Научная статья на тему 'Местные органы самоуправления как субъект профилактики правонарушений'

Местные органы самоуправления как субъект профилактики правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / MUNICIPALITIES / CULTURE / LEISURE / SPORTS EVENTS / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вестов Фёдор Александрович

В статье рассматривается проблема профилактики правонарушений силами местного органа самоуправления, его структурных подразделений, путём вовлечения граждан в проводимые культурно-массовые, досуговые, спортивные и иные мероприятия с использованием современных цифровых технологий. Обращено внимание на значимость местного органа самоуправления в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью.The article deals with the problem of crime prevention by the local self-government body and its structural divisions, by involving citizens in cultural, leisure, sports and other events using modern digital technologies. Attention is drawn to the importance of the local self-government body in combining the efforts of law enforcement agencies in the fight against crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Местные органы самоуправления как субъект профилактики правонарушений»



УДК 34:35.2

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES AS A SUBJECT OF CRIME PREVENTION

© Вестов Фёдор Александрович

Fedor A. Vestov

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

PhD (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Criminal and Ecological Law and of Criminology, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).

И vestovfa@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики правонарушений силами местного органа самоуправления, его структурных подразделений, путём вовлечения граждан в проводимые культурно-массовые, досуговые, спортивные и иные мероприятия с использованием современных цифровых технологий. Обращено внимание на значимость местного органа самоуправления в объединении усилий правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Ключевые слова: муниципальные образования, культура, досуг, спортивные мероприятия, правоохранительные органы.

Abstract. The article deals with the problem of crime prevention by the local self-government body and its structural divisions, by involving citizens in cultural, leisure, sports and other events using modern digital technologies. Attention is drawn to the importance of the local self-government body in combining the efforts of law enforcement agencies in the fight against crime.

Key words: municipalities, culture, leisure, sports events, law enforcement agencies.

В современных условиях развития правового, социального государства в России [1], важнейшее значение имеет совершенствование деятельности местных органов самоуправления в предупреждении правонарушений, преступлений на подведомственной им территории.

Для решения данной задачи необходимо объединение усилий всех структурных подразделений этого органа. Особое место в структуре муниципального образования занимают учреждения, организующие досуг граждан населённого пункта, мероприятия культурного, спортивного, творческого и иного характера. Особенно это касается молодёжи.

Мероприятия, организуемые гражданским обществом [3], органами местного самоуправления, прежде всего в сфере культуры и досуга - это лицо города, некий указатель уровня его развития, духовного состояния граждан, вне зависимости от того, кем они организованы, органами местного самоуправления, общественными формированиями или частными предпринимателями. На самом деле это эффективно и позитивно для граждан в совокупности, а так

же показатель того как гармонично существуют предпринимательская деятельность, самодеятельные организации и институт местного самоуправления.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44), является неотъемлемой частью гражданского общества правового государства.

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Культура выполняет значимую роль в общественной жизни, так как имеет огромный воспитательный и просветительский потенциал, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. При этом, важную роль в формировании национального культурного пространства играет государство, формируя культурную жизнь общества в целом, и согласовывая культурные потребности и интересы различных слоёв общества, терри-

ториальных, национальных и других общностей.

Как было упомянуто выше понятие «досуг» имеет одно вполне определённое значение - свободное время. Необходимо отметить, что уровень культуры каждого отдельно взятого человека характеризуется именно системой его предпочтений и ценностной направленностью его досуга, влияющих на его профессиональную деятельность, и как следствие на экономическую стабильность общества.

К вопросам местного значения муниципальных органов относятся создание условий для организации досуга жителей, обустройство мест массового отдыха, а также забота о содержание этих объектов таких как: городские парки, скверы, детские и спортивные площадки, и иные развлекательные сооружения. Данные полномочия регламентируются Федеральным законом от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ.

К сфере культуры и досуга принадлежат различные общества и типы работы:

- культурно-просветительская деятельность;

- театрально-концертная активность;

- цирковая деятельность;

- декорационно-прикладное мастерство;

- библиотечная деятельность;

- музейная деятельность;

- историко-архивная деятельность;

- киноискусство;

- изобразительные художества;

- содержание и реставрирование монументов истории и культуры;

-радиовещание и телевещание;

- краеведение.

Каждый вышеперечисленный вид досуга регламентируется отдельными Федеральными законами например, Федеральным законом от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в которых заключены общие положения, полномочия органов местного самоуправлении, права и обязанности гражданина, организации и государства.

Муниципальные учреждения культуры, а также местные органы власти, имеющие компетентность в сфере

культуры, предоставляют населению следующие культурно-массовые мероприятия:

- проведение массовых праздников и представлений, народных гуляний и обрядов в соответствии с местными обычаями и традициями;

- организация, подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, фестивалей, ярмарок, аукционов, выставок;

- обеспечение жителей города услугами творческих коллективов, студий, клубов;

- организация и проведение фестивалей и других форм показа результатов творческой деятельности населения.

Среди них, значимое место занимают мероприятий по сохранению исторических и иных местных традиций, неповторимых местных социально-культурных комплексов [4]. Тем самым местное самоуправление призвано воспитать у жителей чувства патриотизма, любви к Родине, сплотить их прочными социальными и духовными узами, а, следовательно, оберегая и развивая российский федерализм, способствовать сохранению единства страны. Например, в г. Саратове, среди множества других специализированных мест, особую значимость имеет Национальная деревня, где работают культурные центры многих национальностей, проживающих в Саратовской области. Заслуживает внимания Парк Победы в г. Саратове и отдельные площадки в городах Энгельс, Балашов, Балаково и других районных центрах, а так же во многих населённых пунктах области, где запечатлена история участия населения области во второй мировой войне и в трудовых подвигах.

В современном мире набирает популярность создание самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений [4].

Местная власть должна способствовать развитию и поддержке всех форм организации культурной деятельности и досуга на территории муниципального образования. В г. Саратове имеется хороший опыт по учреждению Национально-культурных автономий, которые способствуют формированию уважительных отношений между представителями различных национальностей.

Помимо этого в полномочия органов местного самоуправления входит развитие и поддержка физической культуры и спорта. Эта культура является не менее значимой, поскольку представляет совокупность духовных и материальных ценностей, которые используются в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности, а так же духовного становления гражданина России. Для обеспечения спортивной деятельности местные органы государственной власти предоставляют объекты для занятия спортом такие как: спортивные площадки, теннисные корты, катки, спортивные корпуса и залы, плавательные бассейны,

%

sisi®'

стрелковые тиры и т. д. Для расширения числа участников в физическом поддержании своего организма, большего совместного проведения времени родителей и детей, местные органы могли бы решить вопрос об использовании спортивных сооружений школ, училищ и других учебных заведений.

Мы относительно подробно рассмотрели, какие виды досуга находятся в компетенции органов местного самоуправления, и какие действия совершают органы для поддержания культурного развития граждан и расширения этих возможностей. И, следовательно, можно сделать вывод, что участие местных органов государственной власти имеет весомое значение в организации культурно-досуговых мероприятий [5].

Помимо этого, нужно отметить то, что одной из функций органов местного самоуправления является обеспечение участия населения в решении местных дел. Органы способствуют приближению власти к народу и созданию гибкого механизма местного управления. Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержку инициатив и самодеятельности граждан, различных форм самоуправления.

Для создания или поддержания того или иного досуга, необходимо мнение и пожелания местных граждан. Тем самым жители становятся непосредственными участниками процесса благоустройства общественно-культурной жизни. Органы проводят социологические опросы, чтобы проанализировать степень удовлетворённости граждан в области досуга. Полученные результаты также помогают оценить уровень удовлетворённости гражданской активности населения, проживающей в том или ином округе, выявить степень их понимания собственной социальной ответственности и роли в преобразованиях муниципальной жизни. Кроме того, участие в опросе может способствовать формированию у респондентов обобщённых взглядов на местные проблемы, в том числе касающиеся социально-культурной деятельности органов местного самоуправления, а значит и реализация требований справедливости в принимаемых решениях (определении подрядчиков, соблюдении экологических требований и др.).

На примере города Москва можем отметить, что каждые три месяца в районах проходят собрания между должностными лицами местного самоуправления и советами домов этого района. На этом собрании рассматриваются вопросы экономического характера, например благоустройство дома, ремонт подъездов и т. д., а так же поднимается тема культурного развития и досуга граждан данного района. Далее совет дома доносит информацию до остальных жителей и путём голосования определяются проблемы, которые необходимо незамедлительно решить, а так же обсуждаются улучшения

инфраструктуры двора для проведения досуга людей любого возраста. Таким образом, летом 2019 года во многих дворах были обновлены детские площадки, установлены столы для настольного тенниса, обустроены площадки для мини баскетбола, поставлены спортивные тренажёры. В отдельных кварталах зимой 2019 года по просьбе жителей были залиты катки, с оборудованием для игры в хоккей. Одновременно используются возможности цифровых технологий г. Москва для выявления мнений граждан и их сопоставления с конкретными местами проживания жителей.

Всё вышесказанное говорит нам о том, что участие органов местного самоуправления в обеспечении культуры и досуга положительно влияет на граждан. Оно даёт жителям почувствовать себя важными и значимыми для своего города, даёт им возможность участвовать в благоустройстве города исходя из личных предпочтений, позволяет самим обеспечивать себе все для комфортного проживания в своём дворе, районе или городе.

Ещё один яркий тому пример является проект г. Москвы «Активный гражданин». Это система электронных опросов, созданная по инициативе Правительства Москвы в 2014 году. Главная задача проекта - получения мнения граждан по актуальным вопросам, касающимся развития Москвы.

На портале проводятся голосования, затрагивающие абсолютно все сферы деятельности: транспорт, здравоохранение, образование, строительство, организация досуга и т. д.

Например, перед наступлением декабря 2019 года на портале появилось два новых голосования, которые касались темы зимних развлечений. На выбор гражданам были предоставлены парки Москвы, из которых было предложено выбрать два парка, где необходимо установить больше площадок для зимних игр и организовать мероприятия для детей и взрослых.

Во втором голосовании граждане должны были выбрать по одному пункту из каждого раздела: обустройство площадок для зимних игр, какие мероприятия устраивать на новогодние праздники (концерты, квесты, конкурсы), что включает вечерняя программа в праздники и т. д.

Результат голосования публичный и его может увидеть любой пользователь, и на основании результатов правительство снабдило парки, набравшие большее количество голосов, необходимыми ресурсами исходя из желаний граждан. Эти примеры свидетельствуют о широких возможностях цифровых технологий в организации деятельности местных органов самоуправления в интересах граждан, а также вовлечение граждан в организацию своего досуга и культурных мероприятий. Такой подход является творческим развитием инициативы Правительства РФ. Одновременно аналогичным образом органы государственной власти субъ-

ектов федерации обеспечивают культурное процветание своих регионов.

В каждом городе функционируют учреждения культуры и искусства:

- музеи и выставочные залы;

- детские школы искусств;

- театры и театральные студии;

- кинотеатры;

- концертные залы;

- библиотеки.

При поддержке органов местного самоуправления данные учреждения стабильно функционируют и динамично развиваются. Реализация их развития обеспечивается мероприятиями, проводимыми законодательной и исполнительной властью. Например: выделение грантов, стипендий и поощрительных премий деятелям искусства и культуры по специально разработанному комплексу номинаций; специализированное финансирование целевых муниципальных культурных программ и т. д.

С каждым годом в городах растёт количество мероприятий, улучшается их качество, и в свою очередь растёт количество посетителей. Всё это, этот рост и этот результат итог работы органов местного самоуправления в развитии досуга и вовлечённость граждан в процесс улучшения качества и разнообразия своего времяпрепровождения, повышения информированности о мероприятиях (бесплатное посещение музеев, бесплатное посещение творческих кружков, спортивных секций для отдельной категории несовер-

шеннолетних, граждан с низкими доходами и т. п.). В конечном счёте, это позволяет отвлечь значительную часть граждан муниципального образования от бессмысленного время-проведения (употребление спиртного, других дурманящих веществ, хулиганских проявлений и т.д.). Однако, уровень правонарушений и преступлений, как в обществе в целом, так и в муниципальных образованиях остаётся высоким. В связи с этим, особое значение имеет объединение усилий правоохранительных органов на уровне муниципального образования и его администрации по противодействию негативным проявлениям в районе. Это возможно в современных условиях лишь при широком внедрении, как отмечает В. В. Путин, цифровых платформ. Эффективность их использования в различных сферах человеческой деятельности подтверждает опыт Москвы, Казани и других регионов. Преступный мир уже использует возможности цифровых технологий при терроризме, вовлечении новых адептов, совершении различных преступлений в сфере экономической деятельности, национальной безопасности и др. для повышения эффективности своих усилий. Особого внимания требует интернет пространство. Не с позиций всё запрещать, а прежде всего для своевременного выявления правонарушений в этой сфере [2]. Принятие мер, направленных на объединение уже имеющихся цифровых возможностей гражданских властей, а так же подразделений налоговой службы, МВД РФ, ФСБ РФ и других правоохранительных органов позволит рассчитывать на изобличение преступников и снижение преступности.

Материалы поступили в редакцию 02.02.2020 г.

Библиографический список (References)

1. Вестов, Ф. А. Отдельные аспекты правового государства с позиций юриспруденции / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст // Трансформация права и правоохранительной деятельности в условиях развития цифровых технологий в России, странах СНГ и Европейского Союза: проблемы законодательства и социальной эффективности : матер. VI Междунар. научно-практ. конфер. преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. - Саратов : Саратовский источник, 2019. - 420 с.

- С. 77-80. - ISBN 978-5-91879-985-7.

2. Вестов, Ф. А. Правоохранительные органы и политико-правовые механизмы защиты личности в Российском интернете / Ф. А. Вестов, Е. О. Глухова, О. Ф. Фаст // Известия саратовского университета Новая серия. Социология. Политология. - Вып. 2. - 2017. -Т. 17.

- № 3. - С. 337-340. - ISSN 1818-9601.

1. Vestov, F. A., Fast, O. F. (2019). Otdel'nye aspekty pravovogo gosudarstva s pozicij jurisprudencii [Certain aspects of the legal state from the standpoint of jurisprudence]. Transformacija prava i pravoohranitel'noj dejatel'nosti v uslovijah razvitija cifrovyh tehnologij v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo Sojuza: problemy zakonodatel'stva i social'noj jeffektivnosti : mater. VI Mezhdunar. nauchno-prakt. konfer. prepodavatelej, prakticheskih sotrudnikov, studentov, magistrantov, aspirantov, soiskatelej. Saratov. Saratovskij istochnik. 420 p. P. 77-80. ISBN 978-5-91879-985-7.

2. Vestov, F. A., Gluhova, E. O., Fast, O. F. (2017).

Pravoohranitel'nye organy i politiko-pravovye mehanizmy zashhity lichnosti v Rossijskom internete [Law Enforcement agencies and political and legal mechanisms of personal protection in the Russian Internet]. Izvestija saratovskogo universiteta Novaja serija. Sociologija. Politologija. V. 17. No 3. P. 337-340. ISSN 1818-9601.

%

SIS4Ü'

3. Вестов, Ф. А. Формирование представлений о гражданском обществе в России / Ф. А. Вестов // Информационная безопасность регионов. -2011. - № 1(8). - С. 52-55. - ISSN 1995-5731.

4. Купцова, И. А. Культурная политика и потенциал самоорганизации российской провинции / И. А. Купцова // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. История и политология. -2011. - № 3. - С. 67-103. - ISSN 2219-3987.

5. Божиган, В. С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В. С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. - 2018. - Т. 2. - № 1 (4). - С. 45-46. - ISSN

2414-5041.

3. Vestov, F. A. (2011). Formirovanie predstavlenij o grazhdanskom obshhestve v Rossii [Formation of ideas about civil society in Russia]. Informacionnaja bezopasnost' regionov. No 1(8). P. 52-55. ISSN 1995-5731.

4. Kupcova, I. A. (2011). Kul'turnaja politika i potencial samoorganizacii rossijskoj provincii [Cultural policy and self-organization potential of the Russian province]. Vestnik MGGU im. M. A. Sholohova. Istorija i politologija. No 3. P. 67-103. ISSN 2219-3987.

5. Bozhigan, V. S. (2018). Dejatel'nost' organov mestnogo samoupravlenija v sfere obespechenija blagosostojanija naselenija [Activity of local self-government bodies in the sphere of ensuring the welfare of the population]. Nauka v sovremennom mire: prioritety razvitija. V. 2. No 1 (4). P. 45-46. ISSN 2414-5041.

УДК 00l

НУЖНА ЛИ РОССИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

DOES RUSSIA NEED FUNDAMENTAL LEGAL SCIENCE

© Желдыбина Татьяна Анатольевна

Tatiana A. Zheldybina кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права, Саратовская государственная юридическая академия (г. Саратов).

PhD (Law), Associate professor, Associate professor of the Department of History of State and Law, Saratov state law Academy (Saratov).

И irisjur@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется состояние фундаментальной юриспруденции, соотношение её с прикладной юридической наукой. Представлено авторское видение и обозначено современное состояние юридической науки и образования. Цель исследования состоит в изучении основных вопросов преемственности в юридической науке и образовании и разработке рекомендаций в процессе их реформирования. Для этого были применены методы анализа, синтеза, системный подход, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Получены результаты, определяющие дальнейшее развитие фундаментального правоведения в России.

Ключевые слова: фундаментальная юридическая наука, прикладная юридическая наука, юридическое образование.

Abstract. The article analyzes the state of fundamental jurisprudence, its relationship with applied legal science. The author's vision is presented and the current state of legal science and education is indicated. The purpose of the study is to study the main issues of continuity in legal science and education and develop recommendations in the process of their reform. For this, methods of analysis, synthesis, a systematic approach, formal legal and comparative legal methods were applied. The results are obtained that determine the further development of fundamental law in Russia.

Key words: fundamental legal science, applied legal science, legal education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.