Научная статья на тему 'Место государственной поддержки предпринимательства в системе отношений «Государство - предпринимательство»'

Место государственной поддержки предпринимательства в системе отношений «Государство - предпринимательство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОН / GOVERNMENT / INCENTIVES / ENTREPRENEURSHIP / MANAGEMENT MECHANISM / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анюров Ф.Ф., Гавричев И.В.

Статья посвящена основным аспектам государственного стимулирования предпринимательской деятельности как составной части механизма государственного управления региональной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN RELATIONS «STATE -ENTREPRENEURSHIP»

Article is devoted to the main aspects of the state to encourage entrepreneurship as part of the machinery of government regional economies.

Текст научной работы на тему «Место государственной поддержки предпринимательства в системе отношений «Государство - предпринимательство»»

щее законодательство и локальную нормативную базу промышленного предприятия для целей системы ее экономической безопасности.

Литература:

1. Мухитов Н. М. Гармонизация политики развития государственных корпораций с учетом их экономической безопасности. // Дисс. ... докт. экон. наук. // НОУ ВПО «Московский финансовоп-ромышленный университет «Синергия», 2012 г.

2. Кобелев Н. Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей - М.: «Финстатинформ», 2000, С. 10

3. Баканов М. И., Шеремет Л. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1996, С. 100

4. Кобелев Н. Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей - М.: «Финстатинформ», 2000, С. 31

5. Гусев В. С. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов - СПб.: ИД «Очарованный странник», 2001, С. 224

6. Министерства экономики Российской Федерации от 1 октября 1997 г. №118

7. Министерства финансов Российской Федерации от 21 марта 2000 г. №29н.

8. Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1470.

9. Письмо Министерства промышленности и науки России №АС-429/08-297 от 13 декабря 2002 г.

10. Адаптировано автором на основе: Мищенко С. Н. «Система обеспечения экономической безопасности» - Дисс. канд. экон. наук, Ростов-на-Дону: - 2004, 197 с.

МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «ГОСУДАРСТВО - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Анюров Ф.Ф. , к.ю.н., доцент кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России Гавричев И.В., кафедра прикладных технологий управления НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Статья посвящена основным аспектам государственного стимулирования предпринимательской деятельности как составной части механизма государственного управления региональной экономикой.

Ключевые слова: государство, стимулирование, предпринимательство, механизм управления, регион.

PLACE OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN RELATIONS «STATE -

ENTREPRENEURSHIP»

Anyurov F., Ph.D., assistant professor, Management of the bodies of internal affairs chair, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia Gavrichev I., Applied Technology Management chair, Moscow University of Industry and Finance «Synergy»

Article is devoted to the main aspects of the state to encourage entrepreneurship as part of the machinery of government regional economies.

Keywords: government, incentives, entrepreneurship, management mechanism, region.

Государственная поддержка предпринимательства является элементом механизма государственного управления региональной экономикой. Существенную роль для обеспечения экономической стабильности, развития предпринимательства и повышения уровня занятости населения в регионе играют проводимые органами власти различные мероприятия по экономическому стимулированию развития предпринимательства. Без реализации комплексных программ стимулирования выполнение планов и программ в области развития предпринимательства может быть весьма затруднено.

Термин «стимул» (от латинского слова stimulus) буквально означает «остроконечная палка, которой погоняют животных», а в переносном смысле - «побуждение к действию». Другими словами, стимул - это то, что вызывает заинтересованность в совершении чего-либо. Сущность экономического стимулирования предпринимательской деятельности заключается в создании у предпринимателей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в развитии собственного бизнеса, а также в привлечении в данный сектор экономики новых участников [1]. В последние годы стимулированию придается все большее значение, при этом усиливается понимание того, что только административными санкциями создать предпосылки для развития региональных рынков в современных условиях и на современном уровне попросту невозможно.

В различных нормативных документах поставлена задача разработки научных основ экономического стимулирования развития предпринимательства не только в масштабах регионов, но и на локальном уровне, а также повышения эффективности использования государственных и региональных ресурсов для этого. Разработка общих принципов стимулирования предпринимательской деятельности имеет международное значение, так как позволяет национальной экономике избавиться от сырьевой зависимости, сформировать предпосылки для изменения характера занятости населения и снижения зависимости граждан от прямой государственной помощи за счет повышения самозанятости и участия в различных предпринимательских структурах. Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. К ним относятся:

1. Комплексность (системность, всесторонность) стимулирования, означающая обязательность стимулирования использования современных технологических процессов, если они имеют целью повышение эффективности и проводятся законодательно приемлемыми методами, а также и собственно мероприятий развития (увеличение количеств рабочих мест, строительство новых мощностей для производства новых продуктов, вовлечение социально незащищенных групп населения в программы социальной ответственности и др.). Следует стимулировать и деятельность индивидуальных предпринимателей по переходу к выпуску конкурентоспособной продукции и отказу от выпуска продукции, производство которой дает излишнюю нагрузку на материально-техническую базу и бюджеты различных уровней. Подобная переориентация продуктовых портфелей может быть достигнута только в результате целенаправленной информационной и просветительской деятельности со стороны органов власти.

2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями, т.е. между позитивными и негативными мерами воздействия на предпринимателей. Другими словами, выплаты по экономическому стимулированию должны быть сопоставимы с размерами экономических санкций.

3. Сочетание стимулирования на различных уровнях экономического механизма. Например, недостаточно поощрять субъектов малого и среднего бизнеса за предпринимательскую деятельность только в рамках конкретного вида экономической деятельности путем целевого льготирования со стороны бюджета. Необходимо побуждать к этой деятельности и самих предпринимателей на федеральном, региональном и местном уровнях. Могут стимулироваться также местные и региональные ассоциации и вспомогательные компании, позволяющие использовать аутсорсинговые механизмы для повышения эффективности, специализированные финансовые фонды, иные организации, в том числе и общественные.

4. Увязка стимулирования с другими элементами управления региональной экономикой и бюджетной эффективностью: планированием, контролем, регулированием, санкциями. Экономическое стимулирование играет важную роль в обеспечении экономической безопасности региона, но оно - не панацея, и применяемое от-

16 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |

Детерминанты политики стимулирования развития предпринимательства в системе отношений «государство - предпринимательство»

Со стороны органов власти

формирование эффективной системы отношений «государство -предпринимательство» в регионе; активизация и результативность всех стимулирующих мероприятий; получение экономической и социальной ренты от развития предпринимательства в регионе;

воспроизводство квалифицированных кадров и граждан, ориентированных на самостоятельное создание новых рабочих мест;

расширение рынков по ключевым видам экономической деятельности; повышение рыночной оценки интеллектуального капитала региона за счет роста инвестиционной привлекательности региональной экономики;

внедрение социальных инноваций и повышение качества социально значимых продуктов_

Со стороны субъектов малого и

среднего бизнеса воспроизводство и поддержание на достаточном уровне профессиональных компетенций, повышение отдачи на инвестиции в собственное развитие; обеспечение гарантированной вовлеченности в программы стимулирования развития предпринимательства; рост стоимости нематериальных активов за счет формирования репутации на региональном рынке; получение дополнительной ренты на вложенные средства за счет создания дополнительной социальной стоимости; развитие способностей в сфере планирования и организации деятельности с использованием различных стимулов

Рис. 1. Детерминанты политики поддержки предпринимательства в системе отношений «государство - предпринимательство»

дельно, в отрыве от других элементов, не даст планируемого эффекта и не оправдает тех надежд, которые с ним обычно связываются.

5. Сочетание материального и морального стимулирования не только отдельных субъектов малого и среднего бизнеса, но и крупных компаний и организаций. Предприниматель как субъект рынка должен для своего существования удовлетворять материальные интересы, а как социальный субъект - интересы общества. Одним из методов удовлетворения социальных потребностей общества является широкая гласность результатов предпринимательской деятельности, а также иные приемы морального поощрения, например, публикации в региональной прессе, награды от органов власти, общественное признание.

Основные виды экономического стимулирования предусмотрены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды». К ним относятся льготное налогообложение и кредитование компаний, установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов, применение поощрительных цен и надбавок на новую или социально значимую продукцию [2].

Наиболее эффективным средством стимулирования считается налоговая политика. Причем предпринимательские налоги повышают стоимость продукции, поскольку учитывают затраты природных ресурсов. Они способствуют тому, что предпринимательский риск компенсирует в основном сам предприниматель, а не все общество. Разумеется, повышая цены, предприниматель перекладывает уплату налога на потребителя. Но, поскольку повышение цены

приводит к снижению спроса, то в соответствии с теорией рыночного равновесия можно рассчитать, в какой пропорции бремя налога делится между производителем и потребителем. В любом случае введение налога приводит к снижению производительности и тормозит развитие предпринимательства, т. к. увеличивает текущую нагрузку на бизнес.

Вместе с тем оценка экономико-правовой ситуации в сфере стимулирования развития предпринимательской деятельности в целом не является оптимистической. Можно сделать вывод, что целостной системы льгот, взаимоувязанных экономических стимулов, способствующих повышению эффективности имеющихся ресурсов, в России пока не существует. Профильное законодательство и практика его применения требуют дальнейшего развития.

На основании рассмотренных выше особенностей стимулирования различных направлений предпринимательства целесообразно разработать схему дифференциации экономического стимулирования по видам экономической деятельности на основе концепции инвестиционного проекта. Общая концепция экономического стимулирования, разработанная выше, предполагает использование универсальных инструментов для всего предпринимательского сектора экономики. Однако региональная специфика такова, что в соответствии с реальной экономической ситуацией региональная администрация может использовать экономические стимулы для развития предпринимательства только в отдельных видах экономической деятельности, составляющих приоритеты регионального развития [3].

Рис. 2. Структура разработки программы экономического стимулирования развития предпринимательства в регионе по видам

экономической деятельности

TRANSPORT БШШБВВ Ш ЯИВВТЛ | №6 2012 | 17

Для решения задачи дифференцированного стимулирования развития предпринимательства в зависимости от видов экономической деятельности региональная администрация может использовать адаптированный проектный подход, в основу которого положен инструментарий оценки инвестиционных проектов. Ддан-ный инструментарий должен быть адаптирован к особенностям задачи развития предпринимательства как объекта управления. Программа развития предпринимательства включает несколько проектов развития (в формате инвестиционных проектов), которые привязаны к видам экономической деятельности (рисунок 2).

Под доходами проекта понимаются статьи, пополняющие бюджет региона, а под расходами - затраты региона. Адаптация осуществляется за счет локализации основных показателей по видам экономической деятельности. Также необходимо учитывать корректировки, которые возможны в результате взаимного влияния различных видов экономической деятельности друг на друга в масштабах региональной экономики. Базовым показателем доходности по каждому проекту может стать совокупная экономическая ставка, по которой обременяется каждый вид экономической деятельности. Тогда использование общего и частных показателей экономического стимулирования трансформируется в единый механизм развития предпринимательства.

Сущность механизма состоит в том, что на основании общей оценки потенциала экономического стимулирования определяется общий объем мер, которые может реализовать региональная администрация для стимулирования развития предпринимательства. Далее общий объем экономических стимулов разбивается по видам экономической деятельности и формализуется в виде проектов развития, которые представляют собой адаптированные инвестиционные проекты. Расчет совокупной экономической ставки по каждому виду экономической деятельности проводится на основании сопоставления региональных целей развития предпринимательства:

З

ЭС

БЭ - З

= ER

кой деятельности.

Рассмотрим показатель интенсивности экономического стимулирования предпринимательской деятельности. Экономический смысл данного показателя сводится к оценке той доли гарантированных поступлений в бюджет, которыми готова пожертвовать региональная администрация сейчас, чтобы обеспечить прирост бюджетных доходов в будущем. Тогда система зависимостей для региональной экономики приобретает следующий вид:

ДПо * ERo

БЭ

о;

ЭС

где

ER1 - совокупная экономическая ставка по виду экономичес-

1 От англ. economics rate.

ДП1*ЕЯ1 = БЭ1; ДП^ЕЩ > ДПо*ЕЕо;

где

ДП0 - доходы предпринимательского сектора в текущем периоде;

ЕКд - экономическая ставка в текущем периоде;

БЭ0 - бюджетный эффект в текущем периоде;

ДП1 - доходы предпринимательства в будущем периоде;

ЕК1 - экономическая ставка в будущем периоде;

БЭ1 - бюджетный эффект в будущем периоде.

Данная модель может быть классически разложена на два фактора. То есть, для повышения бюджетного эффекта в будущем необходимо либо увеличить доходную базу предпринимательства при сохранении экономической ставки, либо увеличить экономическую ставку при сохранении объемов доходов предпринимательства.

Литература:

1. Лапаев С.П. Развитие предпринимательства в России (региональный аспект): монография / С. П. Лапаев, А. Ю. Масленникова. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2011.

2. Альхимович И.Н., Найденов Н.Д. Совершенствование взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с бизнесом в развитии экономики регионов // Качество. Инновации. Образование, 2012.

3. Туфетулов А.М., Бандурин А.В. Влияние интеграционных процессов на трансформацию экономики предприятий химической и нефтехимической промышленности региона. // Транспортное дело России. - №1, 2009 г.

К ВОПРОСУ О ДИСФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Копытина Е.В., старший преподаватель кафедры «Экономика туриндустрии», аспирантка МГИИТ

Статья посвящена раскрытию проблем системы управления качеством гостиничных услуг в России с учетом современных стандартов качества и опыта развитых стран.

Ключевые слова: дисфункция, система управления, качество, гостиничная услуга, ИСО

ON THE QUESTION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM DYSFUNCTION HOTEL

SERVICES IN MODERN RUSSIA

Kopytina E., the post-graduate student, head lecturer, Travel Industry Economics chair, NGIIT

Article is devoted the problems of quality management system of hotel services in Russia to meet modern standards of quality and experience of the developed countries.

Keywords: dysfunction, control system, quality, hotel services, ISO.

В конце XX века произошел резкий скачок в социально-экономическом развитии общества. Он привел к существенному изменению содержания экономических ценностей. В результате произошедшей квалитативной революции, все создаваемые товары и услуги стали рассматриваться через призму качества. Одним из главных итогом в квалитатизации всех сфер жизни является закономерности трансформации «экономики качества и «общества качества» (квали-общество).

За 30-летний период осуществления данной революции произошло три качественных сдвига в механизме конкуренции, оли-

цетворяющих собой три цикла квалитативизации: 1) от ценового фактора, как фактора конкуренции - к качеству товаров (начало 1960-х годов); 2) от качества товаров - к качеству технологий (1970-е годы); 3) от качества технологий к системам качества производств, организаций, фирм (1980-е годы); от систем качества производств, организаций, фирм - к качеству человека, качеству образования, качеству интеллектуальных ресурсов в обществе (1990-е годы) [1]. Изменения в развитии общества в сторону квалитативизации повлекли за собой трансформацию не только менеджмента качества, маркетинговых концепций, но и всей философии бизнеса [2].

18 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2012 j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.