Научная статья на тему 'Место государства в политической системе'

Место государства в политической системе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14113
1851
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государство / Гражданское общество / конституция / Политическая система

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баширина Е. Н.

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место государства в политической системе»

УДК 321

МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ © Е. Н. Баширина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: evgeniya-gk2009@mail. ru

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Ключевые слова: государство, гражданское общество, конституция, политическая система.

Государство занимает центральное главенствующее место в политической системе, т.к. оно:

- выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

- является единственным носителем суверенитета;

- обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милиция, служба безопасности);

- обладает, как правило, монополией на правотворчество;

- владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

- определяет главные направления развития общества [1, с. 98].

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления;

- регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

- может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения [1, с. 98].

Однако если говорить о ближайшей перспективе, думается, что государство сохраняет свое институциональное положение в международных отношениях, но его развитие в условиях глобализации будет сопровождаться институциональными и статусными уступками (структурам гражданского общества, новым субъектам международных отношений), объем которых определяется процессом адаптации внутренних свойств государства и его

адекватностью изменениям внешней среды. И со временем государство эволюционирует в новую форму политической организации общества, отвечающей конструкции глобального политического порядка [2, с. 22].

По мнению А. С. Блинова, будущее государство должно обладать такими обязательными качествами, которые позволят обеспечить свободное функционирование гражданского общества и достаточные темпы общественного и научно-

технического прогресса; гарантировать высокую степень защищенности международного сообщества перед лицом глобальных угроз и эффективное решение масштабных задач, стоящих перед человеческой цивилизацией [2, с. 22].

Изучая государство, важно понимать, что современное государство является социальным, соединяющим все социальные группы населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Это положение отражено в Конституции Российской Федерации [3]. Социальное государство имеет ряд присущих только ему особенностей, а такая характеристика говорит о выполнении им специальных, социальных функций, направленных на защиту интересов различных малозащищенных и малообеспеченных групп населения. В этом плане особого внимания заслуживает реализация конституционных экономических и социальных прав и свобод в государстве.

Нельзя не отметить, что на Западе конституционные гарантии экономических и социальных прав обычно формулируются не как субъективные права, а как принципы политики государства. Права же в данной сфере подлежат судебной защите лишь постольку, поскольку установлены законами. В этом есть определенный резон: государство законодательно гарантирует в данной сфере лишь те права, которые в состоянии обеспечить в силу своих экономических возможностей. Поэтому позитивные экономические и социальные права, которые с самого начала формулировались в проектах новой российской Конституции и предусмотрены действующей Конституцией Российской Федерации, вызывали и вызывают критику западных теоретиков конституционного права.

Однако постсоциалистические государства не могли в данном случае брать пример с западных стран, поскольку приверженность к масштабной социальной функции государства была у населения по естественным причинам чрезвычайно велика и остается такой у значительной его части. Мы привыкли к тому, что много от государства не получишь, но определенный минимум все же достанется. Мы старались не замечать и считать частными издержками тот факт, что бесплатные образование и здравоохранение уже в советское время постепенно становились платными, при том что качество их все более ухудшалось из-за финансирования по остаточному принципу. Поэтому провозглашение в Конституции позитивных экономических и социальных прав обязывает государство обеспечить их реализацию, но очевидно, что эта задача выполнима в меру экономических возможностей государства. Определить же эту меру может лишь парламент, на который по Конституции возложено принятие федерального бюджета, установление налоговой системы и решение иных принципиальных вопросов публичных финансов. Впрочем, в основе парламентских решений лежат проекты правительства, с которого не может быть снята ответственность за результаты этих решений.

Существует множество определений государства, являющихся, по сути, попытками уяснить саму сущность государства, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или иной определенной социальной группы, чьи интересы прежде всего выражает государство. Также имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления в истории общественной мысли.

Сущность государства как общественного явления представляет собой многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит, выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

В истории общественной мысли имеются различные подходы к анализу сущности государства как определенного явления.

Авторы расовой теории сущности государства в значительно большей мере учитывают роль биологических факторов.

Одним из основателей расовой антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино. Согласно его теории, в мире существуют «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших» [4, с. 143].

В период своего создания расовая теория обосновала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 30-е годы, в Южно-Африканской Республике.

В середине XX века возникает ряд теорий, исследующих сущность государства: теория элит (государством управляет элита - верхушка общества, т. к. народные массы не способны это делать. Элита формируется по различным признакам: происхождение, образование, опыт, способности. Существуют несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ конкретизирует их деятельность, используя избирательное право); технократическая теория [4, с. 143] (обществом должны управлять специалисты); плюралистическая демократия [5, с. 91] (общество представляет собой совокупность социально объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям - возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику); теория всеобщего благоденствия [6] (государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушения. Государство становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспечивает благоденствие всех); теория правового государства [7] (вся деятельность правового государства должна осуществляться в правовых целях и на основе права); теория технократического государства (успехи многих стран заключаются в освоении и использовании технических средств. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит по-разному решать многие вопросы государственного управления - проводить опросы, референдумы с помощью радиотелетехники, компьютеры дадут возможность принимать справедливые и оптимальные решения); теория конвенгерции [4, с. 144] (появилась в 50-60-х годах XX века). Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит обмен между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, формам деятельности.

В настоящее время используются семь основных подходов к анализу сущности государства:

1) теологический рассматривает государство как богоустановленное явление;

2) с точки зрения арифметического (классического) подхода, государство - это совокупность двух элементов власти: территории и населения;

3) сторонники юридического подхода анализировали государство с позиции совокупности правонарушений и нормативного единства;

4) социологический подход рассматривает государство как юридическую персонификацию нации (под нацией понимается все население страны), причем эта персонификация корениться в необходимости централизации эксполитической жизни нации;

5) по информационно-кибернетическому подходу государство рассматривается как структура, действующая на основе системы ввода-вывода, прямых и обратных связей. Информация вводится в государственные органы, после чего следует принятие решений, воспринимаемых населением по-разному, информация вновь поступает в государственные органы, цикл повторяется постоянно [8, с. 66];

6) общефилософский подход рассматривает государство как определенное явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия государства как организации, например, от родового строя или политической партии;

7) социальный подход, по которому государство рассматривается с позиций социальной сущности, доминирования той или иной определенной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство (например, интересы среднего класса во многих современных демократических государствах). В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по социальным признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

Небезынтересным будет познакомиться с точками зрения философов в отношении сущности государства. Например, Г. Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Г. Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, т. к. оно включает в себя признание всех остальных прав -прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Г. Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества.

Государство, по Г. Гегелю,- это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы [9, с. 95]. Именно в государстве и через государство реализуются высшие, нравственные ценности человека, поэтому оно является «действительностью нравственной идеи». Гражданское общество посредством правовых учреждений обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их собственность, поддерживает определенный общественный порядок. В государстве всецело сливаются личная свобода и внешний порядок, в нем достигает своей наивысшей формы единство правового содержания и морального убеждения.

Ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая

направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

К. Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой им классовой теории общественного развития, согласно которой государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов [10, с. 427]. Анализируя соотношение буржуазного государства и права, К. Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, диктуемые экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми, соответствующие данному социально-экономическому строю.

В современном понимании государство представляет собой сложную многофункциональную целостность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Поэтому государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности: защиту безопасности, охрану среды.

Государство как политическая сила обеспечивает организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

Общественная сущность государства выражается во взаимосвязи с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства [4, с. 129]. Наличие гражданства имеет для человека принципиальное значение, т. к. определяет политический и социальный статус, права и свободы, а во многом -материальное и моральное благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы.

Государство обладает таким свойством, как принудительность. Принадлежность личности к тому или иному государству меньше зависит от нее, но больше от государства, воли и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия -армии, служб охраны порядка и безопасности.

Государство располагает рядом исключительных прав, присущих только ему. К ним относятся право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер. Эти права в той или иной степени находят свое отражение в Основном законе государства - Конституции (примером и доказательством того может послужить Конституция РФ 1993 года).

Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющих для населения всеобщую обязательность. Другие взносы и сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоги - это живительная влага, питающая государство. Оно постоянно заботится об их поступлении. Поэтому налоговая служба является важнейшим элементом любого государства, а сами налоги выступают как индикатор взаимоотношений между государством и обществом.

Существенным признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи. Эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, образ жизни, расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности.

Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и формировании, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами.

Государство как политическая структура обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти: исполнительная, законодательная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и название. В Российской Федерации, как правовом государстве, в Конституции закреплен принцип разделения властей [3]. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия государственных решений, и государст-

венной бюрократии, играющей вспомогательную, служебную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация решающим образом определяются функциями, которые выполняются государством. Если государство берет на себя роль силы, регулирующей экономику, то это автоматически порождает создание соответствующих органов. Овладение государством социальными функциями вызывает развитие государственных служб социального страхования, бирж по трудоустройству.

Таким образом, под сущностью государства следует понимать обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия (народовластие, экономическая свобода, свобода личности).

Высшее общественное предназначение государства - гарантия нормального, безопасного функционирования общества, создание твердых и устойчивых условий, при которых целостность общества и его надлежащее функционирование достигаются в силу экономических и духовных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матузова Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 520.

2. Блинова А. С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003. С. 184.

3. Конституция РФ. 12.12.1993 г. // Российская газета. №237. 25.12.1993 г. (ред. 30.12.2008 г.).

4. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории

государства и права. М., 2005. С. 832.

5. История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1998. С. 468.

6. Кониг Х. Заметки о XX веке // Иностранная литература. 1999. № 2.

7. Общее учение о государстве. СПб., 2003. С. 552.

8. Теория государства и права / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М., 2001. С. 534.

9. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 278.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. / Под ред. В. Адоратского. Т. 28. М., 1940. С. 656.

Поступила в редакцию 26.09.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.