Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ'

МЕСТО И РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / INTUITION / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ХУДОЖНИКИ-ПЕДАГОГИ / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / МИНИАТЮРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / MINIATURE COMPOSITION / РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ / RATIONAL AND IRRATIONAL / ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ / GOLDEN PROPORTION / НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / NANOTECHNOLOGICAL PROPERTIES / ARTISTS-TEACHERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шачкова Эльвира Вадимовна, Барциц Рауф Чинчорович

Статья посвященапроблеме интуиции в научном и художественном творчестве миниатюрной композиции. «Миниатюрная композиция» как один из видов изобразительного искусства и учебная дисциплина - универсальна, так как имеет самостоятельный характер и является необходимой составляющей в начально-поисковой работе обучения и развития будущих художников-педагогов, способствующая глубокому и последовательному изучению специальных дисциплин художественного цикла. Она актуализирует композиционно-образное мышление художника-педагога, оказывает влияние на саморегуляцию и повышению творческого потенциала будущих учителей изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Шачкова Эльвира Вадимовна, Барциц Рауф Чинчорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF INTUITION IN THE SCIENTIFIC AND ARTISTIC CREATIVITY OF THE MINIATURE COMPOSITION

The article is devoted to the problem of intuition in the scientific and artistic creation of a miniature composition. "Miniature composition" as one of the types of fine arts and the academic discipline is universal, since it has an independent character and is a necessary component in the initial search work of teaching and development of future artists and teachers, contributing to a deep and consistent study of special disciplines of the artistic cycle. It actualizes the composition-imaginative thinking of the artist-teacher, influences self-regulation and enhances the creative potential of future teachers of fine arts

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

с.

4. Лойко Г.В., Жабцев В.М. Школа изобразительного искусства. Минск, 2004. 320 с.

5. Парамон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат, 1987. 208 с.

6. Смит С. Рисунок. Полный курс. М.: Астрель, АСТ, 2002. 159 с.

References and Sources

1. Aksenov YU.G. Obraz i material. M.: Sovetskaya Rossiya, 1976. 112 s.

2. Bezrukih M.M. Obuchenie pis'mu. Ekaterinburg: Rama Pablishen, 2009. 608 s.

3. Komarova T.S. Obuchenie doshkol'nikov tekhnike risovaniya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2005. 176 s.

4. Lojko G.V., ZHabcev V.M. SHkola izobrazitel'nogo iskusstva. Minsk, 2004. 320 s.

5. Paramon F.M., Kondratenko T.P. Risunok i grafika kostyuma. M.: Legprombytizdat, 1987. 208 s.

6. Smit S. Risunok. Polnyj kurs. M.: Astrel', AST, 2002. 159 s.

НЕМЧИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - художник, учитель изобразительного искусства ИГНАТЬЕВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета.

CHISTOV, PAVEL D. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the faculty of Fine arts and crafts, Moscow State Regional University (p-chistoff@mail.ru) NEMCHINOV, NIKOLAY N. - painter, teacher of fine arts.

IGNATYEV, SERGEY E. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University(ignatyev@mail.ru).

УДК 75.056

ШАЧКОВА Э.В., БАРЦИЦ Р.Ч. МЕСТО И РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Ключевые слова: интуиция, научное познание, художники-педагоги, обучение, миниатюрная композиция, рациональное и иррациональное, золотая пропорция, нанотехнологические свойства.

Статья посвящена проблеме интуиции в научном и художественном творчестве миниатюрной композиции. «Миниатюрная композиция» как один из видов изобразительного искусства и учебная дисциплина -универсальна, так как имеет самостоятельный характер и является необходимой составляющей в начально -поисковой работе обучения и развития будущих художников-педагогов, способствующая глубокому и последовательному изучению специальных дисциплин художественного цикла. Она актуализирует композиционно-образное мышление художника-педагога, оказывает влияние на саморегуляцию и повышению творческого потенциала будущих учителей изобразительного искусства.

SHACHKOVA, E.V., BARCIC, R.Ch. PLACE AND ROLE OF INTUITION IN THE SCIENTIFIC AND ARTISTIC CREATIVITY

OF THE MINIATURE COMPOSITION

Keywords: intuition, scientific knowledge, artists-teachers, training, miniature composition, rational and irrational, golden proportion, nanotechnological properties.

The article is devoted to the problem of intuition in the scientific and artistic creation of a miniature composition. "Miniature composition" as one of the types of fine arts and the academic discipline is universal, since it has an independent character and is a necessary component in the initial search work of teaching and development of future artists and teachers, contributing to a deep and consistent study of special disciplines of the artistic cycle. It actualizes the composition-imaginative thinking of the artist-teacher, influences self-regulation and enhances the creative potential of future teachers of fine arts

В настоящее время, проблема интуитивной составляющей в науке и искусстве рассматривается в различных сферах философии, психологии. Однако в миниатюрной композиции это происходит впервые. С учетом ее творческого характера и нанотехнологических свойств, выделяются и структурируются как позитивные, так и негативные факторы становления и развития научного и художественного творчества в миниатюрной композиции. При этом имеется в виду то, какое место занимает интуиция в важнейших проявлениях научного и художественного творчества в сфере миниатюрной

композиции. Тем самым речь идет о ее существенной значимости в отмеченных формах развития науки и искусства.

Цель статьи: проанализировать сущность художественной интуиции в творчестве и научном познании на основе изучения миниатюрной композиции. В изобразительном искусстве, данная проблема имеет свою специфику и определенную специфику творческого развития.

Миниатюрная композиция служит показателем развития творческого потенциала художника-педагога изобразительного и декоративно-прикладного направления. Однако нам приходится сталкиваться с недостаточным вниманием к истокам народного творчества и его ценностям. К первоначальным, творческим проявлениям относится художественный поиск замысла: начиная от набросков, зарисовок, этюдов, эскизов, а также фор-эскиза до создания оригинала композиции, в которой немалую роль играет миниатюрный подход. Именно по этой причине необходим образовательный процесс, в котором миниатюрная композиция могла проявить свои лучшие качества в продуктивном обучении и творческом развитии художников-педагогов. Когда миниатюрная композиция имеет не только междисциплинарную взаимосвязь, но и общий стержень, тогда мы можем судить о ее значимости и эффективности.

Многие ученые посвятили свои труды развитию творческой активности (Богоявленская Д.Б., Скакун В.А., Торренс Е.П., Ушачев В.П.), психологии художественного творчества (Арнхейм Р., Выготский Л.С., Мелик-Пашаев А.А., Рубинштейн С.Л., Игнатьев С.Е.), теории композиции (Голубева О.Л., Раушенбах Б.В., Фаворский В.А.), развитию творческих способностей, профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства (Алехина А.Д, Кузина В.С., Ростовцева Н.Н., Ломова С. П., Шорохова Е.В., Яшухина А.П. и др.), психологическим особенностям личности (Линдсей В., Халл К., Вудворте Р., Юсова В.П, Выготского Л.С, Галь П.Я., Зинченко В.П., Игнатьева Е.И., Ломова Б.Ф.).

Творческий потенциал художников-педагогов проявляется в повышении интеллектуального уровня у художника-педагога, что способствует быстроте их мышления, решает проблему трудоемкости.

Для того, чтобы система подготовки интегрировала между специальными дисциплинами, необходим отдельный курс миниатюрной композиции, который способствует выработке умений и творческому развитию художников-педагогов в поисковой, композиционной деятельности. Целью данного курса является формирование самореализации и творческого развития специальных дисциплин через выполнение миниатюрных композиций и их применения в учебно-творческой деятельности. Творческий потенциал является интегральным качеством художника-педагога, определяющим его творческие силы, которые выражаются в его активности и самостоятельности.

Форма выполнения миниатюрной композиции имеет свои особенности, не зря все художники-графики и живописцы так ценят поисковую работу, состоящую из зарисовок, набросков, этюдов и эскизов. Все они имеют определенное художественное мнение, которое заключается в полезности пропорций золотого сечения: чем ближе к божественной пропорции, тем гармоничнее будет композиционное построение художественного произведения.

Золотую пропорцию знали в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Пифагором в VI веке до н.э. была открыта школа изучения Божественной пропорции. Эвклид применил золотую пропорцию в качестве геометрии, а Фидий создал скульптуры, как эталон красоты и гармонии пропорций в человеческой фигуре. В эпоху Возрождения выходят книги Луки Пачоли и Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи применил античный метод аналогий. Закон золотого сечения используется художниками в композициях: существует правило золотого треугольника, золотого прямоугольника, золотой спирали и золотой пентаграммы. В иконописи гармоничная пропорция использовалась повсеместно. Учение о золотом сечении было развито Леоном Баттистой Альберти и Леонардо да Винчи до уровня эмпирической науки. Пропорции человеческого тела принято изучать по рисунку Леонардо

да Винчи «Витрувианский человек» и Альбрехта Дюрера «Меланхолия». В последующие века закон золотого сечения превратился в академический канон и в пылу борьбы с академической рутиной «вместе с водой выплеснули и ребенка». Возрождение золотого сечения произошло уже в середине XIX в. Непрерывное деление, утверждает художник-живописец, искусствовед Ф.В. Ковалев - автор книги «Золотое сечение в живописи», помогает художнику творить осознанно и свободно, используя как научную, так и чувственную сторону данного творческого действия.

Феномен научного изучения закономерностей миниатюрной композиции вызывает огромный интерес у современных ученых. Миниатюрная композиция как особый вид искусства затрагивает логический и внелогический творческий потенциал художника. Развитие интуиции необходимо художнику-педагогу для процесса выявления замысла в форме догадки или озарения. Уже доказано, что данное явление имеет место: из опроса 232 ученых выяснилось, что у 33% решение проблем возникает в виде внезапных догадок, в форме озарения, а у 50% они бывают, но не всегда. 17% ученым - это неведомо. К благоприятствующим факторам, стимулирующим интуитивный процесс художника-педагога, относятся такие моменты, как заинтересованность, сильное желание решить творческую задачу, наличие художественно-педагогического запаса информации, организованность, последовательность.

К положительным факторам относится такое ощущение, как чувство свободы и независимости, благополучия и душевного равновесия. Негативные условия представляют собой ряд отрицательных факторов: переутомление, заботы, эмоциональные переживания, вынужденные остановки в творческой деятельности. Однако труд некто не отменял, и напряженная работа воспринимается в радость, так как она всегда оправдана. Ряд интересных суждений, относящихся к современному пониманию интуиции и восприятия художественных произведений, внесли такие ученые как Бжалавы И.Т., Дружинин В.Н., Имедадзе Н.В., Панкратова О.А. Прангишвили А.С, Русаков М.В., Тихонов А.А., Узнадзе Д.Н., Чхартишвили Ш.Н. В понимании соотношения рациональных и иррациональных аспектов особая роль принадлежит поискам рационального смысла и усиления иррациональности Автономова Н.С., Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н., Лазарев Ф.В., Мареев С.Н., Новиков А.А., Павленко А.Н., Смирнов А.В. Среди специфических особенностей художника неосознаваемой деятельностью является то, что возникает в качестве знания, но через мотив-догадку. Творческое решение может быть достигнуто не при опоре на рациональное, логическое, а как следствие «опережения» бессознательной активности сознания художника.

Художественное творчество миниатюрной композиции детерминируется в определенной степени активностью бессознательного, но при этом имеют серьёзную научную опору в качестве законов и правил изобразительного искусства. Сочетание рационального и иррационального создаёт необходимую среду для проявления художником его творческого потенциала. Надо сказать, что в понимании значительной роли интуитивной составляющей в феномене художественного творчества большую роль сыграла разработка более точных психологических представлений о функциях бессознательного. Об этом писал в своих трудах Зигмунд Фрейд. По мнению Н. Дракулидеса творчество художника зависит от всякого рода лишений и, в особенности, от глубоких психических травм, которые оказывают влияние на талант. Они же являются своего рода катализаторами, которые увеличивают потенциал дарования художника. Однако, мы знаем примеры и иные.

Анализируя связь иррационализма с нравственной проблематикой и разумом, мы принимали во внимание труды русских философов, таких как Бердяев Н. А., Изгоев А. С., Ильин И. А., Лосский Н. О. Соловьев В. С., Франк С. Л.. Сочетание рационального и иррационального в сфере миниатюрной композиции подразумевает синтез чувственных, сверхчувственных свойств и рационального познания: логически обоснованного, теоретически осознанного, систематизированного и последовательного. Иррациональное в процедуре познания миниатюрной композиции может быть познано и логически выражено с

помощью художественного арсенала средств выразительности, результатом чего станет уже понятийное знание.

«Миниатюрная композиция» как один из видов изобразительного искусства и учебная дисциплина - универсальна, так как имеет самостоятельный характер и является необходимой составляющей в начально-поисковой работе обучения и развития будущих художников-педагогов, способствующая глубокому и последовательному изучению специальных дисциплин художественного цикла. Она актуализирует композиционно-образное мышление художника-педагога, оказывает влияние на саморегуляцию и повышению творческого потенциала будущих учителей изобразительного искусства.

Литература и источники

1. .Лекторский, В. А. Философия, познание, культура. М.: Канон+, 2012. 383 с.

2. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество (аналитический обзор зарубежных исследований) // Философские науки. 1981. № 5. С. 15.

3. Хаджаров М.Х. Рациональность, иррациональность и современность // Credo. 2000. № 3. С.13-18.

References and Sources

1. .Lektorskij, V. A. Filosofiya, poznanie, kul'tura. M.: Kanon+, 2012. 383 s.

2. Luk A.N. Intuiciya i nauchnoe tvorchestvo (analiticheskij obzor zarubezhnyh issledovanij) // Filosofskie nauki. 1981. № 5. S.15.

3. Hadzharov M.H. Racional'nost', irracional'nost' i sovremennost' // Credo. 2000. № 3. S.13-18.

ШАЧКОВА ЭЛЬВИРА ВАДИМОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия, Крымский федеральный университет» (г. Ялта).

БАРЦИЦ РАУФ ЧИНЧОРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет

SHACHKOVA, ELVIRA V. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Fine Arts, teaching methodology and design of Humanities and Education Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher institution "Crimean Federal University Vernadsky names" in Yalta (shachkova_n@mail.ru). BARZIZ, RAUF Ch. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design, Moscow State Regional Pedagogical University (r.barziz@mail.ru).

УДК 75.002

ГАБРИЕЛЯН Л.И., ШПАГИНА И.С. ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЖИВОПИСИ

Ключевые слова: цифровая живопись, компьютерная графика, концепт-арт, цифровое искусство

В статье рассматривается процесс формирования визуального мышления в процессе преподавания цифровой живописи, при переходе художника с использования классических материалов на возможности цифровых технологий. Цифровая живопись показала свои несомненные отличия перед традиционными видами изобразительного искусства, в первую очередь за счет невероятной гибкости графических редакторов, скорости работы и возможности внесения корректив, как в сам процесс создания произведений, так и в уже окончательный результат. Будучи неотъемлемой частью современного искусства, в России цифровая живопись развивается фактически на том же техническом и художественном уровне, что и в других странах.

GABRIELYAN, L.I., SHPAGINA, I.S. DEVELOPMENT OF VISUAL THINKING DURING TEACHING OF DIGITAL PAINTING

Keywords: digital painting, computer graphics, concept art, digital art.

The article deals with the process of development of visual thinking in the teaching of digital painting, when an artist moves from using classical materials to the technics of digital technologies. Digital painting showed its undoubted differences in comparison with traditional types of fine art, primarily due to the incredible flexibility of graphic editors, the speed of work and the possibility of making adjustments, both in the process of creating works, and in the final result. Being an integral part of contemporary art, in Russia digital art develops in fact at the same technical and artistic level as in other countries

В современном мире рисунок и живопись перешли на новый уровень - цифровой. Цифровые изображения стали неотъемлемой частью нашей жизни, они применяются во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.