20. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 417. Оп. 1. Д. 33. Л. 11-12.
21. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 1952. Оп. 1. Д. 2310. Л. 47-48.
22. НА РК. Ф. 1952. Оп. 1. Д. 2310. Л. 6.
23. НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 41. Л. 109-110.
REFERENCES
1. Abramov За. V. Chto sdelalo zemstvo i chto ono delaet. SPb., 1889.
2. Bjulleten' Mezhvedomstvennoj komissii. SPb., 1911. № 8-9. S. 299-301.
3. Vasil'chikov A. I. Kratkij ocherk dejatel'nosti Oloneckogo uezdnogo zemstva za sorokaletnij period ego suschestvovanija. Petrozavodsk, 1908.
4. Veselovskij B. B. Istorija zemstva za sorok let. / B. B. Veselovskij. SPb., 1909.
5. Gerasimenko G. A. Zemskoe samoupravlenie v Rossii. M., 1990.
6. Golubev A. A. Reshenie sotsial'nyh problem stroitelej Murmanskoj zheleznoj dorogi // XI Carskosel'skie chtenija: Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija 24-25 aprelja 2007 g. T. 2. SPb.: LGU im. A. S. Pushkina, 2007. S. 48-51.
7. Zhurnaly Oloneckogo gubernskogo zemskogo sobranija chrezvychajnyh sessij 23 ijulja, 24 ijulja 1894 g. i ocherednoj sessii 14 janvarja 1895 g. Petrozavodsk, 1895. S. 98-109.
8. Zavodovskij A. S. O dejstvijah zemskih uchrezhdenij v Oloneckoj gubernii za 1867-1868 gody // Pamjat-naja knizhka Oloneckoj gubernii za 1868-69 god. Petrozavodsk, 1869. S. 3-17.
9. Zemstvo i vozrozhdenie ego kul'turno — hozjajstvennyh tradicij. Novgorod: Nov. GU, 1995.
10. Ignat'evA. V. Mestnoe samoupravlenie v Rossii. M., 2003.
11. LaptevaL. E. Zemskie uchrezhdenija v Rossii. M., 1993.
12. Maksimov E. D. Iz istorii i opyta zemskih uchrezhdenij v Rossii: Ocherki k 50-letiju zemskih uchrezhdenij. SPb., 1913.
13. Maslov S. Zemstvo i ego ekonomicheskaja dejatel'nost' za 50 let suschestvovanija, 1864-1914 gg. M., 1914.
14. MordovtsevD. A. Desjatiletie russkogo zemstva. 1864-1875 gg. SPb., 1877.
15. Pervaja Vseobschaja рerepis' naselenija Rossijskoj Imperii 1897 goda. SPb., 1899. S. 33.
16. Petrovicheva E. M. Zemstva Central'noj Rossii v period Dumskoj monarhii (1906 — pervaja polovina 1914 g.). M., 2001.
17. Salov O. A. Zemstvo. Pervyj real'nyj institut mestnogo samoupravlenija v Rossii. M.: Ekonomika, 2004.
18. Sobolev A. N. Zheleznye dorogi v Rossii i uchastie zemstv v ih postrojke. SPb., 1868.
19. Tihonov T. I. Zemstvo v Rossii i na okrainah. SPb., 1907.
20. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 417. Op. 1. D. 33. L. 11-12.
21. Nacional'nyj arhiv Respubliki Karelija (NA RK). F. 1952. Op. 1. D. 2310. L. 47-48.
22. NA RK. F. 1952. Op. 1. D. 2310. L. 6.
23. NA RK. F. 320. Op. 3. D. 41. L. 109-110.
Е. А. Съемщиков
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИБИРИ 1822-1898 гг.: СПОСОБЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Статья раскрывает способы взаимоотношений внутри органов местного государственного управления Сибири с местами и лицами крестьянского общественного управления, отражает характеристику способов и приводит примеры их обращения.
Ключевые слова: органы и учреждения, местное государственное управление, Сибирь.
LOCAL ENTITIES AND INSTITUTIONS OF STATE GOVERNANCE OF SIBERIA IN 1822-1898: FORMS OF INTERRELATIONS
The article deals with the internal forms of interrelations of the state governance bodies with public governance peasantry bodies in Siberia; the features of the interrelations are described, and the examples are given.
Keywords: entities and institutions, local state governance, Siberia.
Указ Александра I Правительствующему Сенату от 26 января 1822 г. кардинально изменил контуры политики имперского Центра в отношении окраинных территорий Российской Империи, и Сибири в том числе. Закон предусматривал учреждение в Сибири как самой крупной окраинной территории Российской Империи «... управления Сибирских губерний на правилах отдаленности края, пространству его и роду населения свойственных» [22].
Впервые в период империи в России была разработана, одобрена на высшем уровне и введена на огромной окраинной территории нормативная база, которая отличалась от законодательства, учрежденного для 26 великорусских губерний. Эти отличия касались «. порядка управления Сибирских губерний, областей, приморских и пограничного управлений». В нормативных актах Центра были «. изображены главные основания. в порядке управления Сибирских губерний» [7].
«Учреждение для управления Сибирских губерний» установило четыре степени управления Сибири [8]: управление главное, управление губернское, управление окружное [11], управление волостное и инородное [12].
Объектом научного исследования автора являются окружные — уездные органы и учреждения местного государственного управления Сибири 1822-1917 гг. Предметом внимания в данной статье стали взаимоотношения окружных органов и учреждений местного государственного
управления с крестьянским (сельским) общественным управлением Сибири 18221898 гг. Верхняя граница исследования обусловлена принятием имперским Центром комплексного законодательства в отношении Сибири как окраинной территории Российской Империи. Нижняя рамка рассматриваемого вопроса в статье совпадает по времени с переименованием округ в Сибири в уезды и с введением «Временного положения о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской» [9], по которому надзор за волостными судами и рассмотрение их решений были переданы ведомству «крестьянских начальников и уездным съездам сих начальников» [10].
Согласно «Учреждению для управления Сибирских губерний» [23] состав, структура, предметы ведения и полномочия органов и учреждений местного государственного управления Сибири были определены в первой и во второй [13] частях «Сибирского учреждения». Табели разделения Сибири узаконили расписание губерний, областей и округ, входивших в состав обеих частей Сибири — Западной и Восточной, и расписание городов согласно разрядам, присвоенным им. Расписание округ, составлявших губернии, области и приморские управления, установило поименованный состав окружных управлений, в которых полагалось иметь общее и частные окружные управления, только частные окружные управления или управление округой, соединенное в одном знании исправника [14].
Состав, предмет ведения и обязанности властей и мест сельского (крестьянского) и инородного управлений в «Сибирском учреждении» были изложены общим правилом без детализации прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и мест волостного и сельского управлений [15] и управлений инородцев [24].
Взаимоотношения окружных органов и учреждений местного государственного управления с крестьянским (сельским) общественным управлением и инородным были законодательно сформулированы в третьей части «Сибирского учреждения» — «Общем Наказе управления» [25]. Образ сношений для всех степеней управления, установленных в «Учреждении для управления Сибирских губерний», был единым [16]. Нормативный акт «Учреждение для управления Сибирских губерний» законодательно:
- определил сущность власти вообще и ее пределы;
- закрепил полномочия органов и учреждений различных степеней местного управления;
- установил порядок сношений органов, учреждений и должностных лиц различных уровней (степеней) местного государственного управления;
- уточнил меру и степени ответственности должностных лиц, органов и учреждений местного государственного управления Сибири [17].
Согласно «Сибирскому учреждению», общие окружные управления осуществляли надзор над правильным и успешным течением дел в местах, ему подчиненных окружного, городового и волостного управлений, и отвечали за их деятельность. Общие окружные управления подчинялись Общему губернскому управлению и представляли ему на утверждение предварительную раскладку городских, земских, волостных и инородных повинностей [18]. Частные окружные управления рассматривали и разрешали практи-
ческие вопросы, подлежащие ведению [19], в том числе:
- окружными судами, например, «гражданские тяжебные и уголовные дела». Жалобы на управления волостные и инородные окружными судами решались окончательно на основе простых, но не апелляционных жалоб с соблюдением годового срока подачи;
- земскими судами, например, «по земской полиции, хозяйству и земскому суду»;
- окружными казенными управлениями, например, «сбор всякого рода доходов по окладным книгам и расписаниям»;
- медицинскими частями, например, «выявление и борьбу с заразными и повальными болезнями»;
- окружными стряпчими, например, «представление замечаний, сведений и ведомостей по делам надзора во всех местах окружного управления» [20].
В основание взаимоотношений местных органов и учреждений были заложены следующие принципы:
- принцип «места», который означал изыскание наилучших способов к удобнейшему разрешению дел и исполнению предписаний высшего начальства на существующей степени местного государственного управления Сибири, например, на окружном уровне или на областном;
- принцип «единства», который обеспечил общность способов и методов разрешения вопросов на всех степенях (уровнях) местного государственного управления Сибири;
- принцип «иерархичности», который заложил строгий порядок соподчиненности органов и учреждений местного государственного управления Сибири «снизу вверх», при этом окружные места подчинялись губернским и областным, губернские и областные — главным управлениям, главные управления — Правительствующему Сенату;
- принцип «обязательности» закрепил беспрекословность и точность в исполне-
нии предписаний и указаний высшего начальства органами и учреждениями каждой степени местного государственного управления Сибири;
- принцип «определенности» фактически исключил для любого уровня (степени) управления возможность перемены или отмены постановления высшего начальства или равного ему.
По закону волостные правления и инородные управы подчинялись частным окружным управлениям, сельские старшины и родовые — волостным правлениям и инородным управам соответственно и направляли им рапорты, донесения и представления об исполнении полученных указов и распоряжений. Органы и учреждения частного окружного управления подчиненным местам и лицам посылали указы, между собою сносились сообщениями, высшим местам и лицам делали донесения и представления [21]. Все вышепоставленные правила по порядку взаимоотношений окружных органов и учреждений местного государственного управления Сибири и крестьянского (сельского) общественного управления нашли свое подтверждение в документах фондов Государственного архива Новосибирской области (ГАНО).
Так, в деле 56, опись 1, фонда Д-78 собраны рапорты кайлинского волостного правления за 1825-1827 гг. о проезде через селения волости должностных лиц. Рапорты прислали старосты селений. На рапортах — подписи старост и приложенные оттиски печатей селений [1].
В деле 56, опись 1 отложились рапорты барнаульского окружного стряпчего по итогам его обозрений волостных правле-
ний Барнаульской округи [2]. Указы из ко-лыванского земского суда кайлинскому волостному правлению отложились в деле 92, указы колыванского окружного управления кайлинскому волостному правлению сосредоточены в делах 57 [3], 100, 103 [4]. Указы Колыванской округи чаусскому волостному правлению по хозяйственным вопросам имеются в деле 167 [5].
Указы из земского суда округи подписывали исправник или один из заседателей суда и секретарь. Приговоры из колыван-ского окружного суда подписывали судья и секретарь окружного суда. Кайлинское волостное правление в донесении в томский провиантский магазин в апреле 1845 г. сообщало о непоставках провианта и фуража по подряду 1844 г. по селениям и деревням Кайлинской волости [6], что зафиксировано в деле 98, опись 1 за 1844-1846 гг.
Таким образом, взаимоотношения окружных органов и учреждений местного государственного управления с крестьянским общественным управлением Сибири 1822-1898 гг. носили очерченный законами порядок субординации, что подтверждает факт строгого, точного и неукоснительного исполнения учреждениями местного государственного управления и местами и лицами крестьянского общественного управления порядка и правил, установленных имперским центром в отношении окраинной территории Российской Империи — Сибири.
Нормативная база, принятая для Сибири в 1822 г., без каких-либо заметных изменений устойчиво профункционировала вплоть до 1917 г., до Февральской революции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. к О ОС г-' е О Я < І-Ч 7. 1 4 6. 5 Д.
2. ГАНО. Ф. Д-78. ОП. 1 Д. 53. Л. 323.
3. ГАНО. Ф. Д-78. ОП. 1 Д. 92. Л. 17.
4. ГАНО. Ф. Д-78. ОП. 1 Д. 100. Л. 5; Ф. Д-78. ОП. 1. Д. 103. Л. 158
5. ГАНО. Ф. Д-78. ОП. 1 Д. 167. Л. 1, 42, 92.
6. ГАНО. Ф. Д-78. ОП. 1. Д. 98. Л. 4, 49.
7. ПСЗ-1. Т. 38. № 29. 124.
8. ПСЗ-1. Т. 38. № 29. 125.
9. ПСЗ-З. Т. 18. № 15503.
10. ПСЗ-З. Т. 18. № 15503.
11. СЗ РИ. Ч. II. Кн. I. Ст. 5. СПб., 1842.
12. СЗ РИ. Ч. II. Кн. I. Ст. 5. СПб., 1842.
13. СЗ РИ. Ч II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 8. СПб.,1842.
14. СЗ РИ. Ч. II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 8. СПб., 1842.
15. СЗ РИ. Часть вторая (Ч. II.) Книга V (Кн. V.) Учреждение властей и мест волостных и сельских. СПб., 1842.
16. СЗ РИ. Ч. II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 203. СПб., 1842.
17. СЗ РИ Ч. II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 555-585. СПб., 1842.
18. СЗ РИ. Ч. II. Свод учреждений для управления Сибирских губерний и областей. Кн. VI. Ст. 1246. СПб., 1832.
19. СЗ РИ. Ч. II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 519. СПб., 1842; ЦХАФАК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3042. 553. Л. 35, об.
20. СЗ РИ. Ч. II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 207.
21. СЗ РИ. Ч. II. Особенные губернские учреждения. Кн. I. Ст. 169. СПб., 1842.
22. ЦХАФАК. Ф. 1. ОП. 2. Д. 3042. Л. 3-5.
23. ЦХАФАК. Ф. 1. ОП. 2. Д. 3042. Л. 8-48.
24. ЦХАФАК. Ф. 1. ОП. 2. Д. 3042. Л. 17.
25. ЦХАФ АК. Ф. 1. ОП. 2. Д. 3042. Л. 32-39.
REFERENCES
1. GANO. F. D. 78. Op. 1. D. 56. L. 4-7.
2. GANO. F. D-78. OP. 1. D. 53. L. 323.
3. GANO. F. D-78. OP. 1. D. 92. L. 17.
4. GANO. F. D-78. OP. 1. D. 100. L. 5; F. D-78. OP. 1. D. 103. L. 158.
5. GANO. F. D-78. OP. 1. D. 167. L. 1, 42, 92.
6. GANO. F. D-78. OP. 1. D. 98. L. 4, 49.
7. PSZ-1. T. 38. № 29. 124.
8. PSZ-1. T. 38. № 29. 125.
9. PSZ-3. T. 18. № 15503.
10. PSZ-3. T. 18. № 15503.
11. SZ RI. Ch. II. Kn. I. St. 5. SРb., 1842.
12. SZ RI. Ch. II. Kn. I. St. 5. SРb., 1842.
13. SZ RI. Ch II. Osobennye gubemskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 8. SРb.,1842.
14. SZ RI. Ch. II. Osobennye gubernskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 8. SPb., 1842.
15. SZ RI. Chast' vtoraja (Ch. II.) Kniga V (Kn. V.) Uchrezhdenie vlastej i mest volostnyh i sel'skih.
Spb., 1842.
16. SZ RI. Ch. II. Osobennye gubernskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 203. SPb., 1842.
17. SZ RI Ch. II. Osobennye gubernskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 555-585. SPb.,1842.
18. SZ RI. Ch. II. Svod uchrezhdenij dlja upravlenija Sibirskih gubernij i oblastej. Kn. VI. St. 1246.
Spb., 1832.
19. SZ RI. Ch. II. Osobennye gubernskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 519. Spb., 1842; CHAFAK. F. 1.
Op. 2. D. 3042. 553. L. 35, ob.
20. SZ RI. Ch. II. Osobennye gubernskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 207.
21. SZ RI. Ch. II. Osobennye gubernskie uchrezhdenija. Kn. I. St. 169. SPb., 1842.
22. CHAFAK. F. 1. OP. 2. D. 3042. L. 3-5.
23. CHAFAK. F. 1. OP. 2. D. 3042. L. 8-48.
24. CHAFAK. F. 1. OP. 2. D. 3042. L. 17.
25. CHAF AK. F. 1. OP. 2. D. 3042. L. 32-39.