Научная статья на тему 'Место и роль оппозиции в политическом процессе'

Место и роль оппозиции в политическом процессе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1674
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ДЕМОКРАТИЯ / POLITICAL OPPOSITION / POLITICAL INSTITUTIONS / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Голодникова Надежда Владимировна

В статье рассматриваются основные взгляды на сущность политической оппозиции с древнейших времен до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of the opposition in the political process

The article provides a review concerning the main views on the essence of political opposition from the earliest times up to the present days.

Текст научной работы на тему «Место и роль оппозиции в политическом процессе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 2

СЛОВО МОЛОДОМУ УЧЕНОМУ

Н.В. Голодникова

место и роль оппозиции в политическом

ПрОЦЕССЕ

В статье рассматриваются основные взгляды на сущность политической оппозиции с древнейших времен до настоящего времени.

Ключевые слова: политическая оппозиция, политические институты, демократия.

Становление и развитие политической оппозиции, безусловно, является актуальным и пока еще недостаточно исследованным вопросом. Определение причин возникновения, роли и места политической оппозиции в жизни российского общества сегодня приобретает особо важное значение. Слово «оппозиция» (орро8Шо) латинского происхождения — противодействие, сопротивление. Оно состоит из двух частей: приставка «оЬ» означает «напротив», «против», коренная часть «ро8Шо» — «постановка», «посадка». Долгое время термин «оппозиция» не употреблялся в политическом контексте, а имел два значения — логическое и астрономическое. В логике он использовался для определения «противоречия», т.е. утверждения и отрицания одного и того же, в астрономии — для определения взаимного расположения светил, «противостояния». И сегодня этот термин используется во многих науках, но все чаще употребляется именно в политическом контексте.

Первыми источниками для изучения политической оппозиции становятся памятники политико-правовой мысли Древнего Востока религиозно-идеологического характера. К одному из первых учений относят древнеиндийский политический и экономический трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»), составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321-297 до н.э.). Еще одним произведением, дающим нам представление об отношении к политической оппозиции Древнего Востока, является учение Конфуция (551-479 до н.э.), сторонника ненасильственных методов правления. Основным способом борьбы с оппозицией он считал ее недопущение. О политической оппозиции писали Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).

В Средние века, с развитием идей гуманизма и антифеодальных настроений, оппозиция получила институциональные очертания. Для

стран Европы периода раннего Средневековья характерными чертами были политическая раздробленность и отсутствие сильного централизованного государства, а также влияние христианской религии и католической церкви на общественную жизнь. В Киевской Руси идея о князе как о наместнике Бога на земле нашла отражение в литературе того времени. В Европе божественное происхождение правителя также отстаивалось большинством философов. Господствовал грубый коллективизм, а значит, оппозиция, не разделяющая мнение большинства, не просто осуждалась, а была под запретом.

В Новое время сформировалось новое философско-идеологиче-ское течение — гуманизм, рассматривающий человека, его личность, свободу как высшую ценность. Именно в это время появляется необходимость в серьезном осмыслении феномена оппозиции. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527) особое внимание в своих трудах уделял вопросам противостояния любым проявлениям политической оппозиции верховному правителю.

Многие исследователи стали рассматривать оппозицию через противопоставление государства и общества. Н. Макиавелли, Ж. Бо-ден, Г. Гроций, Т. Гоббс были сторонниками абсолютной власти государства. Противопоставляли им свои идеи Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, которые опасались произвола государства, его неограниченной власти и в оппозиции видели средство ограничения власти. Но даже в это время имели место антимонархические идеи, в основе которых лежало ограничение королевской власти, предоставление народным массам права участвовать в правлении государством и выбирать монархов.

Важную роль в развитии института оппозиции сыграли политические и правовые учения XVII в.: теория естественного права, основанная на признании всех людей равными от природы, а также теория о договорном характере государства. Более того, революции в Нидерландах и Англии позволили реализовать эти идеи на практике. Таким образом, произошло постепенное устранение негативных представлений об оппозиции, которая по-прежнему рассматривалась как процесс, а не как институт политической системы.

Голландский правовед Гуго Гроций (1583—1645) — автор идеи о естественном праве народа на сопротивление власти. Бенедикт Спиноза (1632—1677) в «Политическом трактате» рассматривает соотношение естественного права и права государства. В основе возникновения любой оппозиции лежат социально-политические факторы, обусловленные существующим порядком и спецификой государственного управления. Таким образом, в этот период оппозиция уже рассматривалась как институт политической системы, более того, делались попытки обосновать необходимость включения оппозиционных сил в политический процесс.

Эпоха Просвещения породила существенный подъем интеллектуального и духовного потенциала общества. На смену религиозному миропониманию пришло обращение к разуму как к единственному критерию познания, сформировались новые социальные и нравственные идеалы. Вошел в употребление термин «оппозиция» для определения полноправного института политической системы общества. Еще в 1749 г. английский лорд Генри Болингброк (1678-1751) считал «оппозицией» политические партии, проигравшие на выборах.

В XIX — начале XX в. произошло изменение политической системы в ряде стран мира. Сформировались новые представления и подходы к пониманию сущности и роли оппозиции в политической системе. Оппозиция рассматривалась в качестве политического института, взаимодействующего с властными институтами.

В XIX в. во Франции прошли две революции — события наивысшей активности оппозиционных сил. Первую попытку анализа происходящих событий и оппозиции как таковой предпринял Франсуа Гизо (1787-1874) — видный представитель французской либеральной мысли, активный политический деятель и историк. Гизо доказывал необходимость активного участия оппозиции в политической жизни для повышения эффективности деятельности государственного аппарата.

Других взглядов придерживались популярные в XIX в. анархисты. Одним из основоположников данного течения был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876), опиравшийся в своих работах на опыт царской России. Бакунин выделил два типа представителей оппозиции. К первому типу относились так называемые «реформаторы-государственники», которые хоть и не согласны с действиями правительства, но считают только его способным осуществлять руководство страной. Второй тип — «революционеры», убежденные в том, что государство является главным злом для человека, ограничивающим его свободу, и поэтому его надо устранить.

Дальнейшее развитие представлений о политической оппозиции связано с появлением в политической науке такого направления, как «теория элит», одним из основоположников которой был Вильфредо Паре-то (1848-1923), выделивший правящую элиту и неправящую, или контрэлиту, под которой и подразумевалась оппозиция.

Современные исследователи, как правило, к оппозиции относят оппозиционные политические партии и объединения. Особую роль в современной теории политической оппозиции сыграл Морис Дювер-же. Наиболее эффективно оппозиция действует при двухпартийной системе, когда лидер оппозиционной партии получает денежное воз-

награждение и имеет официальный статус. Многопартийная система является наименее приспособленной для функционирования политической оппозиции, так как не вполне понятны ее границы. В этом случае она может быть внешней — партии меньшинства — и внутренней — между партиями большинства.

С переходом общества к демократии в ее традиционном понимании исследователей все больше стали волновать вопросы взаимодействия власти и оппозиции, причины ее возникновения, формы ее участия в политической жизни. В рамках демократического режима политическая оппозиция стала восприниматься не просто как возможный институт, а как необходимый атрибут. В 1957 г. вышла статья О. Киршхаймера «Ослабление оппозиции в западных демократиях»1, давшая толчок к дальнейшим исследованиям в этом направлении. Киршхаймер указал на сближение позиций основных политических партий и формирование консенсуса по основным социально-политическим вопросам. Идеи О. Киршхаймера подтолкнули ряд ученых к созданию масштабного сборника «Политическая оппозиция в западных демократиях», который был опубликован в 1966 г.2 Огромный вклад в современную теорию политической оппозиции внес автор большинства теоретико-методологических материалов для сборника американский политолог Роберт Даль, связавший типы политической оппозиции с политическими режимами и предложивший концепт по-лиархии. По его мнению, власть носит соревновательный характер и делится между различными социальными группами, которые могут конфликтовать друг с другом.

Сегодня оппозиция является элементом политической системы общества и его политическим институтом. В демократических странах она вписалась в естественный механизм ограничения, контроля и совершенствования политической власти. Оппозиция — естественная реакция на происходящее в жизни общества, затрагивающая все его сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакунин М.А. Государственность и анархия. Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих // Избр. соч. Т. 1. Пг.; М., 1922.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

3. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. М., 2000.

4. Кант И. Метафизика нравов // Соч.: В 8 т. Т. 6. М., 1994.

5. Kirchheimer O. The Waning of Opposition in Parlamentary Regimes // Social Research. 1957. Vol. 24. N 2. Summer.

1 Kirchheimer O. The Waning of Opposition in Parlamentary Regimes // Social Research. 1957. Vol. 24. N 2. Summer.

2 Political Oppositions in Western Democracies / Ed. by R. Dahl. Yale, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.