Место аутсорсинга в мировой экономике Бобабекова К.Ш.
Бобабекова Комола Шухратбек-кизи /Bobabekova Komola Shuxratbek-kizi - магистрант, кафедра международных экономических отношений, экономический факультет Мурманский технический государственный университет, г. Мурманск
Аннотация: актуальность данной темы обусловлена растущим спросом на аутсорсинговые услуги. В работе рассмотрены понятия и основные виды услуг аутсорсинга, также, изложены его достоинства и недостатки. Abstract: the relevance of this topic is due in connection with the growing demand for outsourcing services. The article review conception of outsourcingand the main type of it. As well, sets out the advantages and disadvantages of outsourcing.
Ключевые слова: аутсорсинг, роль аутсорсинга, бухгалтерский аутсорсинг, аутстаффинг, формы ИТ-аутсорсинга.
Keywords: outsourcing, the role of outsourcing, bookkeeping outsourcing, outstaffing, forms of IT outsourcing.
Взаимозависимость стран обуславливает изменение организационной структуры мирового хозяйства, развитие инвестиций, транснациональной торговли, международного разделения труда, аутсорсинга и тесные информационные связи.
Предметом изучения данной работы является - аутсорсинг.
Роль аутсорсинга растет и набирает обороты в сознании мирового бизнес-круга. В большинстве случаев однопрофильные организации сосредотачиваются на узком направлении цепочки ценностей, а оставшуюся часть передают подрядчикам, иными словами используют услуги аутсорсинга.
На российском рынке аутсорсинг появился недавно. Зарубежные и совместные компании были первыми потребителями таких услуг в России. На сегодняшний день российские фирмы все чаще пользуются услугами аутсорсеров.
Понятия «аутсорсинг» (от английского «outsourcing») переводится как использование чужих ресурсов. Впервые, американская компания EDS в 1963 году создала концепцию аутсорсинга в области информационных технологий [1].
Сущность аутсорсинга заключается в следующем: организация сосредотачивает все свои ресурсы в основном виде деятельности, а сопутствующие бизнес-функции передает профессиональному партнеру. Иными словами, аутсорсинг способствует достижению поставленных целей и задач с помощью распределения деятельности компании между внутренними и внешними ресурсами.
В настоящее время, аутсорсинг включает в себя три основные задачи:
- концентрация только на одном, основном виде деятельности компании;
- решение второстепенных или сопутствующих задач, необходимо передать тому, для кого эти задачи являются первостепенными;
- при таком раскладе экономятся силы заказчика и исполнитель получит доход.
Виды аутсорсинга.
1.Аутсорсинг бизнес-процессов характеризуется постоянно меняющимися технологическими процессами. Совокупность, таких процессов включает в себя бухгалтерию, начисление и учет заработной платы, исчисление налогообложения, финансы, трудовые ресурсы, пункты обслуживание конечных потребителей.
2.Развитие информационных технологий в конце ХХ века поспособствовало распространению услуги ИТ-аутсорсинга. ИТ-аутсорсинг включается в себя планировку, разработку, ввод и контроль за ходом выполнения работы, процессов и модернизации ИТ-инфраструктуры организации. На сегодняшний день, ИТ-аутсорсинг охватывает самый широкий круг видов деятельности, начиная от разработки программных обеспечений для компании, до обслуживания офисной оргтехники аутсайдерами. ИТ-аутсорсинг наиболее широко распространенный вид аутсорсинга в мире [3].
Существуют различные формы ИТ-аутсорсинга:
Формы Характеристика
Аутсорсинг части ИТ-инфраструктуры Установка и сопровождение систем ERP, CRM и т.д. выполняет внешний подрядчик.
Аутсорсинг части ИТ-инфраструктуры Частичная передача ИТ-процессов. Например: внедрение системы производит аутсорсер, а ее сопровождением занимается собственный ИТ-отдел компании.
Аутсорсинг аппаратного обеспечения Этот вид аутсорсинга слабо развит в России. Аппаратным обеспечением и техническим обслуживанием этого оборудования занимается аутсорсинговая компания.
Аутсорсинг отдельных процессов в рамках всей ИТ-инфраструктуры Аутсорсер выполняет полный цикл отдельных процессов для всей ИТ-инфраструктуры организации.
Полный аутсорсинг Нет собственных ИТ-специалистов в организации.
3.Производственно-хозяйственный аутсорсинг выполняет обслуживающую работу. Например, уборка помещений, использование объектов недвижимости, питание для рабочих, инвентаризация товара и т.д.
4.Производители электроники и телекоммуникационных организаций часто пользуются услугами промышленного или производственного подрядчика. Это выгоднее, чем вести производственный процесс своими силами. Так же, это позволяет сосредоточиться на основном виде деятельности организации, разрабатывать новые виды продуктов или услуг.
5. В России бухгалтерский аутсорсинг пользуется спросом в среде руководителей малого и среднего бизнеса. В мировой практике крупные предприятия предпочитают пользоваться услугами посторонних организаций, т.к. это выгоднее, чем иметь бухгалтера в штате компании. Бухгалтерский аутсорсер в полной мере выполняет все функции бухгалтерии в компании, начиная от выставления первичных документов контрагентам до исполнения банковских платежей [2, 128].
6.Аутсорсинг офисной печати выгоден для небольших предприятий, имеющих нестабильный объем печатных работ. Этот способ значительно сократит первоначальный оборотный капитал. Суть данного аутсорсинга заключается в том, что организация использует услуги специализированных предприятий, имеющих технику офисной печати и оплачивает только стоимость печатной страницы, а аутсорсинговая компания берет на себя все расходы, связанные с эксплуатацией печатного оборудования и риски связанные с печатью.
7.Аутстаффинг (наем персонала) является выгодным предложением для всех типов организаций. Это позволяет работать с квалифицированным персоналом без юридического оформления. Этой услугой часто пользуется иностранные компании, имеющие филиалы в России, т.к. это позволяет существенно снизить социальные выплаты. [3].
Существует 3 формы аутстаффинга:
Формы Характеристика
Лизинг персонала Максимальный срок договора 3 месяца. Обычно, это работники, набираемые во время отпусков, болезни основного персонала. Так же обслуживающий персонал на ярмарках, в конференциях или на выставках.
Подбор временного персонала 1етрогагу81а£Гг^ У компании нет необходимости иметь в штате сотрудника с узкой специализацией, когда организация редко пользуется возможностями сотрудника.
Выведение персонала за штат оиЫайт§ Чтоб избежать подоходного налога и социальных пособий, предприятие выводит персонал за штат.
8.Аутсорсинг маркетинга позволяет компании решать специфические задачи, так же дает конкурентное преимущество, благодаря узкой специализации персонала аутсорсера.
9.В среде небольших организаций с каждым днем растет спрос на услуги аутсорсинга call-центров. Это оправдано, т.к. малым предприятиям нет необходимости покупки оборудования, содержание и обучение персонала. На сегодняшний день, большинство банковских, страховых и телекоммуникационных предприятий активно пользуются услугами caИ-центров.
Руководитель организации, приняв решения воспользоваться услугами аутсорсера са11-центра, перенаправляет штатных менеджеров выполнять другие задачи.
Использование са11-центров позволяет предприятию найти новые возможности для процветания бизнеса с минимальными вложениями.
При принятии решения воспользоваться аутсорсингом, следует взвесить все преимущества и недостатки этой услуги.
Преимущество Недостатки
Концентрация на основном виде Утечка конфиденциальной информации
деятельности компании, следовательно, снижение конкурентоспособности организации.
Сокращение штата организации Отсутствие контроля над деятельностью предприятия, которое выполняет услугу.
Возможность получить качественную услугу, благодаря узкоспециализированному персоналу предприятия Отсутствие законодательной базы в РФ.
Повышение конкурентоспособности фирмы за счет взаимодействия с партнерами, имеющими высокотехнологическое оборудование
Подводя итог, при применении аутсорсинга нужно учитывать не только мировой опыт работы, но и особенности российского менталитета, слабое развитие законодательства. С каждым днем расширяется список предоставляемых услуг аутсорсинга, что увеличивает возможность взаимовыгодного партнерства не только с отечественными предприятиями, но и с зарубежными компаниями.
Таким образом, аутсорсинг является новой формой производственно-экономического развития партнерства не только внутри страны, но и во всем мире.
Литература
1. Аникин Б. Аутсорсинг. М.: Инфра М, 2012. 186 с.
2. Меньшиков П. Каким компаниям и чем выгоден аутсорсинг бухгалтерии // Генеральный директор. 2011. № 12. 128 - 135 с.
3. Журнал «CEO». 2012. №9: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gaap.ru/articles/Autsourcing-po-russki-medlenno-zapryagaem/. (Дата обращения: 15.09.2014)