УДК: 32.001:327(575,3) ББК: 66.4
Баротов Исроил Иброхимович, аспирант отдела политических проблем международных отношений Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова АН РТ (Душанбе, Таджикистан)
Баротов Исроил Иброхимович, аспиранти шуъбаи масоили сиёсии муносибат^ои байналхалции Ин-ститути фалсафа, сиёсатшиноси ва %уцуци ба но-ми А.Ба%оваддинови АИ ЦТ (Тоцикистон, ш.Душанбе)
Barotov Isroil Ibrohimovich, graduate student of the Department of Political Problems of International Relations under the Institute of Philosophy, Political Science and Law named after A. Bakhovaddinov attached to the Academy of Sciences of the TR (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: дипломатия, внешняя политика, международный имидж государства, международные отношения, мировая политика.
Анализируются специфические особенности формирования международного имиджа государства в рамках дипломатических форм и методов. Высказано мнение об очень значительном месте дипломатии в формировании положительного имиджа государства. Поэтому каждое государство в процессе реализации внешней политики обращает особое внимание на формирование своего международного имиджа. МИД в качестве центрального внешнеполитического государственного аппарата должен разработать и использовать конкретные дипломатические технологии в контексте формирования имиджа государства на региональном и глобальном уровне. Процесс реализации внешнеполитического курса посредством различных дипломатических методов является одной из эффективных технологий формирования имиджа государства в международных отношениях. Делается вывод, что эволюционное возникновение (генезис) и формирование международного имиджа каждого государства отражается в его первых шагах на международной арене.
Калидвожа^о: дипломатия, сиёсати хорицй, имици байналхалции давлат, муносибатуои байналхалцй, сиёсати цауонй
Дар мацолаи мазкур хусусиятуои мууимми ташаккули имици байналхалции давлат дар чауорчубаи шаклуо ва усулуои дипломаты мавриди тащиц царор гирифтааст. Зикр шудааст, ки дипломатия дар раванди ташаккули имици мусбати давлат нацш ва цойгоуи назаррас дорад. Аз ин ру, х,ар як давлат дар раванди амалигардонии сиёсати хорицй бо истифода аз имкониятуои мавцуда ба масъалаи ташаккули имици
МЕСТО И РОЛЬ ДИПЛОМАТИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА ГОСУДАРСТВА
НАЦШ ВА ЧОЙГО^И ДИПЛОМА ТИЯ ДАР ТАШАККУЛИ ИМИЧИ БАЙНАЛХАЛЦИИ ДАВЛАТ
THE PLACE AND ROLE OF DIPLOMACY IN THE FORMATION OF STATE'S INTERNATIONAL IMAGE
байналхалции худ таваццууи хосса зоуир менамояд. Вазорати коруои хорицы ба сифати дастгоуи марказии сиёсати хориции давлат бояд технологияуои мушаххаси дипломатиро циуати баланд бардоштани имици байналхалции давлат дар сатуи минтаца ва цауон тауким бахшад. Раванди татбици барномаи сиёсати хориции давлат тавассути усулуои мухталифи дипломаты яке аз муассиртарин технологияуои ташаккули имици байналхалции давлат дар низоми муносибатуои байналхалцы маусуб меёбад. Ниуоятан тауаввулот, нуцтаи аввалини пайдоиш ва ташаккули имици байналхалции давлат дар цадамуои нахустини он дар саунаи байналхалцы инъикос мегардад.
Key words: diplomacy, foreign policy, international image of state, international relations, world politics
The article analyzes specific features referring to formation of an international image of state in the frameworks of diplomatic forms and methods. According to the author's opinion, the place and role of diplomacy in forming a positive image of the state is very great. However, the development of the country is directly dependent on the international image of the state. Therefore, each state, in the process of implementing foreign policy, using existing opportunities, pays special attention to a formation of its international image. The Ministry of Foreign Affairs as a central foreign state apparatus should develop and use specific diplomatic technologies in the context of formation of the international image of the state at regional and global levels. The process of implementing foreign policy course of the state with various diplomatic methods is one of the most effective technologies for shaping the state's image in international relations. Ultimately, evolutionary emergence (genesis) and formation of an international image of each state are reflected in the first foreign policy steps at the international arena.
В условиях быстро меняющегося мира и системы современных международных отношений, проблему формирования международного имиджа государства можно отнести к числу особых обязанностей дипломатов. Успешность деятельности дипломата отражается в укреплении места государства в системе межгосударственных отношений и в гармонизации национальных интересов с интересами других государств-партнеров. Сущность и содержание данной тенденции можно выразить с различных позиций. Но в процессе формирования международного имиджа государства каждая сфера общественной жизни может выступать в качестве отдельного фактора. Эти факторы в целом влияют на национальное мировоззрение дипломатов. Кроме того, в процессе формирования международного имиджа государства особую роль играет профессионализм дипломата. Только профессиональные дипломаты могут принимать активное участие в повышении международного статуса государства и в формировании позитивного имиджа страны. Профессиональные дипломаты как представители страны во внешней политике государства могут защищать национальные интересы на должном уровне. Поэтому, наряду с другими ресурсами, дипломатия и дипломатическая служба занимают особое место в процессе формирования имиджа государства. С этой целью развитые государства используют различные дипломатические технологии.
Современные дипломатические технологии представляют собой средства и включают механизмы государства по осуществлению его внешней политики, продвижению его целей
на международной арене, защите национальных интересов за рубежом. Разумеется, эти технологии заключаются в дипломатическом искусстве государства во взаимодействии с дипломатической деятельностью других государств. В содержательном контексте на внешнюю политику государства влияет прежде всего общая характеристика международной геополитической и геостратегической обстановки, а также дипломатическая деятельность стратегических партнеров и стратегических противников, с которыми приходится иметь дело. Любая форма дипломатии преследует определённую цель, особенно для достижения внешнеполитических целей государства. Именно поэтому для каждого современного государства очень важны органы внешних сношений в рамках многосторонней дипломатии. Следовательно, различные дипломатические формы и технологии логично обеспечивают развитие международных отношений. Если трансформация дипломатических структур зависит от уровня развития страны, то зигзаги дипломатии государств, особенно великих держав, в международных отношениях будут зависеть от национальных, геополитических, геостратегических, геоэкономических и других жизненно важных интересов, которые реализуются с помощью различных дипломатических каналов. Активное дипломатическое взаимодействие может быть использовано как технология формирования имиджа государства во внешней политике.
Нынешняя обстановка международных отношений требует от государств особых методов научного исследования, как теоретических, так и стратегического анализа, крайне необходимых во внешней политике, ибо они предоставляют не только конкретные результаты исследований, но и дальнейшие прогнозы в условиях эволюции международного имиджа государства. Государство развивается в результате межгосударственных отношений. Геополитическое положение государства - это единственный фактор, определяющий приоритеты взаимодействия государства с другими государствами и глобальными акторами на международной арене. Дипломатия в условиях разновекторной и многовекторной внешней политики должна иметь специфические особенности, соответствующие изменяющейся природе современной международной обстановки (11).
Внешняя политика государства должна формироваться и реализоваться в рамках взаимовыгодных отношений, которые дают особый толчок процессу внутреннего развития. На основе успешного внутреннего развития страны постепенно меняется её международный образ. В условиях трансформации глобализационных тенденций, международные отношения влияют на внешнеполитический курс каждого современного государства. При вопросе о том, каким образом формировать внешнеполитический имидж государства, можно констатировать, что существуют различные методы и технологии его формирования и совершенствования. С этой точки зрения следует отметить, что международный имидж государств играет особую роль в процессе формирования нового мирового порядка. Дипломатия в ряде других факторов остаётся одним из важнейших ресурсов и механизмов формирования международного и внешнеполитического имиджа государства.
С точки зрения известного французского дипломата Ж. Камбона, «при всех условиях дипломат должен знать свою страну и с достоинством, авторитетно её представлять» [8, с. 7]. Он говорит, что в основе успеха дипломатии всегда лежала правильная оценка международного положения. В действительности дипломатические ошибки слишком дорого обходятся стране, имеющей плохую и недальновидную дипломатию. Обра-
зованный и профессиональный дипломат, как утверждает Ж. Камбон, - это авторитет, имидж или образ своего государства в системе межгосударственных сношений. Согласно этому дипломат (или дипломатия) в первую очередь должен формировать внешнеполитический и международный имидж государства. Дипломат должен сохранить позитивное мнение о своем государстве и о своем народе в государстве пребывания. Без всякого сомнения, эффективная и перспективная дипломатия - это одна из особенных технологий, которая играет ключевую роль в процессе формирования и повышения международного имиджа государства в международной сфере современного мира. Как отмечает Б.Х. Бахриев, «возрастающая роль публичной дипломатии в реализации внешнеполитических стратегий предоставляет возможности широкому кругу государств использовать этот институт для формирования положительного имиджа в глазах зарубежной общественности и развития широкого международного сотрудничества» [3, с. 131-147].
Международные отношения в рамках каждой системы имеют свои особенности. Порядок, формирующийся на нынешнем этапе, будет создаваться на основе мощных политических и экономических центров. «Как будто по какому-то естественному закону развития каждое столетие, как представляется, возникает страна, обладающая мощью, целеустремленностью, интеллектуальными и моральными стимулами, достаточными для того, чтобы формировать международную систему в соответствии со своими собственными ценностями» [5, с. 9].
Как известно, в современных международных отношениях формируется новый узел серьезных противоречий. В системе международных отношений появляются новые геополитические игроки. Международный имидж государства в условиях современности определяется в результате различных рейтингов глобальной конкурентоспособности. Каждый год индекс глобальной конкурентоспособности стран мира анализируется и определяется по версии Всемирного экономического форума в различных сферах общественной жизни. Для того чтобы повысился международный имидж государства в различных сферах государственной деятельности, нужно усилить устойчивое развитие различных сфер жизнедеятельности страны. В современном мире дипломатия - это особенный механизм трансформации международного имиджа государства, не только во внешней политике, но и в других сферах жизни страны в международном гиперпространстве.
Известный английский дипломат Гарольд Никольсон в книге «Дипломатия» даёт интересный материал, помогающий понять важность дипломатической деятельности по защите национальных интересов государства, повышению его имиджа в системе международных отношений. Он рассматривает дипломатию как одно из важнейших средств внешней политики государства. С его точки зрения, «современное международное положение подтверждает, что ни одно государство, если оно не желает оказаться в невыгодном положении среди других государств, если оно не желает, чтобы за его счёт усиливались другие государства, не может обойтись без умело поставленной, хорошо организованной дипломатической службы» [4, с. 4]. Недальновидная дипломатия или интеллектуальный кризис во внешней политике снизит международный имидж государства. В своей речи на открытии нового здания Министерства иностранных дел 15 марта 2013 г. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон заявил, что «сегодня и в центральном аппарате министерства и в наших посольствах и представительствах этим
вопросам надо уделять серьёзное внимание, с тем чтобы туда пришли лучшие кадры. Много нареканий и критики поступает по вопросам консульского обслуживания граждан, особенно граждан иностранных государств. Думаю, что мы должны устранить существующие недостатки и более серьёзно отнестись к этим вопросам, ибо они непосредственно влияют на международный имидж Таджикистана»1. Приоритетным внешнеполитическим интересом Республики Таджикистан является создание пояса добрососедства, развитие отношений доверия, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира, повышения и формирования международного имиджа государства на международной арене.
С точки зрения Е.В Гребенкина, «публичная дипломатия означает продвижение интересов государства за рубежом с помощью формирования положительного образа в зарубежном общественном сознании» [6, с. 138-144]. Особенно в ходе развития и распространения информационно-коммуникационных технологий публичная дипломатия получает новые импульсы. В условиях современности каждое государство с помощью информационно-коммуникационных технологий использует различные средства микроэлектроники для сбора информации, хранения совершенно секретных данных, источников информации, обработки, поиска, передачи и представления данных с целью придания привлекательности своей внешней политике. Но, как наблюдается, публичная дипломатия Таджикистана по разным причинам не развивалась на достаточном уровне. К сегодняшнему дню Республика Таджикистан заключила десятки межгосударственных договоров в области культуры, но официально не имеет ни одного культурного центра в других странах. В большинстве стран были учреждены культурные общества таджиков, и они имеют тесные связи с Обществом (Анджуман) таджиков и персоязычных народов мира «Пайванд». В этом направлении государство не уделяет особого внимания удовлетворению материально-духовных и финансовых потребностей заграничных культурных обществ таджиков. Учредителями этих обществ являются сами таджики, и они же формируют в мире богатую таджикскую культуру. Публичная дипломатия является одним из факторов повышения международного имиджа страны. Следовательно, Республике Таджикистан необходимо уделить огромное внимание развитию публичной дипломатии. Предлагаем для близкого ознакомления народов мира с таджикской культурой:
- при посольствах Республики Таджикистан за рубежом открыть культурные центры;
- учредить должность атташе по культуре и туризму;
- организовать такие культурные мероприятия, как кинофестивали, гастрольные поездки творческих коллективов, выставки и т.д.;
- укреплять государственную политику по формированию международного имиджа Таджикистана на мировой арене.
Современная дипломатическая служба отличается своими методами, формами и технологиями. Раньше проблема формирования международного и внешнего образа государства была ограничена только послами. Посол по прибытии к месту назначения мог редко и с трудом сноситься со своей страной из-за отсутствия коммуникационных сетей. Послы только по возможности могли согласовать свой образ действий с инструкциями
1 Выступление Президента Таджикистана Эмомали Рахмона по случаю открытия нового здания МИД Республики Таджикистан. Душанбе. 13 марта 2013 г. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/4114
государства пребывания. Поэтому понятие «образ государства» не было таким особенным. В лице послов отражался только внешний образ государств. «Обязанности послов допускают больше свободы в действиях, ибо в ряде случаев принимать решения приходится им самим: ведь они не только исполнители воли своего государя, они также предуготавливают ее и направляют своими советами» [9, с. 71]. Ныне, в условиях формирования гражданского общества, каждая отдельная сфера общественной жизни является ресурсом национального имиджа.
В условиях трансформации международного порядка и создания нового послы сегодня - всего лишь один из факторов и механизмов формирования международного имиджа государства в глобальной системе. Сейчас существует более десятка эффективных технологий формирования и повышения международного имиджа государства. В условиях информатизации и глобализации каждый человек имеет доступ к гиперглобальным информационным системам. «Интернет в качестве информационно - коммуникационной структуры социального взаимодействия создает новый тип социального пространства и новый тип социального взаимодействия. При этом появляются качественно новые возможности для обсуждения проблем экономики, политики, науки и культуры» [2, с. 5459]. Технологический подход обеспечивает согласованность всех составляющих процессов формирования имиджа. Выбор технологии формирования международного имиджа определяется рядом обстоятельств и зависит, прежде всего, от результата, который необходимо получить на выходе [7, с. 9].
Глобальная международная система испытывает качественно новые и глубокие потрясения, связанные с трансформацией структуры, меняющейся природы международной обстановки. По мнению Е.В Паршина, «в условиях продолжавшегося развития, распространения новых потоков информации глобального масштаба и коммуникационных технологий в мире значение публичной дипломатии в процессе формирования имиджа государства поднимается на новый, более значимый уровень и для социума и для взаимодействия государств на международном уровне» [10, с. 16].
Особенно глобализация и бурное развитие современных информационно-коммуникационных технологий может стать главным фактором в процессе разрушения не только международного имиджа государства, но и самих государств. События на Ближнем Востоке могут быть примером данной тенденции. Поэтому «применение современных информационных технологий может иметь самые разрушительные последствия для имиджа государства и для социума» [12, с. 9].
Дипломатия в условиях современности требует нового политического мышления и некоторого воображения, чтобы понять и почувствовать действительное положение дел в международной обстановке и подлинные намерения правительства во взаимодействиях с другими международными акторами и субъектами в рамках взаимовыгодных отношений. Современные международные политические процессы требуют от государств использования качественно новых дипломатических и политических технологий.
Таким образом, в период развития международных отношений, приоритетные направления многовекторной дипломатии требуют качественного отношения. Так как многовекторная дипломатия Таджикистана находится на стадии развития, она требует особого внимания. Многовекторная дипломатия только тогда сможет защитить национальные интересы, когда устранит все факторы, препятствующие развитию
международного имиджа Таджикистана.
Существование различных негативных проблем и тенденций не позволяет сформировать позитивный имидж государства. «Реально существующие в обществе проблемы могут создавать серьезные трудности на пути формирования позитивного имиджа государства как внутри страны, так и за ее пределами» [6, с. 27]. Существующие в обществе проблемы, такие как высокий уровень коррупции, бедность, безграмотность, социальная несправедливость и другие негативные общественные тенденции кардинально изменяют восприятие государства за рубежом. По мнению Адама Смита, «ни одно общество, без сомнения, не может процветать и быть счастливым, если значительнейшая часть его членов бедна и несчастна» [1, с. 130]. Проблема бедности в Республике Таджикистан до сих пор остаётся одной из актуальных проблем. По сравнению с 2015 годом, в 2019 году уровень бедности в стране снизился с 31%: до 29,5%2. По нашему мнению, в действительности прогрессивное состояние общества означает радость народа, который живёт изобильной и достойной жизнью. Формирование восприятия и привлекательности государства за рубежом немыслимо без решения социальных проблем.
Следует принимать во внимание, что основные этапы возникновения и формирования международного имиджа каждого государства, безусловно, связаны с их первыми внешнеполитическими шагами на международной арене. Самостоятельная международная деятельность Республики Таджикистан начинается с обретения государственной независимости. С 9 сентября 1991 года начинается новый этап во внешней политике и в формировании международного образа Таджикистана в качестве полноправного члена международного сообщества. Уже к концу 1992 года Республику Таджикистан официально признали и установили с ней дипломатические отношения 50 стран мира: КНР (4 января 1992 г.), Иран (9 января 1992 г.), Мексика (14 января 1992 г.), Дания (21 января 1992 г.), Турция (29 января 1992 г.). С первых лет независимости, наряду с двусторонними отношениями, Таджикистан уделял особое внимание многосторонним отношениям в рамках различных международных организаций: СНГ (декабрь 1991 г.), ОБСЕ (26 февраля 1992 г.), ООН (2 марта 1992 г.) и т.д.
После обретения политической независимости Республика Таджикистан, определяя основные приоритеты своей внешней политики, установила дипломатические отношения с различными странами мира. На основе создания межгосударственных отношений постепенно развивался имидж Таджикистана на международной арене. Но, к сожалению, Таджикистан не смог использовать возможности, которые появились на уровне внешней политики. Когда Республика Таджикистан делала первые шаги на международной арене, она столкнулась с внутренним конфликтом, который кардинально изменил международный образ Таджикистана. С этой точки зрения, в первый период мы не можем положительно оценить международный облик страны, потому что гражданская война негативно повлияла на имидж страны на международной арене.
Таким образом, имевшие место на тот момент негативные факторы отрицательно
1 Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2015, г. Душанбе. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/8137
2 Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2018, г. Душанбе. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/19089
повлияли на развитие международного имиджа Таджикистана. Названные факторы препятствовали устойчивому развитию страны на внутреннем и международном уровне.
Другими словами, более высокий международный рейтинг государств заключается в эффективности дипломатии, которая устанавливается на основе доверия и взаимовыгодных отношений с другими государствами. Здесь имеются в виду разного рода межгосударственные взаимовыгодные отношения. Именно такие тенденции в условиях современности укрепляют позиции государства в глобальном пространстве.
Сейчас многие исследователи пишут о том, что ключ к успеху в формировании положительного имиджа государства во многом находится в руках средств массовой информации. Они являются главными факторами формирования имиджа государства. «СМИ являются основным инструментом формирования правильного понимания сути и целей инициатив государства на международной арене» [13, с. 46-51]. В условиях Таджикистана данный фактор тоже не исключен. Но, к сожалению, в Республике Таджикистан СМИ не в состоянии пропагандировать образ государства за пределами страны. Во-первых, представители СМИ страны не функционируют за рубежом. Во-вторых, государственные СМИ не имеют никаких официальных отношений с дипломатическими представителями Республики Таджикистан за рубежом. Культурные атташе не работают плодотворно и не пропагандируют богатую культуру таджиков на достаточном уровне.
Формирование положительного международного имиджа государства зависит от стабильного внутреннего развития страны. Дипломатия должна соответствовать национальным интересам и влиять на приоритетные направления устойчивого развития страны.
Дипломатические технологии формирования международного имиджа государства могут быть оправданы не только с позиции широких национальных интересов, но и с позиции жизненно важных интересов в рамках внутренней и внешней политики. Для государства поэтапно идти вперёд и дальше развиваться - значит формировать и, в конце концов, повышать свой международный имидж на локальном и глобальном уровне.
Для устойчивого развития общества государству необходимо воспитывать национальный дух и самосознание граждан, способных увидеть перспективы будущего в условиях изменяющегося мира. Существенной принадлежностью разумного государства, в отличие от дурного государства, являются сознание, мышление и духовный мир дипломатов. Дипломатия - это обоюдоострое оружие, которое обременяет и может поранить свое государство, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться. Эти способности должны произвести коренные изменения в межгосударственных отношениях, которые очень сильно зависят от уровня национального самосознания. Как отмечает президент страны Эмомали Рахмон, «формирование положительного международного имиджа Таджикистана для Министерства иностранных дел и дипломатических представительств нашего государства было и остаётся одной из центральных задач. Вопросы защиты чести и достоинства на международной арене, зарубежного авторитета и надёжного партнёрства для Таджикистана стоят на первом месте»1. В современных глобализационных процессах, когда национальные культуры
1 Выступление Президента Таджикистана Эмомали Рахмона по случаю открытия нового здания МИД Республики Таджикистан. Душанбе. 13 марта 2013 г. URL:http://www.prezident.tj/ru/node/4114
подвергаются сильному влиянию европейских и других стереотипов, действия дипломатических структур могут способствовать и развивать национальные культурные элементы на мировой арене. В таких условиях, когда многие граждане Таджикистана находятся в трудовой и иной иммиграции, дипломатические органы и структуры в зарубежных государствах могут поддерживать их при культурной и социальной адаптации в зарубежных обществах. Национальное государство должно сфокусировать внимание на приоритетных вопросах внешней политики и важных проблемах общества, находясь в поисках решения актуальных проблем, так как эти проблемы могут создавать преграды в поднятии имиджа государства на международной арене. Государству всегда нужны храбрые и идеальные дипломаты, которые бы дали точные прогнозы по решению приоритетных внешнеполитических вопросов в контексте многовекторной международной деятельности. В противном случае, и без идеальных и высококвалифицированных дипломатов, особенности многовекторной международной деятельности государств не могут соответствовать национальным интересам. Профессиональный дипломат должен соединить и привести к гармонии различные элементы внешней политики государства. Всё, что возникает из национальной позиции, порождает абсолютный дух в источнике или верхушке дипломатической деятельности. Только на основе абсолютного национального духа все внешнеполитические органы государства выстраивают отношение к самой нации.
Сущность непрофессиональной дипломатии состоит в том, что она не учитывает национальные интересы. По этой причине дипломатия разных государств не имеет одинакового характера. Дипломатия способна укреплять национальную мощь и признание народов (наций) на мировой арене и показать их как субъектов государства, вызывающего интерес.
Список использованной литературы:
1. Смит, Адам. Исследование о природе и причине богатства народов. - М.: ЭКСМО, 2017. -1056 с.
2. Акаев Д.В. Интернет - проектирование в пространстве функционирования гражданского общества // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 6 (101). - С. 54-59.
3. Бахриев Б.Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политика. Серия общественных наук. - 2017. - №1(70). - С. 131-147.
4. Никольсон, Гарольд. Дипломатия. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1941. - 156 с.
5. Киссинджер, Генри. Дипломатия. -М.: АСТ, 2018. - 896 с.
6. Гребенкина Е.В. Трансформация дипломатии в рамках сетевой структуры мира // Вестник Томского государственного университета. -2016. - № 3 (35). - С. 138-144.
7. Драгачёва О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / О.С Драгачёва. -М., 2006. - 190 с.
8. Камбон, Жюль. Дипломат. -М. : Политиздат, 1946. - 88 с.
9. Монтень, Мишель. Опыты. В трех томах. Т.1. - М. : Наука, 1981. - 703 с.
10. Паршина Е.В. Роль публичной дипломатии в формировании имиджа государства (политологический анализ на опыте США и СССР/РФ): дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 /Е.В. Паршина. -М., 2006. - 150 с.
11. Самойленко В.В. Профессиональные секреты дипломата: учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2016. - 272 с.
12. Улитина М.О. Формирование международного имиджа России в условиях информационной глобализации: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 /М.О. Улитина. -М., 2015. - 199 с.
13. Шарафутдинова Э.В. Роль информационного фактора в формировании имиджа государства на международной арене // Вестник Санкт - Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2011.-№1. - С. 46-51.
Reference Literature:
1. Smith, Adam. Exploration Devoted to Nature and the Cause of Wealth of Nations. -M.:EKSMO, 2017. -1056pp.
2. Akayev D.V. Internet-Designing in the Space of Civil Society Functioning // Bulletin of Saratov State Law Academy. - 2014. - № 6 (101). - pp. 54-59.
3. Bakhriev B.Kh. Public Diplomacy in Modern Research Discourse // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Social Science Series. - 2017, - №1 (70). -pp. 131-147.
4. Nicholson, Harold. Diplomacy. - M.: State Publishing House of Political Literature, 1941. - 156 p p.
5. Kisinger, Henry. Diplomacy. -M.: AST Publishing House, 2018. - 896 pp.
6. Grebenkina Ye.V. Transformation of Diplomacy within the Frameworks of Structure of the World // Tomsk State University Bulletin. - 2016. - № 3 (35). - pp. 138-144.
7. Dragachyova O.S. Foreign Policy Image of State and its Leader: Technologies of Formation and Positioning: Candidate dissertation in political sciences. - M., 2006. - 190pp.
8. Cambon, Jules. Diplomat. -M.: Politizdat, 1946. - 88pp.
9. Montaigne, Michel. Experiences. In three volumes. Volume 1. - M.:Science, 1981. - 703 pp.
10. Parshina Ye .V. The Role of Public Diplomacy in Shaping the Image of State (Political Analysis on the Experience of the United States and the USSR / Russian Federation): Candidate dissertation in political science. - M., 2006. - 150pp.
11. Samoylenko V.V. Professional Secrets of a Diplomat. Tutorial. - M.: Aspect Press, 2016. -272 pp.
12. Ulitina M.O. Formation of International Image of Russia under the Conditions of Informational Globalization: Candidate dissertation in political sciences. - M., 2015. - 199 pp.
13. Sharafutdinova E.V. The Role of Informational Factor in the Formation of the Image of State at the International Arena // Bulletin of St. Petersburg University. Series 6. Philosophy. Culturology. Political science. Law. International relationships. - 2011, №1. -pp. 46-51.