Научная статья на тему 'Место городской урбанизации и концепции окружающей среды в исламской биоэтике'

Место городской урбанизации и концепции окружающей среды в исламской биоэтике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ БИОЭТИКА / ГОРОДСКАЯ УРБАНИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЯ В ИСЛАМСКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКАХ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ISLAMIC BIOETHICS / URBANIZATION / GLOBAL ECOLOGICAL CRISIS / ECOLOGY IN ISLAMIC PRIMARY SOURCES / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джавадлы Гамар Айдын Кызы

Многие религиозные деятели, в том числе мусульманские богословы связывают причины возникновения экологических проблем с нарушением божественных закономерностей и считают, что чем больше общество отдаляется от ценностей Созидателя, тем сокрушительнее приближается к глобальным катастрофам. Происходящие сегодня исторические процессы и здравый смысл доказывают неоспоримую логическую связь между глобальными проблемами и божьим провидением. Мир нуждается в новых мировоззренческих и гуманитарных концепциях, которых всегда можно найти в научных основах Ислама и разумно использовать с целью сохранения окружающей среды и решения проблем урбанизации. Известно, что религия, как социальный институт, также подвергалась большим изменениям за период своего развития. Известно, что в своих основополагающих установках она определяет мировоззренческие позиции верующих, на основе которых строятся их отношения с религиозными учреждениями и с другими людьми. Можно сказать, что в преобладающем большинстве случаев (по крайней мере, за последние сто лет) религиозные учреждения решали проблемы нравственного, а не мировоззренческого плана. В этом её жизнеспособность. Философия такими возможностями обладала, пожалуй, только в Древней Греции и возможно, в тех режимах, где её некоторые установки были возведены на уровень государственной идеологии (легизм в Древнем Китае, маоизм в Китае первой половины XX в: марксизм в Советском Союзе и т.д.). Хотя религиозные идеи доносятся до основной массы людей через «избранных», т.е. пророков, материализованные в языковой графике, различной сакральной символике, они потом начинают активно взаимодействовать с различными областями социальной практики. Поэтапный анализ истории развития религиозных идей, основанных на вере в сверхъестественное, показывает, что человеческой натуре был свойственен социоантропоморфизм, вообще обожествление как живой, так и неживой природы. Однако со временем отношение к природе стало носить явно социально-экологический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC BIOETHICAL CONCEPT OF URBANIZATION AND THE ENVIRONMENT

Many religious leaders, including Muslim theologians, associate the causes of environmental problems with the violation of divine laws and believe that the more society moves away from the Creator’s values, the more devastating they approach global catastrophes. Today, ongoing historical processes and common sense prove the undeniable logical connection between global problems and God's providence. The world needs new ideological and humanitarian concepts, which can always be found in the scientific foundations of Islam and reasonably used to preserve the environment and solve the problems of urbanization. It is known that religion, as a social institution, also underwent great changes over the period of its development. It is known that in its fundamental attitudes it determines the ideological positions of believers, on the basis of which their relations with religious institutions and with other people are built. It can be said that in the overwhelming majority of cases (at least in the last hundred years) religious institutions solved problems of a moral, rather than ideological, plan. This is its vitality. Philosophy possessed such capabilities, perhaps, only in ancient Greece and perhaps in those regimes where some of its installations were elevated to the level of state ideology (legism in ancient China, Maoism in China in the first half of the 20th century: Marxism in the Soviet Union, and so on. .d.) Although religious ideas are conveyed to the majority of people through the “elect”, i.e. the prophets, materialized in language graphics, various sacral symbolism, they then begin to actively interact with various areas of social practice. A phased analysis of the history of the development of religious ideas based on belief in the supernatural, shows that socio-anthropomorphism, in general deification of both living and inanimate nature, was characteristic of human nature. However, over time, attitudes toward nature became clearly of a socio-ecological nature.

Текст научной работы на тему «Место городской урбанизации и концепции окружающей среды в исламской биоэтике»

Javadli Gamar Aydin

ISLAMIC BIOETHICAL CONCEPT ..

philosophical sciences

UDC 01: 130.2:911.375.4

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2019.0303.0023

МЕСТО ГОРОДСКОЙ УРБАНИЗАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИСЛАМСКОЙ БИОЭТИКЕ

© 2019

Джавадлы Гамар Айдын кызы, доктор философии по филологии, заместитель председателя Управление мусульман Кавказа (1000, Азербайджан, Баку, ул. Мирза Фатали 7, e-mail: haci_xanim1960@yahoo.com) Аннотация. Многие религиозные деятели, в том числе мусульманские богословы связывают причины возникновения экологических проблем с нарушением божественных закономерностей и считают, что чем больше общество отдаляется от ценностей Созидателя, тем сокрушительнее приближается к глобальным катастрофам. Происходящие сегодня исторические процессы и здравый смысл доказывают неоспоримую логическую связь между глобальными проблемами и божьим провидением. Мир нуждается в новых мировоззренческих и гуманитарных концепциях, которых всегда можно найти в научных основах Ислама и разумно использовать с целью сохранения окружающей среды и решения проблем урбанизации. Известно, что религия, как социальный институт, также подвергалась большим изменениям за период своего развития. Известно, что в своих основополагающих установках она определяет мировоззренческие позиции верующих, на основе которых строятся их отношения с религиозными учреждениями и с другими людьми. Можно сказать, что в преобладающем большинстве случаев (по крайней мере, за последние сто лет) религиозные учреждения решали проблемы нравственного, а не мировоззренческого плана. В этом её жизнеспособность. Философия такими возможностями обладала, пожалуй, только в Древней Греции и возможно, в тех режимах, где её некоторые установки были возведены на уровень государственной идеологии (легизм в Древнем Китае, маоизм - в Китае первой половины XX в: марксизм - в Советском Союзе и т.д.). Хотя религиозные идеи доносятся до основной массы людей через «избранных», т.е. пророков, материализованные в языковой графике, различной сакральной символике, они потом начинают активно взаимодействовать с различными областями социальной практики. Поэтапный анализ истории развития религиозных идей, основанных на вере в сверхъестественное, показывает, что человеческой натуре был свойственен социоантропоморфизм, вообще обожествление как живой, так и неживой природы. Однако со временем отношение к природе стало носить явно социально-экологический характер.

Ключевые слова: Исламская биоэтика, городская урбанизация, глобальный экологический кризис, экология в исламских первоисточниках, социальная ответственность.

ISLAMIC BIOETHICAL CONCEPT OF URBANIZATION AND THE ENVIRONMENT

© 2019

Javadli Gamar Aydin, PhD in Philology, Deputy Chairman of the Board

Office of Muslims of the Caucasus (1000, Azerbaijan, Baku, Mirza Fatali St., 7, e-mail: haci_xanim1960@yahoo.com) Abstract. Many religious leaders, including Muslim theologians, associate the causes of environmental problems with the violation of divine laws and believe that the more society moves away from the Creator's values, the more devastating they approach global catastrophes. Today, ongoing historical processes and common sense prove the undeniable logical connection between global problems and God's providence. The world needs new ideological and humanitarian concepts, which can always be found in the scientific foundations of Islam and reasonably used to preserve the environment and solve the problems of urbanization. It is known that religion, as a social institution, also underwent great changes over the period of its development. It is known that in its fundamental attitudes it determines the ideological positions of believers, on the basis of which their relations with religious institutions and with other people are built. It can be said that in the overwhelming majority of cases (at least in the last hundred years) religious institutions solved problems of a moral, rather than ideological, plan. This is its vitality. Philosophy possessed such capabilities, perhaps, only in ancient Greece and perhaps in those regimes where some of its installations were elevated to the level of state ideology (legism in ancient China, Maoism - in China in the first half of the 20th century: Marxism - in the Soviet Union, and so on. .d.) Although religious ideas are conveyed to the majority of people through the "elect", i.e. the prophets, materialized in language graphics, various sacral symbolism, they then begin to actively interact with various areas of social practice. A phased analysis of the history of the development of religious ideas based on belief in the supernatural, shows that socio-anthropomorphism, in general deification of both living and inanimate nature, was characteristic of human nature. However, over time, attitudes toward nature became clearly of a socio-ecological nature.

Keywords: Islamic bioethics, urbanization, global ecological crisis, ecology in Islamic primary sources, Social responsibility

Введение. Экология - это область науки, которая охватывает все живое на месте обитания или окружающей среды. Впервые слово «экология» было использовано в 1869 году немецким ученым Эрнстом Геккелем, сторонником теории эволюции. Само это слово происходит от сочетания слов «ойкос» (дом, место жительства) и «логос» (наука, система знаний). Поэтому экология - это просто система знаний о мире, в котором мы живем. Следует иметь в виду, что возникновение экологических проблем и угроза жизни обогатили эту область науки актуальными социальными, политическими, правовыми, медицинскими и религиозными выводами, способствуя расширению науки об окружающей среде, ее теоретических и практических основ.

Степень исследованности. Практически тема «окру-

жающей среды» обсуждалась учеными, такими как Э.А.Бирге и Н.Дж.Коулс в Соединенных Штатах (1891), Ф.Форел - в Швейцарии (1892) и Э.Б. Варминг - в Дании (1896). Многие исследователи считают, что первыми исследователями в этой области были мыслители мусульманского Востока. Будучи одним из великих светил XI века, Бируни обратил внимание на проблемы естественного равновесия, которые доминируют в природе, на основе концепции «экономики природы», что сегодня мы называем экосистемой. Следует отметить, что сегодня можно назвать известных мусульманских ученых, таких как Ибрагим Седияни, Мехмет Байрактар, Ибрагим Уздемир, Фазлун Халид, Сейид Хусейн Наср. Книга «Ислам и экология / доверенная ценность», изданная Центром изучения мировых религий Гарвардского уни-

философски науки

Джавадлы Гамар Айдын кызы МЕСТО ГОРОДСКОЙ УРБАНИЗАЦИИ И КОНЦЕПЦИИ ...

верситета и переведенная на турецкии язык, содержит много замечательной информации по этому вопросу.

Основное содержание. Ислам не видит функциональных различий в религии и государстве, политике и морали, экономической активности и образе жизни, а также принимает и решает проблему экологического кризиса, которая является одной из самых актуальных проблем современности. Со времени своего создания и до настоящего времени сакральная сущность преобладает в отношении ислама к природе или окружающей среде, потому что и человек, и природа являются делами Всемогущего Бога. Согласно исламу, человек несет ответственность за природу, чистоту и красоту земли, которую Бог создал и доверил ему. Пророк. В хадисе Мухаммеда (с.): «Бог прекрасен и любит красоту», мусульманские богословы комментируют: «Любовь к Богу означает любовь к Его природе, людям, животным и растениям».

В древние времена кочевые племена азиатского и африканского континентов терпимо относились к гармоничным и пропорциональным отношениям с живой природой и старались не нарушать этого ритма жизни. Арабы-бедуины, несмотря на отсутствие научных знаний о природе, пытались сохранить первоначальную чистоту природы, основываясь на своем жизненном опыте. В основу экологической проблемы легли социально-экономические причины. Если добавить сюда стихийные бедствия, засухи, эрозию почвы, вырубку лесов, смену русла рек и проблемы урбанизации больших городов, можно понять, что эти проблемы были достаточно актуальны и в эпоху ислама.

Пророк (мир ему и благословение) дал очень важное послание в хадисе: «У мусульман должна быть вода, огонь, пастбища и соль». Этот величайший постулат определяет не только проблемы населения Аравийского полуострова, но и мир и безопасность Уммы, а также защиту природы от ненужной агрессии. Мы можем с полной уверенностью сказать, что пункты в Коране и Хадисах Пророка содержат все научные знания и социальную целостность мира в условиях глобального экологического кризиса, с которым сегодня сталкивается мир. Поскольку земля используется неправильно, в 2100 году треть мира вернется в пустыню и степи, что означает, что 250 миллионов человек столкнутся с голодом [7]. Опустынивание создаст проблему мигрантов, а крупные города окажутся в бедственном положении. Важность применения религиозных ценностей на фоне этих научных прогнозов заключается в том, что они являются наиболее мощным средством воздействия на человеческое сознание и массовую психологию, а также на управление ими.

Религиозные источники утверждают, что в назиданиях Мухаммеда (мир ему и благословение), пророка ислама, есть семь пунктов. Эти рекомендации заключаются в следующем: 1. Блага должны распределяться поровну, жертвуйте благотворительности, помогите бедным и нуждающимся; 2. Защищайте мир растений, права животных; 3. Используйте источники воды разумно и расчетливо, избегайте загрязнения водоемов; 4. Сухие участки должны быть орошены, деревья должны быть посажены, не относиться к природе потребительски; 5. Не допускать загрязнения окружающей среды, соблюдать чистоту; 6. защищать леса и высаживать новые; 7. Планировать строительство городов в плановом порядке, с четкими пространственными измерениями и планировкой.

Поучительность мудрости, отсюда, заключается в том, что сегодня мировые экологи должны решать глобальную проблему в следующих направлениях: 1. Голод и бедность; 2. Нарушение экологического баланса; 3. Скудость и неправильное управление водными источниками; 4. Опустынивание; 5. Лесные пожары; Проблемы урбанизации городского развития.

Более 14 веков назад истины, провозглашенные му-

дростью и состраданием Пророка Мухаммеда, сегодня подтверждаются и доказывают его практическую мудрость.

Он уделял особое внимание урбанизации городов, которая известна как «кризисная урбанизация», поскольку она придает большое значение защите человеческой жизни и праве на существование животных, экологическому балансу, сознательной и правильной эксплуатации водных ресурсов, озеленению, экологической чистоте. Кризисная урбанизация сегодня является общей бедой для всех крупных городов: коммуникация, эргономика, экологическая инфраструктура, вывоз мусора и очистка сточных вод, здания, построенные без учета дорог и архитектуры, здания и трущобы создают большие экологические противоречия и социальные взрывы. Исламская культура использовала в градостроительстве такие органические согласования, которые до сих пор считаются теоретическими для современной городской архитектуры. В разных мусульманских городах дома, мечети, рынки, бани и другие ключевые элементы городской жизни основывались на максимальном использовании природных факторов. Мы являемся свидетелями сохранения принципа природы во всех деталях, от сквозняков для обеспечения прохлады домов, до подземных подвалов для зимних запасов.

Существуют живые примеры современной и здоровой урбанизации в исламской культуре. Положение и план города Басра на юге Ирака, и планировка и строительство канала в Басру от реки Тигр, протяженностью примерно в 10 миль лично принадлежит второму халифу Рашиди, Омару. О строительстве города Куфы и плане города Хазрати Омар (ра) был проинструктирован Садом ибн Ваккасом, который посчитал строительство города Куфа с его прекрасными садами и водой целесообразным. Согласно этой инструкции, главная улица была шириной 40 локтей, следующая - 30 локтей, третья - 20 локтей, а промежуточные - 7 локтей. Мечеть, где могли молиться 40 000 человек, была окружена пустым пространством. В то же время расположение Куфы имело стратегическое значение и считалось лучшим местом для размещения военных баз за этот период [4, с.143].

Ряд историков отмечают, что Кордова, которая считается жемчужиной антарктической географии среди мусульманских городов, является самым современным и чистым городом Европы, а не только Пиренейского полуострова. Более 500 лет назад в этом городе было 300 бань и 50 больниц. В то время как европейские города находятся в темноте и недоступности, улицы Кордовы регулярно убираются, мусор вывозится мусорными тележками, а уличные фонари в стенах домов ночью зажигаются.

Ибн Халдун, великий мыслитель и ученый в области социологии, отмечает в своей знаменитой «Мугеддиме», что города должны располагаться в районах, близких к чистым, обильным, плодородным, засеянным и пастбищным районам. Болезни и эпидемии происходят чаще в городах, которые не открыты для воздуха и ветра.

Доктор исторических наук, профессор шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде пишет: «Арабо-мусульманская культура принесла мусульманам чувство уважения ко всем творениям Бога, включая природу. Эта культура, как и предыдущие цивилизации, была попыткой использовать природу в интересах человеческого благополучия, но в целом бережное отношение к природе было доминирующим. В этой культуре природа рассматривается как человеческий дом: человек должен жить в этом доме и содержать этот дом так, чтобы не пропадало его изобилие и процветание, и чтобы в итоге он не знал, что такое бедность и неудовлетворенные потребности. Таким образом, когда строились города, архитекторы учитывали природные факторы - строение поверхности земли, направление ветра, откуда восходит солнце, и т.д. Дома были спроектированы таким образом, чтобы сэкономить деньги на используемом ма-

Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т.3. № 3(5)

91

Javadli Gamar Aydin

ISLAMIC BIOETHICAL CONCEPT ..

philosophical sciences

териале, к примеру, чтобы было легко обогревать или охлаждать дома, и так далее. Энергия ветра использовалась для различных целей: для изменения атмосферы помещений, использования мельниц и ирригационных систем, и так далее. Ислам пропагандирует бережное отношение к природе. И если сегодня к природе относились бы как тогда, многих экологических проблем можно было бы избежать» [6, с.218].

Существует много разных и в то же время негативных и пессимистических предсказаний о проблемах, создаваемых научно-техническим прогрессом в наше время. Государственные деятели, деятели религии и науки, а также представители общественности широко обсуждают глобальные экологические проблемы в обществе и на планете, ищут решения и изучают перспективы на будущее. В некоторых случаях есть и те, которые хотят создать конфликт между религиозным мировоззрением и научными теориями. Те, кто связывает причины гуманитарных катастроф с научными революциями, считают, что наука стала коварной силой в использовании природы и стала главным двигателем социальной напряженности и экологических потрясений.

На самом деле такая опасность существует. Демографический рост, энергетический кризис, космические исследования, применение оружия массового поражения на людях и другие важные вопросы, их причины необходимо искать в природе общественно-политических структур. В результате претензий ряда государств на военное и экономическое господство человечество сталкивается с новым кризисом, и новыми проблемами в биоинженерной генетике каждый день. Религиозные деятели связывают причины возникновения экологических проблем с нарушением божественных законов мира и считают, что общество приближает людей к стихийным бедствиям, когда они отходят от духовных ценностей, установленных Всемогущим Творцом. Сегодняшние исторические события и здравый смысл также доказывают, что нельзя отрицать логическую связь между глобальными проблемами и божественными предупреждениями. Об этом говорится в Коране: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» [1; 30, 41].

По словам наблюдателей, этот стих описывает осложнения из-за преступлений людей против природы -засухи, наводнения, сели, землетрясения, пожары, что, по сути, подтверждает нашу точку зрения.

Человечество крайне нуждается в новых, мирских и гуманистических научных теориях и практиках перед лицом все более катастрофических экологических потрясений и угрозы ядерного терроризма. Фундаментальные основы такой науки всегда можно найти в Коране аль-Карим и в хадисах Пророка Мухаммеда. Мусульманская культура всегда пропагандировала проявление Бога Всемогущего во всех существах, включая уважение к природе. С точки зрения исламской культуры и философии, природа рассматривается как дом человека 6: человек должен жить в этом доме и содержать этот дом, чтобы его изобилие и процветание были неполными. Не случайно, что пророк Мухаммед (мир ему и благословение) сказал, что каждое посаженное дерево было благотворительным, и он призвал своих спутников служить деревьям и охранять их. Расулуллах (мир ему) сказал: «Не рубите дерево, которое приносит плоды, и не разрушайте благоустроенные места». Пророк (мир ему) именно так смог передать любовь и уважение своей общине.

Выводы. Сегодня Ислам также должен внсить свой вклад в установление истинных человеческих отношений с природой, и мы должны предположить, что суть ислама заключается именно в распространении исламского менталитета на значение природы, разумное вмешательство человека в окружающую среду и божественный порядок, установленный Всемогущим. Настало

время обеспечить участие мусульманских ученых в глобальных экологических процессах, перенять здоровые и разумные ценности, полученные на основе научных достижений и в то же время сохранить наиболее важные ценности религии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корани-Керим. Перевод З.Буньядова, В.Мамедалиева. В.: 2008

2. КараманХ. Халяль иХарам. Б.: «Шелковый путь», 2011

3. Гюлер З. Хазрат Пророк: общество и семья. Б.: «Шелковый путь», 2010.

4. Гулиев И. История священных городов в хадисах. В.: «Свет»,

2012.

5.

6.

7.

8.

Мамедалиев В. Коран и ученый. Баку: «Гисмет», 2006. Пашазаде А. Ислам на Кавказе. Баку: Азернешр,1991. Седияни И. Ислам и Экология // isediyani.com. 2013. Ундер Хасан. Философская энциклопедия «Философия окружающей среды», Анкара: Вавилонские публикации, 2005, III, 598.

9. Зарринкуб А. Хосейн. Исламская цивилизация (пер. с фарси) М.: Андалус, 2004

10. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.,» Наука»,1973.

11. Мухамедова З.М. Исламская биоэтика в историческом аспекте// Сайт Ташкентской Медицинской Академии: www.rpam.uzsci.net

12. Хашем, Ахмад Омар. Золотая середина Ислама. Центр иностранных языков Каирского Университета — 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.