Научная статья на тему 'Место и роль НДС в налоговой системе России'

Место и роль НДС в налоговой системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
872
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТОИМОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИНАНСОВЫЙ / РЕЗУЛЬТАТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / VALUE-ADDED TAX / THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION / COST INDEXES / FINANCIAL RESULT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумкина Т. В., Баранова О. А.

В статье показано, что налог на добавленную стоимость обладает высокой емкостью в структуре налогов, значительным регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу бюджета. Кроме того НДС является определяющим среди налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF VAT IN THE TAX SYSTEM OF RUSSIA

There is shown in the article that the value-added tax has big capacity, considerable regulating potential that allows the state to form profitable base of the budget. In addition the VAT is defining among the taxes paid by subjects of managing.

Текст научной работы на тему «Место и роль НДС в налоговой системе России»

7. Определен порядок уменьшения единого налога по УСН на сумму страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС (п. 3.1 ст. 346.12 НК РФ). Налогоплательщики могут уменьшить сумму налога (при условии применения объекта налогообложения «доходы») на сумму пособия по временной нетрудоспособности в части, которая оплачена работодателем за первые 3 дня болезни (не покрытая выплатами Фонда социального страхования).

При применении УСН индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС и НДФЛ, налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в деятельности. Налогоплательщик сам выбирает объект, с которого будут удерживаться налоги:

• 6% с доходов (базой налогообложения соответственно являются доходы);

• 15% с разницы между доходами и расходами (базой налогообложения является «доход-расход». Для налогоплательщиков с объектом «доходы минус расходы» субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные ставки налога от 5 до 15%.

Рассмотрим изменения ЕНВД:

1. Переход на ЕНВД стал добровольным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

2. Расширены виды деятельности, по которым применятся ЕНВД. А именно, услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств, услуги по проведению техосмотра автомашин.

3. Реализация невостребованных вещей в ломбардах не может быть отнесена к розничной торговле для целей налогообложения ЕНВД.

4. Количество работников по видам деятельности, в которых сумма налога зависит от данной величины, считается не как среднесписочная, а как средняя величина. Договорники, устроенные не по трудовому договору на полный день, будут включаться как целая единица.

5. Снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его с учета в качестве налогоплательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление.

6. Корректировка суммы налога будет осуществляться только через коэффициент-дефлятор К1. К1 текущего года считается как произведение К1 предыдущего года и коэффициента потребительских цен, рассчитанного органами статистики. К1 = 1,569 (2012 г. = 1,4942)

7. Определена суммарная годовая стоимость взносов в ПФ РФ и ФФОМС возможность уменьшения суммы единого налога для предпринимателей, не осуществляющих выплаты и вознаграждения работникам.

Налоговая база для исчисления ЕНВД устанавливается как величина вменённого дохода, а ставка ЕНВД составляет 15% величины вменённого дохода. При применении ЕНВД индивидуальные предприниматели не платят налог на прибыль, НДС, налог на имущество.

Патентная система налогообложения заменила упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента. Переход на нее является добровольным, и она может совмещаться с другими режимами налогообложения. Увеличилась средняя численность наемных рабочих с 5 до 15, которых индивидуальный предприниматель может привлекать к работе. Данное ограничение распространяется на все виды деятельности.

Налоговой базой для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, является потенциально возможный к получению годовой доход. Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей и больше 1 млн. рублей. Минимальный и максимальный размеры дохода умножают на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги). ИП могут не платить НДФЛ, налог на имущество, НДС и НДФЛ.

ИП могут уменьшать налоговую базу, режим налогообложения должен остаться тем же. То есть, если в 2012 году применялась УСН, а с 2013 года - ЕНВД, то учесть прошлогодние взносы нельзя.

Налогоплательщики ЕСХН и ИП на УСН (доходы-расходы) при определении налоговой базы уменьшают полученные доходы на расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний. ИП на УСН (доходы) и ЕНВД, имеющие работников на 50%. ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам могут учитывать страховые взносы за себя без ограничений. Если предприниматель нанимает работников, то списать взносы за себя, исходя из страхового года, уже нельзя. Уменьшить единый налог можно только на сумму страховых взносов за сотрудников в размере не более 50 % от суммы налога. Уменьшение налога при патентное системе налогообложения не предусмотрено.

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года, повлекли за собой значительные перемены в малом бизнесе. Не вовремя поданная декларация ведет за собой замораживание расчетного счета. Предпринимателям с УСН платить налог необходимо раз в квартал, а декларацию можно подавать всего 1 раз в год. На ЕНВД данное изменение не распространяется. Теперь отработанное время при оплате налога не учитывается. Платить придется за весь месяц, даже если работали несколько дней.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ (дата обращения 20.04.2013);

2. О нововведениях, касающихся применения специальных режимов налогообложения с 1 января 2013 года [Электронный ресурс] URL: http://www.r61.nalog.ru/ip/ip_nal_reg/3948099/ (дата обращения 19.04.2013);

3. Степина Е. А. Специальные налоговые режимы: УСН и ЕНВД // Актуальная бухгалтерия. - 2012. - № 7.

4. Урман Н. А. Налоговая экономия с помощью специальных режимов // Проблемы и учета и финансов. - 2011. - №3. С 4248.

‘Наумкина Т.В.1, Баранова О.А.2

‘Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет»; “Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский

учет», МГУТУ им. К.Г.Разумовского МЕСТО И РОЛЬ НДС В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Аннотация

В статье показано, что налог на добавленную стоимость обладает высокой емкостью в структуре налогов, значительным регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу бюджета. Кроме того НДС является определяющим среди налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, федеральный бюджет Российской Федерации, стоимостные показатели,

финансовый результат, конкурентоспособность.

Naumkina T.V.1, Baranova O.A.2

‘DSc of law, the senior lecturer of chair «Accounting»; “Lecturer at the Department of Accounting Moscow State University of

Technology and Management of K.G.Razumovskogo THE PLACE AND ROLE OF VAT IN THE TAX SYSTEM OF RUSSIA

15

Abstract

There is shown in the article that the value-added tax has big capacity, considerable regulating potential that allows the state to form profitable base of the budget. In addition the VAT is defining among the taxes paid by subjects of managing.

Keywords: the value-added tax, the federal budget of the Russian Federation, cost indexes, financial result, competitiveness.

Важным научно-методическим аспектом теории налогообложения юридических лиц является оценка влияния налога на добавленную стоимость. Среди специалистов в финансовой системе имеются различные точки зрения по данной проблеме.

Основным фискальным и регулирующим источником бюджетной системы РФ является налог на добавленную стоимость (НДС). На основании данных, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод о фактическом значении, рассматриваемого налога в пополнении доходной части федерального бюджета Российской Федерации в 2000-2011 гг. [1-9].

Из данных таблицы 1 видно, что доля НДС в общем объеме налоговых доходов увеличению.

Таблица 1 - НДС в доходах федерального бюджета РФ в 2000-2011 гг.

Год Доходы федерального бюджета всего, млрд. руб. Налоговые доходы федерального бюджета всего, млрд. руб. Сумма НДС, млрд. руб. Доля НДС

в общем доходе ФБ, % в налоговых доходах, %

2000 1 132,1 964,8 371,5 32,8 38,5

2001 1 594,0 1 460,4 639,0 40,1 43,7

2002 2 204,7 1 696,1 752,6 34,1 44,4

2003 2 562,6 2 012,2 881,6 34,4 43,8

2004 3 273,8 2 513,0 1 336,5 40,8 53,1

2005 4 979,7 3 055,5 1 501,1 30,1 49,1

2006 5 046,1 3 186,2 1 634,3 32,4 51,3

2007 7 210,7 5 136,6 2 265,3 31,4 44,1

2008 9 275,9 4 078,7 2 132,2 23.0 52,2

2009 7 337,7 3 324,0 2 050,0 28.0 61,6

2010 8 305,4 4050,5 3 221,7 38.8 79.5

2011 11 366,0 4 564,6 3 250,4 28.6 71.2

Удельный вес НДС в доходах федерального бюджета в среднем превышает 32% за исключением 2008 и 2009 гг. Доля НДС в налоговых доходах огромна и постоянно растет. В 2010 году она составила 79,5%.

НДС является и определяющим среди налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования. В таблице 2 показан механизм действия НДС при прохождении продукции различных товаропроизводителей.

Кроме того НДС является определяющим среди налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования. В таблице 2 показан механизм действия НДС при прохождении продукции различных товаропроизводителей.

Таблица 2 -Схема начислеия налога на добавленную стоимость (в рублях)

Этапы прохождения товара Стоимость покупки без НДС Сумма НДС при покупке Стоимость продажи без НДС Сумма НДС при продаже Цена продажи с НДС Сумма НДС в бюджет

Производитель сырья - - 1 000 180 1 180 180

Производитель готовой продукции 1 000 180 2 000 360 2 360 180

Оптовый торговец 2 000 360 2 500 450 2 950 90

Розничный торговец 2 500 450 3 000 540 3 540 90

Потребитель 3 000 540 - - - -

• Примечание: Расчет проведен в условиях применения ставки НДС в размере 18%.

Из данных таблицы 2 видно, что выплачиваемый на различных этапах движения товара налог, в конечном счете включается в проданную цену товара и перекладывается на потребителя.

Косвенные налоги оказывают влияние на конечные результаты работы организации. Как правило, НДС включается в цену продукции, вследствие чего она увеличивается, а, следовательно, снижается конкурентоспособность продукции, так как цена является одной из важнейших ее составляющих. В свою очередь снижение конкурентоспособности продукции отрицательно влияет на объем реализации, а, следовательно, и на величину себестоимости и прибыли организации.

Рассмотрим действующей механизм взимания НДС и оценка его влияния на финансовый результат на примере условной организации. Общество с ограниченной ответственностью учреждено для осуществления хозяйственной деятельности,

выполнения работ и оказания услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности Общества, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его Учредителем максимальной прибыли на вложенный капитал. Учредителем компании является гражданин России. Основным видом деятельности является оптовая торговля продуктами питания: замороженное мясо птицы, говядины, свинины. Организация работает с прибылью, так по итогам: 2007 года прибыль составила 1 950 тыс. рублей, 2008 года прибыль -2 500 тыс. рублей, 2009 года прибыль - 2 200 тыс. рублей.

Прежде чем дать оценку влияния НДС на финансовые результаты деятельности компании проведем анализ стоимостных показателей за период 2008- 2009 гг. Основные стоимостные показатели фирмы, которые проанализированы за 2008 -2009 гг. проанализированы и представлены в таблице 3.

16

Таблица 3 - Основные стоимостные показатели компании за 2008 -2009 гг. (млн. руб).

Наименование показателей 2008 г. (факт) 2009г. (прогноз) 2009 г. (факт) Изменения: от величин, млн. руб.:

фактических 2008 г. прогнозных 2009 г.

Объем реализации продукции 551,3 700,0 692,0 140,6 - 8,0

Основная номенклатура: Мясо 430,4 550,0 605,9 175,5 55,9

Суб. продукты 60,6 80,0 76,1 15,5 - 3,9

Мясные деликатесы 60,2 70,0 75,2 15,0 5,2

По итогам деятельности организации за 2008г. объем реализации товарной продукции составил 551,3 млн. руб. В 2009 г. объем реализации товарной продукции по сравнению с 2008 г. возрос на 25,5 % и составил 692,0 млн. руб. Несмотря на рост объема реализации товарной продукции не полностью удалось выполнить плановые назначения. Объем реализации суб. продукции составил 76,1 млн. руб., что выше прошлого года на 15,5 млн. руб., но при ниже прогнозных показателей на 3,9 млн. руб. Объем реализации мяса в 2009 г. составил 605,9 млн. руб., что выше прошлого года на 175,5 млн. руб., и выше прогнозных показателей на 55,9 млн. руб.

Реализация мясных изделий в натуральном выражении в 2009 г. составила 1 744 тонны, т.е. 69% от прогноза на 2009 и 70% от фактического показателя 2008 г., что представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Изменения основных стоимостных показателей компании за 2008 -2009 гг.

Наименование показателей 2009г. (прогноз) млн.руб. 2009 г. (факт) млн.руб. Отклонения от величин, %:

фактических 2008 г. прогнозных 2009 г.

Объем выручки от реализации 700,0 692,0 125,5 98.9

Основная номенклатура: - Мясо 550.0 605,9 140,8 110,2

- Суб. продукты 80,0 76,1 125,5 95,1

- Мясные деликатесы 70,0 75,2 124,9 107,4

Таким образом, наблюдается снижение роста по стоимостным показателям в количественном выражении. В то же время остаются неисполненными в полном объеме прогнозные показатели.

В большей своей части продукция компании облагается налогом на добавленную стоимость в размере 10%. Закупаемая и реализуемая продукция мясных деликатесов: вырезка, телятина, языки, облагается НДС по ставке 18%. Доля деликатесной продукции в 2009 году составила 13% от всего объема реализованного товара и составила 233 тонны.

Объем реализации мясных деликатесов в 2009 г. составил 75,2 млн. руб., что составило к прогнозу 107,4% к уровню 2009 г. и 124,9% к отчетным показателям 2008 года. Это можно отнести к положительным факторам. Однако недовыполнение прогнозных показателей по общим показателям реализации может быть объяснено, наряду с другими факторами, не реалистичностью выполнения прогнозных данных в связи с отсутствием научно обоснованной методики объективного планирования и прогнозирования стоимостных показателей. Наряду с этим такая ситуация обусловлена неэффективным использованием производственных мощностей и низким уровнем изучения конъюнктуры, спроса и предложений рынка реализуемой продукции.

По финансовым результатам за 2009 г. было начислено налогов и других обязательных платежей (НДС, налога на имущество организаций, земельного налога, ЕСН, включая отчисления в ПФР) на 74,1 млн. руб. Однако фактически было перечислено в бюджет -72,8 млн. руб. Задолженность по налоговым платежам по состоянию на 1.01.2010 г. возросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,1% (табл. 5).

Таблица 5 - Сравнительные данные об уплаченных и начисленных налоговых платежах компании за 2008 - 2009 г . (млн.руб.)

Показатели 2008 2009

- Всего начислено налоговых платежей и санкций 69,4 74,1

- Фактически уплачено налоговых платежей 68,2 72,8

- Задолженность по налоговым платежам и санкциям, в том числе по: НДС 1,2 1,4

0,3 0,4

Из таблицы 5 видно, что начисленные налоговые платежи в 2008г. составили 69,4 млн. руб. из них фактически уплачено 68,2 млн. руб. Задолженность по налогам за 2008 г. составила 1,2 млн. руб. В 2009 г. всего начислено налоговых платежей и санкций на сумму больше предыдущего года на 4,7 млн. руб.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации по официальным данным фискальных органов на долю НДС приходится почти 30% всей задолженности в федеральный бюджет.

Изучение показывает, что только лишь на основании уровня недоимки было бы ошибочным делать вывод о степени влияния НДС на развитие экономики. Задолженность является важным фискальным резервом бюджета и для его эффективного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17

использования необходимо разобраться в природе возникновения этой задолженности. В связи с этим, считаем необходимым проведение инвентаризации всех долгов по налогам и сборам с целью выявления реальной к взысканию задолженности в бюджет. Проведение такой инвентаризации представляется важным, потому что:

во-первых, это позволит выявить причины образования задолженности (неуплата из-за отсутствия денег у налогоплательщика или уклонение от уплаты налога);

во-вторых, позволит отразить реальный налоговый потенциал страны при прогнозировании бюджета РФ.

Необходимо отметить, что налоги, уплачиваемые организацией, влияют на финансовые результаты его работы по-разному и далеко не в одинаковой степени. Считается, что наибольшее влияние на финансовые результаты оказывают прямые налоги по сравнению с косвенными. Косвенные налоги включаются в цену продукции, поэтому их конечным плательщиком оказывается население. Между тем, это не означает, что косвенные налоги не влияют на конечные результаты работы организации. Механизм их влияния показан на рисунке 1.

Вывод об определенном отрицательном влиянии НДС на экономику предприятий сделан на основании комплекса факторов (в том числе и уровня недоимки). Применение в РФ достаточно высокой базовой ставки НДС практически возложило основное налоговое бремя на технологичные предприятия, где добавленная стоимость наиболее высока, что негативно отразилось на экономической ситуации в реальном производственном секторе.

Налог на добавленную стоимость в современных условиях снижает платежеспособность организаций, приводит к их всеобщей задолженности, вызывает удорожание инвестиций и рост производственных затрат.

Главный недостаток существующего подхода состоит в том, что установление налога на добавленную стоимость продукции базовых отраслей вызывает дополнительную потребность в оборотных средствах у предприятий, потребляющих их продукцию.

Одновременно с этим резко усложняется и увеличивается объем экономической работы, связанной с правильностью исчисления НДС на предприятиях, потребляющих продукцию базовых отраслей. Как следствие, создается повышенный спрос на кредитные ресурсы. В результате наблюдается увеличение себестоимости и цены реализации продукции.

Поскольку НДС является косвенным налогом, относительно перелагаемым на население, можно также увязать недоимку по нему с задолженностью по пенсиям, заработной плате, социальным выплатам.

Отсутствие денег у населения сдерживает объем розничного товарооборота и платных услуг и таким образом сокращает налогооблагаемую базу хозяйствующих субъектов, обслуживающих население. Следовательно, собираемость налогов нельзя рассматривать отдельно от общеэкономических факторов. Так, в структуре уплаченных налоговых платежей компанией за 20082009 гг. значительная часть приходиться на НДС. Так, за 2008 г. было уплачено налоговых платежей на 20,7 млн. руб., что составило 30,3% от общего объема налоговых платежей.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. удельный вес уплаченной суммы НДС снизился на 1,4 процентных пунктов и составил 26,1%. Данное снижение может быть объяснено снижением объема реализации продукции и ростом задолженности по уплате НДС в бюджет (табл.6).

Таблица 6 - Фискальная характеристика поступлений НДС по организации за 2008 - 2009г.

Показатели 2008 2009

(млн. руб.) Уд. вес ( в %) (млн. руб.) Уд. вес ( в %)

Всего уплачено налоговых платежей и налоговых санкций, 68,2 100 72,8 100

из них по Налогу на добавленную стоимость 20,7 30,3 21,2 29,1

Проведенное исследование свидетельствует, что в отдельных случаях общество допускает нарушения в порядке исчисления и уплаты в бюджет. Так в 2009 г. было уплачено в бюджет налоговых санкций по НДС на 34 тыс. руб. К наиболее распространенным нарушениям, допускаемой организацией по уплате НДС, являются:

- несоответствие счетов фактур установленным нормам их заполнения и отсутствие их регистрации в книге покупок;

- принятие к вычету суммы НДС, предъявленной покупателю продавцом, являющимся плательщиком единого налога на вмененный доход.

Относительно оценки влияния НДС на деятельность организации в условиях проведенного в данной работе анализа стоимостных показателей можно отметить его негативное воздействие, несмотря на то, что основная реализуемая продукция облагается льготной 10 % налоговой ставкой. В отдельных случаях плательщиком НДС может стать производитель или

продавец, когда источником их уплаты является прибыль и определенная часть косвенных налогов принимает черты прямого обложения. Такие ситуации могут возникать в нескольких случаях:

- предложение товаров значительно превышает платежеспособный спрос на них в силу перенасыщения ими рынка;

- спрос на товар падает из-за большой доли косвенных налогов в цене, что делает товар недоступным основной массе потребителей;

- абсолютное или относительное снижение реальных доходов населения;

- низкая конкурентоспособность товара, трудность его реализации и т.д.

Таким образом, в любом из названных случаев налогоплательщикам приходится либо снижать цены путем уменьшения издержек производства или прибыли, либо сокращать объемы производства и реализации, что наблюдается по результатам финансово - хозяйственной деятельности организации. В то же время необходимо отметить, что в данном аспекте можно выявить и позитивный момент, в частности проявление регулирующей роли НДС, направленной на стимулирование компании с целью роста объема продаж, повышения конкурентоспособности продукции и снижения издержек производства.

Литература

1. Федеральный закон от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».

2. Федеральный закон от 31.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».

3. Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год».

4. Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

5. Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».

6. Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

18

7. Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

9. Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

10. Налоговый кодекс РФ. Часть 2, с изменениями и дополнениями (гл . 21). - М.: 2011.

11. Налоги и налогообложение в РФ / Под ред. А.Э. Сердюкова, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. - СПб.: Изд-во Питер, 2008.

- 704 с.

12. Налоги и налогообложение / Под ред. А.С. Бакаева, - СПб.: Изд-во Питер, 2009. - 703 с.

13. Налоговое планирование / Под ред. И.В.Сергеева, А.Ф.Галкина, О.М.Воронцова. - М.: Изд-во Финансы и статистика, 2007.

- 168 с.

14. Влияние НДС на финансовую деятельность организаций//Научно-практический журнал «МИКРОЭКОНОМИКА». 2011-

№4.

15. Налоги и налогообложение. / Под ред. М.В. Романовского. - СПб.: Изд-во Питер, 2009. - 528 с.

Трофимова М.Н1, Брагин А.Д.2, Брянцев А.А.3

'Доцент; 2Студент; 3Студент, Национальный исследовательский Томский политехнический университет ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Показано, что переход от разработки к конечному продукту в нашей стране является сложным процессом. Рассмотрены основные проблемы, возникающие на пути коммерциализации научных разработок. Предложены решения по преодолению этих проблем.

Ключевые слова: коммерциализация научных разработок, продвижение инноваций.

Trofimova M.N.1, Bragin A.D.2, Bryancev A.A.3 Associate professor; 2Student; 3Student, National Research Tomsk Polytechnic University THE PROBLEMS OF COMMERCIALIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH IN RUSSIA AND WAYS OF THEIR

SOLUTIONS

Abstract

It is shown that the transition from the development of the final product in our country is a complex process. The main problems encountered in the commercialization of scientific research are researched. Solutions are proposed to overcome these problems.

Keywords: commercialization of scientific research, the promotion of innovation.

Проблема интенсивного продвижения инноваций и прогрессивных технологий является чрезвычайно актуальной для нашей страны. Переход от научно-технических разработок к инновационным продуктам, востребованным рынком, это самый трудный этап в цепочке, связывающей науку и образование с непосредственным потребителем инноваций.

По словам Премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева, развитие инновационной сферы российской экономики является важнейшим государственным приоритетом и работа в этом направлении «идет полным ходом».

«Мы выстраиваем систему коммерциализации научных разработок и стараемся создавать технологические альянсы с зарубежными партнёрами, которые продвигают продукцию на внешние рынки, - сообщил он. - Причём цель не в том, чтобы просто реализовать продукцию, а в том, чтобы занять место в глобальной цепочке добавленной стоимости» [1].

Коммерциализации научных исследований сегодня придается огромное значение в наиболее развитых странах Старого и Нового Света. При этом именно университетам, как местам, где создается новое знание, отводится главенствующая роль в этой деятельности. Роль государства тут не менее важна, и многие страны выделяют значительную часть своих бюджетов для поддержки такой деятельности [2].

Ниже приведены проблемы, выявленные на основе анкетирования, проведенного среди представителей конструкторских бюро и технологических центров [3]. Из данных опроса видно, что на уровне высших учебных заведений отсутствует согласованность действий с бизнес-средой в области разработки и создания технологий для реального сектора экономики. Производители технологического оборудования для предприятий высказали неудовлетворённость в подготовке специалистов. Преподаватели и тем более студенты не умеют оперативно ориентироваться в условиях рынка и создавать технологическую продукцию, соответствующую мировым каталогам.

Подготовки специалистов в области технических наук находится на низком уровне. Учебно-методический материал является устаревшим и неспособным конкурировать на международных рынках. Технологическая база не отвечает современным требованиям. Собственные конструкторские бюро при вузах отсутствуют. Нет государственных заказов на подготовку специалистов по технической направленности, обеспечивающей производство технологий по конкретным направлениям деятельности, особенно с учётом региональной специфики. Перечисленные проблемы возникают на уровне вуза и сдерживают продвижение инноваций и коммерциализацию научных разработок.

Также следует отметить проблемы, связанные с особенностями рынка и деятельностью предпринимательского сектора. Поддержка со стороны государства отсутствует. Консервативные взгляды профессорско-преподавательского состава препятствуют сближению деятельности предпринимателей и ученых. Специалисты-выпускники попадают на предприятия не готовыми к современным рыночным условиям, так как вуз в технологическом плане развивается медленнее субъектов бизнес-среды

Производить технологическое оборудование на территории России оказывается дороже на 30%, чем за рубежом. Нет заинтересованности государства в поддержке новых идей, их разработке и продвижении инноваций в силу коррумпированной системы. Высокие налоги не позволяют стимулировать предпринимательскую деятельность.

Следует также отметить, что наукоемкость отечественных производств находится на очень низком уровне. Максимальная величина этого показателя в производствах электрооборудования, электронного и оптического оборудования, далее следуют производство транспортных средств и оборудования и производство машин и оборудования. Такие показатели наукоемкости дают основания оценивать потенциальный спрос на исследовательские разработки академического сектора как крайне низкий.

Для преодоления выявленных проблем необходимо применить комплекс мер, направленных на все стадии продвижения инновационного проекта от зарождения идеи до коммерциализации. Одной из таких мер может служить создание в вузах специальных подразделений и фондов, направленных на поддержание учебно-методического материала на соответствующем современным технологиям уровне. Подобное решение позволит подготовить специалистов, способных объективно оценивать положение на рынке. Еще одним шагом к преодолению проблем коммерциализации научных разработок может являться проведение среди профессорско-преподавательского состава тренингов, направленных на развитие кругозора и уменьшения консерватизма. Немаловажным фактором будет поддержка со стороны государства, включающая ряд поправок к существующим законом, а также льготное налогообложение.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.