Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

МЕСТО И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое государство / Конституция / исполнительное производство / верховенство права / разделение властей / суд / судебное решение / права человека / исполнительный лист / закон.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумилов Ю.И.

От эффективности исполнительного производства как заключительной стадии судопроизводства и организационно-правовой формы реализации судебных решений зависит и эффективность, самостоятельность и прозрачность судебной власти, поскольку исполнение судебного решения является важнейшим итогом работы судебной системы. Иными словами, без должным образом исполненного решения суда судебная процедура (судопроизводство) по конкретному делу становится бессмысленной, поскольку не достигается основная цель – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-4-60-67 NIION: 2021-0079-4/22-032 MOSURED: 77/27-025-2022-04-032

ШУМИЛОВ Ю.И.,

кандидат юридических наук, e-mail: mail@law-books.ru

МЕСТО И РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация. От эффективности исполнительного производства как заключительной стадии судопроизводства и организационно-правовой формы реализации судебных решений зависит и эффективность, самостоятельность и прозрачность судебной власти, поскольку исполнение судебного решения является важнейшим итогом работы судебной системы. Иными словами, без должным образом исполненного решения суда судебная процедура (судопроизводство) по конкретному делу становится бессмысленной, поскольку не достигается основная цель - восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: правовое государство, Конституция, исполнительное производство, верховенство права, разделение властей, суд, судебное решение, права человека, исполнительный лист, закон.

SHUMILOV YU.I.,

Candidate of Legal Sciences

PLACE AND ROLE OF ENFORCEMENT PROCEEDINGS IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM OF THE RULE OF LAW: PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE

Annotation. The efficiency, independence and transparency of the judiciary also depend on the effectiveness of enforcement proceedings as the final stage of judicial proceedings and the organizational and legal form of implementation of judicial decisions, since the execution of a judicial decision is the most important result of the work of the judicial system. In other words, without a duly executed court decision, the judicial procedure (proceedings) in a particular case becomes meaningless, since the main goal is not achieved - the restoration of violated rights and freedoms of a person and citizen.

Key words: constitutional state, Constitution, enforcement proceeding, rule of law, division of the authorities, court, judgment, human rights, court order, law.

В Конституции РФ 1993 г. нашли признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности: гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., конституировала Россию как демократическое, правовое государство, с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное и светское государство. Глава Конституции посвящена правам и свободам, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права. Реаль-

ные демократические преобразования в праве начались со второй половины 1980-х годов, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина исходит из того,

что государство признает приоритет прав и свобод человека, а соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяется:

1. Верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются и граждане государства, и государственные органы. Основной закон такого государства -Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов служит основой нормального функционирования государства и защиты прав граждан. Важнейшей задачей, связанной с соблюдением в России законов, является исполнение судебных решений, вынесенных на основании действующих в России нормативных правовых актов. Таким исполнением и занимается Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные управления. В нормативных актах, регулирующих исполнительное производство, следует выделять правила, относящиеся к исполнению всех или большинства юрисдикци-онных актов, и правила, устанавливающие особенности исполнения отдельных видов решений, постановлений. Общими для всего исполнительного производства являются нормы, устанавливающие круг участников исполнительного производства, их процессуальные права и обязанности, возбуждения исполнительного производства, порядка и способов исполнения, совершения исполнительных действий и движения исполнительного производства, его окончания, защиты интересов участников, распределения сумм между взыскателями. К особенным правилам относятся нормы, устанавливающие порядок обращения взыскания на имущество должника, порядок обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, особенности обращения взыскания на имущество должника-организации, исполнение по спорам неимущественного характера и другие [3]. Все они определяются обстоятельствами троякого рода. Одна их группа выражает специфику исполняемого акта. Так, все судебные акты о присуждении делятся на акты о взыскании денежных сумм, об изъятии предметов и передаче их взыскателю, об отобра-

нии детей, о конфискации и о понуждении к совершению определенных действий (воспрещению действий). В исполнении каждого из этих видов судебных актов имеются свои, одному ему присущие особенности. Вторая группа особенных положений связана с фигурой должника. Исполнение одной и той же разновидности решения различается в зависимости от того, выступает ли в качестве должника физическое (а среди физических лиц - обычный гражданин или предприниматель) либо юридическое лицо1. Наконец, третья группа особенностей касается только одного вида решений - о взыскании денежных сумм - и связана с особенностями правового режима объекта взыскания (движимое и недвижимое имущество, деньги, счет в банке, заработная плата и т.д.).

2. Принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной2, и правовая организация системы государственной власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов; направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа3.

От эффективности исполнительного производства как заключительной стадии судопроизводства и организационно-правовой формы реализации судебных решений зависит и эффективность, самостоятельность и транспарентность (прозрачность) судебной власти, поскольку исполнение судебного решения является важнейшим итогом работы судебной системы. Иными словами, без должным образом исполненного решения суда судебная процедура (судопроизводство) по конкретному делу становится бессмысленной, поскольку не достигается основная цель - восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

1 Особенности предусмотрены также для исполнения в отношении государственной и муниципальной казны, государственных и муниципальных учреждений и казенных предприятий.

2 Например, в ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. - шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.

3 В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения - между федерацией и ее субъектами.

Условиями реализации права на предъявление исполнительного документа являются: соблюдение срока исполнительной давности, предъявление исполнительного документа по месту исполнения. Судебный пристав обязан принять исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и если данный документ соответствует требованиям, предусмотренным в ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Срок для принудительного исполнения, или исполнительная давность, определяется в соответствии со ст. 14 названного Закона и ст. 321 АПК РФ. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки:

а) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение трех лет;

б) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов -в течение:

- трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

- трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ;

в) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - в течение шести месяцев;

г) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение шести месяцев;

д) удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение трех месяцев;

е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех месяцев.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается: фактическим исполнением исполнительного документа; возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя; возвращением исполнительного доку-

мента по основаниям, указанным в ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника; направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие; прекращением исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. Действующее законодательство об исполнительном производстве позволяет, таким образом, говорить, по крайней мере, о двух формах завершения исполнительного производства. Необходимо отличать завершение исполнительного производства с исполнением юрисдикционного акта (окончание в собственном смысле слова) от окончания исполнительных действий без производства исполнения. В последнем случае мы сталкиваемся с прекращением исполнительного производства (ст. 23-25 названного Закона), возвращением исполнительного документа взыскателю без производства исполнения (ст. 26 Закона), возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя, направлением исполнительного документа для дальнейшего исполнения (по месту получения заработка либо в другую службу судебных приставов).

Фактическое исполнение юрисдикционного акта оформляется постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства. Основанием для его вынесения служат документы, подтверждающие получение взыскателем денежной суммы, акты о передаче имущества взыскателю, акты о выселении и вселении, отобрании детей и т.п. Копия постановления направляется сторонам. Исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ1.

Прекращение исполнительного производства по аналогии с прекращением производства по делу входит в компетенцию суда и представляет собой форму его окончания без исполнения требований взыскателя, подтвержденных исполнительным документом, и без права на возобновление такого исполнения когда-либо в будущем. Основания прекращения производства по делу изложены в ст. 439 ГПК РФ и ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Как

1 Окончание исполнения по исполнительному документу означает не только исполнение основных обязанностей должника, подтвержденных этим документом, но и взыскание с него расходов на исполнение.

и в случае с приостановлением исполнительного производства, Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит отсылку к названному Закону, а перечень оснований прекращения производства по делу, указанный в Гражданском процессуальном кодексе РФ, представляет собой новую редакцию оснований, перечисленных в ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Несмотря на то что в Гражданском процессуальном кодексе РФ указано шесть таких оснований, а в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» - семь, эти основания полностью тождественны.

3. Приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что, кроме провозглашения прав и свобод личности, в обществе должны существовать механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

Исполнительное производство - один из важнейших механизмов гарантированности и реализации прав и свобод человека и гражданина, своеобразным «практическим» итогом судебной защиты его прав и свобод. Основанием применения мер принудительного исполнения являются: предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа; принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства; истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Возбуждение исполнительного производства состоит из двух действий: предъявления исполнительного документа к взысканию и принятия его к исполнению. Исполнительный документ может быть предъявлен к взысканию, согласно ст. 9 названного Закона, судом либо иным органом, выдавшим исполнительный документ, взыскателем и его представителем (ст. 35). Таким образом, правом на предъявление исполнительного документа к взысканию обладают далеко не все участники исполнительного производства. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не регламентирует случаев обращения исполнительного документа к взысканию по инициативе суда.

В действующем Гражданском процессуальном кодексе о таких случаях ничего не говорится. Отсюда можно сделать вывод о том, что единственный такой случай - это направление исполнительного листа (судебного приказа) для исполнения по просьбе взыскателя (ч. ст. 428 ГПК). В части 3 ст. 340 прежнего ГПК такая возможность была предусмотрена для суда общей юрисдикции в следующих случаях: конфискации имущества; взыскания денежных сумм в доход государства; взыскания ущерба, причиненного преступлением государственному, кооперативному или другому общественному имуществу; взыскания алиментов; взыскания возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; взыскания денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника, либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе. Во всех этих случаях суд по своей инициативе направлял исполнительный лист для исполнения, о чем извещал финансовый орган или взы-скателя1.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, государство имеет не только права, но и конкретные обязанности перед гражданином; оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.

Институт исполнительного производства является тем уполномоченным государственным органом, который наделен полномочиями, реализация которых и является своего рода исполнением государством обязанностей перед своими гражданами, в частности, конституционной обязанности защищать их права и свободы, восстанавливать правовое положение, существовавшее

1 Так, АПК РФ в противоположность ГПК РФ, предусматривает, что исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. 3 ст. 319 АПК РФ). Взыскателю предоставлено право выбора: либо получить исполнительный документ и самостоятельно предъявить его к взысканию, либо по его просьбе суд может сам направить исполнительный документ к взысканию (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ; ч. 3 ст. 319 АПК РФ).

до нарушения тех или иных прав. Иными словами, закономерный итог судебной защиты прав и свобод, подтвержденным вступившим в законную силу судебным решением, - возбуждение исполнительного производства и исполнение решения суда, осуществляемое судебными приставами-исполнителями.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания становится его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном в ст. 8 названного Закона. В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать дубликаты исполнительных документов. Заявление о выдаче дубликата рассматривается на судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к решению вопроса о выдаче дубликата. На определение суда о выдаче дубликата может быть подана частная жалоба (ст. 430 ГПК РФ). Аналогичная норма существует и в арбитражном процессе. Однако он регулирует эту процедуру более детально. Там оговариваются сроки подачи заявления: до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа. Установлен также срок рассмотрения заявления - не позднее 10 дней со дня поступления заявления (ст. 323 АПК РФ).

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы1. Нравственную основу правового государства образуют общечеловече-

ские принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции всеми членами, должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства2.

По правилам исполнительного производства исполняются акты судов общей юрисдикции и правоприменительные акты других органов, для исполнения которых используются правила исполнительного производства. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в

1 Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

2 На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

установленных федеральным законом случаях -лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего. Действующий Гражданский процессуальный кодекс РФ не содержит норм, которые определяли бы содержание исполнительного листа (в прежнем ГПК РСФСР это была ст. 342). В отличие от этого, действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет обязательные реквизиты исполнительного листа. В соответствии со ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе должны быть указаны, например: наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и место нахождения иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда; дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела; дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению; наименование взыскателя-организации и должника-организации, их место нахождения; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Выдача исполнительного документа наиболее полно урегулирована законодательством. По отношению к иным исполнительным документам процессуальный закон предусматривает отдельные условия выдачи (например, ст. 130 ГПК РФ). Исполнительный лист выдается после вступления судебного постановления в законную силу, кроме случаев обращения его к немедленному исполнению, когда исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления (ст. 428, 211, 212 ГПК РФ, ст. 318, 182 АПК РФ). По каждому решению суда выдается один исполнительный лист (ч. 1 ст. 429 ГПК РФ, ч. 4 ст. 319 АПК РФ). Однако, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению (ч. 1 ст. 429 ГПК РФ, ч. 5 ст. 319 АПК РФ).

На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых со ответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и должны быть указаны все ответчики и их солидарная ответственность (ч. 2 ст. 429 ГПК РФ, ч. 6

ст. 319 АПК РФ). Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает, кроме того, выдачу нескольких исполнительных листов, когда исполнение должно быть произведено в различных местах (ч. 5 ст. 319 АПК РФ)1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержит сведений о том, в каком количестве экземпляров должен выдаваться исполнительный документ.

Конституционная модель российской правовой государственности остается не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, так как процесс формирования правового государства в России сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства [3].

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Распространена практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции РФ закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль над деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы. В последнее время приняты многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы преодолеть застарелый порок российской власти - тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо.

1 В прежнем ГПК РСФСР такая норма была предусмотрена в ст 341.

Важнейшим показателем эффективного развития институтов правового государства и гражданского общества является установление четкого правового механизма ответственности судебного пристава за ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 1069 ГК РФ). Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Требование о возмещении вреда рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства (ст. 330 ГПК РФ). Такие же иски во всех остальных случаях могут быть предъявлены в суд общей юрисдикции.

Права взыскателя, должника и других лиц, в том числе не участвующих исполнительном производстве, защищаются подачей заявления об освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Эти заявления могут подавать и участники процесса, и третьи лица. В соответствии со ст. 442 ГПК РФ в случае допущения судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имущества нарушения федерального закона, которое является основанием для отмены ареста независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявление должника об отмене ареста имущества рассматривается судом в порядке, предусмотренном в ст. 441 ГПК РФ. Такое заявление может быть подано до реализации арестованного имущества [2]. Иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявля ются к должнику и взыскателю. Если арест или опись имущества произведены в связи с конфискацией имущества, в качестве ответчиков привлекаются лицо, чье имущество подлежит конфискации, и соответствующий государственный орган. Если арестованное или включенное в опись имущество уже реализовано, иск предъявляется также к приобретателю имущества. В случае удовлетворения иска о возврате реализованного имущества споры между приобретателем имущества, взыскателем и должником рассматриваются судом по правилам искового производства [1].

Суд в случае установления независимо от заявления заинтересованных лиц обстоятельств обязан отменить арест имущества или исключить часть имущества из описи. Норм, аналогичных ст. 442 ГПК РФ, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ нет, в силу чего при подаче подобных

заявлений возникает необходимость прибегать к аналогии закона. Новым положением, введенным Федеральным законом «Об исполнительном производстве», являются правила о возмещении убытков, причиненных взыскателю третьими лицами. В соответствии со ст. 91 данного Закона взыскатель вправе предъявить организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации. Этот иск освобождается от оплаты государственной пошлиной.

За неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах на банк или иную кредитную организацию, которые осуществляют обслуживание счетов этого должника и которым взыскателем или судебным приставом-исполнителем предъявлен к исполнению исполнительный лист, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам гл. 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.

За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленных в гл. 11 АПК РФ. Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.

Несколько слов о порядке исполнения судебного акта о конфискации имущества, полученного в результате преступных действий (похищенного имущества). Суд, принявший решение о конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем, после вступления этого решения в законную силу направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения имущества (имущества арестованного в ходе уголовного, а том числе судебного разбирательства) исполнительный лист, копии описи имущества и приговора для исполнения, о чем извещает финансовый орган.

Законодатель, не называя сроков (в данном случае речь идет об интересах государства), требует от судебного пристава-исполнителя (получившего судебный акт о конфискации имущества, копию описи имущества, приговор) немедленного реагирования [4]. Судебный пристав-исполнитель обязан проверить наличие имущества, указанного в описи; описанные предметы, деньги и иные ценности передать на хранение, а при необходимости опломбировать и опечатать место хранения; принять необходимые меры к сохранению имущества, указанного в описи1.

1 Порядок передачи конфискованного имущества осужденного финансовым органам устанавливается Правительством Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Гражданский процесс: Учебник/ Отв. ред. В.А. Мусин, Н.А. Чечина, Д.М. Чечот. М.: Проспект, 1998. С. 372.

[2] Гражданский процесс: Учебник / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М.: Эксмо, 2005. С. 638, 639.

[3] Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец-издат, 2001. С. 491.

[4] Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство: Учебно-практическое пособие. Изд. 4-е, изм. и доп. М.: Городец, 2006. С. 46.

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskijprocess: Uchebnik/ Otv. red. V.A. Musin, N.A. CHechina, D.M. CHechot. M.: Prospekt, 1998. S. 372.

[2] Grazhdanskij process: Uchebnik / Pod obshch. red. N.M. Korshunova. M.: Eksmo, 2005. S. 638, 639.

[3] Grazhdanskij process: Uchebnik/ Pod red. M.K. Treushnikova. M.: Gorodec-izdat, 2001. S. 491.

[4] Morozova I.B., Treushnikov A.M. Ispolnitel'noe proizvodstvo: Uchebno-prakticheskoe posobie. Izd. 4-e, izm. i dop. M.: Gorodec, 2006. S. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.