УДК 336.107:352
местные финансовые учреждения (вторая ПОЛОВИНА XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА, уфимская губерния)
Ш. Мухамедина,
заведующая кафедрой, доктор исторических наук, профессор, [email protected]
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Reforms in the late 1850s were targeted at building a civil society. The financial system as the main artery of the state was reconstructed in accordance with the Western models, while local traditions remained. The reforms of Alexander II affected the regions, including the Ufa province — local branches of Finance Ministry represented by the state houses successfully implemented the state financial and tax policies.
Преобразовательные начинания (так назывались реформы) с конца 1850-х годов были шагом вперед на пути формирования гражданского общества. Главная артерия государства — финансовая система — перестраивалась в соответствии с западными образцами. Однако отечественные традиции оставались одной из базовых ценностей при реформировании государственного управления финансами. Реформы Александра IIвплотную коснулись и регионов. Местные учреждения Министерства финансов — казенные палаты — успешно осуществляли государственную финансовую и налоговую политику. Этот вывод можно подтвердить на примере Уфимской казенной палаты.
Key words: financial institution, finance ministry, treasury, rental tax, excise tax.
Ключевые слова: казенная палата, казначейства, податная инспекция, присутствия по квартирному налогу, акцизы.
Российская империя во второй половине XIX века совершила стремительный прорыв: по многим экономическим и культурным показателям наша страна заняла одно из ведущих мест в мире. Отмена крепостного права в 1861 году была шагом вперед на пути создания гражданского общества с развитыми финансовыми институтами.
Стала формироваться новая социальнопредпринимательская среда, важнейшей составляющей которой стали банковские сообщества. После реформы 18 февраля 1861 года крестьянство лицом к лицу оказалось перед органами государственной власти, его новая социальная роль была тесно связана с развитием товарно-денежных отношений в стране.
Российская империя становилась активным участником мирового финансового рынка. Верховенство денег, выраженное в капитале, обеспечивалось реальными реформами или преобразовательными начинаниями. Происходил процесс слияния банковского капитала с промышленным и образования финансового капитала.
Преобразовательные начинания Александра II коснулись всей иерархии финансовой администрации, начиная с высших и завершая местными, одной из которых была Уфимская казенная палата.
Уфимская губерния к тому времени отличалась богатой историей и многонациональным населением, к тому же обладала солидным экономическим потенциалом. Она была образована в соответствии с именным Высочайшим Указом (5 мая 1865 года) и Указом Правительствующего сената (3 мая 1865 года) о разделении «по хребту Уральских гор» Оренбургской губернии «на две особые губернии, из коих одну, лежащую на западной стороне Уральских гор, наименовать Уфимскою, а другую, на восточном склоне хребта, — Оренбургскою» [5, а 7]. Территориально губерния включала в себя шесть уездов: Белебеев-ский, Бирский, Златоустовский, Мензелинский, Стерлитамакский и Уфимский. Уфа была уникальным городом, обладавшим устойчивыми административными ресурсами. По Высочайшему
Указу, Уфа в 1802 году обрела статус губернского центра по гражданскому управлению Оренбургской губернией. В Оренбурге было сосредоточено военное управление одноименной губернией. С 1802 года оренбургские губернские гражданские учреждения, в т. ч. казенная палата, из Оренбурга переводятся в Уфу
1865 год был точкой отсчета деятельности самостоятельных государственных губернских учреждений в Уфимской губернии. Высшей финансовой администрацией в губернии была казенная палата, которая считалась также губернским счетно-податным учреждением.
Уфимская казенная палата по сравнению с вновь образованной Оренбургской была в выгодном положении, потому что все бывшие оренбургские гражданские административные учреждения со своими штатами оставались на местах, т. е. в Уфе. В Высочайше утвержденном Положении об образовании из Оренбургской губернии двух губерний: Уфимской и Оренбургской, записано, что «действующее ныне губернское управление Оренбургской губернии остается для Уфимской губернии в настоящем его составе и положении без изменения... Казенная палата в Оренбургской губернии учреждается на общем основании, по прилагаемому при сем штату присутственных мест ведомством Министерства финансов» [7, с. 448, 450].
Бывшая Оренбургская казенная палата стала называться Уфимской. Новая Оренбургская казенная палата должна была начинать штатное расписание и деятельность почти с нуля; в ее становлении значительная роль принадлежала Уфимской казенной палате. Директор Департамента Государственного казначейства Министерства финансов от 14 июня 1865 года предписал Уфимской казенной палате впредь до образования Оренбургской губернии заведовать по-прежнему всеми уездными казначействами и удовлетворять требования относительно отпуска денег не только начальству Уфимской губернии, но и вновь образуемой Оренбургской губернии, а между тем приготовить к передаче во вновь открываемую казенную палату все дела и ведомости, относящиеся к уездам новой губернии [25, л. 3—5].
Уфимская казенная палата успешно выполнила предписание Министерства финансов. Об этом свидетельствует квитанция, данная исполняющим обязанности Оренбургского губернского казначея чиновнику Уфимской казенной палаты Куровскому о том, что от него получены «присланные из той палаты дела, неразрешенные
бумаги, бланки, ассигновки на продажу соли, почтовые и земские контракты, документы рекрутских присутствий и ревизские сказки». Квитанция датирована 12 февраля 1866 года [25, л. 130].
Уфимская казенная палата по своей организационной структуре и функциональным задачам была схожа с аналогичными финансовыми учреждениями в других губерниях, поскольку ее правовую основу составляли законы Российской империи. Свод законов под названием «Общее Учреждение Губернское» содержит специальный раздел «Учреждение Казенных Палат и Казначейств», в котором закреплены базовые нормативы функционирования местной финансовой администрации. Законодательно установлено, что главными предметами казенной палаты считались «заведывание вообще счетоводством и отчетностью по приходу и расходу сумм, обращающихся в подведомых Палате кассах; дела ревизские; заведывание личным составом, делами по производству торгов, по наложению взысканий за нарушение Уставов казенного управления и тому подобным. Распределение занятий между отделениями Казенной Палаты предоставляется Управляющему Палатою, который, кроме того, в случае значительного обременения одного Отделения против другого, может переводить производство некоторых дел из одного Отделения в другое» [17, ст. 1016]. В Законе также зафиксировано: «Казенная палата, во всех действиях своих, подчиняется Правительствующему Сенату и Министерству финансов и, кроме Императорского Величества и сих высших установлений, ни от кого не принимает указов и повелений; донесения и представления Палата посылает Правительствующему Сенату, Главнокомандующим Армиями, Министру финансов, Губернаторам и прочим лицам высших званий» [16, ст. 880]. В последующих редакциях Закона эти положения были сохранены.
Возглавлял казенную палату управляющий (до 1866 года он назывался председателем). Расписанием должностей гражданской службы от 20 ноября 1835 года и Высочайшим мнением Государственного Совета, утвержденным Александром II 23 мая 1866 года, должность управляющего казенной палаты соответствовала чину «статского советника» [4, с. 416]. В многочисленных прошениях (они обнаружены в фондах Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан) просители обращались к управляющему: «Господин начальник». Его назначали приказом Министра фи-
нансов. В 1878 году управляющим был статский советник Владимир Платонович Одинцов. Круг полномочий управляющего был широк. Он председательствовал почти во всех счетно-податных присутствиях, руководил съездами податных инспекторов. Права управляющего выходили далеко за рамки вопросов финансового управления, в частности, по долгу службы руководитель казенной палаты участвовал в судебных процессах по административным делам. По закону «Управляющий Казенной Палатою, не заведывая никаким Отделением, в частности, имеет главное управление по всем делам Палаты. Он наблюдает, дабы все служащие в Казенной Палате и подведомственных ей учреждениях, каждый по своей должности, исполняли в точности свои обязанности; буде заметит медленность или неисправность, делает напоминания или замечания; в случае упущений, нерадения или каких-либо злоупотреблений, подвергает виновных взысканиям или передает суду, на точном основании действующих законов. Вместе с тем Управляющий Палатою принимает меры к исправлению недостатков и прекращению безпорядков, а в важных случаях, требующих мер, кои превышают его власть, доносит Министру финансов по подлежащему Департаменту» [17, ст. 1020].
Отделения возглавляли начальники. С 30 мая 1878 года в казенной палате по штатному расписанию функционировали три отделения: распорядительное, казначейство и ревизское.
Распорядительное отделение занималось организацией делопроизводства, пенсионного обеспечения, проверяло кассы и губернский распорядительный комитет. Казначейство вело счетоводство по государственным доходам и расходам и по выкупной операции. Ревизское отделение готовило окладные ставки и листы, поземельные книги, контролировало торговлю и промыслы по части торговых документов [10, с. 430].
Подбор кадров на руководство отделениями Уфимской казенной палаты, равно как и в других губерниях, осуществлялся в строгом соответствии с требованиями Министерства финансов. Начальники отделений имели соответствующие занимаемым должностям чины. Даже в начале самостоятельной деятельности Уфимской казенной палаты ключевые должности в отделениях палаты занимали состоятельные в имущественном отношении и образованные лица.
В 1878 году начальником ревизского отделения был статский советник Осип Осипович Бла-жиевский, казначейства — коллежский советник
Петр Степанович Савицкий. Старший делопроизводитель — титулярный советник Константин Павлович Пироговский [14, с. 10, 11].
Отделения состояли из столов во главе со столоначальниками. В штатном расписании казенной палаты предусматривались также такие должности, как чиновники особых поручений, бухгалтера с помощниками, регистраторы и делопроизводители. По штатному расписанию 1878 года в Уфимской казенной палате на службе состоял 21 человек [21, с. 45, 46]. С возрастанием объема задач и появлением новых структурных подразделений штатное расписание казенной палаты менялось. По подсчетам автора статьи, в 1915 году в казенной палате насчитывалось более 50 сотрудников [1, с. 24, 25].
Уфимская казенная палата выстраивала свою деятельность на базе правовых нормативов. По закону четко определялись процедуры коммуникации между казенными палатами и высшими органами власти, особенно Министерством финансов, с одной стороны, и нефинансового характера государственными учреждениями и должностными лицами, с другой стороны. Казенной палате предписывалось, что она подведомственным учреждениям, равно как городской и уездной полиции, «посылает указы и от них получает рапорты и донесения; а с Губернским правлением, Палатами, Управлением Государственных Имуществ, Окружными Судами и другими равными им местами, с Мировыми Судьями и их Съездами, судами военными и военно-морскими, Судебными Следователями и со всеми лицами Прокурорского надзора как гражданского, так и военного и военно-морского ведомства сносится сообщениями» [17, ст. 1051].
В финансовой администрации центральное место отводилось составлению отчетов, законности принятых решений и точности статистических данных. Отделения составляли частные отчеты, представляли их соответствующим департаментам Министерства финансов. Ежегодно составлялись генеральные отчеты казенной палаты.
Таким образом, регламент деятельности палаты был насыщенный, о чем свидетельствует один из кратких отчетов о документообороте в отделении казначейства Уфимской казенной палаты за 1866 год. В отчете зафиксировано, что с января по сентябрь 1866 г. поступило 9630 бумаг или документов, которые распределяются по столам: по распорядительному — 3857, недоимочно-
му — 2380, бухгалтерскому — 998, контрольному — 1859, земскому — 536. Аналогичная ситуация наблюдалась в других отделениях и столах [24, л. 14]. Круг полномочий Уфимской казенной палаты был необычайно широк: от простого счета денег по доходам и расходам до переписи населения, от перевода податных от одной сословной корпорации к другой и до проверки торгового рынка. Большое место в деятельности Уфимской казенной палаты занимали вопросы зачисления военнослужащих в отставке в мещанские общества. Отставной фельдфебель Петр Сергеевич в прошении от 18 мая 1869 года на имя начальника Уфимской казенной палаты просил зачислить его «в Белебеевское мещанское общество и сделать распоряжение о выдаче денежного пособия для обзаведения хозяйством». В другом прошении на имя Его Императорского Величества Александра Николаевича, составленном от имени отставного рядового военнослужащего Мавлюты Бек-маметьевича, написано: «По билету, данному мне от Уфимского военного начальника от 29 октября 1867 года за № 11081, проживаю в г. Уфе, где желаю причислиться в Уфимское мещанское общество» [26, л. 2, 2 об., 22].
В обязанности Уфимской казенной палаты по установлениям Департамента торговли и мануфактур также входили: организация продажи гербовой бумаги, гильдейских свидетельств, контроль за исполнением Торгового устава. Например, на страницах газеты «Уфимские губернские ведомости» за 20 августа 1888 года можно прочитать следующую информацию: «Уфимской казенной палатой нижепоименованные купцы, не возобновившие на 1888 год гильдейских свидетельств и билетов, исключены из купеческого звания и зачислены в мещане по городу Уфа». В списке — более 10 человек. Таких случаев было немало, и они получали огласку [22].
Казенная палата по долгу службы занималась пенсионными вопросами, обеспечивая регулярную выдачу пенсии, которая называлась эмеритальной. Эмеритальные пенсии получали военнослужащие. В случае смерти военных право на пенсионное обеспечение имели их дети и их семьи. В списке пенсионеров эмеритальной кассы Военно-сухопутного ведомства на 1875 год по ведомству Уфимской казенной палаты числились вдова и дети покойного подполковника Акчурина, дети надворного советника бывшего младшего чиновника особых поручений Агрова и другие. В списке числятся 40 фамилий. Пенсии получали в казначействах [29, л. 10].
Проведение налоговой политики представляло собой одну из основных функций казенной палаты. Ее сотрудники проводили огромную работу: собирали сведения о платежеспособности податного населения, анализировали условия раскладки налогов по уездам в зависимости от доходности и ценности налогооблагаемых объектов. Однако податной потенциал уездов и разных сословных обществ был неодинаков, к тому же сбор налогов нередко осложнялся природными катаклизмами. В этих условиях казенная палата в тесном взаимодействии с губернскими и уездными земскими и статистическими учреждениями в высшие финансовые инстанции представляла свои прогнозы относительно предстоящих денежных поступлений от окладов.
Во второй половине XIX века произошла организационно-функциональная перестройка системы государственного управления местными финансовыми учреждениями. Ряд функций казенных палат переходит в ведение вновь образованных счетно-податных и сметно-бюджетных учреждений.
Главным направлением в работе казенной палаты было управление кассами финансового ведомства, или казначействами. Ко времени образования Уфимской губернии в Белебеевском, Уфимском, Бирском, Мензелинском и Стерлита-макском уездах существовали казначейства. Чуть позже казначейство открылось во вновь образованном Златоустовском уезде. Директор Департамента Государственного казначейства статс-секретарь Куприянов 30 июня 1865 года распорядился в адрес Уфимской казенной палаты открыть с января 1866 года Златоустовское уездное казначейство [25, л. 6].
Уездные казначейства подчинялись непосредственно Уфимскому губернскому казначейству, возглавляемому губернским казначеем. В штате губернского казначейства числились казначей, старший бухгалтер, бухгалтера первого и второго разрядов и кассиры первого и второго разрядов. В казначействе сотрудничали письмоводители и канцелярские служители, которые занимались делопроизводством.
Губернский казначей по представлению управляющего казенной палатой назначался приказом Министра финансов. Например, приказом № 1 Министра финансов от 24 января 1882 года исправляющим должность Уфимского губернского казначея определен Штофреген Кондратий, раньше он был чиновником особых поручений. При его поступлении на службу учитывались об-
разовательный уровень, сословное происхождение и вероисповедание. Должность губернского казначея, согласно «Классному расписанию должностей», отнесена к VI классу, а должность уездных казначеев — к IX классу [29, л. 2—4; 3, с. 255; л. 2-4; 4, с. 397, 398].
Уфимское губернское казначейство в казенную палату регулярно представляло годовые и еженедельные сведения с материалами: о приходе и расходе денежных сумм; приходе государственных доходов; партикулярных суммах; приходе и расходе квитанционных листов, особенно за продажу торговых документов; специальных средствах, приходе, расходе и остатке разного рода гербовой бумаги, вырученных за нее деньгах; поступлении доходов питейного, соляного, табачного и сахарного; недоимках по налогам, а также по казенным окладным сборам от крестьян и частных землевладельцев.
Уездные казначейства отчитывались перед губернским казначейством. Особое внимание при отчетной документации обращалось на расходы из назначенных по государственной росписи денег.
В компетенцию Управляющего казенной палатой также входили организация и проведение регулярного свидетельствования, суть которого состояла в проверке кассовой наличности, материальных ценностей, документации. В качестве иллюстрации приведем документ от 1 декабря 1870 года: «Господин Управляющий и члены общего присутствия (т. е. весь персональный состав Уфимской казенной палаты. — Прим. автора) свидетельствовали в Уфимском губернском казначействе по шнурованным книгам и представленным ведомостям денежную казну, разного рода достоинства, гербовую бумагу, квитанционные билеты к купеческим свидетельствам, бандероли, паспорта, краткосрочные билеты, подорожные бланки, железные аршины и хранящиеся в кладовой казначейства, разных присутственных мест и лиц, сундуки, ящики и по таковому свидетельству оказалось в наличности: кредитными билетами — 34 828 руб., серебряною монетою — 1580 руб. 90 коп., и медною 14 594 руб. 90 коп., билетами государственного казначейства капитальной суммы 34 500 руб. и процентов на них 104 руб. 10 коп., билетами кредитных установлений, акциями и другими денежными документами 453 158 руб. 75 коп., контрамарками 19 138 листов на сумму 14 353 руб., а всего в наличности 556 126 руб. 15 коп.» [27, л. 483-486, 486 об.]. По итогам свидетельствования казенная палата
представляла подробный отчет в Министерство финансов по части Департамента Государственного казначейства.
Проводились ревизии уездных казначейств. Проверялась вся документация, особенно по части расходов и поступления окладов. При проверке никакая мелочь не упускалась из виду. Исполнительская дисциплина чиновников и других сотрудников казначейств была на высоком уровне. Растрат почти не было, что характерно для казначейств и остальных регионов России.
Уфимская казенная палата на основе высших нормативно-правовых актов применительно к местным условиям сумела организационно и функционально формировать и совершенствовать подведомственные ей счетно-податные, кредитные и контрольно-инспекционные учреждения. Казенной палате как высшему местному учреждению Министерства финансов были подконтрольны Податная инспекция, губернское и городские присутствия по государственному квартирному налогу, управление акцизами и фабричная инспекция, а также палатка мер и весов.
Интенсивное развитие капиталистического рынка способствовало перестройке всей податной системы, и постепенно формировалась обновленная налоговая система. Увеличивалось количество налогооблагаемых объектов. Одновременно происходило усложнение порядка исчисления окладов. Казенной палате, находившейся далеко от уездов и сельских населенных пунктов, все труднее становилось собирать точные сведения о податном потенциале уездов, особенно волостей и других сельских населенных пунктов. К тому же во многих губерниях отсутствовали оценочные расчеты по налогооблагаемым объектам. Подобные трудности имели место во всей Российской империи.
В таких условиях крайне важно было иметь непосредственных агентов губернской финансовой администрации на местах. Предложение Министра финансов о введении института податных инспекторов с одобрением было встречено в Государственном совете и Департаментах законов и государственной экономии 25 февраля 1885 года. На их общем собрании (15 апреля 1885 года) констатировалось, что в «настоящее время заве-дывание в губерниях всеми прямыми податями и разнаго рода наименования пошлинами сосредоточивается в казенных палатах, действующих в губернских городах и вовсе не имеющих в уездах подведомственных им агентов для наблюдения на местах за правильностью действий обще-
ственных учреждений и полиции по раскладке и взысканию этих сборов. В подобном положении не находится ни одно из остальных государств Европы. У нас же правильное взимание прямых налогов не имеет надлежащего обеспечения, несмотря на то, что доставляемый ими ежегодный доход превышает 192 милл. руб., не считая мирских и других общественных сборов» [9, с. 67].
30 апреля 1885 года, согласно Высочайшему мнению Государственного Совета, утвержденному императором, на всей территории Российской империи, в т. ч. Уфимской губернии, была введена должность податных инспекторов, имевших широкие полномочия и привилегии. Податной инспектор по служебному статусу занимал классный чин «коллежский советник». Циркуляром Товарища Министра финансов по Департаменту окладных сборов от 9 октября 1885 года № 6463 «О снабжении податных инспекторов должностными печатями» казенным палатам поручалось «сделать распоряжение о заготовке таковых печатей для означенных лиц, чтобы они были изготовлены. для местных уездных управлений (с малым орлом шрифтом горизонтальным.)» [15, с. 506]. С дальнейшим расширением податной системы и повышением окладных ставок увеличивалось число податных инспекторов. Податные инспектора состояли в штате казенной палаты. В уездах Уфимской губернии действовали податные присутствия по числу уездов: Уфимское, Белебеев-ское, Бирское, Златоустовское, Мензелинское и Стерлитамакское. В состав каждого присутствия в обязательном порядке входили представители земства и городских властей, особенно городской думы (данные на 1891 год).
Податные инспектора по долгу своей службы председательствовали в уездных присутствиях по налогам, участвовали в установлении раскладки по выкупным платежам, осуществляли надзор и контроль правильности ведения торговли, участвовали совместно с торговой депутацией в генеральных проверках. На них был «возложен надзор за доходностью подлежащих обложению торгов и имуществ, а впоследствии надзор за исправностью платы налогов вообще» [9, с. 67].
Для закрепления положительного опыта Податной инспекции в реализации податной реформы Министерство финансов предписывало казенным палатам ежегодно проводить съезды податных инспекторов. Уфимская казенная палата 4—5 декабря 1895 года созвала один из таких съездов. Материалы съезда, как было рекомендовано Министерством финансов, в 1896 году
были изданы отдельной книгой под названием «Журнал съезда податных инспекторов Уфимской губернии». В съезде участвовали податные инспектора от всех уездов, члены общего присутствия казенной палаты, секретарь и чиновник особых поручений. Председательствовал на съезде Управляющий казенной палатой. По его мнению, цель съезда состояла «в свободном обмене мыслей по объединению служебных действий г. г. Податных Инспекторов Уфимской губернии» [6, с. 3]. Исполнение податными инспекторами служебных обязанностей сопровождалось сложностями, в т. ч. связанными с адаптацией к новой инспекционной работе. В Уфимской губернии проведение податной политики наталкивалось на огромные трудности объективного и субъективного характера. Нестандартность налогооблагаемых объектов, отсутствие официальных оценочных сведений о недвижимом имуществе, плохие дороги и попытки отдельных субъектов налогообложения ускользнуть от законных налоговых повинностей или понизить размеры окладов — все это препятствовало успешному сбору окладов.
Особая роль податных инспекторов проявлялась в проведении новых налогов, особенно квартирного, известного на Западе как «подомовой». Налог отличался не только новизной, но и сложностью исчисления наемной стоимости квартир. В Положении о государственном квартирном налоге, Высочайше утвержденном 14 мая 1893 года Мнением Государственного Совета, приводится порядок обложения домов и квартир специальным налогом. Для взимания государственного квартирного налога города и поселения распределялись на классы сообразно со степенью дороговизны помещений [15, с. 556, 557]. Законом утверждалось «Расписание городов и поселений по классам для взимания государственного квартирного налога», согласно которому г. Уфа была отнесена к III классу, а остальные города — Бирск, Белебей, Златоуст, Мензелинск и Стерлитамак — к V классу. В городах III класса оклады по квартирному налогу колебались от 2 руб. 50 коп. до 525 руб. при стоимости или наемной цене квартир от 150 до 3000 руб., а для V класса эти показатели соответственно составляли от 1 руб. до 101 руб. при квартирной стоимости от 60 до 1200 руб. [18, с. 139—150].
Для исполнения налогового закона в губернии под надзором казенной палаты открывались губернское и городские присутствия по государственному налогу. В Уфимском губернском при-
сутствии по квартирному налогу председательствовал управляющий казенной палатой. Членами присутствия были начальники отделений казенной палаты, представители городской общественности, избранные городской думой, и в обязательном порядке — городской голова. Под председательством податных инспекторов были открыты городские в уездных центрах по квартирному налогу присутствия, в составе которых заседали представители от дворянства, купечества и городской думы. В записке Мензелинского городского головы от 12 декабря 1896 года на имя Председателя Мензелинского по квартирному налогу присутствия записано, что городская управа имеет честь препроводить список лиц, избранных городскою думою 28 ноября в члены местного городского по квартирному налогу присутствия на будущий 1897 год. Такая же информация поступила и от Уфимского губернского по квартирному налогу присутствия на имя Податного инспектора г. Мензелинска [30, л. 94]. Подобный порядок формирования персонального состава городских присутствий по квартирному налогу имел место и в других уездных центрах. По рекомендации казенной палаты губернское присутствие заботилось о своевременном составлении списков домовладельцев, получении ими окладных листов по квартирному налогу.
Льготы по налогу предоставлялись некоторым категориям государственных чиновников, освобождались от него христианское духовенство и члены императорской семьи. Уфимская казенная палата разным государственным губернским управлениям и присутствиям рекомендовала составить подробные списки льготников по квартирному налогу и представить их к назначенному сроку в присутствия по квартирному налогу. Согласно такому распоряжению, Управляющий акцизными сборами Уфимской губернии от 28 сентября 1903 года известил Управляющего Уфимской казенной палатой следующим образом: «Вследствие отношения от 18 сентября за № 375 имею честь уведомить Ваше превосходительство, что мною одновременно с этим сделано надлежащее распоряжение через гг. окружных надзирателей вверенного мне Управления о ежегодном доставлении в местные городские по квартирному налогу Присутствия в указанный срок, с 16 декабря по 7 января, необходимых сведений о всех вольнонаемных служащих по казенной продаже питей, пользующихся в городах бесплатными казенными квартирами» [30, л. 129-131].
Заботой особой важности для казенной палаты и квартирных присутствий было своевременное извещение домовладельцев о сроках подачи заявлений относительно предстоящего налога, причитающегося с них, их письменные возражения против указанной податной оценки, если таковые имелись. С этой целью казенная палата использовала разнообразные формы обращения к налогоплательщикам. Кроме циркуляров, напоминаний широко использовалась местная пресса.
Губернское присутствие по государственному квартирному налогу располагало списками плательщиков, составленными податными инспекторами. Для удобства при уплате государственного квартирного налога повсеместно открывались специальные кассы в финансовых учреждениях и других государственных и общественных структурах. Оклады по государственному квартирному налогу принимались в конторах, отделениях и сберкассах Государственного банка; отделениях Государственного Дворянского Земельного банка; отделениях Государственного Крестьянского Поземельного банка; губернских и окружных акцизных управлениях; почтово-телеграфных отделениях и конторах; губернских правлениях и других правительственных, общественных и сословных учреждениях; городских общественных банках; Обществе взаимного кредита [15, с. 591].
В целом к уплате государственного квартирного налога население относилось с пониманием. Не раз податные инспектора свидетельствовали, что в уездных казначействах «прием денежных взносов от плательщиков начинается зимой, нередко с 6 ч. утра» [6, с. 4].
Значительную часть государственных доходов составляли акцизы. Акциз — это особый государственный налог на предметы внутреннего производства. Контроль и надзор за деятельностью акцизного ведомства возлагался на казенную палату, но само акцизное начальство непосредственно подчинялось Министру финансов. По податной реформе территориальная структура управления акцизами как косвенными налогами включала в себя Уфимское губернское Акцизное управление, окружные акцизные управления и акцизные участки. Высшим акцизным учреждением в губернии было Уфимское губернское Акцизное управление, которому непосредственно подчинялись окружные акцизные управления (по акцизным делам губерния была поделена на четыре округа). В ведении Окружного акцизного управления в г. Уфа находилось семь акцизных участков, из них
5-й и 6-й участки территориально принадлежали Златоустовскому уезду. Окружное акцизное управление в г Бирск ведало делами четырех участков. Окружное акцизное управление в г. Белебей руководило пятью участками, из которых 2-й участок полностью обслуживал Стерлитамак и волости одноименного уезда. Окружное акцизное управление в г Мензелинск контролировало деятельность четырех акцизных участков [20, с. 145—151].
Казенная палата также ведала фабричной инспекцией (последняя была введена в соответствии с Мнением Государственного совета, утвержденным Александром III 12 июня 1884 года). Круг обязанностей фабричных инспекторов со временем расширялся. Государственный совет одобрил предложения Министра финансов об обложении паровых котлов особым в пользу казны сбором, о чем Департамент торговли и мануфактур от 17 февраля 1894 года в циркулярной форме сообщил Уфимскому губернатору. Закон Государственного совета об обложении паровых котлов налогом утвержден был 14 марта 1894 года. Ответственность за исполнение законодательных нормативов возлагалась на губернаторов, осуществлявших надзор за фабричными инспекторами. В Циркуляре Министра финансов от 11 июля 1894 года Департаменту торговли и мануфактур, фабричным инспекторам и казенным палатам подчеркивается, что от исправности паровых котлов зависит безопасность населения. Были утверждены способы правильного и единообразного обложения сбором паровых котлов [15, с. 340, 341; 23]
В губернии были организованы два инспекционных участка. Первый обслуживал Белебе-евский, Бирский, Златоустовский уезды. Участок возглавлял старший фабричный инспектор Д. Я. Сущевский. Во второй участок входили Уфимский, Стерлитамакский и Мензелинский уезды. Здесь инспектировал инженер-техник Н. В. Яроцкий [19, с. 25].
Фабричные инспекторы своей службой приносили немало доходов стране, в т. ч. Уфимской губернии. Фабричная инспекция в 1905 году была
передана в ведение вновь образованного Министерства торговли и промышленности.
Казенная палата до 1905 года проводила ревизию торговых мер и весов. Уфимская палатка была двадцатой по счету по России, она обслуживала Уфимскую и Оренбургскую губернии. «Уфимская Поверочная палатка торговых мер и весов открыта в декабре 1902 года по разрешению Министра финансов России для надзора за использованием мер и весов» [40, с. 15].
Палаткой заведовал старший поверитель, его нередко называли заведующим. Долгое время, почти с открытия палатки, ею руководил Виктор Николаевич Соколов, имея в штате рядовых поверителей. Полномочия поверителя были расписаны в инструкции Министра финансов, он мог проводить ревизию мер и весов в государственных учреждениях, торговых заведениях, на промышленных предприятиях и железнодорожных станциях — везде, где потребовалось уточнение мер и весов.
Двадцатая палатка по линии Главной Палаты мер и весов в 1905 году была передана вновь образованному Министерству торговли и промышленности, однако доходы от проверок поступали в кассы Министерства финансов. Поверка осуществлялась по законодательно утвержденным тарифам. Средняя стоимость поверки одного прибора составляла в среднем 16 руб. 89 коп. В 1912 году двадцатая палатка повторно проверила 81,79% от общего количества измерительных приборов. За повторную проверку пошлина за каждый предмет взималась в сумме 14 руб. 15 коп. [12, с. 23; 13, с. 23].
За выверку и клеймение двадцатая палатка в 1913 году получила 18 134 руб., что составило значительную часть государственных доходов (в 1911 году — всего 10 326 руб.) [13, с. 7]. Проверочную работу проводили чиновники казенной палаты.
Деятельность Уфимской казенной палаты не исчерпывается приведенными в статье позициями. Значительное место в ее деятельности занимали подати и кредиты.
Литература
1. Адрес-календарь Уфимской губернии. Издание Уфимского губернского статистического комитета. Уфа, 1915.
2. Государственной службе мер и весов Башкортостана — 100 лет (1902—2002). Составитель Р. А. Аюпов. Уфа: ООО «Виртуал», 2002.
3. Государственность России: Словарь-справочник. Книга 5. Часть первая. М., Наука, 2005.
4. Государственность России: Словарь-справочник. Книга 5. Часть вторая. М., Наука, 2005.
5. Дегтярев А.Н. Кустарное производство и товарно-денежное обращение в Уфимской губернии. 1865—1917 гг. М., 2000.
6. Журнал съезда податных инспекторов Уфимской губернии. Заседания дневные и вечерние состоялись 4—5 декабря 1895 года. Уфа, типография Губернского правления, 1896.
7. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях. Сборник документов и материалов. Составитель, автор вступительных статей и примечаний кандидат исторических наук. Ф. Х. Гумеров. Уфа, Китап, 1999. С. 448, 450.
8. Министерство финансов. 1802—1902. Часть первая. СПб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902.
9. Обзор деятельности Министерства финансов в царствование Александра III. 1881—1894 гг. Спб., 1902. С. 67.
10. Обзор Уфимской губернии за 1890 г. С. 55.
11. Описание и правила ношения форменной одежды для гражданских чинов ведомства Министерства финансов. Дозволено цензурой. Высочайше утверждены в Царском селе 13 октября 1904 г. Спб., Издание Департамента Таможенных сборов, 1905 г.
12. Отчет о деятельности местных поверочных учреждений за 1912 год. Б. м. Б. г
13. Отчет о деятельности местных поверочных учреждений за 1913 год. Б. г., б. м.
14. Памятная книжка Уфимской губернии на 1878 год. Составлена В. А. Новиковым и Н. А. Гурвичем. Уфа, Губернская типография, 1878.
15. Сборник циркуляров Министерства финансов. Вып. 2. СПб., 1896.
16. Свод законов Российской империи. Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение. Изд. 1876 г. Спб. Ст. 880.
17. Свод законов Российской империи. Том второй. Свод губернских учреждений. Издание 1892 года. Ст. 1016.
18. Свод законов Российской империи. Т. 5. Уставы о прямых налогах и пошлинах. Издание 1914 года. С. 139—150.
19. Свод отчетов фабричных инспекторов за 1901 год/МФ России. СПб.: Типография Киршбаума, 1903. С. 25.
20. Справочная книга. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1903 год. Уфа. С. 145—151).
21. Уфимский календарь на 1876 год. Вып. 1. Уфа, 1876.
22. Уфимские губернские ведомости. 1888. 20 августа.
23. Уфимские губернские ведомости. 1894. 12 марта.
24. ЦГИА, ф. И-139, оп. 1, д. 2.
25. ЦГИА, ф. И-139, оп. 1, д. 3.
26. ЦГИА, ф. И-139, оп. 1, д. 35.
27. ЦГИА РБ, ф. И-139, оп. 1, д. 40.
28. ЦГИА, ф. И-139, оп. 1, д. 87.
29. ЦГИА РБ, ф. И-139, оп. 1, д. 97.
30. ЦГИА РБ, ф. И-139, оп. 1, д. 120.
УДК 330.142.23: 336.1
| теоретические и прикладные аспекты I трансформации современного капитала
Л.И. Черникова,
кандидат экономических наук, доцент, [email protected]
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Capital is the keyword in the market economy. The theory of capital, including both the classical and new versions, explains this complex economic phenomenon. However, the modern typologies of capital transformation should be also analyzed within the framework of the classical theory. The author uses the classical theoretical perspective to describe financial and economic changes as well as contemporary transformation of capital.
Капитал — ключевое слово рыночной экономики. Теория капитала (в классическом варианте и последующих трактовках) отражает это многогранное экономическое явление с разных сторон. Однако современные типологии капитала, ставшие результатом его движения и трансформации, достаточно полно изученные в качестве предмета исследования, на сегодняшний день не вполне отражены в ка-