Научная статья на тему 'МЕСТО CURA SUI В ЗАПАДНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (℗αιδεĩα, HUMANITAS, BILDUNG)'

МЕСТО CURA SUI В ЗАПАДНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (℗αιδεĩα, HUMANITAS, BILDUNG) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
259
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CURA SUI / ФОРМА (FORMA) / ОБРАЗ (BILD) / МИСТИКА / ЭТОС / παιδεĩα / HUMANITAS / BILDUNG / ОБРАЗОВАНИЕ / FORM (FORMA) / IMAGE (BILD) / MYSTICISM / ETHOS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полякова Мария Александровна

В статье идет речь о концептуализации категории cura sui в современных исследованиях итальянских ученых, которые в целом продолжают развивать традиции интерпретации концепта, выдвинутые М. Хайдеггером и М. Фуко. По мнению автора, трактовка cura sui, представленная Ф. Камби, Ф. Капуто, М. Дженнари и др. исследователями, дает основание видеть в ней тесные историко-генетические и онтологические связи с греческой категорией παιδεĩα, римской humanitas и, наконец, немецким и общеевропейским концептом Bildung, воспринимаемым нами как образование и самообразование. В то же время Bildung категория, несущая в себе мистико-религиозные корни, ощутимые именно в немецкоязычной и русскоязычной традициях, которые отсылают нас именно к воссозданию в человеке божественного образа как главной цели и метода педагогической деятельности. Такие интерпретаторы Bildung, как Ф. Камби и М. Борелли, отмечают наметившиеся в современных трактовках концепта редукцию и упрощение, что, с их точки зрения, недопустимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ‘cura sui’ idea in the Western educational concepts (℗αιδεĩα, humanitas, Bildung)

The article deals with the conceptualization of category cura sui in contemporary studies of Italian scientists, who, in general, continue to develop the traditions of interpretation of the concept put forward by M. Heidegger and M. Foucault. According to the author, the interpretation cura sui, presents F. Cambi, F. Caputo, M. Gennari and other researchers, gives reason to see it close historical-genetic and ontological relations with the Greek category παιδεĩα, Roman humanitas and the German and the European concept of Bildung, which we perceive as education and self-education. At the same time, Bildung category, which carries the mystico-religious roots, it is tangible in the German-speaking and Russian-speaking traditions, referring to the reconstruction in man the divine image as the main goal and the method of teaching. Such interpreters Bildung as F. Kambi and M. Borelli, note emerging in modern interpretations of the concept of reduction and simplification, which, from their point of view, unacceptable.

Текст научной работы на тему «МЕСТО CURA SUI В ЗАПАДНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (℗αιδεĩα, HUMANITAS, BILDUNG)»

Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 3 (38). С. 80—93 Полякова Мария Александр|

канд. пед. нау МГТУ им. Н. Э. Баумана (Калужский филиал) maríap71@rambler.

Место cura sui

В ЗАПАДНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ (лшбаа, Humanitas, Bildung

М. А. Полякова а;

в . 4

В статье идет речь о концептуализации категории cura sui в современных исследованиях итальянских ученых, которые в целом продолжают развивать традиции интерпретации концепта, выдвинутые М. Хайдеггером и М. Фуко. По мнению автора, трактовка cura sui, представленная Ф. Камби, Ф. Капуто, М. Дженнари и др. исследователями, дает основание видеть в ней тесные историко-генетические и онтологические связи с греческой категорией яшбйа, римской humanitas и, наконец, немецким и общеевропейским концептом Bildung, воспринимаемым нами как образование и самообразование. В то же время Bildung — категория, несущая в себе мистико-религиозные корни, ощутимые именно в немецкоязычной и русскоязычной традициях, которые отсылают нас именно к воссозданию в человеке божественного образа как главной цели и метода педагогической деятельности. Такие интерпретаторы Bildung, как Ф. Камби и М. Борелли, отмечают наметившиеся в современных трактовках концепта редукцию и упрощение, что, с их точки зрения, недопустимо.

Феномен cura sui («забота о себе») занимает в современной гуманитарной науке особое место. Зародившись и развившись в классической античности, пройдя сложный и противоречивый путь переосмысления в период доминирования средневекового христианского самосознания, чтобы «возродиться» в блеске ре-нессансного антропоцентризма, преодолев перипетии эпохи Просвещения и немецкой классической философии, он актуализировался в научном дискурсе западного общества уже во второй половине прошлого столетия, когда вопросы о месте человека в современном, быстро меняющемся мире приобрели особое и в то же время несколько тревожное звучание. Насколько возрастание интереса к cura sui связано именно с «эпохой благоденствия» и эрой потребительского бума — проблема, которая могла бы привлечь особое внимание историков и социологов и тем самым существенно расширить горизонты интерпретации этого многозначного концепта.

В XX в. cura sui находится в центре внимания антропологических, экзистенциальных и герменевтических философских учений, что объясняется и в целом гуманитарным характером этих направлений, и спецификой применяемого в них

научного анализа. Среди философов, развивавших тему заботы, следует назвать, прежде всего, имена М. Хайдеггера, П. Рикёра, М. Шелера, А. Камю. Однако активизация данной проблематики в период перехода цивилизации на постиндустриальный уровень развития связана, главным образом, с именем М. Фуко, а

М. Фу

также с появлением на рубеже веков и тысячелетий ярких исследований П. Адо и Ф. Камби. Широкое освещение вопрос заботы о себе получил и в отечественной науке (работы Д. А. Бабушкиной, В. Л. Лехциера, С. С. Хорунжего, О. В. Михайловой, Г. В. Иванченко, В. К. Пичугиной и др.).

Концептуализация понятия cura sui М. Хайдеггером, М. Шелером и М. Фуко вызвала оживленную дискуссию среди итальянских ученых на рубеже XX и XXI вв. Особая заслуга здесь принадлежит профессору философии Флорентийского университета Ф. Камби, возродившему тему cura sui, по мнению В. Боф-

нях1. В аких ит

М. Борелли, Г. Кузинато, Ф. Капуто, В. Боффо.

Cura sui, или epimeleia heautou, — одна из разновидностей, ипостасей заботы (cura или ém^éÀaa) вообще. В свою очередь, понятие ém^éÀaa трактовалось в Древней Греции весьма широко: как «забота», «попечение», «радение», «общественное поручение», «общественный пост», «дело», «занятие», «поприще»2, что объясняет многие из современных его интерпретаций. Латинская cura имеет аналогичные толкования, однако примечательно, на наш взгляд, то, что оно обозначало также еще и «лечение», «уход» и «любовь»3. Итальянский этимологический словарь в качестве одной из версий происхождения значения слова (в современном итальянском языке полного аналога латинской cura) упоминает

связь слова cura с cors («сердце, дух»), так как человек «стимулирует сердце и

расходует (истощает) его»4. Однако авторы статьи считают эту версию сомнительной и усматривают в cura лат. корень ku-, kau-, kav- «наблюдать, смотреть, присматривать, остерегаться»5.

В любом случае, современный итальянский язык сохраняет множество производных от cura слов, например: curare («заботиться, лечить»), curabile («излечимый»), curatore («куратор, опекун»), procurare («следить, доставлять, снабжать»), sicuro («уверенный»), sicurezza («безопасность»), trascurare («пренебрегать»), curioso («смешной, любопытный») и многие другие, часто понятные без

1 Среди работ ученого по проблеме cura и cura sui следует отметить, например, Cura di sé e pratiche autobiografiche (Забота о себе и автобиографические практики) // Sarsini D. Percorsi dell'autobiografia. Milano, 2005. P. 39-52; La scrittura come «cura di sé» (Письмо как «забота о себе») // Quaderni di didattica della scrittura. 2006. Vol. 6. P. 27-34; Heidegger e la pedagogia (Хай-деггер и педагогика) // Studi sulla formazione. 2006. Vol. 2. P. 7-15; La cura di sé come processo formativo (Забота о себе как образовательный процесс). Roma; Bari, 2010 etc.

2 См.: Пичугина В. К. Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 175-179.

3 См.: Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост. М., 2005; Подробный лингвистический анализ cura и производных слов дает В. К. Пичугина (см.: Пичугина В. К.

ропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике / Г. Б. Корнетов, науч. М., 2014. С. 22).

4 Dizionario etimologico online (URL: http://www.etimo.it).

5 Ibid. Ср.: Cave canem (остерегайся (бойся) собаки) — известное изображение из Помпей.

фо, на теоретическом и практико-эмпирическом уровнях1. В настоящее время проблема заботы находится в центре внимания таких итальянских ученых, как

словаря. Последнее слово (curioso) примечательно еще и в том отношении, оно нашло широкое применение в русском языке практически в своем начальном значении «курьезный, смешной». Однако при этом не следует забывать, что «любопытный» может еще означать и «любознательный», «стремящийся (заботящийся о том, чтобы) что-либо узнать». В итальянской дискурсивной традиции употребление curioso в таком значении весьма распространено, что, возможно, отражает ту глубинную связь, которая существует между cura, cura sui и (само)образованием человека.

Использование в настоящей статье для обозначения заботы именно латинского слова обусловлено тем, что предлагаемый далее анализ строится на материале работ итальянских авторов, сохраняющих сильное влияние широкого толкования заботы, идущее из латыни. Например, Ф. Капуто в своем исследовании педагогической заботы упоминает тот факт, что cura в современном итальянском языке часто интерпретируется в медицинском смысле «уход, лечение», что, в свою очередь, способствовало появлению целого ряда работ о заботе в области

ихолог

В XX в. речь о заботе идет прежде всего в работах М. Хайдеггера, использующего, естественно, немецкий эквивалент латинской cura — Sorge. Слово Sorge с точки зрения языковой семантики фактически однозначное, но содержательно достаточно расширительно трактуемое именно в немецкой философии. Основы

це И. торой ч

рая ослепляет героя. Ф. Капуто видит в этом глубокий психологический и нрав

медицины, психиатрии, в меньшей степени — психологии6

подобного толкования были заложены еще И. В. Гёте, который вывел заботу в лице одной из седовласых старух во второй части «Фауста» — именно той, кото-

ственный смысл, весьма метафорично выраженный немецким поэтом: «Забота, у которой было задание ослепить Фауста, на самом деле зажигает его. Свет и тень — это траектория психологической параболы, обращенная к внутреннему оживлению, к поиску равновесия между физическим и духовным миром»7.

В целом аналогичное представление о заботе демонстрирует и другой пример из художественной литературы, использованный М. Хайдеггером и пересказанный фактически всеми итальянскими интерпретаторами концепта cura8. Имеется в виду античная басня о сотворении человека, приписываемая древнеримскому писателю Гаю Юлию Гигину (64 г. до н.э. — 17 г. н.э.), согласно которой, Заботе (Cura) принадлежит честь создания человека из кусочка глины, которую она нашла однажды у реки. Вовремя подоспевший Юпитер (Iuppiter), по просьбе Заботы, вдыхает в созданное существо жизнь, но отказывается дать ему имя создателя — Заботы, а претендует на то, чтобы сформированный кусок глины носил его имя. К спору подключается Земля (Tellus) с аналогичными претензиями. Разрешает спор Сатурн (Saturnus), который отдает Юпитеру дух существа после смерти, Земле тело, а Заботе, затеявшей все это, власть над ним, пока _

О6 Caputo F. La cura pedagógica come relazione di aiuto // Topologik — Rivista Internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali. 2014. № 15. P. 115-138 (URL: htt://www.topologik. net/F._Caputo_Topologik_Issue_n.15_2014.pdf).

7 Ibid.

8 Например В. Боффо и Ф. Капуто.

оно живет. Имя же созданного существа пошло от Земли: humus, homo9. М. ; деггер видит в этой истории не только демиурговы функции cura, но та» доонтологические корни, предшествующие пониманию человека как ед физического и духовного. Следовательно, истоки всего сущего и челоЕ жде всего лежат в заботе10.

Но эта популярная (у специалистов) басня, без сомнения, вскрывает еще одну важную особенность или функцию cura — ее формирующий (или образовательный) характер, поскольку именно она придала форму будущему человеку. И здесь сразу напрашиваются параллели слова cura с его немецким эквивалентом Bildung, имеющим значение «образование». Употребление здесь именно этого термина обусловлено тем, что, во-первых, в русском языке произошло его калькирование11 (нем. Bild от Bildung соответствует русскому «образ», т. е. образование как воссоздание образа, создание по образцу), во-вторых слово Bildung активно используется в западных (не только немецких) педагогических кругах как обозначение особой категории (наряду с лшбаа и humanitas), с присущими именно ей историко-генетическими и лингво-онтологическими характеристиками12. Эта традиция не слишком распространена в отечественной историко-педагогической науке, но в целом оправданна в рамках исследований, разворачивающихся именно вокруг немецкого концепта, ставшего со временем ключевым в европейской истории13 и западной педагогике.

Примечательно, что наряду с Bildung в немецком языке некоторое время использовались также слова Formierung, Formation («формирование, образование»)14, производные от лат. forma15, что опять же, возможно, восходит к той форме, которую придает человеку cura. Утверждение в немецкоязычной научно-педагогической традиции именно своего рода «образной» категории, не ассоциируемой с приданием формы, объясняется, по-видимому, ее сильными мистическими корнями. Итальянский ученый М. Дженнари развивает подобную версию в своей статье со знаковым названием «Рождение Bildung»16. С точки зрения автора, Bildung — понятие изначально сугубо немецкое, тесно связанное с историей Германии, начиная от средневековой мистики до утверждения фи-

начина

ытие и

9 См.: Хайдеггер М. Бытие и время (URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ Haid_BtVr/08.php). ' У

10 Выводы М. Хайдеггера повторяет также Caputo F. (Op. cit.).

11 См.: Этимологический словарь М. Фасмера (URL: http://vasmer.narod.ru).

12 Например: Borrelli M. La fine della Bildung e della Paideia occidentale // Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali. 2010. № 8. P. 1-11 (URL: www.topo-logik.net); Примечательно, что в 2011 г. та же статья вышла на немецком языке (Das Ende der Bildung und der abendländischen Paideia // Topoligik. 2011. № 10. P. 171-183). В том же номере есть две статьи на тему «Bildung» Франко Камби: La «Bildung»: una categoria pedagogica significativa anche in Italia // Topoligik. 2011. №10. P. 2-14; Echi della Bildung nel marxismo italiano // Topoligik. 2011. № 10. 2011. P. 36-51. Проблема интерпретации и значения термина «Bildung» была вынесена в качестве основной темы номера журнала.

О13 См.: Gennari M. La nascita della Bildung / Studi sulla formazione. 2014. № 1. P. 131-149 (URL: http://www.fupress.net/index.php/sf/article/view/15038).

14 См.: ГадамерХ.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988. С. 51.

15 Ср.: formation (англ.) и formazione (ит.).

16 Gennari. La nascita della Bildung... P. 131.

нансовой буржуазии XX в.17 Однако в ходе своего развития оно охватило сн ла центральную, затем всю Европу, укрепившись в самосознании европей человека как аналог его гуманистического образования18. По мнению нари, проблема образования человека начинает приобретать черты лингвистического и сакрального характера уже со времен рейнской мистики и особенно проявляется в трактатах Майстера Экхарта (1260—1328)19. Именно онтологический вывод Майстера Экхарта о присутствии Бога во всем сущем и необходимости для «благородного человека» (так как он существо божественное по своему происхождению) воссоединения с Богом, «который в нем прибывает»20, лежит в основе объяснения специфики немецкой категории Bildung.

Не вдаваясь в подробности философско-теологических и мистико-антропологических построений Майстера Экхарта и его современного интерпретатора (М. Дженнари), отметим лишь один момент, важный для понимания концепта Bildung и отражения в нем cura. М. Дженнари приводит в своей статье следующие слова из трактата немецкого мистика «Vom edlen Menschen»21: «Душа человека — это поле, где Бог посеял свой образ»22. Этот посеянный образ Бога остается «в глубине души как живой источник»23 не только веры, но и поиска, и знаний. Следовательно, изначально смысл образования (Bildung) подразумевал именно «(вос)создание в себе образа (Bild) Бога». Человек формируется «по образу божьему»; а Бог в то же время «очеловечивается», становится гуманным — в этом суть единства Бога и человека24. Следует отметить, что, несмотря на несомненную мистическую подоплеку подобного понимания Bildung Майстер Экхарт, по существу, интуитивно воспроизводит смысл, заложенный в басне Гигина. Правда, в его интерпретации отсутствует cura, но явно подразумевается в лице образа (Бога), который существует как бы вне времени и пространства, еще до того, как сам Бог вдохнул в человеческое существо жизнь, оставив в нем свой образ. Кроме того, человек стремится раскрыть в себе этот образ, заботится о знании и (само)познании (curioso).

Настаивая на синтетическом усвоении Майстером Экхартом античных идей Платона и Аристотеля, а также раннего христианства Аврелия Августина25, М. Дженнари поясняет соотношение терминов «образ» (imago, bild) и «форма» (forma, form) в концепции немецкого мистика: «Душа носит внутри себя божественный образ и это делает ее подобной Богу: здесь утверждается августиниан-ство. Разум носит внутри себя форму универсальных типов и это делает его единым с Богом: здесь утверждается аристотелизм. <...>Христианин понимает себя в горизонте того бытия, что есть мир. Мистик открывает Бога в себе самом»26.

17

См.

Gennari. La nascita della Bildung... P. 131.

Gennari. Ibid.

G

18 См.:

19 См.:

20 Ibid. P. 132.

21 «К благородному человеку» (нем.).

ari. La nascita della Bildung... P. 132.

id. P. 133.

5 Ibid.

6 Ibid. P. 141.

Несмотря на попытку Экхарта (или М. Дженнари) объединить образ и форм понятии «человеческая форма божественного образа», здесь явно присутству противопоставление аристотелевского (формального, рационального) томизма и августинской (спиритуальной, внутренне-сакральной) мистики, имевшее место как раз на рубеже XIII —XIV вв. В этой связи Ф. Капуто, анализируя взгляды Фомы Аквинского, замечает следующее: «Разобщенность человека (личности) не означает отсутствия сопричастности, а также отношения солипсистской замкнутости, скорее оно указывает на уникальность и неповторимость человеческого Я»27.

Генетически и лингвистически Bildung, несомненно, связывает процесс познания и заботы о себе с заложенным в человеке божественным образом, однако в более широком образовательном смысле этому понятию предшествовали некоторые другие его ипостаси, восходящие все к той же античности. В этой связи М. Дженнари выводит на первый план древнегреческую лшбаа (пайдейю) как феномен, непосредственно предшествующий Bildung. По его мнению, существуют некие концепты (например, пайдейя), которые изменяются во времени, варьируются на протяжении веков вплоть до момента своего исчезновения из повседневного языка, чтобы затем возродиться в составе других слов (например, педагогика), и которые одновременно сохраняют старое значение и меняют свою внешнюю форму. Подобное и произошло, в частности, с термином Bildung28.

О непосредственной связи cura, лшбаа и Bildung говорит Ф. Капуто, приступая к характеристике педагогического содержания понятия cura: «Слово "забота". вызывает в памяти процесс, тесно связанный с тем, что мы называем пайдейя (наследие Греции) или Bildung (творение немецкой мысли).»29.

В. Йегер вообще трактует Bildung через пайдейю: «Наше немецкое Bildung... отражает сущность воспитания в греческом платоновском смысле. В нем содержится связь с эстетически формообразующим, как бы внутренне предносящимся художнику нормативным образцом, "идеей" или "типом"»30. Без сомнения, это тот же образ-источник, что был «посеян» богом Майстера Экхарта или воплощен духом Юпитера в существе, сформированным Заботой.

Итак, обретение человеком образа (образование) — процесс, генетически связанный с древнегреческой пайдейей31. В специальной литературе и словарях «пайдейя» определяется как «универсальная образованность»32, «гармоничное телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности»33, «идеал нравственного, культурного и гражданского совер-

uto. La cu

dd. P. 116. E pedagogia. Roma; Bari, 2009. P. 37.

27 Caputo. La cura pedagogica come relazione di aiuto... P. 131.

28 Ibid.

29 Ibid. P. 116. Эти понятия стоят в одном ряду и у Ф. Камби: Cambi F. Manuale di storia della >gm. Ro

30 Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014. C. 8—9. нетов Г. Б. Педагогика. Образование. Школа: пути обучения и воспитания ребенка.

М 4. С. 28.

1овая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Степин, ред. М., 2001 (URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8844).

33 Корнетов. Педагогика. Образование. Школа... С. 28.

шенства, к которому должен стремиться каждый человек»34. Характеризуя дейю, Г. Б. Корнетов приводит слова А.-И. Марру о том, что пайдейя «стан ся обозначением культуры, понимаемой не в активном, подготовленном смысле образования, а в том результативном значении, которое это слово приобретает у нас сегодня: состояние полного, осуществившего все свои возможности духовного развития человека, ставшего человеком в полном смысле»35. При этом итальянский философский словарь настаивает на продолжительности процесса обретения пайдейи и невозможности его завершения36. То есть это идеал (образец), к достижению которого надо стремиться, но который полностью не достижим.

Древние греки видели в пайдейе путь (а также его педагогическую организацию), который человек должен пройти, изменяя себя в стремлении к идеалу духовного и физического совершенства (калокагатии) посредством обретения мудрости, мужества, благоразумия, справедливости и др37. Ф. Камби определяет пайдейю как своего рода воспитательную модель, предусматривающую образование молодых людей в рамках двух параллельных действий — воспитания физического и психического (духовного)38. Эта модель формирует «этос» народа как совокупность устойчивых, стабильных черт характера индивида (отсюда понятие «этика»)39.

Как отмечалось, Ф. Капуто эксплицитно связывает пайдейю с cura, точнее, она рассматривает пайдейю именно как способность взять на себя заботу о ком-то40, причем, с ее точки зрения, только таким образом (заботясь о других) можно и должно вести нравственную (этически полноценную) жизнь41. Объясняя смысл этики в современном понимании, Ф. Капуто прибегает к ряду этимологий поли-семичной греческой категории ^9ос; (этос), как «места пребывания», «жилища», «семьи», «очага», а также «характера», «способа бытия»42. Отсюда можно сделать вывод, что все это, по сути, привычки совместного проживания и гостеприимства, следовательно, им можно научить, их можно воспитать в людях. Таким образом, итальянская исследовательница сводит воедино не только пайдейю через заботу о себе и о ближних, но и место в лице этоса, которое со временем должно трансформироваться в устойчивые черты (Ф. Камби), которым следует учить людей, объединенных единой судьбой и опять же местом (полисом). Исходя из этого, Ф. Капуто делает вывод о необходимости заботиться о себе постоянно, всю жизнь в трех отношениях: внутренне (отношение с самим собой) и внешне:

отношения с ближним и с миром (обществом)43.

_

34 Dizionario di filosofia (2009) (URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/paideia_(Diziona-rio-di-filosofia)/).

35 Корнетов. Педагогика. Образование. Школа... С. 29.

36 Dizionario di filosofia...

37 Корнетов. Педагогика. Образование. Школа... С. 29.

38 Cambi. Manuale di storia della pedagogia... P. 26.

O39 ibid. P. 7.

puto. La cura pedagogica come relazione di aiuto... P. 122.

bid.

42 Ibid. P. 120.

43 Ibid. P. 126.

Поэтому идеал пайдейи не достижим вне «объединенной жизни», вне общности, вне полиса44. Возможно, древнегреческий полис действительно явился тем идеальным условием подобного понимания образования вообще, что стало, в свою очередь, специфическим признаком западной педагогики. В этой связи традиционно45 упоминают беседу Сократа с Алквиадом, где философ объясняет юноше, что для занятий политикой и управлением полисом надо прежде всего «позаботиться о себе», то есть многому научиться и понять, что ты сам из себя представляешь. Отсюда связь беседы с дельфийским изречением «познай самого себя», интерпретируемым как требование понять, кем и чем ты сам являешься, прежде чем заботиться о других и о себе. Популярность данного диалога у исследователей cura sui, на наш взгляд, объясняется именно тем, что в нем лаконично и содержательно выражены все ключевые аспекты феномена: «Знать самого себя означает в первую очередь знать собственную душу и заботиться о ней. Этот процесс самопознания совершенствуется в тот момент, когда душа обращает взор к другой душе.», так как узнать себя и заботиться о себе можно, только познавая другого человека46 и заботясь о нем, а происходить это должно через самосовершенствование — образование (лшбаа, Bildung), включающее в себя и нравственные стороны.

«Этический» аспект в трактовке Bildung представляется принципиально важным, так как он отражает изначально нравственные, жизнеутверждающие посылы феномена. Например, Ф. Капуто сопоставляет греческое понятие äp£x^ (аретб) («добродетель») с итальянским термином benessere (буквально «благосостояние», или точнее, «состояние во благе, добре»), трактуемым ей как «эмоциональное, ментальное, физическое, социальное и духовное состояние <...>, которое разрешает людям достичь и поддерживать их личный потенциал в обществе»47. Тем самым «добродетель», «забота о себе и ближнем», «самореализация» суть лишь грани пайдейи как первой ипостаси образования. И во всех этих понятиях прослеживается неразрывная связь между внутренним миром человека и развитием личности с необходимостью использовать себя в мире внешнем, среди других людей.

То же самое можно отнести и к другому понятию античного мира, которое, в отличие от пайдейи, практически сохранило свою внешнюю форму на протяжении всего Средневековья и активно использовалось в эпоху Ренессанса. Речь идет о латинском термине humanitas, который, согласно итальянскому филологу— Он„ге,первоначальнонеим^0тношенияк«воспитанию»или«о6-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Dizionario di filosofia...

45 Проблематика заботы о себе (cura sui) разворачивается с комментариев известного отрывка из Алквиада-I Платона, прежде всего у М. Фуко в «Герменевтике субъекта» (URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/28840/ogl.shtml); у В. Л. Лехциера в «"Забота о

эоблема философского образования» (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm); у нченко в «Забота о себе: история и современность» (Иванченко Г. В. Забота о себе: [ современность. М., 2009. С. 18—19); в работах В. К. Пичугиной; у Ф. Капуто (Caputo. i pedagogica come relazione di aiuto... P. 128).

46 Caputo. La cura pedagogica come relazione di aiuto... P. 128.

47 Ibid. Р. 121.

разованию», а значил скорее «благожелательность»48. Однако семантика дейи с сильным педагогическим смыслом несомненно явилась одной из посылок дальнейшего развития значения латинского соответствия. Уче ращает внимание на корни слов homo («человек» в латинском) и pais («ребенок»

(«ребе мично

в греческом), отмечая в греческом термине б0льшую широту, «космичность»,

направленность именно на то, чтобы «ребенок становился мужем»49.

Тем самым humanitas, по мнению Р. Ониги, представляет собой «более зрелый продукт» Римской цивилизации и, что особенно важно, «более антропо-центричный» концепт, нежели пайдейя. Кроме того, в распространении идеи humanitas римские историки видели цель и миссию своей империи. Как кажется, здесь кроется существенный момент дальнейшего перехода humanitas в общеевропейский формат, трансляция понятия на всю западную культуру, что действительно можно видеть и в период Средневековья, и тем более в эпоху Возрождения50.

Собственно о педагогическом аспекте понятия humanitas51 и о его взаимосвязи с понятием cura sui можно говорить уже применительно к трактовке термина Цицероном, заслуга которого состоит в том, что он углубил понятие humanitas путем синтеза в нем представлений о ряде традиционных нравственных ценностей. В своем сочинении «De oratore» он предъявляет оратору следующие требования, разворачивая тем самым собственное понимание humanitas: «Оратор должен отличаться в любом виде беседы и во всем, что касается человека... в любом честном учении и в любом виде человеческого знания.»52 Тем самым можно видеть, что humanitas для Цицерона — это то, что определяет самого че-

ловека как человека53 и цель человеческой жизни «жить согласно человеческой природе, которая реализована лучшим образом и не страдает от отсутствия чего-либо»54. В этих словах Цицерона по существу речь идет о cura sui в самом широком смысле слова и нельзя забывать, что именно благодаря римскому оратору идея humanitas стала базовой на протяжении веков для гуманистического образования, а греческий феномен заботы о себе оказался интегрирован в формирующуюся римскую культуру без потери его специфики и возведен в ранг универсальной категории55.

К аналогичным выводам приходит современный отечественный исследователь философии древнеримского образования О. В. Батлук, выделяя в ряду мно-

48 Oniga R. L'idea latina di HUMANITAS (URL: www.indire.it).

49 Ibid.

50 Подробнее о термине humanitas и его трактовке в период Ренессанса см.: Сергеев К. А.

: о тер юные осноЕ

51 Подробнее о педагогической интерпретации humanitas см.: Полякова М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 4. С. 99-102.

52 Цит. по: Oniga. L'idea latina di HUMANITAS.

Ù Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический комплекс. М., 2002.

54 Цит. по: Oniga. L'idea latina di HUMANITAS.

55 Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона //

рико-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2013. № 2. С. 162.

гочисленных значений humanitas римского оратора такие, как «образование», «образованность», «просвещение»56.

Средневековая философия и теология дополнили и обновили понимание термина humanitas. Уже у Цицерона прослеживается мысль о том, что человеческая природа может быть полностью постигнута только в сравнении с ее божественной природой. В дальнейшем эта идея была развита христианской культурой57, прежде всего в лице Аврелия Августина. С педагогической точки зрения установкам Августина присущи глубокий психологизм и стремление к моральному насыщению знания, что составляет содержание истинной humanitas и придает западной культуре и ее воспитательным традициям особые характеристики. Идея humanitas принимает в понимании Августина новую, по сравнению с периодом римской истории, окраску: «Каждый человек, поскольку он человек, должен быть любим Богом»58. В то же время и человек должен любить ближнего и оказывать ему посильную поддержку — это та новая трактовка humanitas, которая ляжет в основу ее дальнейшего насыщения социально-нравственными чертами и развертывания глубокого понимания истинного предназначения человека, развиваемого сначала мистиками, затем уже гуманистами.

Подводя итог анализу концепта humanitas в теологической концепции Августина, Р. Онига утверждает, что «в произведениях Августина мы чувствуем присутствие действительно эпохальных антропологических изменений, которые было бы недостаточно ограничивать лишь христианской идеологией: мы стоим перед преодолением классической культурной традиции и перед зарождением новой идентичности, которая станет идентичностью современного человека. Идея humanitas неожиданно сделала огромный скачок вперед, достигла вселенского размера и беспрецедентной глубины, оказывая длительное влияние в истории западной и мировой культуры. Все это было бы невозможно без Августина»59.

Ранее уже шла речь о влиянии августинской доктрины на Майстера Экхар-та, в том числе, возможно, и на его интерполяции в вопросах взаимоотношений humanitas и divinitas («божественность»), вследствие чего напрашивается вывод о действительной преемственности понятий cura sui, лшбаа, humanitas и Bildung, ставших поистине достоянием общеевропейской педагогической культуры.

Примечательно, что проблема интерпретации понятия Bildung волнует умы современных итальянских исследователей, которые употребляют этот термин в неизменном виде, порой даже в ущерб своей собственной педагогической терминологии. При этом они обнаруживают склонность к редукции его понимания до «обучения» и узко эмпирического подхода к нему60 и, несмотря на живой интерес к проблеме у философов XIX и XX вв. (Гегель, Маркс, Фрёбель, Гербарт, Фрейд, Гадамер, «Франкфуртская школа» и др.), отмечают тенденцию приме-

j>0

6 Цит. по: Корнетов. Педагогика. Образование. Школа... С. 29—30.

1 a. L'idea latina di HUMANITAS.

60 Borrelli M. La Paideia dell'Occidente // Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofi-Pedagogiche e Sociali. 2012. № 12. P. 35.

нять понятие Bildung прежде всего к прошлому в ущерб явной актуальности , ной педагогической и философской категории61.

В то же время Ф. Камби настаивает на непреходящей значимости как определенной модели социализации в ее историко-педагогическом и общегуманитарном смыслах62. Часто он объясняет сущность Bildung через понятие гуманизации, которая, по его мнению, состоит в призвании человека реализовать самого себя через объективный мир внешней культуры63. При этом задача индивида заключается в том, чтобы найти и раскрыть себя заново в этом мире, приобрести опыт «постигнутого»; только тогда можно стать самим собой (человеком), создать «образ самого себя»64. Процесс этот длится всю жизнь, а его индивидуальная природа и личностный характер проявляются в каждом человеке, реализуясь по-разному, в чем и заключается смысл подобной гуманизации. Другими словами, заботиться о себе — цель каждого человека, достигаемая через формирование и развитие в себе собственной humanitas: своих возможностей, своей всесторонности и цельности65. Тем самым в этой интерпретации явно ощущаются признаки античной humanitas в актуализированной (с точки зрения автора) Bildung.

Схожую трактовку концепта предлагает М. Борелли, считающий образование (Bildung) всегда индивидуальным или личностным путем самообразования через воплощение в жизнь humanitas66.

Таким образом, понятия лшбаа, humanitas и Bildung неразрывно связаны между собой, и не будет преувеличением сказать, что связующим звеном между ними является именно cura sui как некая онтологическая величина, что отмечал еще М. Хайдеггер в своем тезисе «Бытие Человека обнаруживается через Заботу»61. Образовательные составляющие (как признаки Bildung) в cura sui совершенно очевидны, на что указывают фактически все исследователи проблемы, причем отмечают это не только для уровня «обучать кого-то», но и для уровня «развивать себя, заниматься самообразованием». Эксплицитно об этом заявляет Ф. Камби, помещая процесс самообразования в центр отношений майевтики и свободы, объявляя его необходимым в определении идентичности отдельного человека68. Неслучайно, на наш взгляд, пояснения итальянского ученого обращены именно к учителям, занимающимся на курсах повышения квалификации69.

Показательно в этой связи мнение отечественного специалиста в области cura sui В. Л. Лехциера, который, не упоминая понятия Bildung, по существу го-

61 Cambi. La « Bildung»: una categoria pedagógica significativa anche in Italia... P. 9.

64 Cambi. La «Bildung»: una categoria pedagógica significativa anche in Italia... P. 10.

66 Borrelli. La Paideia dell'Occidente... P. 31.

61 пит. по: Mortari L. Aver cura della vita della mente. Firenze, 2002. P. 3.

mbi F. La cura in pedagogia: note critiche // Corricolo verticale e nuova professionalitá do-

a scuola primaria e secondaria. Firenze, 2008. Р. 3.

Указанная статья является Программой повышения квалификации учителей,

ботанной факультетом наук в области образования Флорентийского университета.

ворит об основных принципах этой категории: «Конструирование себя в качестве субъекта философского опыта не может быть истолковано чисто технологически. Эллинистическая традиция развития принципа заботы о себе предполагала такую редукцию. Культура себя была понята в основном как культура техник себя. В наше время технологическая интерпретация заботы о себе также имеет место. Более того, она породила новую культуру — т. н. «тренинговую культуру», которая сегодня во многом определяет стиль заботы о себе... Однако, как принцип заботы о себе вообще, так и заботу о себе в философском образовании нельзя редуцировать к техне, инструменту, упражнению и т. п. Поэтому со стороны наставника нам нужно найти такой принцип наставничества, который отсылал бы нас не к технологиям, а к бытию»10.

Обращает на себя внимание, что В. Л. Лехциер в оценке современного состояния заботы о себе прибегает к той же терминологии, что Ф. Камби и М. Борелли при анализе Bildung, — речь идет о редукции крайне важных экзистенциальных категорий в актуальной философии и практике образования. На наш взгляд, краткий обзор современной итальянской научной литературы по проблеме cura sui позволяет надеяться на то, что все же высокие идеалы, отраженные в ней и воплощенные в лшбаа, humanitas и Bildung, сохраняют свою жизненность и остаются важными источниками развития современного философского и педа-

гогического знания и образования.

1 (forma), об

\

Ключевые слова: cura sui, форма (forma), образ (Bild), мистика, этос, лшбаа, humanitas, Bildung, образование.

The 'cura sui' idea in the Western educational concepts (naiseia, humanitas, Bildung)

M. Polyakova

Cf

eals wit scient

The article deals with the conceptualization of category cura sui in contemporary studies of Italian scientists, who, in general, continue to develop the traditions of interpretation of the concept put forward by M. Heidegger and M. Foucault. According to the author, the interpretation cura sui, presents F. Cambi, F. Caputo, M. Gennari and other researchers, gives reason to see it close historical-genetic and ontological relations the Gre ept of B

time, Bildung — category, which carries the mystico-religious roots, it is tangible in the ian-spe

rchers, ;

with the Greek category naia, Roman humanitas and the German and the European concept of Bildung, which we perceive as education and self-education. At the same ldung -

German-speaking and Russian-speaking traditions, referring to the reconstruction in

rerman-s

10 Лехц

Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета [ топос мысли. Материалы конференции 3-5 октября, 2005 г. Самара, 2005. С. 51-65 (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).

man the divine image as the main goal and the method of teaching. Such interpr Bildung as F. Kambi and M. Borelli, note emerging in modern interpretations concept of reduction and simplification, which, from their point of view, unacceptable

rns ot th :ceptabli

Keywords: cura sui, form (forma), image (Bild), mysticism, ethos, лшбаа, humanitas, Bildung, education.

Список литературы

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевти ки. М., 1988.

2. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.

3. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.

4. Корнетов Г. Б. История образования и педагогической мысли: Учебно-методический

/Лг

я и воспитания ребен-

комплекс. М., 2002.

5.

Корнетов Г. Б. ка. М., 2014.

Педагогика. Образование. Школа: пути

зского образования (URL: http://

6. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий, сост.

7. Лехциер В. Л. Забота о себе и проблема философского образования // Идея университета и топос мысли. Материалы конференции 3—5 октября, 2005 г. Самара, 2005. С. 51-65 (URL: http://hpsy.ru/public/x4111.htm).

8. Лехциер В. Л. «Забота о себе» и проблема фи hpsy.ru/public/x4111.htm).

9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / В. С. Степин, ред. М., 2001 (URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8844).

10. Пичугина В. К. Античный и современный антрополого-педагогический проект заботящегося о себе человека // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 175-179.

11. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике / Г. Б. Корнетов, науч. ред. М., 2014.

12. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» Марка Туллия Цицерона // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил. 2013. № 2. С. 158-168.

13. Полякова М. А. К вопросу о педагогической интерпретации концепта humanitas // Alma mater: Вестник высшей школы. 2014. № 4. С. 99-102.

14. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 2007.

15. Фуко М. Герменевтика субъекта (URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/ book/28840/ogl.shtml).

16. Хайдеггер М. Бытие и время (URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haid_ BtVr/08.php).

17. Этимологический словарь М. Фасмера (URL: http://vasmer.narod.ru).

18. BorrelliM. La fine della Bildung e della Paideia occidentale // Topologik: rivista internazionale di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali. 2010. № 8. Р. 1-11 (URL: www.topologik. net).

Paideia dell'Occidente // Topologik: rivista internazionale di Scienze 'edagogiche e Sociali. 2012. № 12. P. 35.

«Bildung»: una categoria pedagogica significativa anche in Italia // Topoligik. P. 2-14.

La cura in pedagogia: note critiche // Corricolo verticale e nuova professionalitá te nella scuola primaria e secondaria. Firenze, 2008. P. 1-7.

22. Cambi F. Manuale di storia della pedagogia. Roma; Bari, 2009. P. 37.

23. Caputo F. La cura pedagogica come relazione di aiuto // Topologik — Rivista Internazionale

19. Borrelli Filosofich

20. Cambi 201

21. C

di Scienze Filosofiche, Pedagogiche e Sociali. 2014. № 15. P. 115-138 (URL: http://www. topologik.net/E_Caputo_Topologik_Issue_n.15_2014.pdf).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Cura di sé e pratiche autobiografiche (Забота о себе и автобиографические практики) // Sarsini D. Percorsi dell'autobiografia. Milano, 2005. P. 39-52.

25. Das Ende der Bildung und der abendländischen Paideia // Topoligik. 2011. № 10. P. 111-183.

26. Dizionario di filosofia (2009) (URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/paideia_ (Dizionario-di-filosofia)/).

21. Dizionario etimologico online (URL: http://www.etimo.it).

28. Echi della Bildung nel marxismo italiano // Topoligik. 2011. № 10. 2011. P. 36-51.

29. Gennari M. La nascita della Bildung / Studi sulla formazione. 2014. № 1. P. 131-149 (URL: http://www.fupress.net/index.php/sf/article/view/15038).

30. Heidegger e la pedagogia (Хайдеггер и педагогика) // Studi sulla formazione. 2006. Vol. 2.

31. La cura di sé come processo formativo (Забота о себе как образовательный процесс).

32. La scrittura come «cura di s6» (Письмо как «забота о себе») // Quaderni di didattica della scrittura. 2006. Vol. 6. P. 27-34.

33. Mortari L. Aver cura della vita della mente. Firenze, 200

34. Oniga R. L'idea latina di HUMANITAS (URL: www.i

35. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайде:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.