коммерческого транспорта, обеспечивать социальное благополучие работников и непрерывно повышать эффективность бизнеса.
Использованные источники: 1. Группа ГАЗ // http: //gazgroup .ru/
Подхалюзина В.А., к. э.н.
доцент МАДИ
МЕСТО ГРУППЫ ГАЗ НА РЫНКЕ АВТОБУСОВ
Аннотация. В статье рассматриваются итоги деятельности группы ГАЗ в 2013 году на рынке автобусов
Ключевые слова: автомобиль, производство, ГАЗ
Дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ» занимает лидирующие позиции на российском рынке автобусов
Малый класс
Сегмент автобусов малого класса в Российской Федерации в натуральном выражении сократился на 21% по отношению к 2012 году, падение в денежном выражении составило 15%.
Продажи «Группы ГАЗ» уменьшились на 15% в натуральном и на 7% в денежном выражении. В объеме продаж Дивизиона «Автобусы» в сегменте автобусов малого класса выросла доля более дорогих автобусов ПАЗ-3204.
Продажи малых автобусов «Группы ГАЗ» в 2013 году составили 6773 штук. Общий объем продаж в сегменте на рынке РФ составил 7516 шт.
Дивизион «Автобусы» сохраняет лидирующие позиции в сегменте автобусов малого класса.
Средний класс
Сегмент автобусов среднего класса в Российской Федерации в натуральном выражении сократился на 16% по отношению к предыдущему году, рост в денежном выражении составил 2%.
Дивизион «Автобусы» сохраняет лидирующие позиции в сегменте автобусов среднего класса. Реализовано потребителям 1976 единицы техники. Общий объем рынка составил 2938 шт.
Большой и особо большой класс
В рыночном позиционировании городские автобусы большого и особо большого класса занимают одну нишу с точки зрения сегмента потребителей, механизма принятия решения, совершения покупки, финансирования и использования. В 2013 году произошло сокращение продаж автобусов в сегменте большого и особо большого класса на 28%.
Объем продаж Дивизиона конечным потребителям составил 1630 шт. Общий объем продаж в данном сегменте составил 3104 шт.
Междугородные и туристические автобусы
В 2013 году падение продаж в сегменте составило 3%, в финансовом выражении произошел рост на 18%. Это произошло за счет сокращения ввоза автобусов б/у и увеличения продаж автобусов производства «Группы ГАЗ». Доля импорта уменьшилась с 92% до 54%.
Всего в 2013 году Дивизионом отгружено 846 автобусов класса «междугородные и туристические». Всего продажи в сегменте составили 2121 автобуса.
Основные направления сбыта по итогам 2013 года. Структура продаж в 2013 году
Россия является основным рынком сбыта продукции Дивизиона. В 2013 году основными направлениями сбыта за рубежом традиционно оставались рынки стран СНГ, преимущественно Казахстан и Украина. Поставки в страны Дальнего Зарубежья осуществлялись в страны Азии и Африки.
Изменение модельного ряда в 2013 году
Малый класс
Основу модельного ряда Дивизиона «Автобусы» в 2013 году на рынке РФ в малом классе составляли автобусы ПАЗ-32053/54 и ПАЗ-3204. Также в сегменте представлены специальные автобусы ПАЗ-3205 «Школьный» и полноприводный ПАЗ-З206.
Средний класс
В сегменте среднего класса основные продажи Дивизиона составляли:
• ПАЗ-4234 - городской и пригородный автобус переднемоторной компоновки;
• КАВЗ-4235 «Аврора» в пригородном и междугородном исполнении;
• ПАЗ-320412 - городской и пригородный автобус переднемоторной компоновки;
• КАВЗ-4238 - междугородный автобус среднего класса.
На рынок выведено новое семейство автобусов «Вектор». Начались первые поставки автобусов ПАЗ-4234 и ПАЗ-320412 с новым двигателем ЯМЗ 4-го экологического класса.
Большой и особо большой класс
Основные продажи Дивизиона «Автобусы» в 2013 году в этом сегменте составили автобусы:
• ЛиАЗ-5292 - одиночный низкопольный городской автобус;
• ЛиАЗ-6213 - сочлененный низкопольный городской автобус;
• ЛиАЗ-5256 и его модификации - базовая среднепольная модель;
• ЛиАЗ-5293 - автобус с низким уровнем входа в районе передней и средней пассажирских дверей
Низкопольные модели составили 82% продаж в штучном выражении. Начались продажи городских низкопольных автобусов ЛиАЗ-5292 на шасси Scania с модернизированным салоном и экстерьером.
Междугородные и туристические автобусы
Модельный ряд междугородных и туристических автобусов Дивизиона составляют:
• ГолАЗ-52911 «Круиз» - туристический автобус на базе шасси Scania;
• ГолАЗ-5251- международный автобус на базе шасси Scania.
Основные достижения в 2013 году
1. В рамках проекта «Сочи 2014» для транспортного обеспечения Олимпийских Игр было поставлено 739 городских, междугородных и туристических автобусов, соответствующих всем требованиями МОК и Транспортной Дирекции Олимпийских Игр. Сумма контрактов на поставку автобусов для Олимпиады составила 6,7 млрд. руб.
2. Для обслуживания городских линий Сочи было поставлено 50 автобусов ЛиАЗ-5292 на сумму 300 млн. руб., ПАЗ-3237 и ПАЗ Вектор на общую сумму более 170 млн.руб..
3. Исполнение контракта с ГУП «Мосгортранс» на поставку в Москву 570 городских низкопольных автобусов на сумму 4,8 млрд. рублей.
4. Исполнение контракта с Правительством Москвы: в рамках освоения территорий «Новой Москвы» поставлено 120 междугородных автобусов, в т.ч. 50 с подъемником и местом для инв. коляски.
5. Рост доли новой продукции ПАЗ серии 3204: поставлено 512 автобусов в Нижний Новгород, 347 в Ярославль, 193 в Москву, 166 в Санкт-Петербург, 107 в Ростов-на-Дону.
Основные направления развития на 2014 год
1. Продвижение автобусов ПАЗ «Вектор».
2. Исполнение 3-летнего контракта с ГУП «Мострансавто» на поставку 1615 городских автобусов.
3. Организация производства междугородних и туристических автобусов на ООО «ЛиАЗ».
4. Разработка линейки городских низкопольных автобусов в соответствие с новыми требованиями ГУП «Мосгоротранс» 2014 г.
Вывод на рынок линейки городских автобусов КАВЗ-4270, работающих на газомоторном топливе.
Использованные источники: 1. Группа ГАЗ // http: //gazgroup .ru/