Научная статья на тему 'Место и роль аудита в регулировании сферы охраны труда'

Место и роль аудита в регулировании сферы охраны труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА / AUDIT OF A CONTROL SYSTEM BY OCCUPATIONAL SAFETY / АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ / CERTIFICATION OF WORKPLACES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елин А.М.

В статье рассматриваются вопросы социальной ответственности и организации внутреннего и внешнего аудита сферы охраны труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of audit in regulation of the occupational safety

Creation of healthy and safe working conditions in the organizations of different types of economic activity is based on the system of preventive and precautionary actions. Their orientation is defined by fundamental legislative and bylaws and specifics of technology and the organization of productions. Audit as a form of external and internal influence of the protection and safety in the work possesses has a regulator role, promoting not only the organizations of labour operations, but to the prevention of their possible adverse manifestations.

Текст научной работы на тему «Место и роль аудита в регулировании сферы охраны труда»



УДК 331.45

Место и роль аудита в регулировании сферы

охраны труда

А. М. Елин,

ФГБУ ВНИИ охраны и экономики труда, главный научный сотрудник, кандидат социологических наук, доцент

В статье рассматриваются вопросы социальной ответственности и организации внутреннего и внешнего аудита сферы охраны труда.

Ключевые слова: условия труда, социальная ответственность, аудит системы управления охраной труда, аттестация рабочих мест.

За последние годы на предприятиях сложилась чёткая система организации и проведения мероприятий по охране труда. Ответственность за создание достойных условий труда лежит по законодательству на владельце организации. Организация выбирает себе страховую компанию, научное учреждение или специальную фирму, которые имеют опыт и знания по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а внешний контроль и надзор за правильностью проведения этих мероприятий осуществляет государственная инспекция по труду. Совершенствование управления охраной труда основывается на сформированном у работодателя понимании экономической выгоды, производственной обоснованности и социальной престижности своей организации.

Социальные отношения во взаимосвязи с трудовыми и экономическими охватывают весь период жизни и деятельности человека, занимают особое место в федеральном и региональном законодательстве и регулируются гражданским, административным, трудовым, семейным, налоговым и уголовным правом, нормами практически всех действующих кодексов Российской Федерации. Сегодня всё большую роль играют документы, содержащие нормативные требования, обеспечивающие социальную ответственность организаций, в первую очередь, в областях, определённых Всемирной декларацией прав человека, конвенцией ООН по правам детей и других категорий.

Социальная ответственность - широкое понятие, охватывающее и такие проблемы, как экология, социальная справедливость, равноправие. Предусматривается, что организации обязаны проявлять ответственность как минимум в трёх областях - финансы, влияние деятельности организации на общество и окружающую среду, воздействие на экологию. Это относится не только к бизнесу, но и к государственным и муниципальным органам управления, и к общественным организациям.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является наиболее затратной из всего комплекса расходов на организацию профилактических мероприятий. Однако работодатель идёт на эти затраты будучи уверенным, что они окупятся не только с точки зрения

экономической выгоды, но и с точки зрения социальной ответственности, престижности и рекламы, что в условиях конкуренции совсем не последний аргумент. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и инспекционного контроля (аудита) работ по охране труда позволяет добиваться постоянного улучшения условий труда работников, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Кроме того, организации, прошедшие аттестацию, приобретают определённые экономические преференции, например, получают скидку на страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или другие льготы. Таким образом, деятельность работодателя по организации работ по охране труда в компании постоянно стимулируется материально и морально и заинтересовывает его в совершенствовании мероприятий по условиям и охране труда [1].

Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н утверждён новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Его успешная реализация в полном объёме требует проведения широкой разъяснительной и подготовительной работы непосредственно в коллективах, среди специалистов, занятых измерениями и оценкой факторов производственной среды и трудового процесса, а также подготовки дополнительных уточнений и разъяснений отдельных положений в виде комментария. В настоящее время такая работа проводится, однако требует определённого подхода.

Рассмотрим отдельно вопрос социального аудита по условиям труда. Социальный аудит - это, по существу, более высокая стадия контроля организации работ по охране труда, в том числе аттестации рабочих мест по условиям труда. В начале развития аттестации рабочих мест для проведения этой работы были аккредитованы различные и далеко не равнозначные по уровню подготовки специалистов, по оснащению контрольно-измерительной аппаратурой, а также по степени ответственности за качество оказываемых услуг организации. Многие из этих организаций впоследствии приобрели значительный опыт и оказывают услуги высокого качества.

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ I утш.еп(М.:ш

№ 4 (46) 2012, июль-август

Однако в результате пониженного контроля и отступлений от действующего порядка в ряде организаций не оценивается комплексность многих, так называемых неосновных факторов производственного риска, не осуществляется адекватная оценка влияния профессиональных рисков на здоровье работников и, соответственно, не разрабатываются с учётом этого комплексные меры по оздоровлению условий труда. То есть проводимые мероприятия оказываются работой на процесс, а не на результат.

Один из аспектов решения проблемы состоит в том, чтобы перераспределить функции и оказать существенное влияние на качество проведения измерений и установление истинных параметров условий труда, что обеспечит сохранение здоровья работников. Уже изменился порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, заканчивается подготовка требований к аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Но процесс подготовки порядка аккредитации организаций, занятых в сфере услуг, затянулся.

Необходимы пересмотр самой процедуры аттестации, включение в неё компонентов оценки профессиональных рисков на основе разработки и утверждения уточнённых методик. Требуется унификация подходов к проведению измерения гигиенической оценки полученных данных, то есть разработка и совершенствование механизмов их реализации, подготовка специального руководства и критериев оценки соответствующих параметров, пригодных для целей аттестации. Должны быть пересмотрены или подготовлены новые методики оценки различных факторов среды и трудового процесса. При этом нельзя не учитывать эргономические критерии, что особенно важно для оценки рабочих мест, используемого оборудования и инструмента.

Действующее ныне «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2. 2006-05 не отвечает в полной мере требованиям аттестации рабочих мест по условиям труда, так как было принято для других целей [2]. В настоящее время подготовлен и рассматривается проект «Гигиенических критериев...», в которых содержатся отличия, характеризующие стремление Минздравсоцразвития России к некоторому смягчению требований к работодателю и приближению этих требований к европейскому уровню оценки.

В новых критериях не оцениваются: контактный ультразвук, микроклимат на открытой территории, коэффициент пульсации, блесткость, параметры освещения ВДТ, ЭМП от компьютера. Напряжённость трудового процесса оценивается по трём пунктам вместо двадцати: плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений; число объектов одновременного наблюдения; работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т. п.). Вводится новая классификация условий труда по классам опасности и др. Однако для того, чтобы с одновременным смягчением оценочных критериев не ухудшилось общее состояние выявления рисковых ситуаций по факторам рабочей среды и трудового процесса,

проект нового варианта «Гигиенических критериев.» должен быть широко обсуждён в научной и производственной среде.

Учитывая, что ведущими научными учреждениями наработаны различные технологии обработки материалов аттестации, наступил момент, когда необходимо внедрить единую унифицированную программу, позволяющую формировать сводные данные аттестации рабочих мест по условиям труда и оценку степени риска для здоровья персонала, включая также оценку репродуктивной функции работников. Необходимо интенсифицировать работу по совершенствованию гигиенических и эргономических критериев оценки и квалификации условий труда, ускорить разработку технических нормативов или параметров безопасности по ряду действующих вредных и опасных факторов трудового процесса и производственной среды, разработать и принять единый порядок по внедрению современных технических средств защиты работников от влияния вредных и опасных факторов на рабочих местах всех категорий работников, в том числе государственных служащих.

В организациях должны быть особо учтены рабочие места, которые по гигиеническим или иным параметрам не соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. Необходимо также усилить контроль состояния условий и охраны труда на производстве, проведения аттестации рабочих мест со стороны специалистов инспекции по труду и государственной экспертизы условий труда, иных уполномоченных организаций. Непосредственно в организациях в этот процесс должны быть более активно вовлечены представители от работников. На следующем этапе целесообразно привлечь к организации внешнего социального аудита специалистов государственной экспертизы условий труда, а в ряде случаев и независимых экспертов. Государственная экспертиза условий труда должна включать в себя контроль условий охраны труда, качество аттестации рабочих мест, подготовку предложений по отнесению организаций к классу профессионального риска, осуществление государственной экспертизы на рабочих местах при проектировании, строительстве, реконструкции.

Эти проблемы в основном касаются оценки условий и охраны труда. Вместе с тем, в определенной степени за пределами законодательного и нормативно-правового решения остались не менее важные вопросы. Прежде всего это отсутствие действенной экономической, в том числе налоговой политики, направленной на повышение заинтересованности и ответственности работодателей за выполнение требований охраны труда и сохранения здоровья работающего персонала. Это привело к нарастанию тенденций сокрытия предпринимателями имеющихся профессиональных рисков.

Одна из ведущих ролей должна быть отведена эргономической оценке рабочих мест, их обустройству и соответствию эргономическим параметрам безопасности производственного оборудования, рабочего инструмента и другой оснастки, используе-

мой в различных видах труда. Также в последнее время были практически утрачены оценка профессиональной пригодности персонала к соответствующим видам работ и преимущественное медицинское обслуживание работников различных видов деятельности. Резкое сокращение инфраструктуры здравоохранения на производстве, включающей сеть здравпунктов, профилакториев, практику заключения договоров с медицинскими учреждениями, привело к значительному сокращению объёмов и качества профилактической и оздоровительной работы. Целесообразно изучить и внедрить опыт Минтруда Франции, где координацию аналогичной работы осуществляет Высший совет профилактики профессиональных рисков, в состав которого входят представители исполнительной власти, работодателей, профсоюзов, медико-социальной и технической науки. К сожалению, в нашей стране в большинстве хозяйствующих субъектов ресурсные и иные возможности для оказания первой неотложной помощи на рабочем месте в случае травмы или острого заболевания используются слабо. Не подготовлены к оказанию первой помощи кадровые рабочие, руководители, особенно среднего звена. Из-за низкого уровня социальной ответственности бизнеса чрезвычайно высоки показатели неблагоприятных исходов.

Для решения этих проблем наряду с использованием системы государственной экспертизы условий труда необходимо формирование системы социального и медицинского аудита. Система медико-социального аудита - это система независимой комплексной документированной оценки соблюдения субъектом хозяйствующей деятельности требований и норм в области охраны здоровья работающих и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Сегодня не учитываются комплексные многофакторные влияния различных производственных, экологических, поведенческих и иных рисков для здоровья. Более глубокое изучение состояния здоровья работников позволило бы внести коррективы в медицинские регламенты их освидетельствования и, возможно, профессиональной деятельности. Но таких исследований пока крайне мало. Также в связи с изменяющимися условиями труда перечень общих противопоказаний к приёму на работу на вредные, неблагоприятные условия труда требует постоянной корректировки с учётом развития новых производственных технологий, комплексного и потенцирующего воздействия различных рисков производственного и иных характеров [3].

Аудит системы управления охраной труда - это независимая проверка ситуации с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда. Мировая практика показывает, что степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в том числе различного рода аварии и нарушения) зависит не только от существующих технологий, но и

в первую очередь от уровня управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено её непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке её качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда в организации и должен быть нацелен аудит. Одной из форм такого аудита (внешнего) сегодня выступает инспекционный контроль мероприятий, проводимых в области охраны труда.

Аудит должен быть направлен на оценку качества и эффективность функционирования системы управления охраной труда, а не на поиск конкретных нарушений. Любое нарушение - это повод к выявлению несоответствия в структуре системы управления охраной труда, либо в процессе реализации намеченных целей. К проведению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Специалисты, занятые аудитом, могут быть штатными сотрудниками в составе организации либо наняты для проведения конкретной проверки. Оптимален вариант, когда специалисты, привлекаемые для проведения аудита, не являются штатными сотрудниками организации, но хорошо знают технологию работ и знакомы с требованиями охраны труда и управления этими процессами.

Целесообразно сформировать общественный институт экспертов (аудиторов) в области охраны и безопасности труда из числа наиболее подготовленных и высококвалифицированных специалистов, умеющих не только контролировать требования безопасности, что очень важно, но и знающих, как именно обеспечить решение данной проблемы, и способных оказать практическую помощь работодателю в конкретной ситуации.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и независимая внешняя организация (3-я сторона - акционеры, инвесторы и др.).

Согласно ГОСТ 12.0.230-2007 «Общие требования к управлению охраной труда», объектами аудита могут являться:

- риски;

- требования законодательных актов и иные требования;

- цели и задачи в области охраны труда;

- планы мероприятий (программы);

- ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомлённость персонала в области охраны труда;

- связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

- документация и управление документацией;

- управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ I шту.тйт

№ 4 446) 2012, июль-август

- готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

- мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

- несоответствия и профилактические действия;

- зарегистрированные данные;

- анализ со стороны руководства;

- степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из требований данного стандарта объекты аудита целесообразно подразделять по видам оборудования. Объектом аудита будут являться, например, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации конкретного оборудования. По видам аудит должен подразделяться на аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация системы управления охраной труда требованиям стандарта. Аудит соответствия уточняет, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной системы управления охраной труда. Внутренний аудит является наиболее важным, поскольку обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы.

В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный. Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в орга-

низации при установлении недопустимых фактов или происшествий. Его основная цель - сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть руководитель службы охраны труда или соответствующий специалист. Целевой аудит, по сути, является аналогом оперативного, но проводится согласно утверждённому плану и основной целью имеет сбор информации об одном из объектов. Такие аудиты включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда или работодатель, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации. Комплексный аудит должен проводиться по всем возможным объектам аудита и чётко по графику, который разрабатывается службой охраны труда, утверждается работодателем до начала года и направляется руководителям структурных подразделений.

Выводы

Создание здоровых и безопасных условий труда в организациях различных видов экономической деятельности базируется на системе профилактических и предупредительных мероприятий. Их направленность определяется основополагающими законодательными и подзаконными актами, а также спецификой технологии и организации производственных процессов. Аудиту как форме внешнего и внутреннего воздействия сферы охраны и безопасности труда принадлежит роль регулятора, способствующего не только организации трудовых операций, но и предупреждению возможных их неблагоприятных проявлений.

Разработка документов по проведению внутреннего аудита должна быть проведена в рамках организаций в виде их локальных нормативных актов, порядок и последовательность принятия которых определены статьей 372 ТК РФ.

Литература

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями).

2. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. Издание официальное. - 2005. Вып. 3 (21).

3. Елин А. М. Охрана труда: проблемы и пути решения: Монография. 2010. - 464 с.

Place and role of audit in regulation of the occupational safety

A. M. Yelin,

main research assistant, FSBI "All-Russia Scientific Research Institute for Occupational Safety & Labour Economics",

PhD in Sociology

Creation of healthy and safe working conditions in the organizations of different types of economic activity is based on the system of preventive and precautionary actions. Their orientation is defined by fundamental legislative and bylaws and specifics of technology and the organization of productions. Audit as a form of external and internal influence of the protection and safety in the work possesses has a regulator role, promoting not only the organizations of labour operations, but to the prevention of their possible adverse manifestations.

Keywords: working conditions, social responsibility, audit of a control system by occupational safety, certification of workplaces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.