УДК 81.821.08
МЕСТО ХОДЖА АБДУЛЛАХА АНСАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ СУФФИЗМЕ
Шарипова М.З.
Худжандский государственный университет имени акад. Б.Гафурова
В процессе исследования различных источников ирфана суфизма (исламский гнозис-Ш.М.) можно сделать заключение о наличии множества наук, которые в совокупности можно назвать «науками ирфана». Важнейшими направлениями в науках ирфана являются практический (ирфани амали) и теоретический ирфан (ирфани назари). Большинство произведений практического ирфана, написанного в период до Ибн Араби, относится к практическому ирфану. Практический ирфан - это способ духовного странствия (сайр и сулук), молитв и поминаний (зикр), описания жизни и убеждений гностиков - арифов. Авторы произведений по практическому ирфану иногда вторгаются в вопросы бытия и поиска истины и достижение блаженства, в том числе в результате [особых] духовных состояний и свидетельствований. До Ибн Араби в сфере теоретического ирфана тасаввуфа блистали своими произведениями Абухамил Газали и Айнулкуззат Хамадани, однако Ибн Араби достиг в этом абсолютного совершенства, поскольку многие исламские ученые подтверждают, что Ибн Араби является основоположником теоретического ирфана суфизма. Важнейшие элементы теоретического ирфана получили развитие в поэзии Санаи, Аттара и Руми. Несомненно, в убеждениях гностиков и ученых, проживавших в период до Ибн Араби, существует множество элементов теоретического суфизма, однако Ибн Араби и его последователи создали прочную принципиальную основу, теоретический фундамент, исследовали и дали пояснения по многим неясным вопросам в своем наследии. Два наиболее важных произведения Ибн Араби - «ал-Футухи Маккия» (Мекканские откровения) и «Фусус-ул-хакам» (Геммы мудрости) являются фундаментальными трудами в области теоретического суфизма, хранящие в себе жемчужины общеисторического и индивидуального суфийского опыта.
Знания в теоретическом суфизме обладают огромными отличиями от тематики, источников, способов и приемов воспитания, влияния и итогов, ценностей, роли и статуса других религиозных наук, то есть является неконцептуальным. Промежуток между знаниями в ирфане в теоретическом плане уменьшается, иногда вовсе исчезает. Они относятся к познанию экзотерических, святых и божественных истин, и связаны не с чувствами или внешним восприятием, а внутренней сутью и душой человека. Эти знания достигаются не посредством обучения и изучения и даже теоретическим мышлением, а очищением внутреннего мира, личности, очищения души, искренней любовью (15,64).
В истории ислама практический ирфан пережил достаточно противоборствующих течений, которые по сути противостояния делятся на четыре группы:
1. Радикальный (ортодоксальный) суфизм;
2. Суфии-сторонники принципа любви или аскетизма.
3. Суфии-эристики, которые отрицают другие пути достижения истины вне сознания и мышления.
4. Модернисты и последователи неофилософии, который противостоят тасаввуфу и суфийской гносеологии (15,122).
Несмотря на все противоречия, высказываемые в различные исторические периоды в адрес познания в теоретическом суфизме, он переживал периоды расцвета и до сих является предметом пристального внимания, чем обусловлено появление множества важных и фундаментальных трудов, отражающих идейно-теоретические постулаты тасаввуфа с различных позиций.
Пространство познания практического тасаввуфа охватывает отношение и обязательства человека к собственной персоне, к миру и Богу. Этот раздел тасаввуфа называют «рафтор». В этом разделе тасаввуфа излагается, как и откуда странник должен начать путь для достижения цели, то есть достижения единения, какие пройти обиталища и стоянки, и какие события и состояния будут происходит с ним в пути. И какое вхождение ему будет суждено (13,152). Эти утверждения целиком
относятся к нормам теоретического ирфана и представителем общины, придерживающих подобных воззрений в Маверуннахре и Хорасане, был Ходжа Абдуллах Ансари.
Методы и цели учения Ходжа Абдуллаха Ансари имели целью достижение консенсуса в воззрениях и традициях суфия с религиозными нормами и принципами, пророческими хадисами, вследствие этого он стремился найти путь согласно шариату. До него множество суфиев прилагали усилия в доказательстве теоретических и практических постулатов посредством ссылок на аяты и хадисы, упоминания преданий, и защищая действия и традиции суфиев, прибегали к мистической интерпретации некоторых коранических аятов и пророческих хадисов, однако инициативы и старания Ходжа Абдуллаха Ансари обладали другой, абсолютно новой природой. В книге «Сад майдон» он методом интерпретации каждой области и направления на основе коранических аятов привел в доказательство примеры из священного Корана по неясным вопросам, и согласно такому же методу написал книгу «Маназил-ус-саирин» на арабском языке. В трактатах свои доводы и воззрения для большей убедительности подкреплял хадисами о речах, поведении, благочестии досточтимого пророка Мухаммада (с), причем хадисы указывались с перечислением полной цепи его передатчиков.
ЛИТЕРАТУРА
16. Ансори, Абдуллох. Кашф-ул-асрор ва уддат-ул-аброр.- Техрон: Амири Кабир, 1363.
17. Ансори Абдуллох. Табакот-ус-суфия / Комментарии Хусайни Охи.-Техрон: Фуруги, 1380. - 733 с.
18. Ансори, Абдуллох. Сад майдон / Подготовитель текста и комментарии Косим Ансори. -Техрон, 1363.-125с.
19. Арузи, Низомии Самарканда. Чахор макола / Подготовитель текста и комментарии, автор предисловие Х.Шарифов, У.Тоиров. -Душанбе: Ирфон, 1986. - 136с.
20. Алимардонов А. Таърихчаи насри форсу точик /Дурдонахои наср. Намунахои насри форсу точики асрхои Х-ХП. -Т.1.-Душанбе, 1987.- С.3-14.
21. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку: Маориф, 1980. - 68с.
22. Башир, Алиасгар. Андешахои ирфонии Пири Хирот. - Техрон, 1374. - 135с.
23. Бертельс Е.А. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1965. - 524 с.
24. Боркюэй, Серж. Пири Хирот / Тарчумаи Равонии Фарходи. - Кобул, 1978. - 420с.
25. Занд М.И. Шесть веков славы. Очерки таджикско-персидской литературы. - М.: Наука, 1964. - 235с.
26. Зарринкуб, Абдулхусайн. Арзиши мероси сефия. -Техрон: Интишороти Ориё, 1344. - 270 с.
27. Зарринкуб, Абдулхусайн. Пилла-пилла то мулокоти Худо.-Техрон, 1358. - 398 с.
28. Зарринкуб, Абдулхусайн. Чустучу дар тасаввуфи Эрон. -Душанбе: Ирфон, 1992. - 396 с.
29. Нафиси, Саид. Сарчашмаи тасаввуф дар Эрон. - Техрон, 1343.-275 с.
30. Аль-Фахури, Ханна. История арабской литературы [Текст] : [В 2 т.] : [Пер. с араб.] / [Предисл. А. А. Ковалева и Г. М. Габучана]. - Москва : Изд-во иностр.
31. Katz, Steven T. «Mystical Speech and Mystical Meaning.» In Steven T. Katz, ed.,Mysticism and Language(3-41). Oxford University Prsss, 1992.
32. Нигматов, Н.И. Арабские слова в «Диван»-е Алишера Навои / Н.И. Нигматов, Б.П. Ашрапов // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2022. - № 2-6 (82). - С. 148-153.
ЧОЙГОХИ ХОЧД АБДУЛЛАХИ АНСОРЙ ДАР ТАСАВВУФИ АМАЛЙ
Усули таълим ва уадафи талошуои Хоца мувофщати дидгоууо ва расму оинуои суфи бо меъёр ва аукоми дини ва ауодиси нубувват буд ва кушиш мекард, ки аз руи шариат роу бисозад, уарчанд пеш аз у пирони тасаввуфи зиёде ба исбот Коидауои назарияви ва амалии ин цабила ба овардани ояту уадис ва зикри ривоятуо ва пуштибони аз амалуо ва суннатуои толибони роу ва тафсири ирфонии баъзе оятуо ва уадисуо руй овардаанд, вале Хоца аввалин буд. Як усули умуми ва фарогир дар ин асар, дар китоби «Сад майдон» тамоми асарро бар пояи оятуои Куръон тауким бахшида ва уар як соуаро бо ояте аз оёти Куръон тасдиц намуда, ин усулро дар рисолаи «Манозил-ус-соирин» ба забони араби таълиф намуд. Дар рисолахо кушиш кардааст, ки гуфтор, одобу рафтори Расули акрам (с)-ро баён намояд. Дар уар боби ин асар уадисуои Паёмбар (с) дар баробари зикри силсилаи ровиён ба чашм мерасад.
Калидважахр: тасаввуфи назари, Сад майдон, Табацот-ус-суфия, Манозил-ус-соирин, тасаввуфи амали, Ансори, фалсафа, наср, назм, жанри адаби.
МЕСТО ХОДЖА АБДУЛЛАХА АНСАРИ В ПРАКТИЧЕСКОМ СУФФИЗМЕ
В данной статье рассматривается вклад Ходжа Абдуллоха Ансори в развитие практического суфизма и его идей в познании философию самого суфизма. Ходжа Абдуллах Ансари, обладая
огромными познаниями в области тасаввуфа, достаточно глубоко постигший мистическую философию, стремился следовать предписаниям шариата. Ходжа Абдуллаха Ансари обладали другой, абсолютно новой природой. В книге «Сад майдон» он методом интерпретации каждой области и направления на основе коранических аятов привел в доказательство примеры из священного Корана по неясным вопросам, и согласно такому же методу написал книгу «Маназил-ус-саирин» на арабском языке. В трактатах свои доводы и воззрения для большей убедительности подкреплял хадисами о речах, поведении, благочестии досточтимого пророка Мухаммада (с), причем хадисы указывались с перечислением полной цепи его передатчиков.
Ключевые слова: теоретический суфизм, Сад майдон, Табакот-ус-суфия, Манозил-ус-соирин, практический суфизм, Ансори, философия, проза, поэзия, литературный жанр.
KHOJA ABDULLOH ANSORIS PLACE IN PRACTICAL SUFISM
The article under consideration dwells on Khoja Abdulloh Ansori's contribution into practical Sufism development and his ideas in philosophical recognition of Sufism itself. Possessing deep recognition in the field of tasawwufKhoja Abdullah Ansari who quite profoundly comprehended the mystical philosophy made an endeavor to follow shariah prescriptions. Khoja Abdullah Ansari had a different, absolutely new nature. In the book entitled as «Sad Maydon» he resorting to the method of interpretation of each area and direction based on the Qur'anic verses adduced examples out of the Holy Qur'an on unclear issues; according to the same method he wrote the book referred as to «Manazil-us-sairin» into Arabic. In the treatises, he supported his arguments and views with hadiths about the speeches, behavior, piety of the venerable prophet Muhammad (s) for greater persuasiveness and the hadiths were indicated with a listing of the full chain of his transmitters.
Keywords: theoretical Sufism, Sad Maydon, Tabakot-us-sufi, Manozil-us-soyrin, practical Sufism, Ansori, philosophy, prose, poetry, literary genre.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Шарапова Муътабар Защбуллоевна, номзади илщои филологи, дотсенти кафедраи забон ва адабиёти тоцики факултети забонхри шарци МДТ-и «Донишгощ давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Fафуров» (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд) E-mail: mutabar-1977@mail.ru
Сведения об авторе:
Шарапова Муътабар Захибуллоевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры таджикского языка и литературы факультета восточных языков ГОУ «ХГУ им. акад. Б.Гафуров (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: mutabar-1977@mail.ru
About the author:
Sharipova Mu^tabar Zahibulloevna candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of Tajik language and literature attached to the faculty of oriental languages under the SEI «KhSU named after acad B.Gafurov» (Khujand, Tajikistan) E.mail: mutabar-1977@mail.ru
ТАСВИР^ОИ ПАРАДОКСЙ ДАР АШЪОРИ ЛОЩ ШЕРАЛЙ
Ризобоева Н. М.
Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров
Устод Лоик дар шумори суханварони сохибибтикоре карор дорад,ки барои зухури навоварихо дар анвоъи шеъри муосир накши мухим гузоштааст. Албатта, сарчашмаи ин хама навоварихо пеш аз хама мутолеаи осори суханварони адабиёти классикии точик ва идомаи суннатхои нодири адабиёти классикии точик ба шумор меравад. Худи устод Лоик дар навбати аввал ба ин мутолеа ва бахрварии хеш аз шеъри гузаштагон таъкид намудааст. Аз чумла, дар яке аз сухбатхояш фармудааст, ки «беш аз хама шеърро аз зиндагй, хамчунин аз шеъри Рудакй, Хрфиз, Хайём, Соиб, Калими Кошонй ва махсусан пас аз хондани «Маснавии маънавй» ва «Девони кабир» омухтам».(1, 147)