Научная статья на тему 'Место архаических башкирских эпосов на фоне ареалов эпических произведений Сибири'

Место архаических башкирских эпосов на фоне ареалов эпических произведений Сибири Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕАЛЫ ЭПОСОВ / AREAS OF EPICS / МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭПОС / MYTHOLOGICAL EPICS / ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС / HEROIC EPICS / ЮЖНАЯ СИБИРЬ / SOUTHERN SIBERIA / ЮЖНЫЙ УРАЛ / SOUTHERN URALS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Котов Вячеслав Георгиевич

Южно-уральская эпическая традиция имеет общие черты с героическими эпосами Южной Сибири. Наличие мифологического эпоса и оригинальных архаических героических эпосов может свидетельствовать, с одной стороны, о древности истоков эпического творчества предков башкирского народа, а с другой об относительной изолированности ранних этапов эпической традиции предков башкир по отношению к южносибирской области распространения тюрко-монгольских эпосов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaic Bashkir Epics in the Background of Siberia Epics

The epic tradition of the Southern Urals has common features with heroic epics of Southern Siberia. The Bashkir’mythological epic and original archaic heroic epics may indicate, on the one hand, the ancient origin of the epic creations of the Bashkir ancestors, on the other hand, a relative isolation of the Bashkir early epic tradition in regard with the Southern Siberian area of the Turkic-Mongolian epics.

Текст научной работы на тему «Место архаических башкирских эпосов на фоне ареалов эпических произведений Сибири»

УДК 82.091:821.512.141

МЕСТО АРХАИЧЕСКИХ БАШКИРСКИХ ЭПОСОВ НА ФОНЕ АРЕАЛОВ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СИБИРИ

В. Г. Котов

Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН

Южно-уральская эпическая традиция имеет общие черты с героическими эпосами Южной Сибири. Наличие мифологического эпоса и оригинальных архаических героических эпосов может свидетельствовать, с одной стороны, о древности истоков эпического творчества предков башкирского народа, а с другой — об относительной изолированности ранних этапов эпической традиции предков башкир по отношению к южносибирской области распространения тюрко-монгольских эпосов.

Ключевые слова: ареалы эпосов, мифологический эпос, героический эпос, Южная Сибирь, Южный Урал.

Анализируя ареалы эпических произведений Сибири, И. С. Гурвич выделил три области распространения эпических традиций: южносибирская область распространения развитых форм героического эпоса у тюркских и монгольских районов и две с ранними формами героического эпоса. К первой относятся территории Западной Сибири и южные районы Восточной Сибири, а также Дальний Восток. Из них тунгусоязычные народы, а также кеты, обские угры и самодийцы испытали сильное влияние тюрко -монгольских эпических традиций. Крайний северо-восток Азии - Камчатка, Чукотка, северо-восточные районы Якутии - являлись областью бытования автохтонных, ранних форм эпоса [1, с. 168].

Эпическое наследие южносибирских народов обладает рядом общих черт и особенностей. Прежде всего эпосы представляют собой крупные поэтические произведения, которые исполняются и сохраняются особыми людьми. Для южно-сибирских героических сказаний характерно присутствие мифологических сюжетов и образов, в частности, деление вселенной на три мира, дуалистистические мотивы, космогонические сюжеты, образ мирового древа, разнообразные чудовища Нижнего мира [1, с. 155]. В хакасской традиции, например, сохранилась ритуальная регламентация исполнения эпических произведений, запрет изменять и сокращать тексты, а также дух-хозяин эпического творчества; причём исполнение эпосов имеет промыслово -магические и ритуальные функции [2]. Отличительными особенностями тюрко-монгольских эпических произведений является культурный фон кочевников-скотоводов; герои названного эпоса действуют верхом на чудесных вещих конях, нередко крылатых, сами герои вооружены необыкновенным луком или мечом, а также имеют железные доспехи [1, с. 156]. Упоминание в этих эпосах бронзового оружия указывает на то, что возникновение древнейшего ядра южносибирских эпосов происходило в эпоху бронзового и раннего железного веков [3, с. 111, 122].

Е. М. Мелетинский, проанализировав тюрко-монгольских эпосы с целью выявления мифологических сюжетов и мотивов, пришёл к выводу, что «героический эпос сложился у этих народов уже в условиях кочевого скотоводческого быта, развитых патриархальных отношений, в обстановке бурных проявлений эпохи военной демократии»; при этом мифологический сюжет присутствует в этом эпосе в виде формулы лишь в зачине, описывающем одинокого героя-первопредка во время мироустройства [4, с. 443]. В итоге учёный констатирует, что в южносибирских эпосах космогонические и антропогонические сюжеты полностью отделены от эпоса [4, с. 442]. Это отражает их разный стадиальный «возраст», что выразилось, в том числе, в отсутствии мифологических эпосов. По-иному выглядит ситуация на Южном Урале. В башкирском фольклоре представлены все типы эпических произведений: мифологические, героические и исторические. Часть из них объединены в единый цикл, куда вошли многие самобытные эпические поэмы, имеющие тесную связь с башкирским фольклором. Южно-уральский регион обладает развитыми формами героического эпоса с ярко выраженными автохтонными чертами.

Мифологический эпос в башкирском фольклоре представлен одним эпическим произведением, бытовавшим в стихотворной форме, - это «Урал-батыр». Это самый крупный эпический текст в башкирском фольклоре, насчитывающий более 4,5 тыс. строк. И башкирскими исполнителями (сэсэнами), и учёными «Урал-батыр» воспринимается как наиболее древний и исходный для остальных башкирских эпосов [5]. Существует шесть вариантов данного эпоса, причём только один, самый полный, был записан в 1910 году и составлен из двух вариантов от разных сэсэнов собирателем башкирского фольклора М. И. Бурангуловым. Ещё один прозаический вариант был зафиксирован в 1956 году А. И. Харисовым задолго до публикации первого текста. Остальные варианты представляют краткие пересказы в других героических эпосах. Следует отметить, что мотивы и образы эпоса «Урал-батыр» вошли в ткань башкирского фольклора: они встречаются в различных преданиях, легендах, богатырских и волшебных сказках [6].

В основу мифологического эпоса «Урал-батыр» был положен архаический миф, повествующий о создании мира в ходе дальнего путешествия за напитком бессмертия двух братьев Урала и Шульгана. Урал попадает в царство змей, побеждает их и добывает у их царя волшебный посох. С помощью посоха Урал совершает полёт в потустороннем мире, находит Айхылыу и возвращает её сестре Хумай. Выполнив это предсвадебное испытание, Урал женится на Хумай и получает от неё в дар небесного крылатого коня Акбузата. Шульган же хитростью выманивает посох у младшего брата и протыкает им поверхность земли, выпуская подземные голубые воды, которые покрыли всю поверхность земли. Вместе с водой в верхний мир выходят подземные обитатели

змеи-аждахи и дивы. Урал складывает сушу из тел поверженных им змей и дивов, которые превращались в горы, одновременно конь Акбузат осушает воды потопа, поднимая сушу. Остаётся только небольшое бездонное озеро, в котором и прячутся оставшиеся дивы и змеи во главе с Шульганом. Это озеро получает его имя. Оно находится в центре мира людей, и дивы-змеи не дают людям воды, из-за чего Уралу с сыновьями приходится начинать новую войну с Шульганом. В этой войне Урал погибает, и его тело превращается в гору Урал-тау. Перед смертью Урал оставляет ряд социально регулирующих наказов.

Этот мифологический сюжет обладает космогоничными, антропогеническими, посвятительными характеристиками. Мифологический сюжет состоит из соединения нескольких линий, относящихся к стадиально различным временным периодам. Доностратический миф о двух водоплавающих птицах, воплощавших солнце и луну, ассоциирован с ностратическим мифом урало-алтайских народов о двух братьях-демургах, враждующих из-за посоха [7]. Последний миф в мотиве использования посоха старшим братом для протыкания земли и создания хаоса соединяется с «акватическим» мифом индоариев о создании горы-суши из тела гигантского змея посередине мирового океана и отверзания рек путём раскалывания горы [8]. На этом основании мы можем говорить о смешении «уральской» мифологии и её носителей с пришлым индоевропейским населением в эпоху бронзового века, в результате чего сложился один из древних мифов о культурных героях архаического мифологического эпоса [5].

Ещё одно крупное эпического произведение «Акбузат» является не только циклическим продолжением эпоса «Урал-батыр», поскольку в нём действует внук Урала, но и отчасти сюжетно повторяет его. Основным содержанием этого эпического произведения является сюжет добывания невесты и сражения с врагами народа, реальными и фантастическими обитателями подводного мира, поэтому эпос с полным правом можно отнести к ранней форме героического эпоса [9, с. 63]. Батыр Хаубан вслед за красавицей Наркас, принимающей облик золотой утки или солнцеликой девы, опускается в потусторонний мир озера Шульган, там он получает покровительство коня Акбузата. С ним батыр выходит на поверхность и побеждает земных врагов - притеснителей его народа, а затем осушает и измельчает озеро Шульган. Дивов и змей он заставляет вырубить в горе рядом с озером Шульган огромную пещеру - стойло для коня Акбузата, а самих дивов и змей превращает в пиявок и летучих мышей. Из озера Наркас выводит стада своего отца, откуда выходят табуны саврасых лошадей, после чего она вместе с Хаубаном отправляются в его страну.

Сходная мифологическая основа присутствует и в другом оригинальном башкирском эпосе «Заятуляк и Хыу-Хылу». Эпос «Заятуляк и Хыу-Хылу» известен в 17 вариантах [10, с. 478-479]. Во всех вариантах сказание начинается с испытания молодых людей на охоте, которое сразу выделяет Зая-Туляка среди его сверстников, несмотря на их козни. Необыкновенная удачливость героя вызывает у других сверстников зависть. Спасаясь от завистников, юноша покидает родной дом и оказывается на берегу озера Асылы-Куль. Здесь он встречает Хыу-Хылу, дочь подводного царя, которая мирно расчёсывает свои длинные золотые волосы. Этот мотив, присутствующий во всех версиях этого сказания и в ряде башкирских сказок [11, с. 323; 12, с. 346], несомненно, является воспоминанием о солнечной деве-красавице из эпоса «Акбузат» и «Урал-батыр», заливающей лучами всю землю, когда она расчёсывает свои золотые волосы. Убеждая егета в том, что она не может жить среди людей, поскольку она иной природы, Хыу-Хылу сказала Зая-Туляку, что создана из лучей [13, с. 180-181]. В этом мотиве видна еще одна перекличка с эпосом «Акбузат».

Далее Зая-Туляк хватает красавицу за длинные волосы и тут начинается между ними поединок при помощи применения физической силы, или же, по другим вариантам, он приобретает характер словесного состязания [14, с. 75-76]. В варианте М. М. Сагитова диалог богатыря и девушки сходен во многом с диалогом Хаубана и Нэркэс в эпосе «Акбузат» [10, с. 421]. Упрашивая девушку, Зая-Туляк обещает пожертвовать ради неё самым дорогим, даже своими родителями. В конце концов, егет добивается от Хыу-Хылу согласия и опускается вместе с ней на дно озера ко дворцу подводного владыки. У М. В. Лоссиевского, как в эпосе «Акбузат», «Тюляк, ухва-тясь за её волосы, спускается в царство железных юрт её отца, и женится на ней» [15, с. 375].

В вариантах М. Гафури и Л. Суходольского борьба за невесту на этом не заканчивается: егету приходится высушить озеро, чтобы заставить её отца отдать свою дочь [14, с. 80]. Нетрудно заметить в этом моменте сходство с эпосами «Урал-батыр» и «Акбузат». Зая-Туляк или сразу возвращается, или живёт какое-то время во дворце подводного владыки. Но всё равно, затосковав по родной земле, он выходит на поверхность. Водяной царь в качестве приданого даёт многочисленные косяки лошадей и скот и запрещает оглядываться. Сам этот выход многочисленных стад из вод озера вслед за тулпаром Акбузатом является общим местом многих башкирских сказаний [14, с. 425]. Оглянувшись на шум, батыр лишается части животных, не успевших выйти из озера. Прихватив своего тулпара и сокола, которые дожидались его на берегу, Зая-Туляк и Хыу-Хылу поселяя-ются на горе Балкан и живут счастливо, владея большим богатством, до самой смерти (варианты М. Гафури и Л. Суходольского) или же погибают из-за разлуки (В. Даль, М. Сагитов). В кратком пересказе эпоса М. В. Лоссиевского указана очень важная деталь - особенность вышедших животных: «Через несколько лет он с женой снова выходит на землю и за ними водяной скот: лошади, коровы, овцы и т. п. чрезвычайно крупной породы, которая будто бы и теперь ведётся» [15, с. 375].

В итоге мы можем сказать, что сюжет сказания, сохраняя много общих черт с более древним вариантом, представленным в эпосе «Акбузат», является уже достаточно самостоятельным по содержанию, отражая более позднюю стадию мировоззрения, когда борьба с мифическими потусторонними силами отходит в прошлое, а на первый план выходит мотив добывания невесты и богатства в виде скота [14, с. 86-87].

Выход животных из озера Шульган описан и в других мифологических эпосах о животных («Акхак Кола», «Кара Юрга», «Конгур Буга»), а также в многочисленных преданиях [5; 16]. В последующем сюжет противостояния героя с хозяином подводного мира, женитьба на его дочери и выход табунов и стад со дна озера широко распространился не только по южноуральскому региону, но и за его пределами. Отголоски этого башкирского сюжета фиксируются у восточных славян, казахов, поволжских народов, обских угров, финнов. Всё это позволяет говорить о том, что в контексте почитания пещеры Шульган-таш и озера Шульган сформировалась мифология о хозяине подземного мира и природы. Эта мифология стала основой для оригинальных эпические произведений, объединённых в единый цикл, и в целом фольклора предков башкирского народа [5; 17; 6].

Южноуральская эпическая традиция имеет общие места с героическими эпосами тюрко-монгольких народов. В частности, общими являются: идея дуалистичности мира, выражающаяся в противостоянии добра и зла, верхнего и нижнего миров; богатырская этика в поступках героев; змееборческие мотивы; образы хтонических персонажей-глотателей; противостояние братьев при ведущей роли младшего брата; образ богатыря-всадника; необыкновенный крылатый конь-помощник героя; образ подземного мира как места пребывания умерших; гора и озеро - центр мира; образ верхнего мира как страны птиц; образы великанов и богатырей (алпов); сватовство героя к дочери хозяина подводного мира; сходство образа богини Хумай в башкирской традиции и богини Умай в южносибирской и др. Вместе с тем, сходство башкирского эпического цикла с эпическим наследием тюрко-монгольских народов по отдельным сюжетам и образам имеет не генетический, а типологический характер и связано с более поздними формами героических эпосов в башкирской традиции. Наличие мифологического эпоса и оригинальных архаических героических эпосов может свидетельствовать, с одной стороны, о древности истоков эпического творчества предков башкирского народа, а с другой - об относительной изолированности ранних этапов эпического творчества предков башкир по отношению к эпическому творчеству тюрко-монгольских народов южносибирской области распространения эпосов.

Библиографический список

1. Гурвич, И. С. Ареальное изучение эпических произведений народов северной Сибири и Дальнего Востока СССР / И. С. Гурвич // Фольклор историческая этнография. - М.: Наука, 1983. - С. 152-169.

2. Бутанаев, В. Я. Эпическое наследие тюрков Хонгорая / В. Я. Бутанаев // Древние святилища: археология, ритуал, мифология: мат-лы Междунар. науч. симпозиума. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. - С. 222-228.

3. Липец, Р. С. «Меч из редкостной бронзы...» (Отголоски эпохи освоения металлов в тюрко-монгольском эпосе) / Р. С. Липец // Советская этнография. - 1978. - № 2. - С. 107-122.

4. Мелетинский, Е. М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири / Е. М. Мелетинский // Проблемы сравнительной мифологии. - М.-Л., 1964. - С. 426-443.

5. Котов, В. Г. Башкирский эпос «Урал-батыр». Историко-мифологические основы / В. Г. Котов. - Уфа: Гилем, 2006. - 408 с.

6. Хусаинова, Г. Р. Мифологическая основа башкирских волшебных и богатырских сказок / Х. Г. Хусаинова // Древние святилища: археология, ритуал, мифология: мат-лы Междунар. науч. симпозиума. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. - С. 211-221.

7. Сагалаев, А. М. Урало-Алтайская мифология: Символ и архетип / А. М. Сагалаев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. - 155 с.

8. Елизаренкова, Т. Я. Слова и вещи в Ригведе / Т. Я. Елизаренкова. - М.: Восточная литература, 1999. - 240 с.

9. Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1986. - 320 с.

10. Башкирский народный эпос / сост. А. С. Мирбадалева, М. М. Сагитов, А .И.Харисов. - М.: Наука, 1977. - 518 с.

11. Башкирское народное творчество. Т. 3. Богатырские сказки / сост. Н. Т. Зарипов. - Уфа, 1988. - 447 с.

12. Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных / сост. Ф.А. Надршина. - Уфа, 1987. - 510 с.

13. Эпос. Башкирское народное творчество. Т. 1. - Уфа: Башк. книж. изд-во, 1987. - 544 с.

14. Киреев, А. Н. Башкирский народный героический эпос. - Уфа: Башк. книж. изд-во, 1970. - 304 с.

15. Лоссиевский, М. В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам (историко-этнографический очерк) / М. В. Лоссиевский // Справочная книжка Уфимской губернии. - Уфа: Б.и., 1883.

16. Бараг, Л. Г. Коментарий к сказке «Абзалил» / Л. Г. Бараг, А. М. Сулейманов // Башкирское народное творчество. Т. 6. Шуточные сказки и кулемясы - Уфа: Башгосиздат, 1992. - 494 с.

17. Аминев, З. Г. Мифологические представления башкир о космогенезе, антропогенезе, связанные с Уралом и пещерой Шульган-Таш / З. Г. Аминев // Древние святилища: археология, ритуал, мифология: мат-лы Междунар. науч. симпозиума. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2016. - С. 199-204.

© Котов В. Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.