ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК: 331; 330 DOI: 10.24412/2071-6435-2021-5-101-110
Место человеческого капитала в развитии цифровой экономики
В статье рассматриваются аспекты цифрового процесса, включая теоретический анализ и определения цифровой экономики, а также текущее место процесса развития человеческого капитала в нынешнюю цифровую эпоху. В статье также рассматривается, как высокоразвитые страны получили доступ к цифровому рынку благодаря крупным инвестициям во все аспекты исследований и разработок по сравнению с текущим положением развивающихся стран в последнее время. Анализируются другие проблемы, такие как: цифровой разрыв, потенциальные инвестиции в цифровые рынки в развивающихся странах Африки и других регионах.
Ключевые слова: цифровизация, человеческий капитал, формирование цифровой экономики, Интернет, искусственный интеллект, социальные сети, бизнес и технологии, мобильные устройства, он-лайн-сервисы, электронные обмены данными (EDI), исследования и разработки, технологии, телекоммуникации.
Скорость накопления знаний и развитие процесса человеческого капитала в XXI веке привели к появлению глобальных онлайн-сетей, смартфонов, технологий социальных сетей, блогов, веб-сайтов и других глобальных цифровых инноваций. Это в целом подчеркивает важность, а также обосновывает дискуссии вокруг темы, связанной с местом человеческого капитала в процессе формирования цифровой экономики. Это обсуждение приобрело известность из-за нынешней конкуренции в цифровой революции и того, как за последние годы кардинально изменилось взаимодействие людей. До 1995 года не существовало четкого определения термина «цифровая экономика». Поэтому многие ученые связывают термин «цифровизация» с массовым использованием телекоммуникаций, Интернета и мобильных устройств. В начале 1990-х годов термин «цифровая экономика» был впервые использован в книге канадского автора Дона Тапскот-та (книга-бестселлер 1994 года «Цифровая экономика: перспективы и опасность в эпоху сетевого интеллекта»). В своей публикации Дон Тапскотт не дал четкого определения концепции цифровой экономики, несмотря на то, что назвал ее «эпохой сетевого интеллекта». Его мнение и взгляды были сосредоточены на том, как страны с развивающейся экономикой, новые предприятия и новые
© Д. М. Маллах, 2021
Д. М. Маллах
технологии могут дополнять друг друга. Его теория уделяет больше внимания различным отношениям между каждой переменной в цифровой экономике. Он также рассматривает важность человеческого взаимодействия с помощью технологий и сочетания интеллекта, знаний и творчества для создания богатства и социального развития на макро- и микроуровне.
В 1999 году такие ученые, как Маргерио и другие, опубликовали свою работу о развивающейся цифровой экономике через Министерство торговли США. Их внимание к цифровизации было основано на фундаменте цифровой экономики, а не на взглядах на традиционные экономики. Однако определение было сомнительным и не отражало четкого смысла, несмотря на то, что идентифицировало ключевые факторы, такие как развитие Интернета, электронная торговля, цифровая доставка и розничная продажа материальных товаров.
Кроме того, в работе Р. Клинга и Р. Лэмб цифровая экономика рассматривается в четырех различных категориях, включая «Высокотехнологичные цифровые товары и услуги, ИТ-интенсивные услуги по производству товаров, ИТ-индустрию и смешанные цифровые товары и услуги» [7]. Авторы включили в свое определение также товары и услуги, создание которых полностью зависит от цифровых технологий.
Томас Мезенбург в 2001 году предложил три основных сегмента, или компонента, которые составляют концепцию цифровой экономики. Его внимание было сосредоточено на инфраструктуре электронного бизнеса, которую он считал основным игроком, или ключевыми факторами успеха цифровой экономики. В своей работе он классифицировал оборудование и телекоммуникационные сети как передовую инфраструктуру электронного бизнеса. Его второй сегмент был основан на ведении электронного бизнеса, во многом связанным с методами и процессами, которые организация осуществляет через компьютерные сети. В третьей составляющей сосредоточена передача товаров в форме электронной коммерции, при этом создается взаимосвязь или связь между всеми уровнями растущих концепций цифровой экономики, основанных на отдельных лицах, учреждениях или корпоративных структурах и искусственном интеллекте с помощью мобильных технологий и Интернета.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает цифровую экономику как средство упрощения, которое может помочь государствам осуществлять внешнюю торговлю.
Однако в наше время этот термин серьезно относится к цифровым вычислительным технологиям, предназначенным для регулирования экономической деятельности в развитых и развивающихся странах посредством онлайн-со-единений между отдельными лицами, кооперативными или коммерческими организациями, службами передачи данных, обменом устройствами и другими связанными процессами.
Акцент на важности развития человеческого капитала через цифровую экономику в последние десятилетия помог изменить образ жизни людей и многих экономик благодаря укреплению отношений между большим количеством стран.
Быстрое расширение сферы применения человеческого интеллекта, а также развитие новых цифровых навыков изменили представление о рынке труда. В современных условиях требования рынка труда в основном связаны с разработчиками информационных и коммуникационных технологий, инженерами-специалистами различного профиля с необходимыми знаниями в области цифровых навыков и искусственного интеллекта для работы с высокой степенью риска.
Кадровый потенциал для цифровизации различных секторов экономики пользуется большим спросом не только в западных странах, но и в развивающихся, с менее диверсифицированной экономикой и цифровым спросом. Передовые страны прогнозируют развитие кадрового потенциала, который помогает им быстро развивать цифровые навыки в экономических секторах и делает доступным для людей возможность сосредоточиться на необходимом образовании.
Согласно отчету ОЭСР за 2020 год, в развитых странах, таких как Великобритания, в 2020 году было около 1,86 млн выпускников с цифровыми и инженерными навыками. Это связано со стремлением к достижению требуемой эффективности рынка труда. Инвестиции в исследования и разработки являются ключом к восстановлению научных знаний в других сферах, чтобы выпускать больше инженеров в области ИКТ, и к развитию для получения новых знаний или квалификаций [5].
Следовательно, развитие человеческого капитала в цифровой экономике оказывает огромное влияние на уровень цифровых навыков и доступ к возможностям трудоустройства в повседневной жизни, например, на работу с поисковыми системами и электронной почтой (специальные навыки населения в области ИКТ). Поэтому сегодня важным направлением является разработка новых ориентиров государственной политики в области развития человеческого капитала.
С другой стороны, в развивающихся странах, особенно в африканском регионе, возникают связанные с этим вопросы о возможностях догнать текущие цифровые тенденции. Человеческий капитал в данном регионе обладает более низким темпом развития по сравнению с Азией и другими континентами в развивающемся мире. Отсутствие инфраструктуры и инвестиций в исследования и разработку в области цифровых технологий — все это создает огромные проблемы на фоне низких темпов процесса развития человеческого капитала. Цифровой разрыв в развивающихся странах привел к высокому уровню безработицы, росту коррупции и плохому экономическому положению.
Цифровая деятельность и процесс развития человеческого капитала имеют решающее значение для современной экономики. Это связано с тем, что большая ее часть в основном зависит от цифровых технологий. Уровень знаний с точки зрения развития навыков очень важен. Некоторые из самых ярких примеров связаны с конкурентоспособной платформой, созданной цифровым пространством для экономик. Согласно исследованию Allianz за 2017 год, рыночная капитализация цифрового бизнеса по всему миру достигла 7 трлн долларов в 2017 году. Эта сумма была примерно на 67 процентов больше, чем в 2015 году, при сопоставлении компаний в рамках своей платформы. Также большое внимание уделяется неравномерному распределению в цифровой экономике. Вклад
интернет-экономики различается в зависимости от вовлеченности процесса. Например, некоторые глобальные технологические компании получили преимущество первопроходца, и вскоре они достигли огромной рыночной капитализации. Крупные технологические компании, такие как Google, занимают около 90% рынка поисковых запросов в Интернете. Facebook занимает две трети мирового рынка социальных сетей и является ведущей платформой в более чем 90% мировой экономики. Американская компания, занимающаяся электронной коммерцией и облачными вычислениями, Amazon, составляет около 40% мировой онлайн-торговли.
В развивающихся странах, таких как Китай, технологическая платформа WeChat (принадлежит Tencent) насчитывает более миллиарда активных пользователей, и вместе с Alipay (Alibaba — еще одно собственное китайское предприятие) охватило практически весь Китайский рынок мобильных платежей. Между тем, по оценкам, Alibaba занимает около 60% китайского рынка электронной коммерции.
Быстрый рост доминирования этих цифровых гигантов объясняется несколькими факторами. Первый связан с сетевыми эффектами, которые подтверждают, что чем больше пользователей на платформе, тем более ценной она становится. Второй фактор связан со способностью платформ извлекать, контролировать и анализировать данные. Фактор сетевого эффекта показывает, что большее количество пользователей означает больше данных, а большее количество данных означает более сильную способность преодолевать потенциальных конкурентов и извлекать выгоду из преимуществ первопроходца. Третий фактор учитывается, когда платформа начинает набирать обороты и начинает предлагать различные интегрированные услуги, затраты пользователей на переход к альтернативному поставщику услуг начинают расти.
Из-за увеличения доходов среди крупных конкурентов в цифровом пространстве глобальные кампании по захвату рынка путем конкурентного приобретения и позиционирования стали ключом к расширению деятельности основных игроков. Это сделано для того, чтобы дополнить цифровой сервис и продукт. Крупные приобретения компаний, занимающихся цифровыми платформами, включают в себя поглощение Microsoft LinkedIn и приобретение компанией Facebook мес-сенджера WhatsApp. Google и Microsoft инвестировали в телекоммуникационное оборудование, купив Motorola и Nokia. Платформы также сделали другие крупные приобретения в сфере розничной торговли, рекламы и маркетинга, а также в нежилой недвижимости. Другие шаги включают стратегическое инвестирование в исследования и разработки (НИОКР), а также лоббирование во внутренних и международных политических кругах. В то же время изучается стратегическое партнерство между транснациональными корпорациями в традиционных секторах и глобальными корпорациями, занимающимися цифровыми платформами. Например, Walmart заключил партнерское соглашение с Google, чтобы использовать Google Assistant; Ford и Daimler присоединились к Baidu на платформе Apollo; Google создал автомобильную платформу Android вместе с Volvo и Audi; GE заключила партнерские отношения с Microsoft для использования своих
облачных сервисов Azure; Intel и Facebook сотрудничают в разработке нового искусственного интеллекта.
Рисунок 1. Место человеческого капитала в развитии цифровой экономики.
Источник: [2]
Из рисунка 1 понятно, что рост цифровой эпохи является причиной быстрого роста экономики и концепции развития человеческого капитала. Схема также показывает важность места развития человеческого капитала не только в качестве добавления стоимости к процессу цифрового и промышленного развития, в ней наглядно показывается, что человеческий капитал и цифровизация, по-видимому, получили огромный импульс. Индустрия 4.0 процветала в течение последних трех десятилетий, и цифровая трансформация рассматривалась с глобальной точки зрения, влияя на прямые параметры человеческого капитала, такие как образование, здравоохранение, опыт и другие экономические показатели для развития здоровой и конкурентоспособной экономики [4].
Интенсивная взаимосвязь между двумя концепциями помогла коренным образом изменить наш мир, что привело к изменению деловых предпочтений, собственности, политики и повседневной жизни. Цифровое распространение было высоко оценено компаниями, занимающимися информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Особенно теми, которые предоставляют услуги Интернета и мобильной связи, а также технологиями, которые создают новые продукты и обрабатывают новые рыночные каналы и организационные сложности.
В нескольких странах были созданы программы цифрового развития. Это
включает массовое внедрение цифровых технологий в различные области программ развития частного или государственного сектора. Обучение персонала, образование, регулирование национального законодательства, операции по обеспечению военной безопасности.
С расширением человеческих знаний и улучшением исследований в области цифровых технологий в краткосрочной или долгосрочной перспективе возможно появление прорывных технологий в нашей повседневной жизни. Онлайн-обуче-ние, оцифрованные смартфоны, системы метро — все это человеческие навыки, которые помогают найти решение посредством оцифровки. В то же время важно помнить, что без инновационного подхода к человеческому капиталу цифровая экономика просто несостоятельна. Следовательно, развитие инновационного потенциала человеческого капитала в современной экономике остается неотъемлемой частью процессов.
Рисунок 1 демонстрирует, что роль цифровизации положительно влияет на все аспекты процесса создания человеческого капитала: необходимое использование мобильной сети, искусственного интеллекта социальных сетей и многое другое. Процесс цифровизации упрощает не только доступ к товарам и услугам, онлайн-сервисам или другой инфраструктуре, но и обеспечивает дополнительную ценность в контексте генерации знаний и дополнительных медицинских услуг.
Стремительный рост отрасли был в значительной степени обусловлен поддержкой таких цифровых платформ XXI века, которые могли генерировать миллионы клиентов всего одним щелчком мыши. Использование программного обеспечения, такого как менеджер по работе с клиентами и другое программное обеспечение для отслеживания клиентов, платформы для онлайн-рекламы и возможность общаться с тысячами клиентов с использованием различного программного обеспечения для преодоления международных барьеров в языках и культуре — все это сыграло важную роль в развитии и повлияло на рост цифрового успеха в нынешнем веке (таблица 1).
Таблица 1
Страны с наибольшим и наименьшим цифровым доступом (2019)
Страны с са- Рейтинг Ранжиро- Страны с ве- Рейтинг Ранжирова-
мым высоким элек- вание элек- дущим цифро- элек- ние электрон-
цифровым до- тронного тронных вым доступом тронного ных данных
ступом (разви- обмена данных (развивающи- обмена
тые страны) данными еся страны) данными
США 87 1 Танзания 21 96
Германия 77 2 Никарагуа 21 97
Дания 76 3 Камбоджа 21 98
Нидерланды 73 4 Нигерия 19 99
Соединенное 72 5 Лесото 19 100
Королевство
Сингапур 72 6 Бенин 37 101
Швейцария 71 7 Пакистан 18 102
Япония 70 8 Камерун 18 103
Китай 69 9 Сенегал 17 104
Швеция 69 10 Мали 17 105
Гонконг 68 11 Мозамбик 17 106
Австрия 67 12 Венесуэла 16 107
Финляндия 66 13 Бангладеш 15 108
Новая Зеландия 66 14 Мадагаскар 15 109
Канада 65 15 Мавритания 14 110
Южная Корея 65 16 Гвинея 12 113
Франция 65 17 Эфиопия 12 111
Австралия 64 18 Либерия 8 115
Источник: [8]
Рейтинг и ранжирование электронных обменов данными (Electronic data interchange, EDI) также отражают, как цифровая деятельность влияет на взаимодействие людей в различных сферах бизнеса и обменов. Согласно исследованию Всемирного банка за 2019 год, измерение электронного обмена данными достигается за счет совокупности таких важных параметров, как возможность подключения, цифровая инфраструктура, регулирование, знания и размер. Параметры приложены к индексу этого исследования. EDI также показывает темпы экономического роста, инноваций, диверсификации экономической деятельности и ее секторов.
В отчетах Всемирного банка за 2019 год цифровой индекс региональных ориентиров показывает, что европейские страны оцениваются как лучшие. Страны Западной Европы по-прежнему занимают высокие места в рейтинге EDI, на их долю приходится шесть из десяти лучших цифровых инструментов. Согласно отчету Всемирного банка за 2019 год, лучше всего оказались такие страны, как Дания (3-е место), Швеция (10-е), Финляндия (13-е) и Норвегия (20-е). Небольшие, но развитые западные страны получили высокие баллы за регулирование знаний и за инфраструктуру. В целом, общие расходы еврозоны на исследования и разработки (учитываемые в рейтинге знаний) составляют 2,0% ВВП против 2,8% в США, 2,1% в Китае и 2,4% в среднем по ОЭСР. Исследования и разработки в большей степени сосредоточены в производственном секторе в Европе и Китае, в отличие от США, где финансовые услуги составляют более высокую долю общих расходов на исследования и разработки. Тем не менее расхождение между странами еврозоны также сохраняется: расходы на исследования и разработки превышают средний показатель по США (9-е место в мире) в Швеции (3,3%), Австрии (3,1%), Дании (3,1%), Германии (3,0%).%) и Финляндия (2,8%).
Многие европейские страны значительно увеличили свой цифровой потенциал и возможности. Франция поднялась на две позиции, заняв 17-е место, Испания поднялась на три позиции, до 24-го места, а Италия поднялась на одну позицию, до 28-го места. Тем не менее расходы на НИОКР по-прежнему отстают от аналогичных показателей во Франции (2,2%), Италии (1,3%) и Испании
(1,2%). Среди торговых и финансовых центров Швейцария утратила три позиции и заняла 7-е место, а Люксембург потерял 11-ю позицию, опустившись на 25-е место: они не успевали за средними темпами улучшения связи по всему миру, и качество их инфраструктуры снизилось. Португалия, находящаяся в процессе становления торговым центром, поднялась на две позиции (30-е место) благодаря постоянному совершенствованию инфраструктуры и усилиям по обеспечению связи. То же самое и с Ирландией, которая заняла 21-е место.
Следовательно, в некоторых странах с развитой экономикой все еще существует разрыв на рынке технологических компаний. Такие страны, как Франция, Канада и Норвегия, например, нуждаются в большем преимуществе для проникновения на цифровой рынок. Некоторым большим странам Центральной и Восточной Европы еще предстоит реализовать свой потенциал или возможности, которые открываются на рынке технологий. То же самое и с развитыми странами, такими как Австралия и соседняя Новая Зеландия. Другой аргумент заключается в том, что, несмотря на огромное присутствие человеческого капитала на азиатском рынке, еще предстоит изучить неиспользованный ВВП. Другие развитые и развивающиеся страны, такие как Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия и Сингапур, входят в список стран с неиспользованным потенциалом для показателей внедрения цифровых технологий согласно отчету Всемирного банка (2019).
По некоторым оценкам, в Африке число абонентов мобильной связи составляет 77 человек на 100 жителей. В регионе Африки к югу от Сахары наблюдается резкое увеличение использования Интернета с низкого уровня 2,1% в 2005 году до роста числа пользователей Интернета примерно на 24,4% (ГГШ018). Важно отметить, что континент все еще сильно отстает и требует устойчивых и массовых программ развития навыков, которые могут привести к цифровому успеху. Южная Африка по-прежнему занимает первое место в региональном рейтинге Африки (51-е место в целом), опустившись на пять ступеней в 2019 году. Африканская страна Тунис поднялась на 8-е место на континенте и стала 75-й в глобальном рейтинге. Кения заняла соответтственно 11-е и 81-е.
Объединенные Арабские Эмираты возглавляют региональный рейтинг Ближнего Востока. Страна заняла 21-е место, что показывает рост по сравнению с 2018 годом. Израиль и Катар заняли 29-е и 36-е места соответственно.
Заключение
В статье проводится теоретический анализ определения цифровой экономики с различных научных точек зрения и показано текущее место развития человеческого капитала на подъеме современной цифровой эпохи. Он дополняет роль человеческого капитала в формировании цифровой экономики и показывает, что каждый аспект цифрового процесса требует знаний или других соответствующих навыков, необходимых для развития учреждения, организации или экономики. Результаты показали, что нет никаких возражений против цифрового роста, и человеческое взаимодействие и вклад будут продолжать стремиться в цифровую эпоху.
В статье говорится, что высокоразвитые страны имеют доступ к цифровому рынку благодаря крупным инвестициям во все аспекты исследований и разработок. Доказательства представлены разными рейтингами в соответствии со средними баллами обмена электронными данными (EDI). Цифровое отставание и недостаток инвестиций в цифровые рынки Африки и Азии — причина низкого обмена электронными данными.
В целом цифровизация помогает стимулировать темпы развития человеческого капитала как в развитых, так и в развивающихся странах. Это баланс, который будет и дальше развиваться, поскольку место человеческого капитала в цифровой экономике играет фундаментальную роль в экономическом развитии стран. Например, развитие высокотехнологичных навыков привело к формированию онлайн-бизнеса, который изменил жизнь многих людей в развивающихся странах. Если говорить об экономическом росте, произошли огромные изменения в таких странах, как Руанда, и в других развивающихся государствах из-за значительных расходов на человеческий капитал со стороны правительства, что привело к сокращению бедности за счет механизма онлайн-поддержки, который уменьшает разрыв в доходах. Участие человека в цифровом процессе экономического развития приводит к созданию большего количества рабочих мест, удовлетворенности работой, что укрепляет доверие к цифровой экономической платформе. Это помогло частным владельцам, отдельным лицам, правительствам и другим сотрудникам продолжать вкладывать огромные средства в управление знаниями, чтобы продолжать поддерживать и инвестировать в цифровую экономику.
Литература
1. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., ГохбергЛ. М. и др. Цифровая экономика: краткий статистический сборник. Издательский дом Высшеи школы экономики, 2020.
2. Гнатышина Е. В., СаламатовА. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19-24.
3. Гук Д. Ю, Харитонова Т. Ю. Цифровая трансформация в музее: свертка функций // Российские регионы: взгляд в будущее. Вып.1., 2017.
4. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях чтвертой промышленной рефолюции // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика.
5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и Смыслы. 2020. № 5 (69). С. 6-27.
6. Федорков А. А., Бирюков О. А. Цифровая экономика: особенности управления и тенденции развития // Петербургский экономический журнал. 2017. No 3. С. 60-66.
7. Kling R., Lamb R. IT and Organizational Change in Digital Economies. Un-
derstanding the Digital Economy (E. Brynjolfsson, B. Kahin (eds)). Cambridge: MIT Press, MA, 2000. C. 95-324.
8. World Bank Report 2019. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/ wdr2019 (дата обращения: 30 октября 2021 года).
References
1. Abdrakhmanova G. I., Vishnevsky K. O., Gokhberg L. M., etc. Cifrovaya ekonomika: kratkiiy statisticheskiiy sbornik [Digital Economy: a short statistical collection], Publishing House of the Higher School of Economics, 2020 (in Russian).
2. Gnatyshina E. V., Salamatov A. A. Digitalization and formation of digital culture: social and educational aspects. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2017, no. 8, pp. 19-24 (in Russian).
3. Guk D. Yu., Kharitonova T. Yu. Digital transformation in the museum: convolution of functions. Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: a look into the future], 2017, issue 1 (in Russian).
4. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Prospects for the development of education in the conditions of the fourth industrial Revolution. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 6, pp. 7-30 (in Russian).
5. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Systemic transformations in the field of education in the context of the introduction of digital technologies. Tsennosti i Smysly [Values and meanings], 2020, no. 5(69), pp. 6-27 (in Russian).
6. Fedorkov A. A., Biryukov O. A. Digital economy: management features and development trends. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal [St. Petersburg Economic Journal], 2017, no. 3, pp. 60-66.
7. Kling R., Lamb R. IT and organizational changes in the digital economy. Understanding the Digital Economy, ed. by E. Brynjolfsson, B. Kahin. Cambridge: MIT Press, Massachusetts, 2000.
8. World Bank Report for 2019. Available at: https://www.worldbank.org/en/ publication/wdr2019 (accessed: 30 October, 2021).