Научная статья на тему 'Место и роль государства в регулировании кредитной деятельности банков'

Место и роль государства в регулировании кредитной деятельности банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ / BANK LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадим Майтам А. К.

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центробанком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE IN THE CREDIT REGULATIONS OF BANKS

State regulation of banking in a market economy performed primarily within the banking system itself and finds its expression in the impact on commercial banks by the Central Bank

Текст научной работы на тему «Место и роль государства в регулировании кредитной деятельности банков»

Таблица 1 - Характеристика развития производственного процесса промышленного сектора экономики в разрезе кластеров

Показатель Кластер 1 Кластер 2 Кластер 3 Кластер 4

Удельный вес материальных затрат в общей сумме затрат на производство, % 66,07 70,09 77,74 35,62

Удельный вес расходов на оплату труда в общей сумме затрат на производство, % 14,25 13,08 6,32 9,92

Удельный вес страховых взносов в общей сумме затрат на производство, % 3,34 3,19 1,45 1,89

Удельный вес амортизации основных средств в общей сумме затрат на производство, % 4,24 3,66 2,87 9,65

Удельный вес прочих затрат в общей сумме затрат на производство, % 12,09 9,98 11,61 42,93

Индекс промышленного производства, % 100,31 105,41 101,80 101,67

Потребление электроэнергии, млрд. кв-ч 21,58 2,18 66,87 55,58

Уровень окупаемости затрат, % 126,40 155,12 129,5 133,93

Удельный вес полностью изношенных основных средств в общем объеме основных средств организаций, % 14,07 9,95 13,02 20,09

Коэффициент обновления основных средств, % 11,02 15,13 14,52 15,12

Коэффициент выбытия основных средств, % 0,56 0,88 0,87 1,06

Степень износа основных средств, % 41,89 40,19 40,83 47,22

Индекс физического объема инвестиций, % 105,09 106,16 105,34 106,45

Первому кластеру характерны «рисковые» виды экономической деятельности промышленного производства. Данные производства уступают остальным объектам кластеризации в отношении индекса промышленного производства, уровня окупаемости затрат, коэффициента обновления основных средств.

Второй кластер группирует «импортозависимые» виды экономической деятельности промышленного производства. Здесь наблюдается существенная диспропорция - высокий уровень индекса промышленного производства, уровня окупаемости затрат, коэффициента обновления основных средств, индекса физического объема инвестиций, низкий уровень степени износа основных средств, потребления электроэнергии.

Виды экономической деятельности, включенные в третий кластер характеризуются как «материалоёмкие» - уровень материальных затрат в среднем по данной группе составляет 77,74% в общей сумме затрат на производство, что подтверждается высоким уровнем потребления электроэнергии в данных производствах.

В четвертый кластер включены «нематериалоёмкие» виды промышленного производства, удельный вес материальных затрат в общей сумме затрат на производство которых составляет в среднем 35,62%. Для российского вида деятельности «Добыча полезных ископаемых» присуще осуществлять работы по развитию и обновлению основных средств и инфраструктуры энергетического сектора [3].

Таким образом, при помощи кластерного анализа возможно выявить схожие виды деятельности промышленного сектора экономики по структуре затрат на производство и именно кластер выступает генератором альтернатив принятия методов управления затратами и ориентиром на определенные направления.

Литература

1. Буреева Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «STATISTICA»: учебно - методический материал по программе повышения квалификации «Применение программных средств в научных исследованиях и преподавания математики и механики». - Нижний Новгород, 2007 . - 112 с.

2. Владимиров Ю.Л., Третьяк В.П. О классификации кластеров предприятий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:/www.riep.ru. - Загл. с экрана.

3. Иванова О.Е. Анализ и прогнозирование развития промышленного сектора России // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 10 (28). - С. 88-91.

4. Иванова О.Е. Оценка деятельности организаций на основе статистических методов анализа // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2013. - № 6. - С. 282-286.

5. Иванова О.Е. Целеполагание затратного механизма промышленных организаций: монография. - Караваево: Костромская ГСХА, 2013. - 183 с.

6. Иванова О.Е., Козлова М.А. Корреляционно-регрессионный анализ затратного механизма организаций промышленности России на основе кластерного подхода // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 4. - С. 343346.

Кадим Майтам А. К.

Магистрант кафедры Финансы и кредит, Министерство высшего образования и научных исследований, Ирак, Университет

Мутанна, Южный федералльный университет

МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ

Аннотация

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центробанком Ключевые слова: кредитной деятельности банков.

Kadhim Maytham A. K.

Master Financial and Credit, Ministry of Higher Education and Scientific Research, Iraq, University of AL-Muthanna

Southern Federal University

STATE IN THE CREDIT REGULATIONS OF BANKS

Abstract

State regulation of banking in a market economy performed primarily within the banking system itself and finds its expression in the impact on commercial banks by the Central Bank Keywords: bank lending.

Одной из доминант устойчивости экономического роста страны выступает степень организованности и стабильности банковской системы, сопряженность ее деятельности и интересов кредитных структур с общеэкономическими процессами. Мировым опытом доказано, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических

22

достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. На этапе смены экономической парадигмы и становления нового экономического уклада государственное регулирование экономических процессов является неотъ- емлемым структурным элементом системы управления. При этом особую значимость приобретают новые теоретические, методологические и организационные подходы к государственному управлению как банковской, так и другими системами, развитие которых определяет характер и интенсивность изменений социально-экономической ситуации в стране.

Г осударственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центробанком.

Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Термином «Центральный банк» назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской» системы.

Обратимся к особенностям Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Банк России, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не обладает правом законодательной инициативы, однако, его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со ст.4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

I) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежнокредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

II) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

23

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Особое место в регулировании кредитной системы занимают контрольные и надзорные функции Центрального банка.

В специальной литературе обычно выделяют следующие цели банковского надзора:

1) защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

2) защита клиентов банка от «системного риска» (банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей кредитной системе), защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;

3) обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.

В соответствии со статьей 59 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Интересно, что Банк России вправе в соответствии со статьей 60 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» вправе предъявлять требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. Приобретение более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов с предварительного согласия Банка России[9]. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

2) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

3) максимальный размер крупных кредитных рисков;

4) нормативы ликвидности кредитной организации;

5) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

6) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

7) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

8) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

9) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам). При этом Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. Кроме того, для поддержания стабильности банковской системы Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет при необходимости санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Таким образом, Банк России имеет аналогичный, а в некоторых случаях даже более широкий, чем в ряде развитых стран, набор инструментов для контролирования кредитной сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. Выделим, что Банк России уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

ЦБР, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе Депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Благодарность:

Хочу выразить благодарность министру высшего образования и науки Ирака за все поощрения и поддержку во время степендиальной программы в России.

Acknowledgement:

I want to thank the Ministry of Higher Education and Scientific Research in Iraq for all the encouragement and support during scholarship program in Russia.

Литература

1. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. - М.: Спарк, 2001. 335 с.

2. Банки и банковские операции: учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. 471 с.

3. Залесский В.В. «Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе», - М.: Известия. 1992 г. 353 с.

4. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального Банка. Российской Федерации как юридического лица. Автореф. М. 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Симановский А. Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. - 2001. - № 5.

6. Хохленкова М. А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора // Банковское дело. - 2002. - №8.

7. Банковская система России/ Н.В. Фадейкина.- Новосибирск: СМВШБД, 1995. - 532 с.

8. Банковское дело / В.И. Колесников.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 520 с.

9. Банковское дело. Справочное пособие. / Ю.А. Бибичева. - М.: Экономика, 1993. - 407 с.

10. Банки и банковские операции в России/ Ю.М. Букато. - М.: Юнити, 1996. - 470 с.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.