Научная статья на тему 'Местный бюджет как инструмент экономического и социального роста: пример города Севастополя'

Местный бюджет как инструмент экономического и социального роста: пример города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСЫ / НАЛОГИ / СЕВАСТОПОЛЬ / LOCAL BUDGET / FINANCES / TAXES / SEVASTOPOL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашихин А.Б.

Рассмотрены особенности использования бюджетных рычагов развития города в условиях трансформации бюджетно-налоговой системы. Определены основные трудности в реализации программ социально-экономического развития через бюджетирование. Целью статьи является анализ современных возможностей приложения теоретических подходов к практике финансового управления социально-экономическим развитием на примере местного бюджета города Севастополь. Местные бюджеты и бюджетные рычаги сегодня являются решающими в социально-экономическом развитии городов. Концентрация финансовых ресурсов в единой бюджетной системе позволяет реализовывать смелые программы, стратегические планы. Приоритетом государственной политики Украины является обеспечение надежной социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения: инвалидов, участников боевых действий, ветеранов войны и труда, членов семей погибших воинов, Чернобыльцев, пенсионеров, семей с детьми, малообеспеченных и прочих незащищенных граждан. Их социально-экономические интересы могут реализовываться в русле бюджетных механизмов при участии высококвалифицированных финансистов, практиков хозяйственной деятельности. Катализатором финансовых методов социально-экономического развития территорий может стать наука и система высшего образования, где накапливаются финансовые инновации, передовой опыт, новейшие технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers peculiarities of applying budget levers for the development of city in the conditions of transforming tax and budget system, determines the main difficulties in the realization of programs of social and economic development by means of budgeting. Aim of the article is analysis of current possibilities for applying theoretical approaches in practice of financial management of social and economic development on the example of local budget of Sevastopol. Conclusions: Local budget and budget levers are for the time being decisive in social and economic development of cities. Concentration of financial resources in single budget system permits to realize advanced programs and strategic plans. Priority of the state policy of Ukraine is provision of the reliable social protection for the most vulnerable population: invalids, combatants, veterans of war and labor, family members of dead soldiers, Chernobyl cleanup veterans, pensioners, families with children, disadvantaged and other unprotected citizens. Their social and economic interests may be realized within the framework of budget mechanisms with the participation of highly qualified financial experts and business practitioners. Science and higher education system accumulating financial innovations, advanced experience and the newest technologies may activate financial methods of social and economic development.

Текст научной работы на тему «Местный бюджет как инструмент экономического и социального роста: пример города Севастополя»

10. Pravila predostavlenija grantov dlja fizicheskih lic i grantov v forme subsidij dlja juridicheskih lic iz federal'nogo bjudzheta v ramkah realizacii federal'noj celevoj programmy «Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoj Rossii» na 2009-2013 gody. [Rules of providing grants for the private entities and grants in the form of subsidies for legal entities from the federal budget within the framework of the target program "Scientific and pedagogical human resources of innovative Russia" 2009-2013].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Гудкова Ангелина Александровна, кандидат экономических наук, зав. сектором,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт -Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» ул. Академика Миллионщикова, д. 20, г. Москва, 115446, Россия Лебедев К.В., кандидат экономических наук,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт -Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» ул. Академика Миллионщикова, д. 20, г. Москва, 115446, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS

Angelina Aleksandrovna Gudkova, Candidate of Economics, Head of Sector,

Federal State Budget Scientific Institution "Research Institute - Republican Research Scientific and Consultation Expertise Center" Academician Millionshchikov Str., 20, Moscow, 115446, Russia K.V. Lebedev, Candidate of Economics,

Federal State Budget Scientific Institution "Research Institute - Republican Research Scientific and Consultation Expertise Center" Academician Millionshchikov Str., 20, Moscow, 115446, Russia

УДК 336.2

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РОСТА:

ПРИМЕР ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Кондрашихин А.Б.

Рассмотрены особенности использования бюджетных рычагов развития города в условиях трансформации бюджетно-налоговой системы. Определены основные трудности в реализации программ социально-экономического развития через бюджетирование.

Целью статьи является анализ современных возможностей приложения теоретических подходов к практике финансового управления социально-экономическим развитием на примере местного бюджета города Севастополь.

Местные бюджеты и бюджетные рычаги сегодня являются решающими в социально-экономическом развитии городов. Концентрация финансовых ресурсов в единой бюджетной системе позволяет реализовывать смелые программы, стратегические планы. Приоритетом государственной политики Украины является обеспечение надежной социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения: инвалидов, участников боевых действий, ветеранов войны и труда, членов семей погибших воинов, Чернобыльцев, пенсионеров, семей с детьми, малообеспеченных и прочих незащищенных граждан. Их социально-экономические интересы могут реализовываться в русле бюджетных механизмов при участии высококвалифицированных финансистов, практиков хозяйственной деятельности. Катализатором финансовых методов социально-экономического развития территорий может стать наука и система высшего образования, где накапливаются финансовые инновации, передовой опыт, новейшие технологии.

Ключевые слова: местный бюджет, финансы, налоги, Севастополь.

LOCAL BUDGET AS INSTRUMENT OF ECONOMIC AND SOCIAL GROWTH: EXAMPLE OF SEVASTOPOL

Kondrashyhin A.B.

The article considers peculiarities of applying budget levers for the development of city In the conditions of transforming tax and budget system, determines the main difficulties in the realization of programs of social and economic development by means of budgeting.

Aim of the article is analysis of current possibilities for applying theoretical approaches in practice of financial management of social and economic development on the example of local budget of Sevastopol.

Conclusions: Local budget and budget levers are for the time being decisive in social and economic development of cities. Concentration of financial resources in single budget system permits to realize advanced programs and strategic plans. Priority of the state policy of Ukraine is provision of the reliable social protection for the most vulnerable population: invalids, combatants, veterans of war and labor, family members of dead soldiers, Chernobyl cleanup veterans, pensioners, families with children, disadvantaged and other unprotected citizens. Their social and economic interests may be realized within the framework of budget mechanisms with the participation of highly qualified financial experts and business practitioners. Science and higher education system accumulating financial innovations, advanced experience and the newest technologies may activate financial methods of social and economic development.

Key words: local budget, finances, taxes, Sevastopol.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Модернизация системы государственного управления и финансового хозяйства Украины подталкивается внешними вызовами, углублением финансово-экономического кризиса в странах Европейского Союза, интеграционными тенденциями со стороны близлежащих стран-соседей. Финансизация большинства сторон общественной жизни в третьем тысячелетии от Р.Х. приводит к императивности взглядов некоторых субъектов управления относительно роли и места финансовых активов в социально-экономическом развития территорий, коллектива, личности. Абстрагирование финансовых отношений, углубление разрыва между трудовой стоимостью и оплатой труда конкретного участника общественного производства накаляют финансовую атмосферу, что особенно ощутимо в распределении местных финансов. Актуализируются проблемы гармоничного сочетания местных бюджетов с задачами комплексного неразрушающего развития регионов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых положено начало решению данной проблемы, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Вопросам устойчивого развития местных бюджетов посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых Васылыка О. Д., Гайдара Е. Т., Кравченко В. И., Кириленко О. П., Федосова В. М. и многих

204

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1

© Кондрашихин А.Б., 2013

других [1]. Однако практика организации местных финансов убедительно свидетельствует о недостаточности лишь теоретических разработок академического плана [2], требует настойчивости во внедрении новейших методов финансового управления в реальную жизнь [3]. Чаще всего препонами воссоединения финансовой практики с научными изысканиями рассматриваются теоретическая неосведомленность субъектов, ответственных за финансовые решения на местном уровне, их невысокая финансовая квалификация и культура, отсутствие профильного образования, ряд других факторов.

Целью статьи является анализ современных возможностей приложения теоретических подходов к практике финансового управления социально-экономическим развитием на примере местного бюджета города Севастополь.

Изложение основного материала исследования. Севастополь является уникальным местом на карте мира по своему геополитическому расположению, административно-территориальному статусу, исторической насыщенности памятниками и объектами культурного наследия, духовному настрою жителей. Водоворот трансформационных процессов, охвативших экономическую территорию бывшего СССР, затянул и Севастополь с его неповторимыми факторами общественного производства и структурой производительных сил. Из города-героя Всесоюзного значения, города Русской Славы началось постепенное превращение в качественно иное территориальное образование по нечеткой модели, в отсутствии прогноза и стратегии движения громады. При этом мощнейшим двигателем социально-экономических трансформаций стал местный бюджет.

Субъектом бюджетного процесса выступает Севастопольский городской Совет (Горсовет), избираемый в количестве 75 депутатов. Местом дислокации является здание бывшего Севастопольского Горкома КПУ, расположенное по адресу: 99011, г. Севастополь, ул. Ленина, 3. Горсовет функционирует в рамках законодательства Украины, Конституции Украины, имеет Регламент и другие внутренние документы, атрибуты для устойчивой работы, обеспечен средствами связи. Имеется официальный сайт Горсовета, на котором содержится информация о состоянии бюджетного процесса по 2012 год включительно. Руководствуясь Бюджетным кодексом Украины [2], Законами Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» [4], «О местном самоуправлении в Украине» [5], Налоговым кодексом Украины [6], Горсовет своим решением утвердил такие макропоказатели для развития города в 2012 году [7]:

1) объем доходов городского бюджета (ГБ) города Севастополя - 1 632 094,1 тыс. гривен (1 354 423,6 - в 2011 году или рост на 20,53 %) [8], в т. ч. общего фонда - 1 433 527,3 тыс. гривен (1 195 992,2 - в 2011 году или рост на 19.90 %), специального фонда - 198 566,8 тыс. гривен (158 431,4 - в 2011 году или рост на 25,95 %), из них бюджет развития - 71 165,9 тыс. грн. (52 400,0 - в 2011 году или рост на 36,51 %);

2) объем расходов ГБ Севастополя - 1 631 094,1 тыс. гривен (1 354 223,6 - в 2011 году или рост на 20,46 %) [8], в т. ч. общего фонда - 1 389 597,3 тыс. гривен (1 173 074,3 - в 2011 году или рост на 18,50 %), специального фонда - 241 496,8 тыс. гривен (181 149,3 - в 2011 году или рост на 33,15 %) по временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов согласно отдельных приложений (№ 2) и главным распорядителям средств (№ 3) соответственно;

3) профицит общего фонда ГБ - 43 930,0 тыс. гривен (22 917,9 - в 2011 году или рост на 91,68 %) [8], который сложился из передачи средств общего фонда ГБ в бюджет развития (специальный фонд) в сумме 43 930,0 тыс. гривен, из них за счет субвенций из государственного бюджета местным бюджетам - 1 584,8 тыс. гривен;

4) дефицит специального фонда ГБ - 43 930,0 тыс. гривен (22 917,9 - в 2011 году или рост на 91,68 %) [8], источниками покрытия которого определены поступления средств из общего фонда в бюджет развития (специальный фонд) в сумме 43 930,0 тыс. гривен;

5) объем оборотного кассового остатка бюджетных средств ГБ - 20 000,0 тыс. гривен (17 000,0 - в 2011 году или рост на 17,65 %) [8];

6) объемы межбюджетных трансфертов (МБТ) бюджетам районов города Севастополя на основании единой методики распределение объема МБТ между ГБ и бюджетами районов в городе с учетом положений постановления Кабинета Министров Украины [9] № 1149 от 08.12.2010 года, в т. ч. дотаций выравнивания - 401 556,9 тыс. гривен (305 819,8 - в 2011 году или рост на 31,37 %) [8]; субвенций (отдельно по видам) - 291 129,2 тыс. гривен (263 880,5 - в 2011 году или рост на 10,23 %) [8];

7) объем возврата кредитов в ГБ - 100,0 тыс. гривен (200,0 - в 2011 году или снижение на 50,0 %) [8] и предоставления кредитов из ГБ - 1 100,0 тыс. гривен (400,0 - в 2011 году или рост на 175,0 %) [8], из них за счет средств бюджета развития -1 000,0 тыс. гривен (200,0 - в 2011 году или рост на 400,0 %) [8];

8) объем резервного фонда ГБ - 14 076,5 тыс. гривен (15 013,1 - в 2011 году или снижение на 6,24 %) [8];

9) средства на реализацию государственных и региональных отраслевых программ в составе расходов ГБ - 297 807,3 тыс. гривен (191 826,1 - в 2011 году или рост на 55,21 %) [8].

Как следует из сопоставительного анализа, бюджетная ситуация в городе Севастополе оставалась сложной в 2012 году даже относительно показателей ГБ за предыдущий период. Так, рост доходной части ГБ обеспечивался в основном за счет источников специального фонда, при этом наблюдался опережающий рост объемов дотации выравнивания. Увеличились объемы кредитования средствами ГБ, причем сумма резервного фонда была уменьшена на 6,24 %. Положительным моментом для социально-экономического развития города следует считать увеличение более чем наполовину (55,21 %) финансирования государственных и региональных программ.

Сравнительный анализ экономической структуры защищенных статей расходов общего фонда ГБ в ушедшем году показывает полное их совпадение по количеству (9 единиц) и содержанию: оплата труда работников бюджетных учреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; оплата коммунальных услуг и энергоносителей; текущие трансферты населению; текущие трансферты местным бюджетам; подготовку кадров высшими учебными заведениями I—IV уровней аккредитации; обеспечение инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования [7,8].

Одинаковыми в бюджетах ушедшего 2012 года и ему предшествовавшего 2011 оставались структура планирования и содержание Перечней объектов, финансирование которых проводилось за счет средств бюджета развития; формулировка прав городскому финансовому управлению по согласованию с постоянной комиссией Горсовета (по вопросам бюджета, финансов, социально-экономического, инвестиционного развития города и регуляторной политики) вносить изменения в роспись ГБ в случае изменения объемов субвенций и дотаций из государственного бюджета или выделения дополнительных целевых трансфертов. Перечисление дотаций выравнивания бюджетам районов города Севастополя осуществлялось путем применения нормативов ежедневных отчислений от поступления доходов в общий фонд ГБ согласно отдельному приложению (№ 4) к тексту ГБ.

Приоритетность покрытия потребностей средств бюджетов всех уровней была неизменной. От распорядителей средств бюджетов всех уровней требовалось: обеспечить в первоочередном порядке потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством Украины условиями оплаты труда и размера минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, природный газ, водопотребление, водоотведение и услуги связи, которые потребляются бюджетными учреждениями. Были утверждены лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения, исходя

из объемов соответствующих бюджетных ассигнований, разработаны мероприятия по оптимизации расходов и эффективному использованию бюджетных средств.

Структура доходных частей ГБ практически совпадала (25 статей) за исключением замены статьи «фиксированный налог на доходы от предпринимательской деятельности, в части, принадлежащей местному бюджету, собираемый на территории города» ГБ предшествующего года на статью «плата за использование прочих природных ресурсов» в бюджете ушедшего года. Основными из них были такие [3]:

1) налог на доходы физических лиц, собираемый на территории города - 3,4 млн. гривен, причем отмечен рост объемов на 19,1 % (увеличение более чем на 112 млн. гривен);

2) плата за пользование (50 %) недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения (кроме платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны) - более 130 % или на 4,6 млн. гривен больше, чем в 2011 году;

3) другие доходы, подлежащие зачислению в ГБ в соответствии с законодательством и являющиеся доходами, которые не учитываются при определении объема МБТ дополнительных финансовых ресурсов - их в результате поступило 4,4 млн. гривен.

Другими немаловажными статьями дохода ГБ ушедшего года были: 50 % сбора за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного использования; 50 % сбора за специальное использование воды (кроме сбора за специальное использование воды водных объектов местного значения); плата за лицензии и сертификаты, которая уплачивалась лицензиатами, осуществлявшими деятельность на территории города; плата за лицензии на производство спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий, зачисляемая лицензиатами, которые осуществляли деятельность на территории города, включая плату за лицензии на право экспорта, импорта и оптовой торговли такими спиртами; плата за лицензии на право экспорта, импорта алкогольных напитков и табачных изделий, зачисляемая лицензиатами, которые осуществляли деятельность на территории города; плата за государственную регистрацию (кроме регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей); плата за лицензии на право оптовой (розничной) торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, зачисляемая лицензиатами, которые осуществляли деятельность на территории города; плата за землю, собираемая на территории города; часть чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, созданных городским Советом, в порядке, им же утвержденном; плата за размещение временно свободных средств ГБ (кроме средств, полученных высшими и профессионально-техническими учебными заведениями от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право); административные штрафы, которые налагались городскими органами исполнительной власти и городского Совета или образованными ими в установленном порядке административными комиссиями; штрафные санкции вследствие невыполнения заключенных распорядителем бюджетных средств договоров с субъектами ведения хозяйства на приобретение товаров, работ и услуг за счет средств ГБ; поступления от арендной платы за пользование целостными имущественными комплексами предприятий, их структурных подразделений и недвижимым имуществом, в том числе в полном объеме средства за пользование недвижимым имуществом, когда арендодателем выступает коммунальное предприятие, учреждение, организация, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находятся основные средства, превышающее 200 квадратных метров на одно предприятие (учреждение, организацию) и находящееся в коммунальной собственности городского Совета; средства, полученные вследствие проведения процедур закупок; средства от реализации бесхозного имущества, находок, наследства, имущества, полученного территориальной громадой в порядке наследования или дарения, а также валютные ценности и денежные средства, собственники которых неизвестны; 80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями, организациями, которые содержались за счет средств ГБ, за сданные в виде отходов и лома золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими предприятиями, учреждениями, организациями за сданные в виде отходов и лома серебра.

Важнейшими стабилизаторами ГБ и социально-экономического развития Севастополя стали:

1) дотация выравнивания из государственного бюджета;

2) дотации и субвенции государственного бюджета бюджету города Севастополя и городскому бюджету города Севастополя.

На протяжении 2012 года бюджету города Севастополя был увеличен годовой объем государственных трансфертов на

331,3 млн. гривен, их объем достиг уровня 931,7 млн. гривен. За этот же период полученный объем МБТ превысил сумму выделенных средств в 2011 году на 142,7 млн. гривен (рот на 22%). В структуре трансфертных средств преобладали средства социальных субвенций, которые выросли по отношению к выделенным средствам предыдущего года на 19% или на 48,3 млн. гривен. Данный рост был обусловлен значительным увеличением получателей выплат при рождении ребенка.

Были выделены средства целевых дополнительных дотаций на сумму 29,3 млн. гривен, некоторые из них в 2011 году отсутствовали. Так, впервые были получены в 2012 году средства стимулирования местных органов власти за перевыполнение годовых расчетных показателей по налогу на прибыль и акцизного налога (9,7 млн. гривен), на оплату труда работников бюджетных учреждений (17,6 млн. гривен). Из государственного бюджета Украины в 2012 году поступило 877,8 млн. гривен трансфертных средств. Однако возникли трудности в работе государственной казначейской службы Украины и ее Управления в городе Севастополе. Из-за отсутствия средств на едином казначейском счете, а также в связи с изменением порядка зачисления средств субвенции, ранее зачисляемой в специальный фонд бюджета, не удалось провести платежи и в конце бюджетного периода в госбюджет Украины было возвращено 52,9 млн. гривен средств субвенций общего фонда и 37,5 млн. гривен средств субвенции специального фонда. Эти суммы были предназначены для развития социально-экономической сферы города Севастополя, а фактически - утрачены. Таким образом реальный объем трансфертных средств в 2012 году составил 787,5 млн. гривен.

Источниками формирования специального фонда ГБ Севастополя в 2012 году были:

1) поступления в бюджет развития согласно отдельной классификации;

2) сбор за первую регистрацию транспортных средств, зарегистрированных в городе Севастополе;

3) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, зарегистрированных в городе Севастополе;

4) сбор за осуществление торговой деятельности нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом на стационарных, малогабаритных и передвижных автозаправочных станциях, заправочных пунктах;

5) 70 % денежных взысканий за вред, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды в результате хозяйственной и другой деятельности, собираемых на территории города;

6) собственные поступления бюджетных учреждений, которые содержатся за счет городского бюджета, в том числе в полном объеме - средства за недвижимое имущество, когда арендодателем выступает коммунальное предприятие, учреждение, организация, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находятся основные средства, не превышающее 200 квадратных метров на одно предприятие (учреждение, организацию);

7) 70 % экологического налога, собираемого на территории города;

8) 70 % сбора за загрязнение окружающей природной среды, собираемого на территории города;

9) поступления в целевые фонды, созданные городским Советом (регистрационные взносы за подачу заявлений на приватизацию объектов коммунальной собственности; регистрационные сборы за регистрацию покупателей для участия в аукционе, поступавшие в Фонд оптимизации структуры коммунального имущества; средства от размещения внешней рекламы, поступавшие в целевой фонд Севастопольского городского Совета «Средства от размещения внешней рекламы»);

10) возвращение кредитов, предоставленных из ГБ индивидуальным сельским застройщикам, молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, а также пеня и проценты за пользование ими;

11) поступления средств от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

12) целевые и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан в фонд охраны окружающей природной среды;

13) другие доходы, определенные частью второй статьи 69 Бюджетного кодекса [2];

14) субвенция государственного бюджета местным бюджетам на развитие социально-экономической сферы города Севастополя и других населенных пунктов, в которых дислоцируются воинские формирования Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины;

15) субвенция государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.

Поступления в бюджет развития включали:

- единый налог, собираемый на территории города;

- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, собираемый на территории города;

- дивиденды (доход), начисленные на акции (части, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеется имущество территориальной громады города Севастополя;

- плату за предоставление местных гарантий;

- 100 % средств от отчуждения имущества, которое находится в коммунальной собственности;

- средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них коммунальной собственности;

- 90 % средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, которые находятся в государственной собственности до разграничения земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации);

- средства паевого участия в развитии инфраструктуры города, полученные в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности»;

- субвенции из других бюджетов на выполнение инвестиционных программ (проектов);

- средства от возврата ссуд, которые предоставлялись из ГБ до вступления в силу Бюджетного кодекса, и проценты, уплаченные за пользование ими;

- заимствование, осуществленное в порядке, определенном Бюджетным кодексом и другими законами Украины;

- средства, которые передаются из общего фонда ГБ по решениям городского Совета.

Отдельным пунктом решения Горсовета о бюджете оговорен порядок внесения изменений в перечни объектов, утвержденных этим решением, а именно: изменения вносятся в порядке, предусмотренном решением городского Совета «О Программе экономического и социального развития города Севастополя на 2012 год» [13], а также в порядке перераспределения средств дополнительных дотаций из государственного бюджета местным бюджетам на компенсацию потерь доходов вследствие размещения объектов Черноморского флота Российской Федерации на территории городов Севастополя и других населенных пунктов - в сумме 117 176,5 тыс. гривен; на компенсацию потерь доходов местных бюджетов вследствие предоставленных государством налоговых льгот по плате земельного налога субъектам космической деятельности и субъектам самолетостроения - в сумме 850,0 тыс. гривен, которые направляются в целом на расходы ГБ по делегированным и собственным полномочиям.

Порядок распределения в 2012 году средств, полученных в специальный фонд ГБ, предусматривал их направление на финансирование:

- расходов, определенных частью второй статьи 71 Бюджетного кодекса Украины [2] и за счет источника, определенного п. 15.1 [7];

- ремонта, реконструкции и содержания автомобильных дорог коммунальной собственности, автомобильных дорог общего пользования местного значения, потребности дорожного хозяйства и природоохранных мероприятий на водоемах и за счет источника, определенного п.п. 15.2-15.4 [7];

- мероприятий, связанных с охраной окружающей природной среды и за счет источников, определенных п.п. 15.5 - 15.8, 15.11 [7], включая трансферты местным бюджетам города;

- льготного кредита индивидуальным сельским застройщикам и за счет источника, определенного п. 15.10 [7];

- льготного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья и за счет источника, определенного п. 15.11 [7];

- мероприятий в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Бюджетного кодекса Украины [2] и за счет источника, определенного п. 15.6 [7];

- мероприятий, связанных с исполнением организационных функций Фонда коммунального имущества города Севастополя и выполнением программы инвентаризации коммунального имущества города, решений городского Совета в части приобретения, строительства коммунального имущества и за счет источника, определенного п.15.9.1 [7];

- программы развития лесного хозяйства и за счет источника, определенного п. 15.12. [7);

- задач обеспечения и реализации культурных и социально-экономических программ развития города за счет источника, определенного п. 15.9.2 [7].

Установлено распределение зачисления средств между уровнями бюджета в размере 100 % - в ГБ:

1) налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и сбора за первую регистрацию транспортного средства, сбора за осуществление торговой деятельности нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом на стационарных, малогабаритных и передвижных автозаправочных станциях, заправочных пунктах;

2) 70 % сбора за загрязнение окружающей природной среды и экологического налога и 70 % денежных взысканий за вред, нанесенный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды вследствие хозяйственной и другой деятельности;

3) единого налога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммунальные унитарные предприятия и их объединения уплачивали в общий фонд ГБ часть чистой прибыли (дохода) в размере 20 %. Дивиденды, начисляемые по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год хозяйственными обществами, в уставных капиталах которых Севастопольский городской Совет имеет 50 и более % акций (долей паев), уплачивались непосредственно в ГБ.

Модернизация бюджетно-налоговой системы нашла свое отражение в распределении ставок единого налога для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города Севастополя:

- для первой группы плательщиков единого налога - в размере 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, из расчета на месяц, на все виды деятельности, разрешенные для данной группы плательщиков единого налога, со всеми ограничениями и особенностями, изложенными в главе 1 раздела XIV Налогового кодекса Украины [6].;

- для второй группы плательщиков - в размере 20 %.

Были назначены и другие мероприятия, подготавливающие бюджетно-налоговую систему города Севастополь к новым реалиям работы: в части мобилизации платы за аренду, за парковку транспортных средств, туристического сбора и организации учета отдыхающих лиц.

Актуальным для социально-экономического будущего Севастополя является вопрос льготирования. Так, компенсация льгот на жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, приобретение твердого топлива и сжиженного газа, предоставленных по решениям городского Совета, производилась из районных бюджетов путем передачи средств из ГБ в виде целевой субвенции на исполнение собственных полномочий в сумме 10 000,0 тыс. гривен. Были установлены на 2012 год нормы потребления топлива, реализуемого льготным категориям граждан, не имеющих центрального отопления, из расчета на семью в год в следующих объемах: уголь - 1,0 тонна; дрова - 0,5 с/склад. м/куб.; жидкое топливо - 1,0 тонна; сжиженный баллонный газ - 1 баллон. При этом граничный показатель стоимости одного кубического метра дров при предоставлении льгот наличными денежными средствами для возмещения затрат на их приобретение не мог превышать 200 гривен.

Исследовательская активность проблематики местного бюджета частично отражается счетчиками посещаемости сайта и соответствующих его рубрик. Так, рубрику «Городской бюджет» за все время посетило 590 пользователей, из них интересовались бюджетом 2012 года - 464 человека, 2011 - 405. Результаты выполнения Севастопольского городского бюджета за 2012 год в Интернет-режиме по состоянию на 30 марта 2013 года изучали 24 лица. Очевидно, количественные показатели не освещают потенциальные возможности сближения теоретиков местных финансов с практиками -специалистами управлений Горсовета и Севастопольской городской государственной администрации, общественности города, контролирующих и правоохранительных органов.

Оптимистичными выглядят Отчеты о выполнении ГБ за 2012 и ему предшествовавший годы. Так, всего в виде налогов, сборов (обязательных платежей) в общий фонд ГБ была зачислено 980,2 млн. гривен, что по мнению специалистов отражает удачность государственной политики модернизации бюджетно-налоговой системы и Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» [3]. В 2012 бюджетном году проявилась стабильность наполняемости бюджетов всех уровней, что позволило обеспечить социальную направленность местного бюджета, реализацию социально-экономического вектора развития города.

Немаловажную роль в инструментализации социально-экономических рычагов сыграл человеческий фактор. Приняты меры для обеспечения выполнения утвержденных показателей специального фонда, в том числе бюджета развития. Объем поступивших средств в бюджет развития составил 136 % утвержденного годового задания. Проведенная местной властью работа позволила наполнить бюджет развития 1,5 млн. гривнами средств паевого участия застройщиков в социальной инфраструктуре города. Позитивно повлияло на наполняемость бюджета развития изменение законодательства в сфере упрощенной системы налогообложения, в результате чего поступления единого налога увеличились более чем в 2 раза.

Результатом активного администрирования налогов, усовершенствования отдельных норм налогообложения стало превышения объема поступления в 2012 году в ГБ средств относительно: дореформенного 2010 года - более чем на 36% (или на 305,1 млн. гривен) и предыдущего 2011 года - на 24 % (или на 373,9 млн. гривен). Фактический объем средств ГБ Севастополя за 2012 год составил 1 928,9 млн. гривен, из которых МБТ сформировались в сумме 787,4 млн. гривен. Запланированные объемы мобилизации налогов и платежей в общий и специальный фонды ГБ были освоены полностью. В целом объем специального фонда по мобилизации налогов и сборов сформировался в сумме 161,3 млн. гривен, что составляет 120,2 % от плана. Всего в виде налогов, сборов (обязательных платежей) в общий и специальный фонды ГБ Севастополя зачислено 1 141,5 млн. гривен.

Исполнение ГБ по доходам положительно отразилось на его исполнении и по расходам. В 2012 году кассовые расходы ГБ составили 1 817,1 млн. гривен, что на 24,6 % превышают показатель 2011 года. Уровень исполнения годового плана составил 87,8 %. Расходы общего фонда ГБ проведены на уровне 96,5 % от утвержденного объема. Объем кассовых расходов общего фонда в 2012 году вырос по отношению к предыдущему году на 32,7 % (или на 390,0 млн. гривен).

Показательными для оценки эффективности бюджетных инструментов социально-экономического развития города видятся итоги содержания бюджетных учреждений и проведенные мероприятия в области социально-культурной сферы в 2012 году. Всего на эти цели было направлено 569,2 млн. гривен, что составляет 66,7 % от объема запланированных средств без учета передачи районам МБТ. В первоочередном порядке финансировались защищенные статьи и приоритетные расходы общего фонда бюджета, по которым в 2012 году освоено 530,2 млн. гривен, в том числе:

- оплата труда работников бюджетных учреждений с начислениями - 436,8 млн. гривен, что на 20,9 % (75,6 млн. гривен) больше чем в 2011 году;

- оплата коммунальных услуг и энергоносителей - 40,2 млн. гривен, что на 12,9 % (4,6 млн. гривен) больше чем в 2011 году.

Для реализации законодательства Украины в сфере обеспечения льгот, преимуществ и гарантий относительно углубления

адресности государственной поддержки наиболее уязвимых категорий населения за счет средств субвенций государственного бюджета в 2012 году направлено бюджетам районов 287,8 млн. гривен, что превышает показатель 2011 года на 48,4 млн. гривен или на 20,2 %. Рост показателя позволил обеспечить предоставление льгот и субсидий более 92,3 тысячам семей, в том числе наличными средствами для приобретения твердого топлива и сжиженного газа - 1,3 тысячам семей.

За 2012 год из ГБ бюджетам районов было перечислено трансфертов на общую сумму 743,6 млн. гривен. По сравнению с предыдущим годом объем трансфертов возрос на 160,0 млн. гривен или на 27,4%. С целью снижения напряженности в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги порядка 3,0 тысяч лиц получили субсидии для оплаты данных услуг. Среднемесячный размер субсидии в 2012 году составил 84 гривны. Объем средств, направленных на субсидии населению на жилищно-коммунальные услуги, твердое топливо, сжиженный газ, составил 3,1 млн. гривен.

Выводы. Местные бюджеты и бюджетные рычаги сегодня являются решающими в социально-экономическом развитии городов. Концентрация финансовых ресурсов в единой бюджетной системе позволяет реализовывать смелые программы, стратегические планы. Приоритетом государственной политики Украины является обеспечение надежной социальной защиты

наиболее уязвимых категорий населения: инвалидов, участников боевых действий, ветеранов войны и труда, членов семей погибших воинов, Чернобыльцев, пенсионеров, семей с детьми, малообеспеченных и прочих незащищенных граждан. Их социально-экономические интересы могут реализовываться в русле бюджетных механизмов при участии высококвалифицированных финансистов, практиков хозяйственной деятельности. Катализатором финансовых методов социально-экономического развития территорий может стать наука и система высшего образования, где накапливаются финансовые инновации, передовой опыт, новейшие технологии. Перспективным видится в дальнейшем изучение мотивов принятия финансовых решений лицами - представителями субъектов бюджетного процесса, поиск закономерностей, выявление тенденций в этом сложнейшем и актуальнейшем аспекте развития общества.

Список использованных ресурсов

1. Фнансова система регонв : методолог1я, аналз, практика [Текст] : монограф1я / З. В. Герасимчук, Л. I. Федулова, Л. А. Пашко [та ¡н.]. - КиГв - Севастополь - Донецьк: АМУ, 2012. - 398 с.

2. Бюджетний Кодекс УкраГни в1д 8 липня 2010 року № 2456-VI // Урядовий кур'ер вiд 17 серпня 2010 р. - № 151.

3. Нестерова И.М. Информация об исполнении городского бюджета города Севастополь за 2012 год // Официальный сайт Севастопольского городского Совета, 30.03.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevsovet.com.ua/. -Заголовок с экрана.

4. Закон УкраГни «Про Державний бюджет УкраГни на 2012 рк» № 4282-VI в1д 22 грудня 2011 року 1з змнами № 4647-VI в1д 12.04.2012 р.; № 4866-VI в1д 24.05.2012 р.; № 4961-VI в1д 08.06.2012 р.; № 4968-VI в1д 19.06.2012 р.; № 4994-VI в1д 21.06.2012 р.; № 5022-VI в1д 22.06.2012 р.; № 5183-VI в1д 04.07.2012 р.; № 5185-VI в1д 04.07.2012 р.; № 5186-VI в1д 04.07.2012 р.; № 5187-VI в1д 04.07.2012 р.; № 5189-VI в1д 30.07.2012 р.; № 5190-VI в1д 30.07.2012 р.; № 5191-VI в1д 30.07.2012 р.; № 5234-VI вд 06.09.2012 р.; № 5235-VI вд 06.09.2012 р.; № 5236-VI вд 06.09.2012 р.; № 5253-VI вд 18.09.2012 р.; № 5303-VI вд

02.10.2012 р.; № 5304-VI в1д 02.10.2012 р.; № 5305-VI в1д 02.10.2012 р.; № 5306-VI в1д 02.10.2012 р.; № 5307-VI в1д 02.10.2012 р.; № 5308-VI в/д 02.10.2012 р.; № 5309-VI в/д 02.10.2012 р. // Електронна нормативно-правова база «Законодавство УкраГни». - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua.

5. Закон УкраГни «Про мсцеве самоврядування в Укран» в1д 21 травня 1997 року №280/97-ВР (¡з змнами та доповненнями) в1д 06 жовтня 1998 року №163-XIV// Голос УкраГни. 1997. - 12 червня 1997 р.

6. Податковий кодекс УкраГни № 2755-VI в1д 2 грудня 2010 року // Голос УкраГни. - 2010. - № 229-230. - С. 4-59.

7. О городском бюджете города Севастополя на 2012 год [Текст] / Решение V сессии Севастопольского городского Совета VI созыва от 28 декабря 2011 года № 2303 / Официальный сайт Севастопольского городского Совета, 30.03.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevsovet.com.ua/

8. О городском бюджете города Севастополя на 2011 год [Текст] / Решение внеочередной сессии Севастопольского городского Совета VI созыва от 29 декабря 2010 года № 145 / Официальный сайт Севастопольского городского Совета,

30.03.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevsovet.com.ua/

9. Постанова Кабнету М1нютр1в УкраГни «Про деяк питання розподлу обсяг1в м1жбюджетних трансферт1в» № 1149 в1д 08.12.2010 року [Текст] // Електронна нормативно-правова база «Законодавство УкраГни». - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua.

10. Закон УкраГни «Про Державний бюджет УкраГни на 2011 рк» в1д 23 грудня 2010 року № 2857-VI [Текст] // Електронна нормативно-правова база «Законодавство УкраГни». - Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua.

11. Кондрашихн А.Б. Наукове ¡нтерв'ю з Начальником головного финансового управлння СевастопольськоГ мськоГ державноГ адмнстрацП' НестеровоГ 1риною Михайл1вною [Текст], 30.11.2012 р., за телефоном. - Севастополь, 2012. -0,0939 д. а. Тривалсть - 18 хвилин.

12. Отчет об исполнении городского бюджета города Севастополь за 2011 год // Официальный сайт Севастопольского городского Совета, 30.03.2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sevsovet.com.ua/

13. О Программе экономического и социального развития города Севастополя на 2012 год [Текст] / Решение сессии Севастопольского городского Совета - Севастополь: 2011. - 67 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sevsovet.com.ua/docs/SER2012.doc.

References

1. Gerasymchuk Z.V., Fedulova L.I., Pashko L.A. Finansova systema regioniv: metodologija, analiz, praktyka [Financial system of regions: methodology, analysis and practice].: monografija Kyi'v - Sevastopol' - Donec'k: AMU, 2012. 398 p.

2. Bjudzhetnyj Kodeks Ukrai'ny vid 8 lypnja 2010 roku № 2456-VI [Budget Codex of Ukraine dated July 8, 2010, No 2456-VI]. // Urjadovyj kur'jer vid 17 serpnja 2010 r. №151.

3. Nesterova I.M. Informacija ob ispolnenii gorodskogo bjudzheta goroda Sevastopol' za 2012 god [Information about performance of Sevastopol local budget for 2012]. // Oficial'nyj sajt Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta, 30.03.2013 g. http://sevsovet.com.ua/

4. Zakon Ukrai'ny «Pro Derzhavnyj bjudzhet Ukrai'ny na 2012 rik» № 4282-VI vid 22 grudnja 2011 roku [Law of Ukraine "On State Budget of Ukraine for 2012", No 4282-VI dated December 22, 2011]. Iz zminamy № 4647-VI vid 12.04.2012 r.; № 4866-VI vid 24.05.2012 r.; № 4961-VI vid 08.06.2012 r.; № 4968-VI vid 19.06.2012 r.; № 4994-VI vid 21.06.2012 r.; № 5022-VI vid 22.06.2012 r.; № 5183-VI vid 04.07.2012 r.; № 5185-VI vid 04.07.2012 r.; № 5186-VI vid 04.07.2012 r.; № 5187-VI vid 04.07.2012 r.; № 5189-VI vid 30.07.2012 r.; № 5190-VI vid 30.07.2012 r.; № 5191-VI vid 30.07.2012 r.; № 5234-VI vid 06.09.2012 r.; № 5235-VI vid 06.09.2012 r.; № 5236-VI vid 06.09.2012 г.; № 5253-VI vid 18.09.2012 r.; № 5303-VI vid 02.10.2012 r.; № 5304-VI vid 02.10.2012 r.; № 5305-VI vid 02.10.2012 r.; № 5306-VI vid 02.10.2012 r.; № 5307-VI vid 02.10.2012 r.; № 5308-VI vid 02.10.2012 r.; № 5309-VI vid 02.10.2012 r. //Elektronna normatyvno-pravova baza «Zakonodavstvo Ukrai'ny». http://zakon1.rada.gov.ua.

5. Zakon Ukrai'ny «Pro misceve samovrjaduvannja v Ukrai'ni» vid 21 travnja 1997 roku №280/97-VR [Law of Ukraine "On Local Self-Governance in Ukraine" dated May 21, 1997, No 280/97-ВР]. (iz zminamy ta dopovnennjamy) vid 06 zhovtnja 1998 roku №163-HIV// Golos Ukrai'ny. 1997. - 12 chervnja 1997 r.

6. Podatkovyj kodeks Ukrai'ny № 2755 - VI vid 2 grudnja 2010 roku [Tax Code of Ukraine No 2755-VI dated December 2, 2010]. // Golos Ukrai'ny. 2010. № 229-230. P.4-59.

7. O gorodskom bjudzhete goroda Sevastopolja na 2012 god [On municipal budget of Sevastopol for 2012]. / Reshenie V sessii Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta VI sozyva ot 28 dekabrja 2011 goda № 2303 / Oficial'nyj sajt Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta, 30.03.2013 g. http://sevsovet.com.ua/

8. O gorodskom bjudzhete goroda Sevastopolja na 2011 god [On municipal budget of Sevastopol for 2011]. / Reshenie vneocherednoj sessii Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta VI sozyva ot 29 dekabrja 2010 goda № 145 / Oficial'nyj sajt Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta, 30.03.2013 g. http://sevsovet.com.ua/

9. Postanova Kabinetu Ministriv Ukrai'ny «Pro dejaki pytannja rozpodilu obsjagiv mizhbjudzhetnyh transfertiv» № 1149 vid

08.12.2010 roku [Order of Cabinet of Ministers of Ukraine "On separate issues of distributing volumes of inter-budget transfers", No 1149 dated 08.12.2010]. //Elektronna normatyvno-pravova baza «Zakonodavstvo Ukrai'ny». http://zakon1.rada.gov.ua.

10. Zakon Ukrai'ny «Pro Derzhavnyj bjudzhet Ukrai'ny na 2011 rik» vid 23 grudnja 2010 roku № 2857-VI [Law of Ukraine "On State Budget of Ukraine for 2011" dated December 23, 2010, No 2857-VI]. // Elektronna normatyvno-pravova baza «Zakonodavstvo Ukrai'ny». http://zakon1.rada.gov.ua.

11. Kondrashyhin A.B. Naukove interv'ju z Nachal'nykom golovnogo finansovogo upravlinnja Sevastopol's'koi' mis'koi' derzhavnoi' administracii' Nesterovoi' Irynoju Myhajlivnoju, [Scientific interview with the Head of Chief Financial Administration of Sevastopol City State Administration Iryna Mykhaylivna Nesterova]. 30.11.2012 r., za telefonom. Sevastopol', 2012. 0,0939 d.a. Tryvalist' 18 hvylyn.

12. Otchet ob ispolnenii gorodskogo bjudzheta goroda Sevastopol' za 2011 god [Report on performance of municipal budget of Sevastopol for 2011]. //Oficial'nyj sajt Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta, 30.03.2013 g. http://sevsovet.com.ua/

13. O Programme jekonomicheskogo i social'nogo razvitija goroda Sevastopolja na 2012 god [On Program of economic and social development ofSevastopol for 2012]. / Reshenie sessii Sevastopol'skogo gorodskogo Soveta Sevastopol': 2011. 67 р. sevsovet.com.ua/docs/SER2012.doc.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кондрашихин Андрей Борисович, доктор экономических наук, доцент

Академия муниципального управления

ул. И. Кудри, 33, г. Киев, 01042, Украина

DATA ABOUT THE AUTHOR

Andrey Borysovych Kondrashyhin, Doctor of Economics, Associate Professor

Academy of Municipal Administration

I. Kudri Str., 33, Kyiv, 01042, Ukraine

УДК 330.341.1:62.001.7+336

ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Сорокина Т.В.

В статье рассматривается бюджетный механизм государственной поддержки отраслей национальной экономики. Анализируется состав, структура и динамика расходов бюджета на отрасли экономики, показана роль целевых отраслевых фондов как источника финансирования. Дается оценка эффективности расходов на государственную поддержку отраслей экономики. Предлагаются меры по повышению их эффективности.

Объект исследования: механизм финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики Республики Беларусь.

Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию механизма финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики.

Задачи исследования: проанализировать расходы государства на поддержку реального сектора экономики, источники их финансирования, провести диагностику финансового механизма государственной поддержки отраслей и определить проблемы его функционирования.

Методы исследования: в качестве основных методов использован экономический анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Методология исследования: основные положения экономической теории о государственных финансах; труды российских и белорусских ученых и практиков в области финансирования государственной поддержки отраслей национальной экономики.

Результаты исследования: проведен анализ расходов бюджета на отрасли национальной экономики, дана оценка эффективности финансового механизма государственной поддержки отраслей, разработаны меры по его совершенствованию.

Исследование показало, что в условиях развития рыночной экономики в Республике Беларусь правительство рассматривает государственную поддержку отраслей национальной экономики как одну из приоритетных задач финансовой политики, решение которой в значительной степени осуществляется посредством бюджетного механизма.

Ключевые слова: национальная экономика, бюджет, расходы, финансирование.

FINANCING STATE SUPPORT OF REAL SECTOR BRANCHES OF BELARUS ECONOMY

Sorokina T.V.

The article considers budget mechanism of state support of national economy branches, analyzes composition, structure and dynamics of budget expenses for the economy branches, assesses the effectiveness of the state expenses for the state support of economy branches and proposes measures to increase their effectiveness.

Object of research: mechanism of financing state support of Belarus national economy branches.

Aim of research: to prepare proposals concerning the improvement of mechanism of financing state support of the national economy branches.

Tasks of research: to analyze expenses of the state for the support of real sector of economy, sources of their financing, diagnose financial mechanism of state support of branches and determine the problems of its functioning.

Methods of research include economic analysis and synthesis, comparison and generalization.

Methodology of research: the main provision of economic theory about state finance; works of Russian and Belorussian scientists and practitioners about financing state support of national economy branches.

Results of research: analysis of budget expenses for the national economy branches was performed; assessment of effectiveness of financial mechanism of state support of branches was provided and measures to increase its effectiveness were proposed.

The research showed that in the conditions of development of market economy in the Republic of Belarus, the government considers state support of national economy branches to be one of priority tasks of financial policy, the execution of which is realized by means of budget mechanism.

Key words: national economy, budget, expenses, financing.

210

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 21/1

© Сорокина Т.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.