Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ'

МЕСТО И РОЛЬ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / режим секретности / конфиденциальная информация / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лунякин Станислав Витальевич

в статье рассматривается актуальная проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях растущей информационной открытости и киберугроз. Особое внимание уделяется роли режима секретности как ключевого инструмента защиты конфиденциальной информации, представляющей угрозу государственным и общественным интересам. В работе анализируется нормативно-правовая база, регулирующая режим секретности в РФ, а также практические аспекты его применения в различных сферах деятельности. Исследование выявляет основные задачи и функции режима секретности, его эффективность в противодействии информационным угрозам, а также вызовы и перспективы развития системы защиты конфиденциальной информации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ»

МЕСТО И РОЛЬ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РФ Лунякин С.В.

Лунякин Станислав Витальевич - сотрудник, Академия Федеральной Службы Охраны Российской Федерации,

г. Орёл

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях растущей информационной открытости и киберугроз. Особое внимание уделяется роли режима секретности как ключевого инструмента защиты конфиденциальной информации, представляющей угрозу государственным и общественным интересам.

В работе анализируется нормативно-правовая база, регулирующая режим секретности в РФ, а также практические аспекты его применения в различных сферах деятельности.

Исследование выявляет основные задачи и функции режима секретности, его эффективность в противодействии информационным угрозам, а также вызовы и перспективы развития системы защиты конфиденциальной информации в современных условиях.

Ключевые слова: национальная безопасность, режим секретности, конфиденциальная информация, правовое регулирование.

УДК 340.113

В настоящее время, в условиях возрастающей глобальной нестабильности, угроз терроризма, киберпреступности и гибридных войн, обеспечение национальной безопасности требует комплексного и скоординированного подхода. Одним из ключевых инструментов в решении этой задачи является режим секретности, который играет решающую роль в защите национальных интересов и сохранении конфиденциальности государственной информации.

В соответствии с п.5 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны [3].

Введение режима секретности подразумевает установление особых мер по охране государственной тайны, что напрямую влияет на укрепление национальной безопасности и суверенитета страны. Режим секретности помогает предотвратить утечку конфиденциальных данных, которые могут быть использованы против интересов России, включая военные, политические, экономические и технологические секреты. Это особенно важно в контексте растущих глобальных угроз, кибератак и шпионажа.

Процесс формирования института государственной тайны в нашей стране был сложным и длительным. В имперский и советский периоды нормативное регулирование и определение информации как государственной тайны осуществлялось на уровне подзаконных актов. Однако, в 1993 года законодатель создал Закон «О государственной тайне», в котором отражены основные аспекты функционирования отношений, связанных с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и рассекречиванием, а также защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации [4, С. 77].

В соответствии с ст.2 Закона «О государственной тайне» режим секретности - совокупность требований, правил, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту сведений, составляющих государственную тайну [2].

Место и роль режима секретности в обеспечении национальной безопасности РФ определяются следующими аспектами:

1. Защита государственных интересов: Режим секретности помогает сохранять в тайне сведения, которые, если они станут доступны иностранным государствам, их агентам, организации и лицам, могут нанести ущерб обороне страны, государственной безопасности, конституционному строю, территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации.

2. Регулирование доступа к информации: Режим секретности предполагает установление строгого контроля над доступом к секретной информации. Это включает в себя процедуры оформления допуска к государственной тайне, определение круга лиц, имеющих право на доступ к различным уровням секретной информации, и обеспечение физической и информационной безопасности хранилищ секретных сведений.

3. Обеспечение конфиденциальности: Режим секретности предусматривает меры по защите конфиденциальной информации, которая не относится к государственной тайне, но ее разглашение может

нанести ущерб законным интересам физических или юридических лиц, либо деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Противодействие шпионажу и разведывательной деятельности: Режим секретности направлен на предотвращение шпионажа и разведывательной деятельности иностранных государств, их спецслужб и агентов. Это достигается путем создания системы защиты государственной тайны, включающей в себя законодательные, организационные, технические и иные меры.

5. Информационная безопасность: Режим секретности является частью более широкого спектра мер по обеспечению информационной безопасности РФ. Он направлен на защиту информации от несанкционированного доступа, ее утечки, хищения, подделки, уничтожения или блокирования, что особенно важно в эпоху цифровизации и развития информационных технологий.

6. Законодательное регулирование: В РФ действует ряд законодательных актов, регулирующих режим секретности и защиту государственной тайны. К ним относятся Конституция Российской Федерации [1], Закон «О государственной тайне» [2], федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с защитой государственной тайны, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Режим секретности представляет собой специальный административно-правовой механизм, направленный на обеспечение национальной безопасности государства и предназначенный для защиты государственной тайны. Основная функция режима секретности заключается в обеспечении надлежащего уровня защиты информации, поскольку чем выше уровень секретности информации, тем более высокий уровень защиты устанавливается, что приводит к изменению самого режима секретности [6, С. 77].

Режим секретности не устанавливает правовые нормы и правила защиты информации, а скорее реализует действующие нормы и правила защиты сведений, составляющих государственную тайну, которые определены законодательными и подзаконными нормативными актами.

Режим секретности включает в себя следующие основные компоненты [5, С. 77]:

- порядок отнесения информации к государственной тайне (рассекречивание);

- требования к режимным организациям и должностным лицам, имеющим доступ к государственной тайне;

- порядок ведения секретного делопроизводства;

- контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны;

- ответственность должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Аналитики InfoWatch представили результаты ежегодного исследования о размерах и каналах утечки данных в госсекторе. Анализировали статистику государственных органов, силовых ведомств, компаний в государственной собственности.

Российскую статистику сравнили с мировой в области утечки государственной тайны и другой конфиденциальной информации. В силу ряда особенностей нашей страны пока по некоторым позициям мы проигрываем по сравнению с мировой практикой, однако в области защиты засекреченных сведений и отслеживания каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, Россия показала лучший результат, чем общемировой.

Статистика и причины утечек данных в таблице [7, С. 77]:

Таблица 1. Статистика и причины утечек данных.

в России в мире

Пришлось на госструктуры от общего числа утечек данных 23,3% 13,9%

Намеренные утечки через электронную почту 66,6% 58,3%

Соотношение умышленных и случайных утечек 66% 66,8%

Доля случайных и предумышленных утечек 36,7% / 63,3% 50% / 50%

Доля персональных данных в общем количестве утечек 71,2% 56,5%

Эксперты объясняют высокую долю утечек из госсектора в России его общим объемом в экономике и огромным массивом данных, циркулирующих и хранящихся в государственных информационных системах. 2/3

всех утечек произошли в результате умысла сотрудников, а треть разглашенной информации являлась государственной тайной.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт «режима секретности» имеет под собой законодательную базу и теоретические положения. Однако, останавливаться на достигнутом не представляется возможным, так как совершенным его называть пока рано.

Для совершенствования института «режима секретности» с целью улучшения механизма обеспечения национальной безопасности, можно предпринять следующие шаги:

1. Совершенствовать законодательство: пересмотреть и обновить действующие законы и нормативные акты, регулирующие институт государственной тайны, с учётом современных реалий и политических изменений.

2. Улучшить правовое регулирование: разработать и внедрить более чёткие критерии определения степени секретности информации, а также механизмы контроля и ответственности за нарушение режима секретности.

3. Повысить осведомлённость общества: проводить образовательные мероприятия и информационные кампании, направленные на разъяснение важности соблюдения режима секретности и последствий его нарушения.

4. Усилить контроль и надзор: усилить контроль государственных органов и учреждений за соблюдением режима секретности, а также повысить ответственность должностных лиц за нарушение законодательства в этой области.

5. Развивать сотрудничество с международными организациями: развивать международное сотрудничество в области обеспечения национальной безопасности, обмениваться опытом и лучшими практиками в области режима секретности.

Таким образом, эффективное соблюдение режима секретности является совместной задачей специальных служб, органов государственной власти и каждого сотрудника, имеющего доступ к конфиденциальной информации. Только благодаря совместным усилиям можно обеспечить надежную защиту секретных данных и, как следствие, национальную безопасность страны.

В заключение следует подчеркнуть, что в современном мире, характеризующемся обострением геополитической ситуации и ростом информационного противостояния, режим секретности играет незаменимую роль в сохранении суверенитета и безопасности Российской Федерации. Он остается одним из ключевых факторов, обеспечивающих ее защищенность от внешних угроз.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 04.08.2023) // Российские вести, № 189, 30.09.1993.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351

4. Козлов А.В. Режим секретности в Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы развития. М.: Юрайт, 2019. - 450 c.

5. Кузнецов С.В. Защита информации в Российской Федерации: правовые и организационные аспекты. М.: Норма, 2018. - 384 с.

6. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М.: Щит-М, 2000. - 264 с.

7. Официальный сайт компании InfoWatch. URL: https://infowatch.com/. [Дата обращения: 05.07.2024].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.