УДК 373.3 ББК 74.202.56
Л.С. Мкртчян
МЕСТО И РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раскрываются основные особенности игровой технологии в процессе обучения младших школьников как одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне, положительной стороной которой является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации.
Ключевые слова: игровые технологии,обучение,школьники,игра,воспитание,знания.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творче-ско-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания, как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и
младших школьников (Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В. Пет-русинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хай-даров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин, А.С. Прутченков и др.).
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности.
Сегодня игровые технологии можно считать тем новым способом передачи
з
ч:
ю о
I
к т
О
знании, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Применение игровых технологий позволит ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивать интеллектуальную деятельность [6].
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игру как метод обучения люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД и др.). Игры в обучении, в основном, ориентированы на реализацию следующих целей [2]:
• дидактические: расширение кругозора, формирование определенных общеучебных умений и навыков и их применение;
• воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
• развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, мотивации учебной деятельности;
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, находить оптимальные решения;
• социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция; обучение общению.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции [3]:
• развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативную: освоение диалектики общения;
• самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
• иглотерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре [3].
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, то есть при помощи педагогических технологий.
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психологопе-дагогических установок [5].
Ученые по-разному дают определение педагогическим технологиям. Б.В. Пальчевский и Л.С. Фридман под педагогическими технологиями понимают алгоритмизацию деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций.
С. Сполдинг считает, что технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы.
Для А.П. Беспалько педагогическая технология - это описание, проект процесса формирования личности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [1].
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Игровая деятельность состоит
из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда (игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО).
Все возрастные периоды после дошкольного обучения со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность; средний - общественно полезная; старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
На начальном этапе обучения младшего школьника с помощью игровых технологий формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в младшем школьном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения.
3 ч:
>
ю о
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [4].
Задания даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения: от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности: самостоятельно, по способностям, - когда ребенок может добиться вершины собственных возможностей. Это позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
• развивающие игры могут способствовать развитию творческих способностей с самого раннего возраста;
• • игровые задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
• интеллектуально поднимаясь, каждый раз самостоятельно до вершины собственных возможностей, ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Таким образом, игровая технология
* строится как целостное образование, £К охватывающее определенную часть ^ учебного процесса и объединенное общим ^ содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения:
• формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от виртуальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов каждым учителем начальной школы является реализацией собственных творческих способностей.
Игровые технологии позволяют ставить перед ребенком познавательные, творческие задачи и помогать ему их решать с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность - игру.
Таким образом, применение игровых технологий позволяет сделать занятие увлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Игровые технологии в практике обучения младших школьников являются эффективными формами повышения качества образования. Библиографический список:
1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика № 5. 1993.
2. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюн-никова С.М. Игра и учение. В 2-х ч. -М., 1992.
3. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // Сов. педагогика. -1985. № 3.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998.
5. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. В 2-х т. - М., 1993. - Т. 1.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
УДК 378.147 ББК 74.484
О.В. Казакова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рассматривается проблема применения инновационных психолого-педагогических методов работы в детских образовательных учреждениях: сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии и др.
Ключевые слова: психолого-педагогические методы, инновационные методы, артте-рапия, игротерапия, ролевая игра.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют новые, более высокие требования к проведению мероприятий по развитию личности ребёнка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим предполагается новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией.
Таким образом, создается предпосылка применения инновационных психолого-педагогических методов работы в детском саду, которая заключается, в частности, и в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактики этих проблем.
По своему основному смыслу под инновационными методами подразумевают не только создание и распространение но-
вовведенных средств и приемов, но и преобразование, изменение уже имеющихся методов. Они представляют собой научно обоснованные способы психологически и педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.
Особенностями и отличительными чертами применения психолого-педагогических инновационных методов работы с дошкольниками являются:
• следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе онтогенеза;
• зависимость от объектных условий в виде социального заказа или востребованности обществом;
• создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой [1].
ш ч: И ш
га а. ю
.о
:
о
га
: