Научная статья на тему 'Место человека во Вселенной в концепции трансгуманизма'

Место человека во Вселенной в концепции трансгуманизма Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
503
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Безъязыкова Н.А., Валишина И.И.

Мир изменяется, увеличивается темп научно-технического прогресса, развиваются такие технологии, как генная инженерия и кибернетика. В ответ на это в конце XX-го столетия возникло новое прогрессивное мировоззрение трансгуманизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место человека во Вселенной в концепции трансгуманизма»

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

УДК 140.8

Н. А. Безъязыкова Научный руководитель - И. И. Валишина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕЛЕННОЙ В КОНЦЕПЦИИ ТРАНСГУМАНИЗМА

Мир изменяется, увеличивается темп научно-технического прогресса, развиваются такие технологии, как генная инженерия и кибернетика. В ответ на это в конце ХХ-го столетия возникло новое прогрессивное мировоззрение - трансгуманизм.

Трансгуманизм - рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Многие трансгуманисты считают себя транслюдьми, поскольку возможности человеческих тела и разума уже значительно увеличились благодаря использованию множества современных инструментов. Термин «трансчеловек» (йапБИитап) означает «переходный человек». Трансчеловек - это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. Некто, достаточно информированный, чтобы увидеть в будущем радикально новые возможности, готовящийся к ним и использующий все существующие возможности для самоулучшения. Многие трансгуманисты хотят стать постлюдьми. Постчеловек (роБШитап) - это потомок человека, модифицированный с помощью новейших и будущих технологий до такой степени, что с современной общепринятой точки зрения уже не является человеком [1].

Близкие к трансгуманизму идеи высказывались задолго до широкого распространения самого термина «трансгуманизм». Остановимся на некоторых из них.

Главное в учении Николая Федоровича Федорова - преодоление смерти, смертности и воскрешение во всей полноте телесного и духовного бытия всех ранее живших. Победа над смертью должна свершиться при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества. Сам человек должен измениться. Его органы будут преобразованы душевно-телесными явлениями. Человечество научится воссоздавать людей из самых первоначальных веществ, атомов, молекул. Перед восстановленным во всей полноте человеком лежит путь к освоению всего космического пространства. Человек будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких [2].

Константин Эдуардович Циолковский писал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Эти пророческие слова все больше находят подтверждение в стремительном развитии науки. Циолковский считал, что разрешить проблему будущего развития человечества и его жизнеспособности в целом можно лишь путем сохранения всех накопленных видов генотипов. Для этого, естественно, необходимо жизненное пространство, но Земли

для этого явно недостаточно. Экспансия в Космос -это реальный и единственный путь решения будущих проблем человека, и это общество должно осознать уже сегодня [3].

Свой образ модифицированного, преобразованного человека создал Фридрих Ницше, назвав его сверхчеловеком. По его мнению, сверхчеловек - это новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo Sapiens. Он как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений». Сверхчеловек должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания людей. Он обязан соединить в себе качества, до сих пор несоединимые: мощная воля, увлечение, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание, а также творчество, созидание другого, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Сверхчеловек ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения его им же пробужденными иррациональными силами [4].

Трансгуманизм - это мировоззрение, способное открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Основан он на том, что вид Homo Sapiens является не концом, а, скорее, началом эволюции. С точки зрения трансгуманнизма в ближайшем будущем человек столкнется с возможностью настоящего искусственного разума. Будут созданы новые инструменты познания, которые объединят в себе искусственный интеллект с новыми видами интерфейсов. С помощью передовых технологий в недалеком будущем станет возможным замещение биологических органов человека более эффективными искусственными, это поможет ликвидировать болезни, страдания, старение и смерть и значительно усилить свои физические, умственные и психологические возможности. Модификация тела человека позволит расширить сферы существования человечества: выйти в ближний и дальний космос, освоить океана и межзвездное пространство. У людей появится возможность жить неограниченно долго, что означает наступление эры практического бессмертия человека. Предполагается возможное форсирование эволюции человеческой расы, вплоть до непосредственного вмешательства в генотип [1; 5].

Проблемным полем исследования трансгуманизма как мировоззрения является понимание принципов единства мира и принципов дуализма (а именно - антропоцентризма).

В настоящее время происходит активное осмысле-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ние практически всех сторон действительности с трансгуманистических позиций. Все большее число ученых, философов и социальных мыслителей разделяют идеи трансгуманизма. Во всем мире создаются трансгуманистические организации: Российское трансгуманистическое движение, Всемирная трансгуманистическая ассоциация, Всемирный культурный центр трансгуманизма, Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма, Стратегическое общественное движение «Россия 2045».

Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека.

Библиографические ссылки

1. Что такое трансгуманизм // Сайт Российского трансгуманистического общества. URL: http://www. transhumanism-russia.ru

2. Режабек Б. Г., Кузьминов А. А. Трансгуманизм: Федеров. URL: http://rtd2.pbworks.eom/w/page/ 5476443/%D0%A4%Dl%91%D0%B4%D0%BE%Dl%8 0%D0%BE%D0%B2.

3. Иванов В. А., Флоров В. И. Земля - колыбель разума, Космос - его ноосфера // Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. URL: http://www.readings. gmik.ru/leeture/2008-ZEMLYA---K0LIBEL-RAZUMA-KOSMOS—EGO-NOOSFERA.

4. Ницше: сверхчеловек // Сайт «Философия жизни». URL: http://www.5lf.ru/nitsshe-sverhehelovek.html.

5. Удалова В. В. О преемственности идей космизма и трансгуманизма //Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. URL: http://readings.gmik.ru/leeture/ 2007-O-PREEMSTVENNOSTI-IDEY-KOSMIZMA -I-TRANSGUMANIZMA.

© Безъязыкова Н. А., 2012

УДК 004.5

А. Н. Болгов Научный руководитель - Н. В. Фомина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ «ЧЕЛОВЕК-КОМПЬЮТЕР»

Рассмотрены методы искусственного интеллекта, позволяющие упростить процесс взаимодействия человека и компьютера.

Взаимодействие «человек-компьютер» в свете прогресса информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, и возросших потребностей общества в гуманизации технической реальности, - с другой является актуальным объектом философского анализа [1]. В связи с тем, что человек и компьютер «общаются» на разных языках, для их взаимодействия требуется некоторое промежуточное звено, переводящее человеческий язык в набор понятных компьютеру числовых значений, и наоборот. Подобная прослойка называется интерфейсом. Компьютер, получая информацию от человека посредством различных устройств ввода, воздействует на анализаторы органов чувств человека, воспроизводя тем самым ответную реакцию на его действия. Для того чтобы упростить процесс взаимодействия человека и компьютера, применяются различные методы искусственного интеллекта. Основной задачей для подсистем искусственного интеллекта является распознавание образов. Решение этой задачи позволяет уменьшить степень влияния механических устройств ввода для передачи данных компьютеру, поскольку в качестве источника информации будет выступать и сам человек.

Интерфейс взаимодействия любой системы главным образом зависит от количества и разнообразия входных и выходных устройств и каналов связи, при помощи которых пользователь взаимодействует с системой. Существует несколько основных каналов взаимодействия, основанных на различных человеческих чувствах: визуальный канал, звуковой канал и

тактильный (сенсорный) канал [2]. Визуальный канал взаимодействия - один из наиболее распространенных способов общения компьютера и человека. Основные исследования в данной области затрагивают следующие вопросы: анализ мимики лица человека, отслеживание движения тела, распознавание жестов, отслеживание взгляда пользователя. Другим важным каналом взаимодействия является звуковой канал. Основным источником информации в звуковых системах являются различные аудио-сигналы. Направления исследования в рамках данной области: распознавание речи, распознавание диктора, звуковой анализ эмоций человека, музыкальное взаимодействие. Канал взаимодействия на основе сенсорных устройств имеет множество различных проявлений в огромном числе сфер применения. Существует множество различных датчиков, обеспечивающих различные механизмы взаимодействия: перьевые интерфейсы, мышь и клавиатура, джойстики, датчики отслеживания движения, тактильные датчики, датчики давления, датчики вкуса и запаха.

«Мультиагентные» системы могут быть использованы для объединения систем, базирующихся на визуальном, звуковом и тактильном каналах взаимодействия [3]. В идеале такая система должна совмещать в себе все преимущества каждой из одноканальных систем, однако существуют определенные ограничения в отдельных элементах таких систем. Эти ограничения могут быть связаны с физическими ограничениями человека, например, немота. При этом этот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.