Научная статья на тему 'Место и роль органов государственной власти в обеспечении и соблюдении прав человека в период вооруженных конфликтов'

Место и роль органов государственной власти в обеспечении и соблюдении прав человека в период вооруженных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
826
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционное право / режим чрезвычайного положения / вооруженный конфликт / военное по-ложение / Вооруженные Силы / constitutional law / state of emergency / armed conflict / the military situation / the Armed Forces

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Несмелов Павел Вячеславович, Супрун Виктор Николаевич, Солдатова Ольга Валентиновна

Статья посвящена определению основных проблем в период действия вооруженного конфликта не-международного характера. О необходимости установить особый правовой режим, отличающийся по своим ха-рактеристикам от режима чрезвычайного положения. В этих условиях государство также не может обойтись без привлечения Вооруженных Сил. Поэтому, отмечая факт правовой непроработанности вопросов использова-ния Вооруженных сил Российской Федерации во внутренних конфликтах и существования угрозы возникновения внутренних вооруженных конфликтов на территории нашего государства, вплотную заняться созданием хоро-шо продуманной правовой базы для применения Вооруженных сил во внутренних конфликтах или в случае угрозы их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Несмелов Павел Вячеславович, Супрун Виктор Николаевич, Солдатова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE PROMOTION AND OBSERVANCE OF HUMAN RIGHTS DURING ARMED CONFLICT

The article is devoted to the definition of the main problems during the period of armed conflict not of an interna-tional character. On the need to establish a special legal regime, different in its characteristics from the state of emergency. In these circumstances, the state also can not do without the involvement of the Armed Forces. Therefore, noting the fact of legal flaws questions, the use of the Russian Armed Forces in internal conflicts and the existence of a threat of internal armed conflicts in the territory of our state, come to grips with the creation of a well-thought-out legal framework for the use of the armed forces in internal conflicts or in the case of a threat of their occurrence.

Текст научной работы на тему «Место и роль органов государственной власти в обеспечении и соблюдении прав человека в период вооруженных конфликтов»

1.3. МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Несмелов Павел Вячеславович, кандидат юридических наук. Должность: доцент. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях УНК СП

Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

pvnsb@mail.ru

Супрун Виктор Николаевич, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях УНК СП

Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Солдатова Ольга Валентиновна. Должность: старший преподаватель. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях УНК СП

Место работы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

soldatova_o-v@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена определению основных проблем в период действия вооруженного конфликта немеждународного характера. О необходимости установить особый правовой режим, отличающийся по своим характеристикам от режима чрезвычайного положения. В этих условиях государство также не может обойтись без привлечения Вооруженных Сил. Поэтому, отмечая факт правовой непроработанности вопросов использования Вооруженных сил Российской Федерации во внутренних конфликтах и существования угрозы возникновения внутренних вооруженных конфликтов на территории нашего государства, вплотную заняться созданием хорошо продуманной правовой базы для применения Вооруженных сил во внутренних конфликтах или в случае угрозы их возникновения.

Ключевые слова: конституционное право, режим чрезвычайного положения, вооруженный конфликт, военное положение, Вооруженные Силы

THE PLACE AND ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES

IN THE PROMOTION AND OBSERVANCE OF HUMAN RIGHTS DURING ARMED CONFLICT

Nesmelov Pavel V., Phd. Position: associate professor. Department: Police Department official under special conditions ESC of SP

Place of employment: Moscow University of the MIA of Russia named V. Ya. Kikotya

pvnsb@mail.ru

Suprun Viktor N., associate professor. Position: associate professor. Department: Police Department official under special conditions ESC of SP

Place of employment: Moscow University of the MIA of Russia named V. Ya. Kikotya

Soldatova Olga V., Position: senior lecturer. Department: Police Department official under special conditions ESC of SP Place of employment: Moscow University of the MIA of Russia named V.Ya. Kikotya

soldatova_o-v@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the definition of the main problems during the period of armed conflict not of an international character. On the need to establish a special legal regime, different in its characteristics from the state of emergency. In these circumstances, the state also can not do without the involvement of the Armed Forces. Therefore, noting the fact of legal flaws questions, the use of the Russian Armed Forces in internal conflicts and the existence of a threat of internal armed conflicts in the territory of our state, come to grips with the creation of a well-thought-out legal framework for the use of the armed forces in internal conflicts or in the case of a threat of their occurrence.

Keywords: constitutional law, state of emergency, armed conflict, the military situation, the Armed Forces.

Негативные факторы, представляющие угрозу безопасности Российской Федерации - это разрушение национальной экономики, наличие вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации (Северо-Западный регион), неэффективность государственного управления, а также низкая боеспособность Вооруженных Сил РФ, неэффективность работы правоохранительных органов и т.д. Все это обуславливает

актуальность обеспечения мобилизационной готовности государственного аппарата в случае угрозы безопасности Российской Федерации. Это и международные вооруженные конфликты, и вооруженные конфликты немеждународного характера и иные вооруженные столкновения.

«Частью мер по обеспечению мобилизационной готовности государства для отражения внешних и внут-

Несмелов П. В., Супрун В. Н., Солдатова О. В.

МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ренних угроз является формирование мобилизационной готовности российского права»1.

Перечень законодательства России, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека в условиях экстраординарных ситуаций и регулирующий правовой статус органов государственной власти в этих условиях, относительно невелик: закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года, Федеральные законы «О статусе военнослужащего» от 27 января 1993 года, «Об обороне» от 24 апреля 1996 года, «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 24 января 1997 года, Федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года, «О военном положении» от 30 января 2002 года, Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года, отдельные положения уголовного законодательства, общевоинские уставы, а также ведомственные документы.

Что касается международных вооруженных конфликтов, то в Российской Федерации для указанных ситуаций предусмотрен режим военного положения, который предусматривает введение военного управления как специфической формы управления территорией России, на которой введено военное положение; как один из видов особого правового режима деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах.

Основанием для введения военного положения является агрессия или угроза агрессии. Непосредственно определение агрессии дано в Резолюции, принятой XXXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г., исходя из которого агрессией против Российской Федерации может быть признано применение иностранным государством (группой государств) вооруженной силы против суверенитета, политической независимости, целостности и неприкосновенности территории страны. Это:

- вторжение вооруженных сил иностранного государства на территорию России, любая военная оккупация ее территории, а также любая аннексия с применением вооруженной силы на территории России;

- применение иностранным государством любого оружия против России;

- нападение вооруженных сил иностранного государства на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска, предусмотренные федеральным законом;

- блокада портов или берегов Российской федерации вооруженными силами иностранного государства;

- засылка иностранным государством на территорию Российской Федерации вооруженных банд, групп, регулярных сил или наемников в целях применения против Российской Федерации вооруженной силы;

- применение иностранным государством вооруженной силы против суверенитета, политической независимости, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации каким-либо другим образом, не совместимым с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Признание применения иностранным государством (группой государств) вооруженной силы актом агрессии против Российской Федерации должно осуществляться исходя из общепризнанных принципов и норм международного права.

В теории конституционного права РФ является пре-

1 Потапов А. ФКЗ «О военном положении» проблемы содержания и законодательной техники // Юридическая газета. № 17. С. 13.

обладающей точка зрения, согласно которой в условиях военного положения могут быть предусмотрены ограничения отдельных прав граждан.

Выделяют следующие ограничения отдельных прав:

- введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней,

- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, иных массовых мероприятий,

- запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций,

- ограничение движения средств транспорта и осуществление их досмотра,

- установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток,

- предоставления органам власти права на проверку документов, устанавливающих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища или транспорта,

- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ,

- введение военной цензуры,

- интернирование граждан иностранного государства,

- изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого,

- явка по вызову в соответствующие органы власти,

- участие в выполнении работ для нужд обороны,

- другие.

Ограничения могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства и не затрагивают основополагающие права и свободы граждан2.

Статья 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предоставляет Президенту РФ право принимать на основании федерального закона решение о привлечении Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению. Это право далее было закреплено в ФКЗ «О военном положении» с решением следующих задач:

- поддержания особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение,

- охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды,

- пресечения деятельности незаконных вооруженных формирований.

ФКЗ «О военном положении» закреплены полномочия Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, иных структур и должностных лиц по введению и применению на территории, на которой введено военное положение, мер, связанных с временным ограничением отдельных прав граждан. Гарантией защиты прав граждан является возможность обращения за защитой прав в суд и прокуратуру.

Но имеются и некоторые недостатки регулирования деятельности соответствующих органов власти. Из содержания статьи ФКЗ «О военном положении» следует, что обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления. Хотя глава III ФКЗ «О военном положении» посвящена полномочиям органов государственной власти в области обеспечения режи-

2 Пчелинцев С.В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты // Журнал российско-

го права. 2002. № 2. С.104.

ма военного положения и особенностям им функционирования в период действия военного положения, в тексте ФКЗ «О военном положении» не указывается, каким образом осуществляется взаимодействие двух систем власти на территории, на которой объявлено военное положение, не содержится и указаний о том, кто и за что отвечает. Таким образом, вопрос распределения полномочий, подчиненности и ответственности должен решаться на уровне подзаконных нормативных актов, что исключает создание системы военного управления в мирное время.

В условиях военного положения отсутствие заранее разработанной системы управления на территории, на которой объявлено военное положение, приведет к тому, что в течение определенного времени будет формироваться структура государственной власти, распределяться полномочия и ответственность между органами государственной власти и органами военного управления, т.е. режим военного положения начнет обеспечиваться не сразу. Состав и полномочия органов военного управления будут создаваться каждый раз на основе Указа Президента Российской Федерации.

Если уж основывать нормы ФКЗ «О военном положении» на международных обязательствах РФ, то основанием введения военного положения должен быть факт международного вооруженного конфликта, а положение ФКЗ должны позволять в полном объеме применять гарантии, закрепленные в международных договорах России в сфере международного права вооруженных конфликтов.

Итак, ФКЗ «О военном положении» исходит из морально устаревших и не применяемых на практике рекомендательных норм международного права.

«Несмотря на принятие в соответствии со ст. 56, 87 и 88 Конституции РФ федеральных конституционных законов от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», в научной литературе отмечается необходимость разработки научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения особых правовых режимов с учетом «осмысления собственного опыта и комплексного анализа законодательной практики ведущих стран мира». Представляется, что в рамках разработки такой концепции важное значение имеет определение методологически обоснованных и взвешенных подходов, которые позволили бы обеспечить объективное сочетание целесообразности и разумной достаточности мер государственного ограничения прав и свобод граждан при условии соблюдения принципа положений Всеобщей декларации прав человека (п.2 ст.29), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.19) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.15)»3.

К сожалению, до настоящего времени отсутствует законодательство, регулирующее такие экстраординарные ситуации, как вооруженные конфликты немеждународного характера.

В период действия вооруженного конфликта немеждународного характера необходимо установить особый правовой режим, отличающийся по своим характеристикам от режима чрезвычайного положения. В этих условиях государство также не может обойтись без привлечения Вооруженных Сил. Поэтому, отмечая

3 Пчелинцев С.В. Пределы ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов: современные подходы //Журнал российского права. 2005. № 8. С.З.

факт правовой непроработанности вопросов использования Вооруженных сил Российской Федерации во внутренних конфликтах и существования угрозы возникновения внутренних вооруженных конфликтов на территории нашего государства, Н. Шепова указывает:... не разумнее ли будет прекратить споры: демократично или нет использовать армию внутри страны и, используя зарубежный опыт, вплотную заняться созданием хорошо продуманной правовой базы для применения Вооруженных сил во внутренних конфликтах или в случае угрозы их возникновения?4

Особого внимания заслуживают те режимы, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах. Основной закон в качестве специальных режимов деятельности органов государственной власти называет чрезвычайное и военное положение (ст.ст.56, 87 и 88). Их конституционно-правовое регулирование объясняется тем, что введение этих режимов влечет за собой ограничение отдельных конституционных прав и свобод граждан и организаций, а также определенные изменения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Большинство специальных административно-правовых режимов получили закрепление в федеральных законах.

Экстраординарные режимы - это особые административно-правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории где возникла экстраординарная ситуация.

Экстраординарные режимы - это всегда временная мера, и они должны вводиться только при наличии экстренной ситуации. С одной стороны, в законодательстве содержатся ограничения по срокам их действия, а с другой стороны - государственные органы, установившие режимы, обязаны периодически возвращаться к вопросу о целесообразности его функционирования.

Объектом экстраординарных режимов являются общественные отношения, влияющие на степень и характер угрозы безопасности, на состояние общественного порядка и жизнедеятельности. Это зависит от вида экстренной ситуации и установленного режима.

Выбор того или иного экстраординарного режима зависит от степени кризисности экстренной ситуации и характеристики ее элементов:

- степени и вида угрозы безопасности;

- характера поражающих факторов;

- масштабности и временного аспекта протекания экстренной ситуации;

- разнопорядковости последствий, их цепного характера.

Действующее законодательство РФ предусматривает три основных типа режимов, связанных с экстренной ситуацией: чрезвычайного, особого и военного положения.

Закон РФ «Об обороне» выделяет в качестве отдельного основания объявления военного положения факт возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, что можно отнести к непосредственной угрозе агрессии.

4 Шепова Н. Армия на страже конституционного порядка // Независимое военное обозрение. 1998. № 14. С. 2.

Несмелов П. В., Супрун В. Н., Солдатова О. В.

МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Список литературы:

1. Потапов А. ФКЗ «О военном положении» проблемы содержания и законодательной техники // Юридическая газета. № 17. С. 13.

2. Пчелинцев С.В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты // Журнал российского права. 2002. № 2. С.104.

3. Шепова Н. Армия на страже конституционного порядка // Независимое военное обозрение. 1998. № 14. С. 2.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Место и роль органов государственной власти в обеспечении и соблюдении прав человека в период вооруженных конфликтов», подготовленную Несмеловым П. А.,

Супрун В. Н., Солдатовой О.В. Авторы в своей статье поднимают проблему роли органов государственной власти в обеспечении и соблюдении прав человека в период вооруженных конфликтов.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку перечень законодательства России, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека в условиях экстраординарных ситуаций и регулирующий правовой статус органов государственной власти в этих условиях, относительно невелик. К сожалению, до настоящего времени отсутствует законодательство, регулирующее такие ситуации, как вооруженные конфликты немеждународного характера.

Авторами проведен анализ ряда Федеральных законов, направленных на безопасность государства. Были систематизированы и обобщены режимы, которые закреплены в Конституции РФ и Федеральных законах.

В статье отмечается необходимость разработки научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения особых правовых режимов.

Научная статья «Место и роль органов государственной власти в обеспечении и соблюдении прав человека в период вооруженных конфликтов», подготовленная Несмеловым П.А., Супрун В. Н. и Солдатовой О.В. соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники, Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

В.П. Кувалдин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.