Научная статья на тему 'Место и роль административно-правовых средств в системе юридического противодействия коррупции'

Место и роль административно-правовых средств в системе юридического противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3261
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ANTI-CORRUPTION POLICY / CORRUPTION / ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалов Валерий Алексеевич

Статья посвящена определению места и роли административно-правовых средств в системе юридического противодействия коррупции. Автор характеризует механизм антикоррупционной деятельности, поддерживаемый с административно-правовой и управленческой стороны и реализуемый на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время, начиная с принятия в 2008 году Федерального антикоррупционного закона, в россии формируется механизм антикоррупционной деятельности, поддерживаемый в административно-правовой и управленческой стороны реализуемый на федеральном и региональном уровнях. К числу ведущих административноправовых средств предупреждения и пресечения коррупции относятся: точное и полное соблюдение принципа отбора и профессионального роста кадров публичной службы на основании оценки их профессионализма; обеспечение служащим достойной оплаты труда и льгот, которые бы в необходимой мере стимулировали честный труд и гарантировали особый социальный статус, потеря которого была бы более значима, чем коррупционное обогащение; система надзора и контроля за служебным поведением публичных служащих, призванная пресекать их противозаконное проведение. Административно-правовые средства регулирования антикоррупционной работы в области государственной службы могут быть классифицированы по виду документов, которые становятся юридическим основанием того или иного типа отношений (нормы права, правоотношения, договоры, правоприменительные акты), а также по виду предписываемых отношений: правовые стимулы либо ограничения (права, льготы, запреты, поощрения, наказания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коновалов Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF ADMINISTRATIVE REMEDIES IN THE LEGAL SYSTEM OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

The article is devoted to defining the place and role of administrative law remedies in the legal system for combating corruption. The author describes the mechanism of anti-corruption activities supported with administrative, legal and management and implemented at Federal and regional levels. Currently, since the adoption in 2008 of the Federal anti-corruption law in Russia formed by the mechanism of anti-corruption activities supported by administrative, legal and management implemented at Federal and regional levels. Among the leading administrative and legal means of prevention and suppression of corruption include: precise and full compliance with the principle of selection and professional development of personnel of the public service on the basis of evaluation of their professionalism; providing employees a decent wage and benefits, which would be to the necessary extent stimulated honest work and guaranteed special social status, the loss of which would be more important than the corrupt enrichment; the system of supervision and control over the official conduct of public servants, designed to stop their illegal conduct. Administrative and legal means of regulation of anti-corruption work in the field of public service can be classified by type of documents that become the legal basis of some or other type of relations (law, legal, contracts, enabling legislation), as well as by the form prescribed relations: legal incentives or restrictions (rights, privileges, prohibitions, rewards and punishments).

Текст научной работы на тему «Место и роль административно-правовых средств в системе юридического противодействия коррупции»

УДК 342

Коновалов В.А.

Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: 48352.valeriy@mail.ru

место и роль административно-правовых средств в системе юридического противодействия Коррупции

статья посвящена определению места и роли административно-правовых средств в системе юридического противодействия коррупции. Автор характеризует механизм антикоррупционной деятельности, поддерживаемый с административно-правовой и управленческой стороны и реализуемый на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время, начиная с принятия в 2008 году Федерального антикоррупционного закона, в россии формируется механизм антикоррупционной деятельности, поддерживаемый в административно-правовой и управленческой стороны реализуемый на федеральном и региональном уровнях. К числу ведущих административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции относятся: точное и полное соблюдение принципа отбора и профессионального роста кадров публичной службы на основании оценки их профессионализма; обеспечение служащим достойной оплаты труда и льгот, которые бы в необходимой мере стимулировали честный труд и гарантировали особый социальный статус, потеря которого была бы более значима, чем коррупционное обогащение; система надзора и контроля за служебным поведением публичных служащих, призванная пресекать их противозаконное проведение.

Административно-правовые средства регулирования антикоррупционной работы в области государственной службы могут быть классифицированы по виду документов, которые становятся юридическим основанием того или иного типа отношений (нормы права, правоотношения, договоры, правоприменительные акты), а также по виду предписываемых отношений: правовые стимулы либо ограничения (права, льготы, запреты, поощрения, наказания).

Ключевые слова: Антикоррупционная политика, коррупция, противодействие коррупции, административное право.

Наряду с нравственными, социальными, политическими и иными средствами противодействия коррупции важнейшую роль в антикоррупционной деятельности играют средства нормативно-правового регулирования. Актуализация работы по административно-правовому обеспечению борьбы с коррупцией - всемирный процесс, связанный с современной тенденцией к институонализации коррупции, ее закреплением в устойчивых формах в публичной и частной сфере.

Сравнительно длительный период новейшей истории России борьба с коррупцией провозглашалась одним из главных направлений деятельности государственной власти. Так, еще в Указе Президента РФ от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией» превенция и пресечение коррупционных явлений были указаны в качестве приоритета деятельности государственной власти. Однако многие из пунктов данного указа так и остались декларативными заявлениями, в силу различных факторов. В Указании Генерального прокурора РФ от 12 августа 1996 г № 49/7 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией прокурорского надзора за исполнением законодательства о государствен-

ной и муниципальной службе» сказано, что коррупционные явления тесно переплелись с организованной преступностью, а криминальные структуры проникли в различные эшелоны власти, в том числе в сфере публичной службы. С 2008 года работа по противодействию коррупции существенно активизировалась, в том числе стала постоянной горячей темой СМИ. Однако, как точно замечает А.Куракин, «от всеобщего обсуждения проблемы коррупции мало что сделано для становления и развития административно-правового механизма предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы» [5, с. 13].

В настоящее время, начиная с принятия в 2008 году Федерального антикоррупционного закона, в России формируется механизм антикоррупционной деятельности, поддерживаемый в административно-правовой и управленческой стороны реализуемый на федеральном и региональном уровнях.

Важнейшую роль в антикоррупционной деятельности играют средства нормативно-правового регулирования, характеризуемые как совокупность нормативных правовых предписаний, регламентирующих приемы, способы противодействия

коррупционным отношениям, и юридических технологий, сопряженных с эффективным правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующих снижению факторов коррупционной деятельности и порождающих ее причин [2, с. 70]. Административно-правовые средства противодействия коррупции являются основой и залогом успешной реализации других мер, таких как экономические, научные, организационные, пропагандистские и пр. Вместе с тем нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции должно быть логической частью общегосударственной антикоррупционной политики.

Антикоррупционное законодательство, действующее в Российской Федерации, может быть подразделено на несколько групп источников. Это 1) международные правовые акты; 2) федеральные законы; 3) Национальная стратегия противодействия коррупции; 4) указы Президента и правовые акты органов государственной власти; 5) законодательство субъектов Российской Федерации. За 2009-2013 гг. было принято свыше 40 нормативно-правовых актов, направленных на противодействие коррупции, в основном подзаконного характера[4, с. 46].

В настоящее время противодействие коррупции в публичной службе Российской Федерации опирается на ряд нормативных правовых актов, принятых в 2006-2013 годах. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»[9] свидетельствует о том, что работа по формированию механизма антикоррупционной работы далеко не завершена: коррупция продолжает мешать проведению реформ и моральному оздоровлению общества, ухудшает имидж России на мировой арене.

Нормативно-правовые основания, в частности, имплементация норм международного антикоррупционного права в законодательство Российской Федерации, создают необходимые предпосылки для формирования механизма противодействия коррупции в системе публичной (государственной и муниципальной) службы в Российской Федерации. Совместное ведение

Российской Федерации и субъектов в отношении координации вопросов обеспечения законности и правопорядка (согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), а также в отношении административного законодательства (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции) обеспечивает указанное в Федеральном законе «О противодействии коррупции» положение о том, что органы публичной власти (федеральные государственные, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы самоуправления) занимаются антикоррупционной деятельностью в рамках своих полномочий.

Антикоррупционная политика государства как понятие пока не имеет устоявшегося определения. Э.З. Идрисов определяет ее как «структурный элемент политической жизни, связанный с отношениями между социальными группами, органами государственной власти и местного самоуправления, физическими и юридическими лицами по противодействию умышленному использованию должностными и публичными лицами предоставленной им дискриционной власти в целях удовлетворения личных или групповых интересов в ущерб интересами личности, общества и государства» [3, с. 8].

В демократическом строе антикоррупционная политика имеет два основных измерения: государственную политику (которая реализуется через публичную власть) и взаимодействие государства с органами местного самоуправления, бизнесом, гражданским обществом. Современное состояние коррупционной зараженности общества свидетельствует о том, что необходимо обоснование антикоррупционной политики как одной из задач функционирования государства.

К числу ведущих административно-право вых средств предупреждения и пресечения коррупции относятся следующие:

- точное и полное соблюдение принципа отбора и профессионального роста кадров публичной службы на основании оценки их профессионализма;

- обеспечение служащим достойной оплаты труда и льгот, которые бы в необходимой мере стимулировали честный труд и гарантировали особый социальный статус, потеря которого была бы более значима, чем коррупционное обогащение;

Коновалов В.А.

Место и роль административно-правовых средств..

- система надзора и контроля за служебным поведением публичных служащих, призванная пресекать их противозаконное проведение [6, с. 67-68].

Административно-правовые средства регулирования антикоррупционной работы в области государственной службы могут быть классифицированы по виду документов, которые становятся юридическим основанием того или иного типа отношений (нормы права, правоотношения, договоры, правоприменительные акты), а также по виду предписываемых отношений: правовые стимулы либо ограничения (права, льготы, запреты, поощрения, наказания) [1, с. 121].

Важнейшим механизмом антикоррупционной политики является социальная оценка явления коррупции. В связи с этим Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы предусматривал «обеспечить проведение среди всех социальных слоев населения в различных регионах страны социологических исследований, которые позволили бы оценить уровень коррупции в Российской Федерации и эффективность принимаемых антикоррупционных мер» [8]. Социологические исследования в этой области происходят как на региональных уровнях, так и на федеральном. С 1999 г. мониторинг отношения к коррупции в обществе проводит фонд «Общественное мнение». Социологические исследования этого вопроса проводятся на базе кафедры государственной службы и кадровой политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [10]. Согласно исследованию 2012 года, среди наиболее приоритетных направлений антикоррупционной политики государства опрошенные респонденты и эксперты видят:

- скрупулезный отбор претендентов на замещение должностей публичной службы (36,1% респондентов и 50,0% экспертов);

- проверка точности применения инструкций назначения на должности публичной службы (24,8% и 27,5%);

- обширное применение ротации служащих на всех уровнях (26,6% и 30,3%);

- антикоррупционная профилактическая работа в среде публичных служащих (32,7% и 37,1%);

- ужесточение санкций в случае сокрытия или искажения данных. связанных с кадровой политикой (27,5% и 34,8%);

- предотвращение конфликтов интересов в системе публичной службы (17,1% и 14,6%);

- всестороннее поощрение служащих, деятельно участвующих в антикоррупционной работе (28,9% и 35,4%);

- включение в программы должностного развития публичных служащих антикоррупционных требований (17,4% респондентов и 24,7% экспертов) [7, с. 209].

Успешное осуществление борьбы с коррупцией в современной России предполагает обращение политики государства на интересы общества и личности, что предполагает строгую законность в экономической и политической сфере. Основой антикоррупционной политики государства должна стать сеть институтов гражданского общества, обеспечивающая равенство граждан в правовом отношении.

Противодействие коррупции невозможно без анализа и понимания причин ее возникновения, в частности, исторических. Взлет коррупции в России пришелся на переходное время, в 1990-е годы и позднее. Как было отмечено в Федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005)», в этот период утратили свое значение те моральные и идеологические пути воздействия на работников публичной сферы, которые отчасти ограничивали злоупотребления в советский период. Таким образом, одной из важнейших проблем в сфере превенции коррупции в среде государственных и муниципальных служащих является проблема этического облика служащего.

Антикоррупционная политика в современном состоянии российского государства должна опираться, по нашему мнению, на следующие принципы:

а) признание статуса коррупции как системной угрозы безопасности государства;

б) привлечение единой системы мер по противодействию коррупции, включающей в себя (важнейшее направление) превенцию коррупции, ее пресечение, уголовное преследование коррупционеров, минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных действий;

в) непротиворечивость и выполнение мер по противодействию коррупции, закрепленных

в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) уточнение антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

Актуальной задачей современного российского правового регулирования антикоррупционной работы, в контексте приближения к мировому опыту антикоррупционной борьбы, остается дальнейшая разработка и внедрение

норм административного (дисциплинарного) права в отношении борьбы с коррупцией в публичной службе. Одним из важнейших направлений нормативно-правового регулирования борьбы с коррупцией в Российской Федерации в ближайшие годы останется антикоррупционная экспертиза.

Административно-правовые средства противодействия коррупции являются основой и залогом успешной реализации других мер, таких как экономические, научные, организационные, пропагандистские и пр. Вместе с тем нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции должно быть логической частью общегосударственной антикоррупционной политики.

15.05.2015

Список литературы:

1. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации: административно-правовые аспекты. М., 2013. 433 с.

2. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 68-80.

3. Идрисов Э.З. Средства массовой информации в системе антикоррупционной политики современной России: автореферат. дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2013. 25 с.

4. Конаков В.А. Сравнительно-правовой аспект профилактики и борьбы с коррупцией в России // Право и современные государства. 2013. № 2. С. 41-47.

5. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М.: NOTA BENE, 2009. 328 с.

6. Куракин А.В. Концепция исследования административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы // Современное право. 2008. № 2. С. 64-68.

7. Магомедов К.О. Об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 201-212.

8. Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin. ru/ref_notes/1172

9. О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: указ Президента Рос. Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvd.ru/document/209916

10. Противодействие коррупции и модернизация государственного управления: опыт России: аналитический доклад. М.: РАНХиГС, 2011. 62 с.

Сведения об авторе:

Коновалов Валерий Алексеевич, заведующий кафедрой административного и финансового права Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.