элита) (табл. 1).

Таблица 1. Социальная стратификация белорусского общества по критериям минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума

(БПМ), %

Страта с уровнем денежных доходов По данным госстатистики, % от общей численности населения По данным социологического исследования (ноябрь 2008 г.), %

1995 2000 2005 2006 2008

Ниже БПМ (малообеспеченные) 38,4 41,9 12,7 11,1 6,1 7,2

От БПМ до МПБ (нижний слой) 42,0 34,9 29,3 26,8 17,2 17,7

От 1 до 2 МПБ (базовый слой) 13,1 15,1 42,9 43,1 53,3 54,8

От 2 до 3 МПБ (средний слой) 5,4 6,7 12,3 15,1 17,9 17,0

От 3 до 5 МПБ (верхний слой) 1,0 1,2 2,4 3,0 4,1 3,0

Свыше 5 МПБ (элита) 0,1 0,2 0,4 0,9 1,4 0,3

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Р а с с ч и т а н о п о: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. Минск, 2009. С. 164, 166.

Использование данных социологического исследования, довольно точно совпадающих с данными государственной статистики, позволяет раскрыть внутреннюю структуру каждого из выделенных социальных слоев (табл. 2).

Так, малообеспеченный слой, составляющий, по данным социологического исследования 7,2 %, состоит на 1/5 - из рабочих низкой квалификации, на 3/5 - из неработающих пенсионеров и инвалидов, располагающих наименьшими средствами к жизни (по 1/10 приходится на крестьян, домохозяек и учащихся). Нижний слой, составляющий 17,7 %, состоит на 1/5 из специалистов массовых трудоизбыточных профессий (бухгалтеров, экономистов, юристов, учителей и др.), а также работников торговли и сферы обслуживания, на 1/5 -из рабочих средней квалификации, на 2/5 - из пенсионеров (доля остальных слоев менее значительна). Базовый слой, составляющий 54,8 % респондентов, состоит на 1/4 из квалифицированных служащих, на 1/4 - из рабочих средней квалификации, примерно на 1/2 - из пенсионеров (доля остальных слоев ме-

нее значительна). Средний слой, составляющий 17,0%, состоит на 1/3 из высококвалифицированных специалистов, на 1/5 - из высококвалифицированных рабочих (в среднем по 1/10 приходится на предпринимателей, пенсионеров, учащихся, домохозяек). Верхний слой, составляющий вместе с элитой 3,3 %, состоит на 2/3 из высококвалифицированных и востребованных служащих, на 1/4- из наиболее успешных предпринимателей, на 1/10 - из наиболее квалифицированных и востребованных рабочих. Вместе с элитой, состоящей из наиболее успешных предпринимателей, верхний слой образует те 5-6 % относительно благополучных белорусов, которые обнаруживаются практически во всех исследованиях социальной стратификации белорусского общества. По критерию располагаемых денежных ресурсов мы можем отнести к среднему классу средний, верхний и элитарный слои, составляющие в совокупности, по данным государственной статистики, 23,4 %, а по результатам социологического исследования - 20,3 % от всего населения.

Таблица 2. Доля представителей разных социальных групп в каждом слое общества по уровню располагаемых денежных ресурсов, % (2008 г.)

Величина денежного дохода Слу- жа- щий Рабо- чий Кре- стья- нин Пред- прини- матель Пенсионер (нерабо- тающий) Учащийся (стационар) Домохозяйка, безработный Итого

Ниже БПМ (малообеспеченные) 0,0 1,6 1,0 0,0 3,2 0,4 1,0 7,2

От БПМ до 1 МПБ (нижний слой) 3,0 3,0 1,8 0,4 6,4 2,0 1,1 17,7

От 1 до 2 МПБ (базовый слой) 13,8 11,1 2,8 1,7 17,5 5,0 2,9 54,8

От 2 до 3 МПБ (средний слой) 5,3 3,9 0,4 1,2 2,0 2,4 1,8 17,0

От 3 до 5 МПБ (верхний слой) 2,1 0,1 0,0 0,8 0,0 0,0 0,0 3,0

Свыше 5 МПБ (элита) 0,0 0,0 0,0 0,3 0,0 0,0 0,0 0,3

Итого 24,2 19,7 6,0 4,4 29,1 9,8 6,8 100,0

П р и м е ч а н и е 1. В социологическом исследовании, проведенном в ноябре 2008 г., выборочная совокупность составила 2110 чел. Предельная ошибка выборки по оценочным показателям, гарантированная с 95 %-ной вероятностью, составила ± 2 %. С учетом данной погрешности выводы исследования можно экстраполировать на генеральную совокупность, т. е. население республики.

П р и м е ч а н и е 2. Таблица описывает двухмерное совместное распределение респондентов по социальным группам и уровню доходов, т. е. сумма относительных частот (%) по всей таблице равна 100 %. Это позволяет производить сравнение любых относительных частот внутри таблицы, а также сравнивать соответствующие частоты в разных таблицах.

Принадлежность к среднему классу связана с наличием интеллектуального капитала в виде среднего специального и высшего образования и постоянным характером занятости, т. е. наличием реального рабочего места и круга обязанностей. В западной литературе эти два признака характеризуются одним термином - «professional». В современном обществе положение в профессиональной структуре является одной из характеристик, определяющей жизненные шансы человека и, следовательно, формирующей социальный класс в веберовской трактовке данного термина [10, с. 149], точнее, в том случае, если

на протяжении жизни человека не происходит значимых социальных потрясений, а каналы социальной мобильности открыты. На Западе большинство исследователей придерживаются мнения, что возникновение новых средних классов связано с профессионализацией и формированием управленческих позиций. Характерно, что профессия как универсальный индикатор среднего класса может использоваться только в странах, где в силу предыстории достаточно надежно реализуется цепочка «образование - предпосылка, профессия -средство, доход - конечная цель» [6, с. 150-152]. В нашей ситуации консистент-ность этих признаков пока не достигнута, что делает неизбежным обращение к уровню материальной обеспеченности и самоидентификации как корректирующим характеристикам.

Анализ структуры образования (табл. 3) показал, что в Республике Беларусь базовое образование представлено на 2/3 крестьянами и на 1/3 - неквалифицированными рабочими; среднее общее - на 1/3 - пенсионерами, по 1/6 приходится на рабочих низкой квалификации и учащихся. Профессиональнотехническое образование представлено на 3/4 пенсионерами и на 1/4 - рабочими средней квалификации; среднее специальное - на 1/3 служащими, на 1/3 -высококвалифицированными рабочими, на 1/6 - пенсионерами; высшее (незаконченное высшее) - на 2/3 - служащими высокой квалификации, на 1/6 -пенсионерами, на 1/10 - учащимися (остальные доли менее значимы).

Таблица 3. Доля представителей разных социальных групп в каждом слое общества

по уровню образования, % (2008 г.)

Уровень образования Служа- щий Рабо- чий Крестья- нин Предпри- ниматель Пенсионер (неработа- ющий) Учащийся (стацио- нар) Домохозяйка, безработный Итого

Базовое (9 классов) 0,0 0,5 2,3 0,0 0,5 0,0 0,1 3,4

Среднее общее (11-12 классов) 2,0 5,5 2,4 1,0 10,0 4,7 4,2 29,8

Профессиональнотехническое училище 0,0 3,8 0,6 0,0 10,3 0,0 0,0 14,7

Среднее специальное образование 8,3 8,3 0,7 1,9 4,6 2,5 2,0 28,3

Высшее (незаконченное высшее) образование 13,9 1,6 0,0 1,5 3,7 2,6 0,5 23,8

Итого 24,2 19,7 6,0 4,4 29,1 9,8 6,8 100,0

Обратим внимание на то, что доля лиц со средним специальным и высшим образованием составляет 52,1 %, а доля среднего класса, выделенная по критерию располагаемых денежных ресурсов (по данным социологического исследования), - 20,3 %. Выделение среднего класса по критерию профессионального статуса (постоянного рабочего места и функциональных обязанностей), т. е. ограничение объема среднего класса активно действующими профессиональными группами (служащие, рабочие, крестьяне, предприниматели), показало, что его удельный вес составляет 36,2 %.

Сравнение критериев выделения среднего класса - по уровню располагаемых среднедушевых денежных ресурсов (20,3 %), профессиональному статусу (36,2 %), уровню среднего специального и высшего образования (52,1 %) -показывает их роль в социальной стратификации белорусского общества. Уровень располагаемых среднедушевых денежных ресурсов выступает, по силе ограничения, основным дифференцирующим признаком, при условии соответствующего профессионального статуса и наличия среднего специального и высшего образования. Получается, что «образование как предпосылка» охватывает более 1/2 белорусского населения, «профессия как средство» - чуть более 1/3, «доход как конечная цель» - 1/5 белорусского населения. Полагаем, что это свидетельствует о наличии серьезной проблемы, связанной со значительным недоиспользованием образовательного потенциала общества. Возможна неадекватная оценка трудовых затрат тех или иных профессиональных групп при наличии неэффективной структуры занятости. Имеет место наличие больших групп трудоизбыточных профессий, что отражает несоответствие предложения со стороны рынка образовательных услуг и спроса на те или иные профессии со стороны рынка труда.

Исходя из структуры среднего, верхнего и элитного слоев по уровню денежных доходов (см. табл. 1), можно рассматривать их иерархию как своеобразный «эмбрион» белорусского среднего класса, в котором, по данным статистики, низший-средний класс составляет 17,9 %, средний-средний - 4,1 %, высший-средний - 1,4 % (по результатам социологического исследования -17,0, 3,0 и 0,3 % соответственно). Зададимся вопросом, в какой мере «эмбриональный средний класс» белорусского общества, которому еще предстоит развиться и проявить себя в полной мере, соответствует качественным характеристикам среднего класса в его западном варианте.

Срединное положение между «верхами» и «низами» белорусский средний класс занимает разве что по уровню доходов: они в 2-3 раза выше, чем в базовом слое и много ниже, чем у наиболее состоятельной части элиты. Однако так называемые «верхи» в белорусском обществе, т. е. люди, обладающие высокими по западным меркам доходами, составляют немногим более 1 % всего населения; в данном контексте их можно считать высшим-средним классом и ограничивать положение среднего класса только «снизу».

Массивность, концентрация большей части общества не свойственны белорусскому среднему классу, составляющему 1/5 всего населения; 4/5 населения сконцентрированы в базовом, нижнем и малообеспеченном слоях.

Образование, квалификация, социальный престиж - все это присуще белорусскому среднему классу, состоящему, как упоминалось, из высококвалифицированных и востребованных специалистов и рабочих высокой квалификации; что же касается социального престижа, то уровень оплаты труда и перекосы в заработной плате значительно снижают его престижность.

Достаточно высокий статус и удовлетворенность жизнью присущи представителям белорусского среднего класса «в средней мере» и во многом определяются уровнем их доходов.

Таким образом, средний класс белорусского общества мог бы выйти из своего эмбрионального состояния при выполнении ряда условий, главным из которых является повышение его удельного веса и интеллектуального влияния в обществе. При улучшении социально-экономической ситуации этот класс начнет пополняться наиболее образованными и активными профессионалами из нынешнего базового слоя, станет более весомым и совершенным по своей структуре.

Проблемы функционирования белорусского среднего класса. Не будем забывать, что средний класс выделяется не только по своим характеристикам, но и главным образом по тем функциям, которые он должен выполнять. Основными функциями среднего класса в его западном варианте являются диверсификация общества по социальным группам за счет наполнения среднего класса новыми претендентами, материальное состояние которых достигает необходимых стандартов; стабилизация общества в силу высокого уровня восходящей экономической мобильности, ведущей к расширению общности людей, разделяющих ценности трудовой и рыночной идеологии; расширенное воспроизводство научного и образовательного потенциала благодаря накоплению и эффективному использованию человеческого капитала в сферах науки и образования. Выполнение названных функций превращает средний класс в носителя национальной культуры и выразителя общественных интересов.

В плане выполнения функции диверсификации средний класс белорусского общества включает в себя практически все социальные группы (см. табл. 2) -служащих, рабочих, крестьян, предпринимателей, пенсионеров, домохозяек и безработных, учащихся - и в этом смысле достаточно разнообразен. Однако наполнения среднего, а тем более, верхних слоев почти не происходит за счет относительно низкой восходящей экономической и социальной мобильности.

Что касается осуществления функции стабилизации общества на основе восходящей экономической мобильности, то определенная мобильность наблюдается, но в ограниченном диапазоне. За период с 1995 по 2008 г. удельный вес малообеспеченного слоя уменьшился более чем в 6 раз, доля нижнего слоя уменьшилась за то же время в 2,5 раза. При этом произошло значительное возрастание доли среднего слоя (в 4 раза) и превращение его в базовый (основной) слой общества, составивший в 2008 г. 53,3 %, который, как мы покажем ниже, не представляется возможным отнести к среднему классу. Очевидно, что с наибольшей активностью перемещения происходят между базовым и нижними слоями, с меньшей - между базовым и верхними слоями, практически закрытыми для восходящей экономической мобильности. Получается, что бывший средний, а ныне базовый слой как бы «вбирает» в себя нижние слои и «консервирует» в диапазоне от 1 до 2 МПБ свыше половины населения республики, своеобразно выполняя функцию стабилизации белорусского общества. При этом средний класс, представленный высококвалифицированными специалистами, рабочими и наиболее успешными предпринимателями, пере-

местился в диапазон: от 2 до 3 МПБ - низший-средний класс, от 3 до 5 МПБ -средний-средний класс, свыше 5 МПБ - высший-средний класс.

В аспекте самоидентификации в 2008 г., как и в 2002 г. [11, с. 184-197], людьми «среднего достатка» (но не среднего класса) считают себя свыше 1/2 респондентов, т. е. практически все, кто обладает средним специальным и высшим образованием (табл. 4). Однако этих людей объединяют весьма скромные материальные возможности и соответствующие им потребности. Так, людьми «со средним достатком» называют себя те, кто располагает средствами на питание, одежду и текущие расходы, но не имеет возможности приобрести крупную бытовую технику (телевизор, холодильник, стиральную машину и др.). В перспективе каждая из социальных групп среднего класса может удвоиться именно за счет базового слоя, а удельный вес среднего класса значительно возрасти при создании благоприятных обстоятельств, так как стремление людей вернуться в состав среднего класса из базового слоя связывается прежде всего с наличием среднего специального и высшего образования и профессионального статуса (реального рабочего места).

Таблица 4. Самоидентификация представителей разных социальных групп со слоями общества по уровню реальных располагаемых ресурсов, % (2008 г.)

Распределение ответов на вопрос: «К каким людям по уровню материального достатка Вы себя относите?» Служа- щий Рабо- чий Крестья- нин Пред- прини- матель Пенсионер (нерабо- тающий) Учащийся (стационар) Домохозяйка, безработный Итого

Бедные 0,1 0,6 0,5 0,1 5,3 0,8 1,9 9,2

С достатком ниже среднего 5,9 4,5 4,5 0,7 9,0 2,1 3,0 29,7

Среднего достатка 15,8 13,4 0,8 2,3 13,4 5,5 0,1 51,3

С достатком выше среднего 0,9 0,3 0,1 1,1 0,1 0,3 0,4 3,2

Богатые 0,6 0,1 0,1 0,1 0,1 0,0 0,3 1,4

Затрудняюсь ответить 0,9 0,8 0,0 0,1 1,2 1,1 1,1 5,2

Итого 24,2 19,7 6,0 4,4 29,1 9,8 6,8 100,0

Для адекватного определения состояния среднего класса и оценки перспектив его развития как «живого организма общества» рассмотрим, в какой общественной среде он функционирует, какими общественными ценностями и идеями он обогащается и каковы, следовательно, возможности его качественного и количественного наполнения из других слоев общества. Для этого необходимо выяснить, что представляет собой базовый слой как социальная база общества и почему он не может быть отнесен к среднему классу по своим характеристикам и выполняемым функциям.

Характерно, что базовый слой выполняет, как уже упоминалось, функцию стабилизации, однако он объединяет разные социальные группы по другим признакам, нежели средний класс. А именно: в плане материальных ресурсов -по «уровню равенства в бедности», в аспекте нематериальных ресурсов - на основе сохранения нерыночных ценностей в экономике и социальной сфере. Так, оценивая разные пути развития общества, лишь 1/3 респондентов ратуют

за существенные перемены, 1/4 - высказали заинтересованность в сохранении существующего порядка вещей, а 2/5 затруднились в ответе (табл. 5). Отсутствие мнения по данному вопросу у 40 % респондентов говорит о том, что сами они не задавались подобным вопросом или относятся к нему безразлично. Более половины таких респондентов сконцентрированы в базовом слое.

Таблица 5. Оценка представителями разных социальных групп путей развития

общества, % (2008 г.)

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в чем больше всего нуждается сегодня наше общество?» Служа- щий Рабо- чий Кре- стья- нин Пред- прини- матель Пенсионер (неработа- ющий) Учащийся (стацио- нар) Домохозяйка, безработный Итого

В существенных переменах 11,1 8,8 1,2 1,2 4,8 4,3 3,7 35,1

В сохранении существующего порядка вещей, ситуации 7,2 3,5 1,2 0,4 9,2 1,9 1,4 24,8

Затрудняюсь ответить 11,4 9,3 2,1 0,8 9,4 4,0 3,0 40,1

Итого 29,7 21,6 4,5 2,4 23,4 10,2 8,1 100

При оценке собственных подходов к решению материальных проблем 18,7 % респондентов «повышают свой доход всеми возможными способами», 56,0 -«стараются жить по средствам», 20,8 - «снижают уровень своих запросов», 4,4 % «ничего не предпринимают» (табл. 6). Более глубокий анализ показывает, что 56,0 % тех, кто «старается жить по средствам», и составляют базовый слой с характерным для него пассивным типом экономического поведения, нацеленным на сохранение «status quo».

Таблица 6. Оценка представителями разных социальных групп подходов к решению

материальных проблем, % (2008 г.)

Распределение ответов на вопрос: «Какого подхода Вы придерживаетесь в решении материальных проблем?» Слу- жа- щий Рабо- чий Кре- стья- нин Пред- прини- матель Пенсионер (неработа- ющий) Учащийся (стационар) Домохозяйка, безработный Ито- го

Повышаю свой доход всеми возможными способами 6,8 4,6 1,3 1,1 0,8 2,6 1,6 18,7

Стараюсь жить по средствам 16,1 12,5 2,6 0,9 15,5 4,5 4,0 56,0

Снижаю уровень своих запросов и потребностей (в питании, одежде, отдыхе, лечении) 6,5 4,0 0,5 0,4 5,9 1,7 1,7 20,8

Ничего не предпринимаю (пытаюсь забыться, отвлечься от проблем) 0,7 0,7 0,0 0,0 1,3 1,1 0,7 4,4

Итого 30,0 21,7 4,5 2,4 23,5 9,9 8,0 100

Оценивая свои жизненные предпочтения, 62,8 % респондентов, на 3/4 представляющих базовый слой, выразили желание «жить пусть беднее, но зато с гарантированным уровнем, без риска». Желание «жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой» выразили 27,8 % респондентов, обладающих профессиональным статусом и активно действующих, и 9,4 % респондентов, в силу

обстоятельств уже (или еще) не способных оказывать влияние на общественные процессы (табл. 7).

Таким образом, базовый слой общества, представляющий его социальную платформу, владеет достаточным образовательным потенциалом, но не обладает достаточными материальными ресурсами и находится в процессе простого воспроизводства своей рабочей силы. Моральное устаревание ценности полученного образования порождает экономическую и гражданскую инертность и затрудняет продвижение его обладателей в средний класс белорусского общества - наиболее восприимчивый к инновационным изменениям в экономической и социальной сферах. Поэтому в своей основной массе базовый слой малопригоден для выполнения функции агента научно-технического и социального прогресса и не может претендовать на положение среднего класса в белорусском обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7. Оценка представителями разных социальных групп своих жизненных

предпочтений, % (2009 г.)

Распределение ответов на вопрос: «Что бы Вы предпочли?» Служа- щий Рабо- чий Кре- стья- нин Пред- прини- матель Пен- сионер (нерабо- тающий) Уча- щийся (стацио- нар) Домохо- зяйка, безра- ботный Итого

Жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой 10,8 13,5 1,6 1,9 1,3 6,3 1,8 37,2

Жить пусть беднее, но зато с гарантированным уровнем, без риска 19,1 22,3 2,7 0,8 10,6 4,3 2,9 62,8

Итого 29,9 35,8 4,3 2,7 11,9 10,6 4,8 100,0

П р и м е ч а н и е. В социологическом исследовании, проведенном в ноябре 2009 г., выборочная совокупность составила 1500 чел. Предельная ошибка выборки по оценочным показателям, гарантированная с 95 %-ной вероятностью, составила ±3 %. С учетом данной погрешности выводы исследования можно экстраполировать на генеральную совокупность, т. е. население республики.

Что же касается среднего класса, то его социально-профессиональная структура (1/3 высококвалифицированных служащих-специалистов, 1/5 рабочих высокой квалификации и 1/6 предпринимателей, предоставляющих рабочие места профессионалам) удовлетворяет международным стандартам и, казалось бы, позволяет достойным образом выполнять функцию агента научнотехнического и социального прогресса. Однако недостаточный удельный вес и слабое интеллектуальное влияние в обществе, а также относительная закрытость верхней части среднего класса ограничивают деловую и творческую активность большинства его представителей и препятствуют расширенному воспроизводству интеллектуального потенциала. В целом можно сказать, что Беларусь пока тяготеет к общественному устройству со значительным базовым слоем с восходящей экономической мобильностью из нижних в базовый

слой и в меньшей мере - из базового в средний и верхние слои; со сравнительно небольшим средним классом, находящимся в эмбриональном состоянии по структурным характеристикам и выполняемым функциям. Для выполнения ролевых функций, присущих среднему классу, средний класс белорусского общества должен быть более многочисленным; приобрести экономическую самостоятельность; стать полноправным субъектом реформирования общества. Решение задачи формирования среднего класса носит комплексный и долгосрочный характер. Оно связано с разумной экономической политикой, обеспечивающей возможность достойной оплаты квалифицированного наемного труда, обучением и переобучением кадров. Это решение предполагает успешное проведение рыночных реформ, государственную поддержку среднего и малого бизнеса, государственную защиту частной собственности, продуманную и долгосрочную налоговую и кредитную политику. Во многом оно зависит от ясного и четкого законодательства и наличия механизмов реализации принятых законов. Успешное развитие среднего класса в Республике Беларусь невозможно без пересмотра государственной политики инвестирования в материальные и нематериальные ресурсы общества; именно здесь находится центральное звено, взявшись за которое, можно вытащить всю цепочку проблем, связанных с развитием среднего класса.

Литература

1. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностноструктурная концепция / Т. И. Заславская. - М. : Дело, 2002. - 568 с.

2. Рывкина, Р. В. Драма перемен / Р. В. Рывкина. - 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Дело, 2001. - 472 с.

3. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова и др.; под ред. Т. Малеевой; Моск. Центр Карнеги. - М. : Гендальф,2003. - 506 с.

4. Средний класс в современной России / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. - М. : Ин-т социологии РАН, 2008. - 320 с.

5. The Concise Oxford Dictionary of Sociology / еd. by G. Marshall. - New York : Oxford University Press, 1994. - P. 328.

6. Большой толковый социологический словарь (Collins) / пер. с англ. - Т. 2: (П-Я). - М. : Вече, АСТ, 2001. - 528 с.

7. Сорокин, П. А. Система социологии. - Т. 2: Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов / П. А. Сорокин. - М. : Наука, 1993. - 688 с.

8. Соколова, Г Н. Класс(ы) средний(е) / Г. Н. Соколова // Экономико-социологический словарь / Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк, О. В. Терещенко [и др.]; науч. ред. Г. Н. Соколова. -Минск : ФУАинформ, 2002. - С. 150-152.

9. Заславская, Т. И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса / Т. И. Заславская // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 2002. - № 4 - С. 7-13.

10. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социол. исслед. - 1994. -№ 5. - С. 147-156.

11. Соколова, Г Н. Формирование среднего класса в Республике Беларусь / Г. Н. Соколова // Общество и экономика. - 2003. - № 12. - С. 184-197.

G. N. SOKOLOVA

THE PLACE AND ROLE OF MIDDLE CLASS IN STRATIFICATION STRUCTURE

OF BELARUSIAN SOCIETY

Summary

The middle class is considered by the author as «a living organism of society», that implies revealing social environment in which it functions, social values and ideas by which it is enriched and, hence, possibilities for its qualitative and quantitative filling by other social strata. It is proved, that the middle class is not a stabilizing factor of the Belarusian society. The base layer, which includes more than half of total population and unites different social strata on grounds of preserving the nonmarket values in economy and social sphere, acts as such stabilizing factor. It is resumed that in order to realize social role and functions associated with middle class, Belarusian middle class, which currently accounts for 1/5 of total population, has to increase in numbers, to acquire economic independence and to become a competent subject of innovative reforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.