Научная статья на тему 'Место геоинформационных систем в проектировании автомобильных дорог'

Место геоинформационных систем в проектировании автомобильных дорог Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
269
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ГИС / САПР / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Икрамова Феруза Хайруллаевна

В статье проводится анализ возможностей и особенностей применения геоинформационных систем (ГИС) и систем автоматического проектирования (САПР) автомобильных дорог. Приводятся имеющиеся на сегодняшний день недостатки систем автоматизированной проектировки автодорог, возможности их консолидации с ГИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Икрамова Феруза Хайруллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место геоинформационных систем в проектировании автомобильных дорог»

4. Федосов А.В., Вадулина Н.В., Шабанова В.В., Абдрахманова К.Н. Особенности организации промышленной безопасности и охраны труда на предприятиях нефтегазовой отрасли // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов, 2017. № 4 (110). С. 193-201.

5. Вадулина Н.В., Киреев И.Р., Голубева А.Р., Хангильдина А.Р. Повышение безопасности производства путем применения сетевых интеллектуальных систем // Экспертиза промышленной безопасности и диагностика опасных производственных объектов, 2017. № 1 (9). С. 90-95.

6. Ефимова А.В., Градобоева К.В., Вадулина Н.В. Влияние эргономических показателей на безопасность производства и производительность труда // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов, 2018. № 5 (115). С. 134-141.

МЕСТО ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Икрамова Ф.Х.

Икрамова Феруза Хайруллаевна — старший преподаватель, кафедра изысканий и проектирования автомобильных дорог, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье проводится анализ возможностей и особенностей применения геоинформационных систем (ГИС) и систем автоматического проектирования (САПР) автомобильных дорог. Приводятся имеющиеся на сегодняшний день недостатки систем автоматизированной проектировки автодорог, возможности их консолидации с ГИС. Ключевые слова: проектирование, автомобильные дороги, ГИС, САПР, геоинформационные системы.

Одним из главных элементов экономики транспортной инфраструктуры Узбекистана является сеть автомобильных дорог. Положительная стабильность развития дорожной сети, а также сохранение высоких эксплуатационных качеств являются практически первостепенными условиями для экономического роста государства, национальной безопасности, целостности и улучшения условий жизни населения. Требования, предъявляемые современным дорогам, нацеленные на обеспечение безопасности движения, осуществление исправной работы автотранспорта, а также к их архитектурному эстетическому виду, весьма высоки. Исполнение данных требований возможно лишь с применением системного подхода, начиная от этапа создания проекта и заканчивая эксплуатацией и содержанием дорог. На сегодняшний день системный подход в проектировке автомобильных дорог реализуется путём применения:

• методик производственных изысканий и современных технологий, базирующихся на эксплуатации высокопроизводительных методов сбора информации о местности, применения геоинформационных систем (ГИС);

• САПР - современных систем автоматизации проектирования автомобильных дорог. Они дают проектировщику важные инструменты для решения задач, а именно: трассировка проектируемой автодороги, формирование цифровой модели проектируемой местности, оценивание проектных решений, проектировка продольных и поперечных дорожных профилей, дорожных одежд, инженерного сервисного обустройства дороги и искусственных сооружений.

Повсеместное развитие и распространение ГИС дало возможность их интеграции в процесс автоматизации разработки проектов автодорог. Благодаря особенностям геоинформационных систем, во время проектировки на них возлагаются задачи, не характерные для систем САПР. В настоящее время существенным недостатком САПР автодорог считается применение при расчетах дорожных одежд в качестве параметра механических свойств грунтов модуле упругости только в статике, тем самым, не позволяя адекватно оценить прочность и ресурс многослойных структур на этапе проектировки.

При сравнении ГИС и САПР отмечается использование в первой графических примитивов: линий, многоугольников, точек, поверхностей и растров. Этот функционал даёт возможность выполнить пространственные операции, такие как поиск объектов в указанном регионе,

построение объединений, буферных зон, пересечений и разностей полигонов, поиск пересекаемых и смежных объектов.

В системах ГИС применяется методика алгоритма для хранения объемных данных, быстрого вывода на экран посредством сжатия данных и быстрого поиска объектов, есть возможность использования дополненной реальности [1]. Таким образом, это позволяет ГИС представлять дорожную сеть на картах небольшого масштаба, проводить анализ транспортного обеспечения районов, своевременно информировать об объектах сети дорог и выбирать наиболее оптимальный коридор варьирования проектировочной трассы для соответствующей цифровой модели местности (ЦММ).

Однотипные графические данные в ГИС отображаются в едином слое графических данных и обладают идентичным атрибутивным набором. Данная характерность ГИС может отобразить слой графических объектов с набором атрибутов как таблицу реляционной базы данных, это значит, что можно использовать соответствующий функционал баз данных для анализа атрибутов графических объектов. Атрибутивная поддержка геоинформационных систем дает возможность применять их при диагностике, паспортизации, инвентаризации и кадастре дорог.

Вышеперечисленные свойства ГИС позволяют интегрировать их с САПР дорог, в связи с чем указанные системы все чаще применяются в проектировании дорог. Так, развитие вычислительной техники полностью изменило процесс проектировки своими возможностями применения различных методов оптимизации и моделирования при проектировке дорог.

Список литературы

1. Куликов А.С., Мавлютов А.Р., Мавлютов А.Р. Применение дополненной реальности В ГИС // Вестник науки и образования. 2019. № 2-2 (56). С. 25-28.

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ДЕТЕКТИРОВАНИЯ ВНЕШНИХ УГРОЗ ПРИ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЯХ Вишняков А.С.1, Макаров А.Е.2, Уткин А.В.3, Зажогин С.Д.4, Бобров А.В.5

'Вишняков Александр Сергеевич — ведущий инженер, системный интегратор «Крастком»;

2Макаров Анатолий Евгеньевич — архитектор решений, Российская телекоммуникационная компания «Ростелеком», г. Москва;

3Уткин Александр Владимирович — старший инженер, Международный системный интегратор «EPAMSystems», г. Минск, Республика Беларусь;

4Зажогин Станислав Дмитриевич - старший разработчик, Международный IT интегратор «Hospitality & Retail Systems»;

5Бобров Андрей Владимирович — руководитель группы, группа технической поддержки, Компания SharxDC LLC, г. Москва

Аннотация: рассмотрены методологические основы внедрения парадигмы облачных вычислений как инструмента обеспечения доступа к инфраструктуре удаленных вычислительных ресурсов через организацию комплекса виртуальных машин. Анализ эффективности работы облачных программных приложений был произведен с точки зрения соотнесения их производительности и стоимости реализации платформы. Проведено сравнение сценариев систем обнаружения вторжений на сетевые ресурсы информационных систем путем анализа результатов моделирования облачных приложений для различных конфигураций сервиса. При моделировании процесса работы облачных программных приложений учитывались такие параметры, как время обработки данных, время отклика, время обслуживания запроса, общая стоимость передачи данных и архитектура комплекса виртуальных машин. В результате обработки статистических данных был предложен алгоритм определения наиболее эффективной реализации облачного сервиса с точки зрения минимизации времени отклика.

Ключевые слова: облачные вычисления, виртуальные машины, информационные системы, сетевой мониторинг, системы выявления вторжения, машинное обучение, база знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.