Научная статья на тему 'Место и роль прокурорских проверок в обеспечении законности при возбуждении уголовного дела'

Место и роль прокурорских проверок в обеспечении законности при возбуждении уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / законность / исполнение законов / процессуальная деятельность / прокуратура / prosecutor's supervision / legality / law enforcement / procedural activities / prosecutor's office

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тажутдин Бурганович Рамазанов, Магомедрасул Магомедзапирович Абдуллаев

Статья посвящена исследованию вопросов осуществления прокурорских проверок исполнения требований закона в стадии возбуждения уголовного дела. В работе раскрываются основополагающие понятия по вопросам прокурорских проверок, поднимаются наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тажутдин Бурганович Рамазанов, Магомедрасул Магомедзапирович Абдуллаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place and role of prosecutorial checks in ensuring the rule of law when initiating a criminal case

The article is devoted to the study of the issues of prosecutorial inspections of compliance with the requirements of the law at the stage of initiation of a criminal case. It reveals the fundamental concepts on the issues of prosecutorial inspections, some of the most pressing problems are being raised today.

Текст научной работы на тему «Место и роль прокурорских проверок в обеспечении законности при возбуждении уголовного дела»

Закон и право. 2022. № 8. С. 204-206.

Law and legislation. 2022;(8):204-206.

Научная статья

УДК 343.102

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_204 NIION: 1997-0063-8/22-483

EDN: https://elibrary.ru/OZEFDF MOSURED: 77/27-001-2022-8-683

Место и роль прокурорских проверок в обеспечении законности при возбуждении уголовного дела

Тажутдин Бурганович Рамазанов1, Магомедрасул Магомедзапирович Абдуллаев2

11 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия

1 ramazanov1945@mail.ru

2 mrasulabdullaev@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов осуществления прокурорских проверок исполнения требований закона в стадии возбуждения уголовного дела. В работе раскрываются основополагающие понятия по вопросам прокурорских проверок, поднимаются наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы.

Ключевые слова: прокурорский надзор, законность, исполнение законов, процессуальная деятельность, прокуратура.

Для цитирования: Рамазанов Т.Б., Абдуллаев М.М. Место и роль прокурорских проверок в обеспечении законности при возбуждении уголовного дела // Закон и право. 2022. № 8. С. 204—206. https:// doi.org/10.24412/20733313_2022_8_204 EDN: https://elibrary.ru/OZEFDF

Original article

The place and role of prosecutorial checks in ensuring the rule of law when initiating a criminal case

Tazhutdin B. Ramazanov1, Magomedrasul M. Abdullaev2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 ramazanov1945@mail.ru

2 mrasulabdullaev@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of the issues of prosecutorial inspections of compliance with the requirements of the law at the stage of initiation of a criminal case. It reveals the fundamental concepts on the issues of prosecutorial inspections, some of the most pressing problems are being raised today.

Keywords: prosecutor's supervision, legality, law enforcement, procedural activities, prosecutor's office.

For citation: Ramazanov T.B., Abdullaev M.M. The place and role of prosecutorial checks in ensuring the rule of law when initiating a criminal case // Law and legislation. 2022; (8):204—206. https://doi.org/10.24412/ 20733313_2022_8_204 EDN: https://elibrary.ru/OZEFDF

Прокурорские проверки в обеспечении законности имеют исключительно важное значение. Данное полномочие прокурора исполняет особую роль в стадии возбуждении уголовного дела.

В статье 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указывается, что прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37), а также истребовать и про-

© Рамазанов Т.Б., Абдуллаев М.М. М., 2022.

верять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ (п. 5.1 ч. 2 ст. 37) [1, с. 62].

Практические работники отмечают, что наличие недостатков в действующем законодательстве отнюдь не вводит мораторий на его исполнение. Наоборот, вне зависимости от того, плох или хорош действующий закон, правоприменителями должны быть приложены все усилия по обеспечению защиты прав и свобод граждан.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

Поэтому Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ принимаются организационно-распорядительные документы, направленные на восполнение пробелов уголовно-процессуального законодательства [2, с. 94].

Так, совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 декабря 2008 г. № 272/49/5/206 «Об обеспечении реализации руководителями следственных органов и прокурорами своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства» конкретизированы различные направления взаимодействия между должностными лицами органов рас -следования и прокуратуры: по предоставлению прокурору, осуществляющему проверку исполнения федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, для изучения все учетные и регистрационные документы; по рассмотрению в срок не позднее пяти суток требований прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и т.д. [4, с. 18].

Порядок проведения прокурорской проверки на стадии возбуждения уголовного дела урегулирован приказом Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

Согласно п. 1.1 данного приказа прокуроры обязаны проводить проверки исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки систематически, не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушениях законов — безотлагательно.

Таким образом, проведение прокурорских проверок на стадии возбуждения уголовного дела является обязанностью, а не правом (т.е. усмотрением) прокурора и не зависит от наличия или отсутствия повода для ее проведения.

Порядок проведения проверки законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела также регламентирован приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 3 июля 2013 г. № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме», от 2 июня

2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

При осуществлении надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурорами Республики Дагестан за 2021 г. выявлено 26 577 нарушений закона, что на 4,9% больше, чем в 2020 г. (25 326).

В истекшем году зафиксирован значительный рост (+20,2%, с 1203 до 1446) поставленных по инициативе прокурора на учет преступлений, ранее известных, но по разным причинам не учтенных.

Уделялось внимание обеспечению законности на стадии принятия решений о возбуждении уголовного дела.

В 2021 г. количество признанных прокурорами незаконными таких постановлений снизилось на 11,4% (с 211 до 187). Распространено принятие незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

В истекшем году прокурорами отменено 7908 (8038, или 1,6%) таких решений. При этом процент возбужденных уголовных дел по результатам дополнительных проверок возрос и составил 12,3% (10,4%). Принятые на протяжении нескольких лет прокуратурой республики меры дали свои положительные результаты, состояние прокурорского надзора в анализируемой сфере улучшилось.

Остается неизменной ситуация при соблюдении органами следствия и дознания требований ч. 4 ст. 148 УПК РФ; практически в каждой прокуратуре имеются факты несвоевременного представления прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела [3].

При этом можно отметить небольшое снижение эффективности деятельности органов прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела.

Так, в январе — феврале 2022 г. следователями следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан вынесено 525 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктами 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. В порядке надзорной деятельности, в ходе проведения прокурорских проверок, прокуратурой Республики Дагестан отменено 87 из указанных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом по трем сообщениям о преступлениях решения об отказе в возбуждении уголовного дела отменялись неоднократно. Общий удельный вес отмененных постановлений составил 15%.

За аналогичный период прошлого года вынесено 561 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, из которых прокурором в порядке надзорной деятельности отменено 96 из вышеуказанных постановлений. При этом по

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2022

одному сообщению о преступлении решение об отказе в возбуждении уголовного дела отменялось неоднократно. Общий удельный вес отмененных постановлений составил 17%.

Однако отметим, что в регламентации прокурорской проверки отсутствует системный подход, нет четких методических указаний по порядку ее проведения, несмотря на постоянное совершенствование внутренней нормативной базы, регламентирующей как проведение прокурорских проверок, так и порядок взаимодействия органов прокуратуры с органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание. Недостатки правового регулирования организации проверок на досудебных стадиях уголовного судопроизводства отрицательно сказываются на практике. Имеющиеся методические рекомендации при отсутствии четких законодательных решений в части порядка осуществления прокурорских проверок порой не достигают цели [5, с. 137].

Таким образом, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела можно определить как надзорную деятельность прокурора на основании Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и УПК РФ по обеспечению законности действий и решений органов дознания и предварительного следствия в рамках проводимой процессуальной проверки до возбуждения уголовного дела.

Список источников

1. Ъичеева Д.В. Процессуальные полномочия прокурора за исполнением закона при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях // Процессуальные полномочия прокурора. 2014. № 4.

2. Грачева О.А. Генезис правового регулирования проведения прокурором проверок в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Пробелы в рос. законодательстве. 2016.

3. Информационное письмо прокуратуры Республики Дагестан от 08.04.2022 «О недостатках прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях» // http: //minsvyazrd.ru/ukazy-glavy-respubliki-dagestan

4. Капинус О.С. К вопросу о процессуальном положении прокурора в уголовном судопроизводстве // Прокурор. 2013. № 2.

5. Соловьева Н.А., Соловьев В.К. Современное законодательство о судебном контроле и прокурорском надзоре в досудебном производстве. Волгоград, 2012.

References

1. Bicheeva D. V. Procedural powers of the prosecutor for the execution of the law when receiving, registering and verifying reports of crimes // Procedural powers of the prosecutor. 2014. № 4

2. Gracheva O.A. The genesis of the legal regulation of the prosecutor's inspections in the pretrial stages of criminal proceedings / / Gaps in Russian legislation. 2016.

3. Information letter of the Prosecutor's Office of the Republic of Dagestan dated 04.08.2022 «On the shortcomings of the prosecutor's supervision when receiving, registering and resolving reports of crimes» // http://minsvyazrd.ru/ukazy-glavy-respubliki-dagestan

4. Kapinus O.S. To the question of the procedural position of the prosecutor in criminal proceedings / / Prosecutor. 2013. № 2.

5. Solovieva N.A., Soloviev V.K. Modern legislation on judicial control and prosecutorial supervision in pre-trial proceedings. Volgograd, 2012.

Информация об авторах

Рамазанов Т.Б. — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса и

криминалистики

Абдуллаев М.М. — аспирант

Information about the authors

Ramazanov T.B. — doctor of law, professor, head of the department of criminal procedure and criminalistics Abdullaev M.M. — graduate student

Вклад авторов:

Рамазанов Т.Б. — концепция исследования; вывод Абдуллаев М.М. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors:

Ramazanov T.B. — research concept; conclusion Abdullaev M.M. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 28.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.