Научная статья на тему 'Место и роль планирования в современной системе управления сельским хозяйством региона'

Место и роль планирования в современной системе управления сельским хозяйством региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1336
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меньшикова Мария Алексеевна, Худин Денис Александрович

Проведен анализ места и роли планирования в современной системе управления сельским хозяйство региона на основе выделения совокупности элементов и принципов планирования сельским хозяйство на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль планирования в современной системе управления сельским хозяйством региона»

МЕСТО И РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕГИОНА

М.А. Меньшикова, Д.А. Худин

Аннотация. Проведен анализ места и роли планирования в современной системе управления сельским хозяйство региона на основе выделения совокупности элементов и принципов планирования сельским хозяйство на региональном уровне.

Ключевые слова: план, сельское хозяйство, методология, планирование, регион, региональное развитие.

Переход экономики нашей страны на новые условия хозяйствования вызвал необходимость пересмотра

всех систем и методов управления народным хозяйством, и в частности сельским хозяйством. Одно из центральных мест среди методов управления занимает планирование. Современный рынок не отменяет необходимости планирования. Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра. Развитие экономики постоянно сопровождается усилением ее организованности, планомерности. Планирование не противоречит рациональным формам рыночных отношений. Это основывается на том, что они являются более сложной экономической системой, чем административно-распределительная, поскольку предполагают использование всего многообразия механизмов взаимоотношений на рынке товаров и услуг. В то же время рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия не может формироваться только под воздействием спроса и предложения, конкуренции и требует применения системы его регулирования. Рыночные отношения оказывают влияние на формы и методы планирования, его основополагающие принципы [1]. Это определяется, во-первых, усилением роли спроса и предложения на формирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, развитием конкуренции. Во-вторых, в процессе разгосударствления и перехода к многоукладному агропромышленному производству, сельскохозяйственные производители стали собственниками имущества, произведенной ими продукции и полученных доходов, что исключает применение жестких схем планирования их хозяйственной деятельности.

При переходе к цивилизованным рыночным отношениям актуальной проблемой становится выработка новых методологических подходов к планированию в АПК. Устойчивое негативное отношение к действовавшим до последнего времени методам планирования подталкивает многих к мысли о принципиальной несовместимости плана и ринка. Однако, глубокий анализ экономической теории, международной практики стран с развитыми рыночными отношениями позволяет сделать другой вывод. Научно обоснованное планирование органически сочетается с рыночными отношениями, не противоречит им сегодня и имеет большие перспективы в будущем.

Планирование - это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность. Обычно эти решения образуют сложную систему, в рамках которой влияют друг на друга, поэтому нуждаются во взаимной увязке, позволяющей обеспечить их оптимальное сочетание с точки зрения улучшения конечного результата и наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей. Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми организация должна действовать в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. Методы и способы практического осуществления планирования представляют собой организационно-экономическую основу плановых расчетов. Методологические основы планирования складываются из общенаучных и аналитико-прогностических методов.

Государство, решая задачи стимулирования и развития предпринимательства в агропромышленном производстве, нуждается в принципиально новом механизме взаимоотношений государства и бизнеса, в рамках

которого государство могло бы определять основные тенденции и приоритеты, используя не директивные методы управления, а рекомендательную модель взаимодействия с бизнесом. Процесс современного планирования должен быть направлен на поиск общественного консенсуса, разработку механизма партнерства между государством и хозяйствующими субъектами, в том числе и в аграрном секторе экономики.

Значение планирования сельского хозяйства в регионе в первую очередь связано с обеспечением долгосрочной конкурентоспособности. Это - целевая функция, которая обусловливает устойчивое положение объекта управления на рынке. Планирование сельского хозяйства в регионе направлено на формирование процесса производства конкурентоспособной аграрной продукции при условии оптимального использования и сочетания всех имеющихся ресурсов, что в свою очередь является залогом эффективного развития сельскохозяйственных товаропроизводителей [3].

Современное сельскохозяйственное производство является сверхсложной системой, которой приходится управлять в нестабильных трансформационных условиях преобразования аграрной экономики. Для успешного управления такой системой требуются исследования многофакторных социально-экономических процессов, протекающих в АПК, и развитие на этой основе методологии планирования.

Планирование экономики является формой, методом не только исследования, прогнозирования, но и государственного управления социально-

экономическими процессами и потому не может не опираться на всесторонне аргументированную научную методологию, методы, организацию и технологию составления и реализации планов, ориентированных на достижение конкретных приоритетных целей.

Базисом для построения эффективной системы планирования в сельскохозяйственном производстве является обращение к ряду методологических позиций - как общепринятых для процесса планирования, так и специфических, обусловленных использованием современного подхода.

Представляется, что методология планирования сельского хозяйства в регионе включает следующие основные элементы.

Цель - системное исследование процесса формирования эффективной системы планирования, направленного на обеспечение конкурентоспособности аграрного сектора.

Можно выделить следующие основные задачи планирования сельского хозяйства на современном этапе:

- создание информационной базы, содержащей данные о рыночной конъюнктуре, об инвестиционной деятельности, осуществляемой со стороны государства или других мероприятиях;

- ознакомление сельхозтоваропроизводителей с целевыми показателями, составляющими основу национальных проектов, государственных программ, которые могут представлять для них интерес в ходе осуществления хозяйственной деятельности;

- ориентация сельхозтоваропроизводителей в вопросах инновационного развития;

- уменьшение предпринимательского риска за счет увеличения вероятности наступления будущих событий и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельности сельскохозяйственных организаций.

Методологические подходы:

- сочетание генетического и телеологического подходов;

- общеметодологические подходы (комплексный, программный, нормативный, динамический);

- градулистский и радикальный подходы.

Алгоритм планирования сельского хозяйства в регионе [2]:

- этап 1 - разработка и уточнение системы нормативно-законодательного и методического обеспечения индикативного планирования;

- этап 2 - прогнозно-аналитическое обоснование, выбор приоритетов развития;

- этап 3 - разработка и обоснование плана социально-экономического развития аграрного комплекса;

- этап 4 - дезагрегирование целей и показателей;

- этап 5 - управление реализацией мероприятий плана.

Объекты планирования сельского хозяйства в регионе:

- социально-экономические структуры, системы связей между их частями, выявленные на основании изучения внутренних закономерностей их функционирования;

- иерархические уровни управления АПК, включающие макро-, мезо-, муниципальный и корпоративный уровни, хозяйствующие субъекты аграрного комплекса всех форм собственности;

- региональная и отраслевая структуры аграрной экономики;

- бюджеты регионов, основные экономические пропорции в развитии сельского хозяйства.

Способы реализации планов сельскохозяйственного производства в регионе. Применение системы экономических (налоги, кредиты, тарифы, инвестиции, цены,

ценные бумаги, проценты, резервы, нормы и нормативы, амортизационные отчисления, бюджет, субсидии и др.) и административных (государственные заказы, штрафы, санкции, лицензии, разрешения, квоты, антимонопольные законы и др.) регуляторов.

Функции планирования сельского хозяйства в регионе:

- обеспечение устойчивого и эффективного развития национальной экономики и основных народнохозяйственных комплексов, в том числе АПК;

- разработка обоснованной аграрной экономической политики и мер господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

- поддержание необходимого качества и темпов роста производства продукции АПК;

- широкое распространение и внедрение в практику методологии планирования.

На рисунке 1 отразим совокупность элементов методология планирования сельского хозяйства в регионе.

В целом можно сделать вывод, что определяя место планирования в новом экономическом механизме хозяйствования, стоит отметить, что план не должен противопоставляться рынку и отгораживаться от него, а должен использоваться в интересах общества и сочетаться с рынком. Это вовсе не означает, что нет противоречий между планом и рынком, так как они не только связаны между собой, но и каждый имеет определенную самостоятельность. Именно в силу их специфических особенностей рыночные отношения будут корректировать плановые

Задача 1; создание информационной базы, содержащей данные о рыночной конъюнктуре, об инвестиционной деятельности, осуществляемой со стороны государства или других мероприятиях

А V

Объекты планирования:

социально-экономические структуры, системы связей между их частями, выявленные на основании изучения внутренних закономерностей их функционирования;

- иерархические уровни управления АПК, включающие макро-, мезо-, муниципальный и корпоративный уровни, хозяйствующие субъекты аграрного комплекса всех форм собственности;

- региональная и отраслевая структуры аграрной экономики;

- бюджеты регионов, основные экономические пропорции в развитии сельского хозяйства.

Цель: системное исследование процесса формирования эффективной системы планирования, направленного на обеспечение конкурентоспособности аграрного сектора

Алгоритм планирования:

- этап 1 - разработка и уточнение системы нормативно-законодательного и методического обеспечения индикативного планирования;

этап 2 - прогнозно-аналитическое обоснование, выбор приоритетов развития;

- этап 3 - разработка и обоснование плана социально-экономического развития аграрного комплекса;

- этап 4 - дезагрегирование целей и показателей;

- этап 5 - управление реализацией мероприятий плана.

Л У

Задача 2; уменьшение предпринимательского риска за счет увеличения вероятности наступления будущих событий и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельности сельскохозяйственных организаций

Функции планирования:

- обеспечение устойчивого и эффективного развития национальной экономики и основных народно-хозяйственных комплексов, в том числе АПК;

- разработка обоснованной аграрной экономической политики и мер господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции;

- поддержание необходимого качества и темпов роста производства продукции АПК;

- широкое распространение и внедрение в практику методологии планирования.

Рисунок 1 - Совокупность элементов методология планирования сельского хозяйства в регионе

Рисунок 2 - Основные принципы совершенствования системы планирования развития сельского

хозяйства в регионе

наметки. В то же время планирование позволяет воздействовать на рыночную конъюнктуру в целесообразном на данный момент направлении. Именно в их противоречивом взаимодействии проявляется реальная диалектика плана и рынка. Роль государства в данном случае заключается в формировании целостного экономического механизма, адекватного всем формам хозяйствования, основанного на взаимодействии плановых и рыночных регуляторов, без которых невозможно создать динамично развивающуюся экономику.

Нами выделена и сформулирована совокупность основных принципов совершенствования системы планирования развития сельскохозяйственных организаций с соответствующими приоритетами при использовании системного подхода (рисунок 2).

1. Плановый и рыночный механизмы не противостоят и не вытесняют друг друга, а как бы кооперируются, перераспределяя свои функции, и интегрируются в развивающуюся целостность системы управления,

адекватную определенному этапу развития экономики. Рыночный механизм обеспечивает самоуправление или, иначе, саморегулирование. Планирование служит основным механизмом в системе государственного (федеральный и региональный уровни) регулирования экономики, управления ею.

2. Планирование в рыночных отношениях не должно быть директивно-централизованным. Его содержание, задачи и функции должны измениться: рекоменда-тельность станет индикативной. Однако принцип централизации останется, поскольку без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования и координации из единого центра (федерального или регионального) управлять развитием экономики практически невозможно.

3. Совокупность компонентов планирования должна формироваться как система, состоящая из взаимосвязанных элементов с присущими свойствами. Два важнейших из них: каждая часть системы обладает ка-

чествами, которые теряются, если ее отделить от системы; система в целом обладает такими качествами, которые отсутствуют у ее частей. При этом под системой мы понимаем постоянно развивающееся и совершенствующееся формирование, не только введением в ее состав новых элементов, например, экономического ориентирования, но и возможностью адаптации методологии и инструментария плановой работы. В противном случае эта совокупность окажется мало эффективной, что доказано современной российской практикой планирования, использующего его отдельные элементы.

4. Система планирования развития сельскохозяйственных организаций входит в общую систему планирования региона, одновременно принадлежит подобным системам федерального уровня, оказывает влияние на хозяйственное планирование. Эта аксиома требует рассмотрения системы планирования в тесной связи с внешними выше и ниже уровневыми системами. На состав, структуру и содержание системы влияет множество других факторов.

5. Планирование в условиях рынка должно быть индикативным. Оно предполагает активное преобразование как самого объекта, так и внешней, по отношению к нему, среды. Формирование среды осуществляется человеком в результате его деятельности, в которой ведущее воздействие оказывает своим влиянием на среду обитания и рациональным использованием имеющихся ресурсов, что должно быть учтено при разработке программы условий устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий.

6. Технология эффективного планирования объединяет и прочно связывает в конкретной системе цели, ресурсы, режимы, оборудование, инструменты, человека, дисциплину, контроль и ответственность, обеспечивает невмешательство в технологические процессы планирования дилетантов, политиков, волюнтаристов, администраторов, которые воспринимают его как средство исполнения их представлений и команд, нередко противоречивых и безответственных [4].

7. Важнейшим элементом эффективного функционирования системы планирования является придания ему юридического статуса путем принятия региональными законодательными органами соответствующих официальных документов. Представляется, что структурным центром всей плановой работы должны стать министерства (или департаменты) сельского хозяйства и продовольствия регионов. В обязанности территориальных министерств (департаментов) сельского хозяйства и продовольствия должно входить постоянное выполнение такой важнейшей функции, как организация методического и нормативно-информационного обеспечения экономического планирования развития сельскохозяйственных предприятий.

8. Организация системы экономического планирования должно базироваться на соответствующем методическом обеспечении, включающим в себя гипотезы, концепции, формуляры прогнозов и планов, сценарии,

методические рекомендации по разработке показателей. Исследования указывают на необходимость обновления имеющейся методической базы, разработки новых методик. К их числу следует отнести методику предпланового анализа состояния сельскохозяйственных организаций, методику планирования и учета производственных затрат, методику калькуляции себестоимости, методику определения эффективности работы сельскохозяйственных предприятий.

9. Одной из совокупностей системы планирования должно стать адекватное нормативно-информационное обеспечение, состоящее в формировании системы научно обоснованных норм и нормативов, правил и стандартов, необходимых в плановом процессе.

Реализация предложенных принципов будет способствовать созданию новых форм и методов планирования, которые должны не только учитывать современные особенности развития сельскохозяйственных организация, но и послужить основой поступательного развития и повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что рыночные отношения оказывают влияние на формы и методы планирования, его основополагающие принципы. Это определяется, во-первых, усилением роли спроса и предложения на формирование рынка сельскохозяйственной продукции

и продовольствия, развитием конкуренции. Во-вторых, в процессе разгосударствления и перехода к многоукладному агропромышленному производству, сельскохозяйственные производители стали собственниками имущества, произведенной ими продукции и полученных доходов, что исключает применение жестких схем планирования их хозяйственной деятельности.

Список использованных источников

1. Аганбегян, А.Г. Система моделей народнохозяйственного планирования: учебник / А.Г. Аганбегян, К.А. Баг-риновский, А.Г. Гранберг.- М.: Мысль, 2009. - 351 с.

2. Крячков, И. Т. Внутрихозяйственное планирование сельскохозяйственного предприятия / И. Т. Крячков// Экономист. - 2009. - №6. - С.30-35.

3.Сысоев, О. Планирование стратегии и тактики деятельности сельскохозяйственного предприятия /О.Сысо-ев//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - №3. - С.46-49.

4.Черкашин, В.П. Совершенствование системы управления АПК/ В.П. Черкашин // АПК: Экономика, управление. -2010. - №7. - С.22-30.

Информация об авторах

Меньшикова Мария Алексеевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинг и управление персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. (4712) 56-22-29.

Худин Денис Александрович, аспирант ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.