Научная статья на тему 'МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ'

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
771
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саттарова С.Н., Сайфуллаева Л.А.

В статье основное внимание уделяется рассмотрению данного общества с точки зрения его социальных последствий для современной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF A PERSON IN SOCIETY

The article focuses on the consideration of this society from the point of view of its social consequences for the modern personality.

Текст научной работы на тему «МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ»

Саттарова С.Н. преподаватель кафедра русского языка и литературы

Сам ГИИЯ Сайфуллаева Л. А.

1 114- группа XTA

Иностранных языков Факультет II Самаркандский Государственный Институт

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация: В статье основное внимание уделяется рассмотрению данного общества с точки зрения его социальных последствий для современной личности.

Ключевые слова: современное общество, глобализация, современный человек.

Sattarova S.N. teacher

Department of Russian Language and Literature

SAMIIA Sayfullayeva L.A. 114-XTA group Foreign Languages FacultyII Samarkand State Institute

THE PLACE OF A PERSON IN SOCIETY

Abstract: The article focuses on the consideration of this society from the point of view of its social consequences for the modern personality.

Key words: modern society, globalization, modern man.

В наше время огромное влияние на современное общество оказывает наука, прогресс. Именно они задают темп, ускоряют нашу жизнь. И общество охотно подается этому влиянию. Но какое это влияние: негативное или позитивное?

Как всегда есть свои плюсы и минусы. Но суть не в том, чтобы все их перечислить. Самое главное это осознание данного влияния и принятие определенных мер. Сейчас мы современное общество приближается к пику своего развития, и вот уже совсем скоро должен наступить переломный момент. Такие переломные моменты уже не раз приходилось переживать развитым цивилизациям, и исход был разным.

Современное общество болеет, но возможно со временем оно станет на путь исцеления. Люди перестанут заниматься уничтожение окружающей среды, самоуничтожением. Они перестанут быть робами денег. Прекратятся вооруженные конфликты. Люди будут жить, и радоваться жизни, каждому прожитому дню. Но это в идеале.

В настоящее в ремя перемен требуют наши сердца. Но каких? Никто не знает. На данный момент самая главная задача современного общества заключается в том, чтобы не уничтожить нашу планету. Каждый из нас должен задуматься, что он может сделать для этого.

Глобализация - объективно протекающий процесс, означающий формирование единого мирового пространства, функционирующего по общим правилам и в едином для всех решении. В разных странах люди все больше пользуются одними и теми же видами транспорта, носят одинаковую одежду, потребляют одни и те же продукты питания, смотрят одни и те же фильмы и телепередачи, слушают одни и те же новости. Создаваемые современной цивилизацией технологии, товары, услуги, информация и прочее, входя в жизнь разных народов, делают их как никогда ближе друг к другу.

Чаще глобализацию как процесс общественное мнение пытается отвергнуть. Но не мешает понять, что глобализация не отрицает категорически уже сложившиеся национальные культуры. Сегодня глобальность является возможностью дальнейшего существования и развития культуры в этой форме. В мире глобальных трансформаций индивид, вовлеченный в транснациональные сети, не может уже ограничиваться плодами только своей национальной культуры. Право каждого на свободный выбор своих культурных предпочтений и есть базовое условие существования культуры в ее глобальном измерении. Под глобальной культурой следует понимать не одинаковую и обязательную для всех культуру, а такой способ ее функционирования, при котором каждый житель планеты может пользоваться благами и достижениями любой национальной культуры [1, с. 378].

В современном мире трудно представить человека, чьи культурные пристрастия и предпочтения ограничены рамками только его национальной культуры, стремящегося изолировать себя от других культур. Подобная изоляция - свидетельство неспособности жить в современном мире.

Человек в условиях глобализации становится главным социальным смыслом общества. Поэтому считаем важным обратить внимание на положение современного человека в глобальном мире. Ведь осмысление проблемы собственного бытия человека - это ключ к пониманию многих важных аспектов глобализации. И стоит помнить, что основная проблема, связанная с пониманием процесса глобализации, заключается в самом человеке, а не вне его.

Современный человек обладает значительной «материальной силой», которая может быть использована как в созидательных, так и в разрушительных целях. Существование человека зависит от того, как он применяет эту силу и каково его отношение к жизни на Земле, какая ему отводится роль в мире и насколько он осознает ответственность за свои действия перед последующими поколениями, перед человечеством в целом. Человеку отводится «новая роль» регулятора жизни на Земле. [2, с. 91].

Человек во все времена стоял в центре всех исторических событий и трансформаций: экономических, социальных, политических, нравственных, культурных, поскольку все общества и государства так или иначе, скрыто или открыто ставили своей целью улучшение жизненных условий для всех людей или для какой-то части общества.

Чтобы обозначить и осмыслить роль и место современного человека в глобальном мире, необходимо понять что он может сделать для сохранения своей индивидуальности в многоликом мире. Прежде все следует понять каким образом человек участвует в диалоге культур и как это диалог воздействует на самого человека и общество.

Современный мир уже не может рассматриваться как мир господина и раба. Сегодня человечество идет к новой цивилизации, в которой более чем когда-либо реализуется единство человечества. Но следует четко уяснить, что, когда мы говорим о единстве человечества, нет необходимости строго утверждать общечеловеческие ценности и принципы. Это ошибка, и отсюда возможность столкновения с новыми проблемами в глобальном мире. Важно понять сможет ли индивид сохранить свою индивидуальность, как это возможно. Смогут ли традиционные ценности выжить и приспособиться к новому формату?

Современный человек, действительно, универсально развил свои производительные возможности, а в этом аспекте мир самым очевидным образом становится единым, глобальным. Наука проникает в самые основы бытия - в возникновение Вселенной, в природные основы человека. То, что считалось прерогативой Бога, становится научным поиском человека, предметом его знания и действия, аналитическим вопросом. И то состояние, о котором говорили и мечтали мыслители прошлого, связывая его с неограниченными возможностями науки и техники, в принципе, достигнуто.Вполне справедливо считать, что адекватным духовным продолжением глобальных процессов в материальных основах современного мира является диалог культур, рассмотренный под углом зрения различия между ними [3, с. 10].

С нашей точки зрения, к безусловной «ненормальности» современного общества относятся различные стратегии бегства индивида, принимающие самые разнообразные патологичные формы. Это в первую очередь относится к безостановочному материальному потреблению.

Сегодня мы можем наблюдать «рождение», «рост» и «смерть» вещей, в то время как в предшествующих обществах вещи «переживали» человека. Это вытекает из того, что ведущей формой деятельности для человека стало потребление. Можно даже сказать, что современное общество нуждается не столько в человеке трудящемся, производящем, сколько в человеке именно ' потребляющем. Причем бездумно потребляющем буквально все: от вещественно-материального, до культов, идеологий, националистических идей, массовой культуры, наркотиков, алкоголя и т.д. Потребление становится важнейшим рычагом социальных манипуляций и социального воздействия, что соответственно требует усиления государственного контроля над данным процессом. И здесь возникает интересное противоречие. С одной стороны, происходит интенсификация контроля, а с другой - потребление объявляется свободным выбором человека. Парадокс заключается в том, что нынешнее общество демонстрирует противоречие, которое не совсем им осознается. Человеку преподносится идея, что уровень потребления - это и есть мерило социальных заслуг, но в то же время от него ожидается проявление иных форм социальной ответственности. Нам думается, что привычка к безграничному потреблению вряд ли создаст такой тип личности, который будет руководствоваться в своей деятельности абстрактными принципами всеобщего блага.

Глобальные исторические процессы складываются объективно. Здесь мы бессильны или, по крайней мере, наши возможности ограничены. Но каждый человек властен над своими силами, способен задать определённый моральный смысл самостоятельно или сообщая современному развитию мира.

Использованные источники:

1. Межуев В.М. Судьба национальных культур в эпоху глобализации. // Философия в диалоге культур: материалы Всемирного дня философии. -М.: «Прогресс-Традиция», 2014 г.

2. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 2016.

3. Степанянц М.Т. Единство мира и многообразие культур // Вопросы философии. 2015. №9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.