1. Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе // Аналитический вестник. № 1(221) / Аналитическое управление аппарата Совета Федерации, М., 2004.
2. Например: Прибыткова И.М. «Трудовая миграция населения Украины в условиях трансформации экономических отношений / Трудовая миграция в СНГ»; Малиновская Е.А. Поездки за границу как стратегия выживания в условиях переходного периода: опыт Украины; Максакова Л.П. Экспорт рабочей силы из Узбекистана; Юнусов А.С. Трудовая миграция из Азербайджана: стратегии интеграции в рынки труда и риски.
3. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономическая социология: вопросы и ответы. Минск, 2001.
4. Ходжабекян В. Возможности регулирования миграции населения Республики Армения // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
5. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграции. М., 1990.
6. МосквинД.Д. Население СССР: вопросы миграции. М.: Наука, 1991.
7. Переведенцев В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Новосибирск: Наука,
1966.
8. Арутюнян Л.А. Трудовая миграция населения Армении: средство предотвращающее бедность // Трудовая миграция в СНГ. М., 2001.
УДК: 352:354
А.В. Гурницкая
Омский государственный университет
МЕСТО И РОЛЬ РЕПРЕССИВНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕТСТКОЙ РОССИИ
This article tells about repression system used in Soviet Russia. It is about structure of this system and they position in state management system. About transformations of this system. And their role in Soviet government.
В истории Советского государства немаловажную роль играли репрессивные органы управления. В процессе функционирования они занимали ключевые позиции в Советском государственном аппарате, их роль заключалась прежде всего в реализации интересов правящей партии методом прямого принуждения и террора. Репрессивным органам отводилось значительное место в системе государственного управления Советской России. Они являлись гарантом удержания власти в руках правящей партии, поэтому пронизывали все сферы общественной жизни, непосредственно влияя на социальные, экономические и политические процессы, происходившие в рассматриваемый период. Репрессивные органы осуществляли контроль за всеми центральными органами управления, а также имели свои представительства на местном уровне.
В первые годы Советской власти на территории РСФСР была создана сеть ВЧК. Основы развития структуры ее центрального аппарата, на многие годы вперёд определившие организационное строение аппарата управления органами госбезопасности, были заложены в 1921 г. Именно в этом году окончательно сложилась система важнейших оперативных подразделений, и произошло распределение их обязанностей (см. рис. 1). На протяжении существования ВЧК её структура постоянно менялась, пополняясь новыми подразделениями. Но выполняемые ею функции оставались неизменными. Комиссия имела оперативные и следственные функции, вместе с тем она могла применять в административном порядке и прямые меры воздействия.
6 февраля 1922 г. ВЧК была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. В автономных республиках и областях при соответствующих ЦИК и в губерниях при исполкомах Советов создавались политические отделы, а в армии и на флоте - Особые отделы.
Отказ от чрезвычайных мер «военного коммунизма», поиск организационных форм и методов деятельности, соответствующих новым условиям жизни страны, а также режим жесточайшей экономии и сокращение административно-управленческих расходов определили происходящие в 1934 г., организационные и функциональные изменения в системе репрессивных органов. Вследствие этого функции, выполняемые ОГПУ, были переданы в ведомство НКВД (см. рис. 2).
Рис. 2. Структура НКВД, 1934 г.
4--
Ю
Главное управление государственной безопасности
Главное управление пограничной и внутренней охраны
Административно-хозяйственное
управление
Административно-хозяйственный отдел Отдел кадров
Санитарный отдел <г Финансовый
Сельскохозяйственн отдел
ый отдел Отдел ЗАГС
Тюремный отдел
Отдел связи Отдел мест
Автобаза заключения
Отдел лесной охраны
Поликлинника <г
Комендатура <г Особое совещание
Политизоляторы Транспортны
й отдел
Инженерно-строительный отдел
Управление особого строительства (образовано в 1936 г.)
Главное управление шоссейных дорог (образовано в 1936 г.)
Центральное управление мер и весов
Главное управление рабочее-крестьянской милиции
<г
<■
<■
•"О
S
О
40
ю
•п
Организационный отдел Дислокационный отдел Кодификационный отдел
А.В. Гурницкая
Таким образом, произведённая реорганизация привела к следующему: если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая практически неограниченными полномочиями, то ГПУ, ОГПУ, НКВД и органы милиции, являясь составной частью советского государственного управления, руководствовались положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции Российской Федерации. Органы госбезопасности стали юридически конституционными и тем самым был завершён переход к государственности.
Проанализировав изменения, происходившие в структуре репрессивных органов управления, можно сделать следующий вывод. В основном менялись лишь названия отделений, составляющих основу репрессивной системы управления, и их подотчётность различным подразделениям. Коренных же изменений в организации, выполняемых функциях и сфере деятельности не происходило. Наблюдался лишь рост количества отделов за счёт дробления одного более крупного на несколько более мелких, а следовательно, увеличивался и штат сотрудников органов госбезопасности. То есть происходившие количественные изменения в репрессивной системе управления не сопровождались соответствующими качественными преобразованиями.
УДК 331.101.38
Н.А. Кунгурова
Омский государственный университет
СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКОВ КОМПАНИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
There is a problem of struggle against inefficient work of hired workers before employers. The problem can solve through flexible mechanism of wages communication with results of activity of the enterprise and results of work directly the worker. A basis of flexible mechanism of wages is defined through abstract division of interests of the employer and the personnel of the enterprise in a subject of the wages organization.
Экономическое поведение всех субъектов на рынке в той или иной степени объединяет получение прибыли - основной цели деятельности коммерческой организации на рынке товаров и услуг. Р а-ботники в организации стремятся не только компенсировать затраченные усилия (простое воспроизводство рабочей силы), но и получить сверх того в виде прибыли от своей деятельности. Если работодатель согласен выплачивать работникам более высокую зарплату за положительные результаты индивидуальной деятельности при условии получения прибыли всей организацией, то работник часто ожидает этого либо за факт своего формально присутствия на работе при получении прибыли организацией, либо за положительные результаты своего труда без отнесения его с показателями деятельности организации. Подобное отношение порождает иждивенческие настроения работников, оценивающих организацию, особенно в случае ее успешного функционирования на рынке, как источник роста доходов, не зависящих от динамики показателей деятельности фирмы. Данная ситуация приводит к неэффективному использованию человеческих ресурсов и как следствие к росту численности работников - если получать более высокую зарплату нет возможности, зачем делать больше, пусть делают другие; росту доплат и работ в сверхурочные часы, в праздничные, выходные дни - нежеланию выполнять дополнительный объем работы без соответствующей компенсации, даже если есть резервы рабочего времени; конфликтному поведению при снижении завышенных стандартов времени на выполнение рабочих заданий.
Рассмотренная проблема - проблема низкой мотивации труда, которой посвящены многие исследования. При низкой мотивации работа выполняется «спустя рукава», когда повышение заработной платы не приводит к увеличению производительности труда - очень опасная тенденция, порождающая обреченность всех применяемых методов стимулирования труда. Для России «дешевизна труда... это не только низкая зарплата, но и «дешевое отношение», прежде всего, к личному труду, означающее минимум усилий, невнимательность, халатность, безответственность» [5, c. 75].
Проблема работы «спустя рукава» характерна не только для России, где ее обостряют неблагоприятные социально-экономические условия, она существует и в промышленноразвитых странах, о ней говорил еще Ф. Тейлор, обеспокоенный установлением рабочими на предприятиях США неформальных норм производительности труда, ниже фактически достижимых. Ф. Тейлор различал «естест-