межпредметные связи и др.) используются в методике применительно к предмету преподавания (урок русского языка, орфографические умения, упражнения по русскому языку и т. д.).
Например, принцип воспитывающего обучения в МПРЯ интерпретируется следующим образом: отбор языкового материала воспитывающего характера, на уроке происходит воспитание культуры речи, формирование личностные качеств учащихся и т. д. Список использованной литературы:
1. Оразбаева Д «Практикум по истории русского литературного языка»
2. Айтжанова Ф «Морфология Русского языка» 2018
© Джумабаева С.Д., 2023
УДК 796.012.61:159.943
Заплатина Н.Ю.
Ст. преподаватель Сочинского государственного университета
МЕСТО АЭРОБНЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Анализируются особенности выполнения аэробных циклических упражнений в рамках прохождения курса элективных дисциплин по физической культуре со студентами вуза. Рассматривается последовательность использования отдельных, разных по направленности средств физической культуры. Даются рекомендации по динамике объема и интенсивности в течении учебного семестра. Эффективность использования рекомендаций проверена экспериментально. Показана положительная динамика результатов ИГСТ у студентов в течении учебного семестра.
Ключевые слова:
физическое воспитание, студенты, аэробные циклические упражнения, интенсивность нагрузки,
индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).
Zaplatina N.Y.
Senior Lecturer at Sochi State University
THE PLACE OF AEROBIC CYCLIC EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
Annotation
The features of performing aerobic cyclic exercises as part of the course of elective disciplines in physical culture with university students are analyzed. The sequence of the use of separate, different in orientation means of physical culture is considered. Recommendations are given on the dynamics of volume and intensity during the academic semester. The effectiveness of the recommendations has been tested experimentally. The positive dynamics of IGST results among students during the academic semester is shown.
Keywords:
physical education, students, aerobic cyclic exercises, exercise intensity, Harvard Step Test Index (IGST).
Введение. Положительное влияние аэробных циклических упражнений на организм занимающихся, показано во многих научных работах [1 - 3, 5 - 8 и др.]. Анализ диссертаций по
физическому воспитанию студентов [4], свидетельствует о снижении уровня физической и функциональной подготовленности студентов вуза в последние годы. Поэтому представляется актуальным, проведение исследований с целью повышения эффективности регламентированных занятий по физической культуре со студентами вуза. Установлено, что на тренировочный эффект занятий физической культурой со студентами вуза влияет уровень физической подготовленности студентов [7], последовательности выполнения упражнений [9], что необходимо учитывать при организации занятий по физическому воспитанию в вузе.
Целью исследования является выявление особенностей выполнения аэробных циклических упражнений в рамках курса элективных дисциплин по физической культуре со студентами вуза и их влияние на функциональную подготовленность.
Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогические тестирование, выполнялся степ-тест, на основе результатов, которого рассчитывался ИГСТ.
Полученные результаты. Анализ научно-методической литературы и собственный многолетний опыт практической работы, позволил наметить подходы к обоснованному включению аэробных циклических упражнений в курс элективных дисциплин по физической культуре для студентов вуза. Было предложено начинать практическое занятие по физической культуре с выполнения степ аэробики на гимнастических скамейках фронтальным методом. Длительность выполнения упражнения постепенно, в течении четырех недель увеличивалась с четырех минут до шести. Затем выполнялся медленный бег. Длительность выполнения упражнения постепенно, в течении шести недель увеличивалась с шести минут до двенадцати. При длительности учебного семестра в 18 недель, студенты выполняли степ по шесть минут в течении 14 недель, а медленный бег по 12 минут в течении 12 недель. На первой и последней неделе проводилось тестирование и расчет ИГСТ. В ходе эксперимента учитывать интенсивность выполнения степ-аэробики и бега, которая постепенно повышалась, но не превышала мощности аэробного порога. Это достигалось, изменением темпа и скорости выполнения движений. Учитывались показатели объема нагрузки (время выполнения двигательного задания). Последовательность выполнения упражнений, предполагала вначале выполнение аэробных циклических упражнений, а затем в основной части занятия выполнение других упражнений. Локальные силовые упражнения с весом собственного тела, выполнялись в конце занятия.
Эффективность выраженного оздоровительного эффекта при использовании аэробных циклических упражнений в рамках курса элективных дисциплин по физической культуре со студентами вуза, представлена в таблице.
Таблица
Динамика показателей ИГСТ в ходе педагогического эксперимента
Показатели Участники ИГСТ, исходн. ИГСТ, итоговый. Достоверность различий
Степ-тест, отн. ед. Девушки Юноши 61,5+4,42 65,0+3,71 67,9+4,68 69,8+4,02 р<0,05 р<0,05
* - сравнение осуществлялось при помощи непараметрического Z-критерия знаков (Г.Ф. Лакин,
1990)
Установлено, что у студентов (как юношей, так и девушек), в конце педагогического эксперимента ИГСТ статистически значимо выше, чем в начале. Процент увеличения пульса в ответ на дозированную нагрузку, значительно меньше, что свидетельствует о более работоспособном и функционально полноценном сердце, о более совершенной деятельности его регуляторных механизмов. Это следует расценивать, как свидетельство высокого кумулятивного эффекта применяемых аэробных циклических упражнений в течении учебного семестра. Отмечаем, что при повышении уровня аэробного энергетического потенциала студента снижается уровень функционирования в покое (принцип
«экономизации функций»), происходит расширение резервов функций [8].
Заключение. Таким образом, программа эксперимента способствовала повышению уровня физической подготовленности студентов, участников эксперимента. Аэробные циклические упражнения положительно влияют на функциональную подготовленность студентов. Это позволяет обосновано, рекомендовать к использованию простые по выполнению (степ и медленный бег), легко организуемые и дозируемые упражнения в практику практических занятий физической культурой со студентами вуза. При повышении уровня аэробного энергетического потенциала студента снижается уровень функционирования в покое (принцип «экономизации функций»), происходит расширение резервов функций (Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко, 1988; А.Г. Дембо, 1979). Таким образом, это свидетельствует о том, что программа эксперимента способствовала повышению уровня физической подготовленности студентов, участников эксперимента.
Список использованной литературы:
1. Бутченко, Э.К. Воздействие аэробных упражнений оздоровительной аэробики на эмоциональное состояние девушек в возрасте 17-22 лет / Э.К. Бутченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 11 (213). - С. 75-80.
2. Заплатина, Н. Ю. Использование терренкура в ходе занятий оздоровительной физической культурой с лицами старшего возраста / Н. Ю. Заплатина // Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров в сфере физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Сборник статей по материалам XII Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 28-29 апреля 2023 года / Под общей научной редакцией Р.Р. Магомедова. - Ставрополь: Индивидуальный предприниматель Тимченко Оксана Геннадьевна, 2023. - С. 239-242.
3. Малыгина, Л.В. Ходьба по лестнице: особенности оздоровительно-тренировочного воздействия на организм человека / Л.В. Малыгина, А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11(153). - С. 134-137. 15
4. Fedyakin, A.A. Analysis of dissertation research on physical education of students / A.A. Fedyakin, E.V. Kuvaldina // European Journal of Physical Education and Sport. - 2015. - № 1 (7). - С. 17-23.
5. Fedyakin, A.A. Nordic Walking Health-improving and Training Impact on the Human Body / A.A. Fedyakin, Zh.G. Kortava // European Researcher. - 2012. - No. 11-2(34). - P. 1941-1946.
6. Федякин, A.A. Особенности оздоровительно-тренировочного воздействия ходьбы с палками (NORDIC WALKING) на организм человека / A.A. Федякин // Вестник Aдыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2012. - № 2. - С. 231.
7. Федякин, A.A. Влияние уровня физической подготовленности студентов на тренировочный эффект занятия физической культурой / A.A. Федякин, Е.В. Кувалдина. - В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2015. С. 170-175.
8. Федякин, A.A. Тренировочное воздействие от прохождения маршрута терренкура на организм человека / A.A. Федякин, Ж.Г. Кортава, IO.A. Васильковская, Л.К. Федякина. - Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. Т. 6. №3. С. 140-146.
9. Федякина Л.К., Влияние последовательности выполнения упражнений на физическую подготовленность и эмоциональное состояние студентов / Л.К. Федякина, A.A. Федякин, Е.В. Кувалдина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 186-189.
© Заплатина Н.Ю., 2023