Научная статья на тему 'МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1147
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЕРЕНДУМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ГРАЖ-ДАНЕ / ОБЩЕСТВО / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянов С.В.

В статье рассматривается значение и суть местного референдума, описываются ограничения, связанные с его организацией и особенности выстраивания взаимоотношений муниципальных органов и общества. Особое внимание уделяется определению правовых форм обеспечения взаимодействия муниципальной власти и общества. Определяется, что организационная форма взаимодействия муниципальных органов и общества при проведении референдума выступает в качестве основополагающего направления политики государства, осуществляемой муниципальными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL REFERENDUM, RIGHTS, OBLIGATIONS AND RESTRICTIONS

The article examines the meaning and essence of a local referendum, describes the restrictions associated with its organization and the peculiarities of building relationships between municipal bodies and society. Particular attention is paid to the definition of legal forms of ensuring interaction between the municipal government and society. It is determined that the organizational form of interaction between municipal bodies and society during a referendum acts as the fundamental direction of the state policy implemented by municipal bodies.

Текст научной работы на тему «МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

Юридический вестник Самарского университета. 2020. № 1 (76). С. 31-36.

МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Емельянов С. В.

доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО УЮИМВД РОССИИ), кандидат экономических наук (г. Уфа)

LOCAL REFERENDUM, RIGHTS, OBLIGATIONS AND RESTRICTIONS

Emelyanov S.V.

Associate Professor of the Department constitutional Law of the Ufa legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (FGKOU VO UJUIMIA RUSSIA), Candidate of Economic Sciences (Ufa)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается значение и суть местного референдума, описываются ограничения, связанные с его организацией и особенности выстраивания взаимоотношений муниципальных органов и общества. Особое внимание уделяется определению правовых форм обеспечения взаимодействия муниципальной власти и общества. Определяется, что организационная форма взаимодействия муниципальных органов и общества при проведении референдума выступает в качестве основополагающего направления политики государства, осуществляемой муниципальными органами.

ANNOTATION

The article examines the meaning and essence of a local referendum, describes the restrictions associated with its organization and the peculiarities of building relationships between municipal bodies and society. Particular attention is paid to the definition of legal forms of ensuring interaction between the municipal government and society. It is determined that the organizational form of interaction between municipal bodies and society during a referendum acts as the fundamental direction of the state policy implemented by municipal bodies.

Ключевые слова и словосочетания: референдум, взаимодействие, муниципальные органы, граждане, общество, права и обязанности граждан.

Key words and phrases: referendum, interaction, municipal bodies, citizens, society, rights and obligations of citizens.

Российская Федерация является

демократическим государством. Это означает, что власть принадлежит проживающему на территории этого государства народу. Таким образом должны быть предоставлены все условия для то чтобы граждане могли высказывать свою позицию и участвовать в управлении государством.

Начавшиеся после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года процессы реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления стали основой дальнейшего формирования непосредственного осуществления населением местного

самоуправления. Местное самоуправление выражается в самостоятельном осуществлении гражданами вопросов местного значения путем принятия нормативных, индивидуальных, кадровых решений и контроле граждан за деятельностью органов самоуправления. Его обеспечивают местный референдум,

муниципальные выборы, голосование по отзыву депутатов и выборных должностных лиц, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального

образования, сходы граждан с правами представительного органа местного

самоуправления.

Высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования является местный референдум.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дается следующее определение: местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Близок к референдуму по существу опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы

обязательного решения — органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности.

Как элемент конституционной системы, местный референдум закреплен в Конституции РФ, федеральных законах о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав. Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Законы субъектов РФ регулируют местные референдумы в отдельных законах.

Именно поэтому предусмотрена возможность проведения местных референдумов. Именно на них граждане показывают свое мнение и напрямую участвуют управленческой составляющей жизни своего муниципального района.

Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного участия граждан в принятии решений по всем вопросам местного самоуправления, которые могут выноситься на референдумы. Совпадают также в основном с принципами организации выборов и принципы организации референдумов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория муниципального образования разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право на участие в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования. Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых решений средствами массовой информации. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Порядок проведения референдума регулируется как законами самого субъекта, так и федеральными законами.

Имеются ограничения, связанные с тем, какие лица могут выдвигать инициативу по вопросам референдума, то какие вопросы могут и не могут выносится на местный референдум и как решения.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002г. закреплен перечень лиц, которые имеют возможность на выступление с инициативой на проведение местного референдума, к которым относятся:

1) лица, проживающие на территории муниципального образования, в котором необходимо провести референдум. К тому же эти лица должны обладать гражданством Российской Федерации и иметь право на участие в референдуме;

2) могут выступить с инициативой различные общественные и избирательные объединения. Однако уставы таких объединений должны предусматривать участие в референдумах и выборах;

3) к данному перечню относится и представительный орган того муниципального образования, в котором будет проводится референдум, но делает он это совместно с главой местной администрации5.

Имеется ограничение касаемо дня проведения референдума. Таким образом он может быть назначен только на воскресенье. Причем это воскресенье не должно быть объявлено рабочем днем по стране. Так же оно не должно являться праздничным днем или следовать за праздничным не рабочим днем. Последнее воскресенье сентября в России считается единым днем голосования.

Назначение местного референдума происходит по решению представительного органа этого муниципального образования. Случай, когда представительный орган не имел возможности или по какой-либо иной причине не принял решение о проведение референдума в необходимый срок также предусмотрен. В таком случае решение о проведении референдума принимается судом. Отказать в проведении референдума невозможно. Исключением может стать только нарушение в порядке организации референдума, а именно процедуры выдвижения инициативы. Имеется возможность переноса голосования референдума на другое время. Делается это для возможности совмещения референдума с голосованием на выборах.

Граждане сами принимают решения своим большинством. Федеральное законодательство предъявляет к вопросам, выносимым на местный референдум ряд требований:

1) требование соответствия компетенции (местный референдум проводиться исключительно в целях решения вопросов местного значения непосредственно населением;

2) требование соответствия функции референдума. Существует определенный ряд вопросов, которые нельзя выносить на референдум. К ним относятся:

5 Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. -С. 57

- вопросы, затрагивающие изменение сроков полномочий органов местного самоуправления, а также об их прекращении;

- на референдуме не может обсуждаться тема о персональном составе органов муниципального самоуправления;

- не может быть принят или изменен местный бюджет муниципального образования. К тому же нет возможности изменить финансовые обязательства муниципального образования;

- не могут быть приняты какие-либо срочные или чрезвычайные меры по обеспечению безопасности и здоровья населения;

3) требование соответствия законодательству. Вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации и не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы гражданина и человека;

4) требование к формированию вопроса. Выносимого на референдум. То есть

Вопрос должен быть сформулирован так чтобы исключалось: возможность его множественного толкования (на поставленный вопрос можно дать только однозначный ответ); неопределенность юридических последствий принятого на референдуме решения;

5) требование соблюдения особых конституционно-правовых режимов. Местный референдум не может быть назначен и проведён в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации или на территории, где предполагается провести референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Местный референдум может проводиться только на всей территории муниципального образования.

Проведение местного референдума включает в себя несколько этапов.

Первый этап, это инициирование и назначение местного референдума. Постановка вопроса о назначении местного референдума возможна по инициативе, как граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, так и избирательных объединений, иных общественных организаций, уставы которых предусматривают участие в референдумах и которые зарегистрированы в законодательном порядке, а также представительным органом муниципального образования и главы местной администрации. Выдвинутой ими совместно.

Второй этап - подготовка проведения референдума. На этой стадии составляются списки участников референдума, формируется комиссия. Образуются участки для голосования, проводится информационное обеспечение и финансирование референдума.

6 Малько А. В. Муниципальное право России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Малько, С. В. Корсакова. — 4-

Третий этап - проведение местного референдума как такового. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, которые проживают в данном муниципальном образовании. Российские граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Четвёртый этап - исполнение решений местного референдума, то есть решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования, должно быть зарегистрировано в государственном органе власти субъекта Российской Федерации в специальном порядке.

Надо отметить, что решение, принятое на местном референдуме может быть отменено или изменено, но на другом референдуме в этом муниципальном образовании, который можно провести не ранее чем через два года. Кроме этого решение местного референдума можно признать недействительным в судебном порядке.

Основным законом, который подтверждает гарантию свободного волеизъявления гражданами своей позиции и способности к управлению государством, а также регламентирующем порядки проведения выборов, статус избирателей и то, что нас интересует больше всего, проведение референдума, является Федеральный

конституционный закон №2 5 - ФКЗ 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации». Хочется отметь, что принципы проведения референдума и выборов тождественны6.

В данном Федеральном законе описаны вопросы, которые возможно выносить на референдум. Их круг может расширить местное законодательство, к которому относятся законодательство муниципального образования и его устав. Безусловно стоит отметить, что на данный вид волеизъявления граждан могут быть вынесены вопросы лишь местного уровня.

Данные вопросы ни в коем случае не могут каким-либо образам иметь направление на ограничение, отмену или нарушение основных прав и свобод человека и гражданина. Также они не могут нарушать конституционные гарантии и противоречить федеральному законодательству.

Дело в том, что данный перечень затрагивает федеральное законодательство. Именно по этой причине муниципальное образование не может вводить какие-либо новые ограничения.

Решение, которое принимается на референдуме, является волеизъявлением граждан. Оно имеет свою силу на всей территории муниципального образования. Единственное, что необходимо, это регистрация данного решения. Производится это в порядке, установленном нормативными правовыми актами в органе местного самоуправления. Решение, принятое на

е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — С. 257

референдуме может быть отменено. Однако сделать это возможно только по истечению срока, который составляет два года со дня принятия решения и производится путем принятия нового решения. Если же в организации референдума будут обнаружены нарушения, то отмена решения, принятого на нем, будет произведена судом.

Отмена принятого на местном референдуме решения судом происходит в случаях если:

1) был нарушен установленный порядок проведения референдума из-за чего нет возможности понять истинную волю принимавших в нем участия граждан;

2) будет выявлено несоответствие закону самого муниципального образования или субъекта, на чьих основаниях был проведен референдум, а также их иному законодательству или конституции из-за чего не представляется возможность выявить истинную волю участников референдума;

3) выявлено несоответствие Конституции РФ или Федеральному законодательству7.

Стоит отметить, что если для принятия решения, которое было принято на референдуме, необходимо создавать какой-либо дополнительный нормативный правовой акт то, то он должен быть изготовлен и реализован в течении пятнадцати дней со дня принятия решения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одной из форм волеизъявления граждан в нашей стране является местным референдум. Он представляет собой голосование граждан на всей территории муниципального образования. Именно с его помощью, в пределах муниципального образования, принимаются самые важные решения по вопросам местного значения. Существуют некоторые особенности для организации проведения референдума, выдвижения инициативы. Поэтому государство изначально заложило через принятие законов правила, порядок и форму проведения

УДК 34

референдума. Необходимо это для обеспечения честного голосования и обеспечения подконтрольности субъектов Российской Федерации. На референдуме должна быть выявлена действительная позиция граждан из-за чего и необходимо регулирование данного вопроса.

Актуальность вопроса проведения местного референдума остается неизменной уже долгое время. Граждане имеют право и обязаны учувствовать в управленческой жизни своих муниципальных образований. Все ограничения, связанные с проведением референдума направлены лишь на защиту основных прав и свобод граждан и для получения более достоверных, эффективных и честных решений.

Референдум необходим для того, чтобы решить самые важные вопросы значимые для определенного муниципального района. К общему мнению по решению этих самых вопросов приходят путем голосования самих граждан. Так воплощается на практике принцип демократичности в нашей стране.

Список использованной литературы

1) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002г.

2) Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации».

3) Астафичев П.А. Муниципальное право России. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, РИОР, 2016. - 368с.

4) Бердникова Е.В. Муниципальное право в схемах. Москва: Проспект, 2015. - 152с

5) Малько А. В. Муниципальное право России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /. 4- е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 414 с.

МЕСТО УСЛУГ СРЕДИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Захарова Алина Сергеевна

Студентка 2 курса магистратуры Российского государственного университета правосудия Почтовый адрес: 346720, г. Аксай, ул. Донская 20

Тел. 8-918-528-55-48

THE PLACE OF SERVICES AMONG THE OBJECTS OF CIVIL RIGHTS

A.S. Zakharova

В данной статье рассматриваются услуги, как объекты гражданских прав. Проводится сравнительный анализ категорий «работы» и «услуги». Представленный анализ позволяет прийти к выводу о самостоятельности, но в тоже время о взаимосвязи работ и услуг. Выделяются и описываются характерные

7 Бердникова Е.В. Муниципальное право в схемах / Е.В. Бердникова. — Москва: Проспект, 2015. - С. 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.