УДК 342. 25 (477)
А. С. Цумаева
Приазовский государственный технический университет
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В работе исследуются вопросы необходимости децентрализации государственной власти и повышения роли институтов местного самоуправления. Детально рассмотрена система местного самоуправления в г. Мариуполе, проанализированы недостатки и преимущества ее функционирования.
Ключевые слова: местное самоуправление, децентрализация, прямая демократия.
На фоне перестройки экономических отношений в условиях спада производства, смены форм собственности, инфляции коренным образом ухудшился уровень жизни населения Украины. В связи с кризисными явлениями решения все большего количества проблем по повышению благосостояния населения, снижению уровня бедности, обеспечению устойчивого экономического роста на базе роста конкурентоспособности украинской экономики можно достигнуть с помощью экономической и финансовой децентрализации. Именно на региональном и местном уровнях управления зачастую сосредоточены ключевые рычаги воздействия в рамках среднесрочной программы. Разумный баланс прав и обязанностей, полномочий и ответственности всех уровней власти и управления является необходимым этапом на пути развития гражданского общества и его демократизации в Украине [1].
Сегодня в Украине огромное значение приобретает максимально широкое применение механизмов самоуправления. Чем чаще граждане будут использовать формы прямой демократии, самостоятельно или объединяясь с другими гражданами, тем быстрее будет происходить процесс становления местного самоуправления и тем более устойчивым станет местное общество. Конечно, в демократическом обществе участие граждан не заканчивается кабиной для голосования, а проявляется в ежедневной деятельности. Демократия отличается от других политических систем именно уровнем участия граждан в процессе управления. Привлекая граждан к выполнению задач, которые стоят перед обществом, можно повысить их заинтересованность в благосостоянии общества и понимание природы местного самоуправления. Привлечение граждан является основополагающей функцией муниципальных органов, именно они занимаются информированием граждан, организацией консультаций, созданием совещательных и консультативных советов. Поэтому необходим поиск наиболее оптимальных способов объединения частных и общественных интересов в развитии социально-экономических отношений на местах, новых, как индивидуальных, так и коллективных, форм участия населения в осуществлении местного самоуправления [2].
Без эффективного местного самоуправления дальнейшее развитие Украины как демократического государства невозможно. Потребность в новых методах, механизмах и технологиях современного самоуправления ощущается и на местном, и на общегосударственном уровнях. Важным элементом системы управления городом является методика объединения интересов и действий трех секторов - местной власти, бизнеса и общественности. Проблема формирования эффективной системы местного самоуправления и обеспечение реальных возможностей для населения влиять на действия власти являются неотъемлемыми составляющими социально ориентированной экономики и демократизации украинского общества. На всех уровнях власть говорит о важности диалога с населением. Люди перестают быть просто «населением», которое проживает на
территории данной страны, а становятся самоуправляющимся обществом, каждый член которого в меру своих возможностей помогает становлению благосостояния всех.
Ключевую роль в предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а также ряда важных в повседневной жизни общественных благ играют органы местного самоуправления. Кроме своих главных функций по обеспечению благосостояния населения и оказанию общественных услуг, местное самоуправление является ближайшим к населению уровнем власти, институтом самоорганизации населения и развития гражданского общества. Таким образом, активное содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления, повышение ответственности местных властей перед избирателями за принимаемые решения, предоставление местным властям финансовых гарантий будут обеспечивать необходимую степень автономии в принятии собственных решений и способствовать становлению демократического общества, а также социально-экономическому развитию региона.
Сегодня органы местного самоуправления являются замкнутыми и полноценно функционировать не могут. С одной стороны, на них мощным прессом давит «вертикаль» власти, а с другой - собственные проблемы социальной сферы. Выход из сложившейся ситуации возможен путем скорейшего перехода к формированию многоуровневой сбалансированной системы государственного управления, которая позволит наладить жизнь в регионах.
Украинскими специалистами на протяжении многих лет наработан значительный методический потенциал по планированию и прогнозированию социально-экономического развития регионов. Накопленный опыт и знания имеют неоценимое значение и должны использоваться как база для формирования современного инструментария в разработке методов планирования местного развития в Украине.
Для формирования здорового демократического гражданского общества необходимо использовать научные разработки на практике и воплотить их в повседневную работу органов местного самоуправления, соединить научно-теоретические знания и практический опыт городов Украины и зарубежных стран. Это ускорит социально-экономическое развитие городов, обеспечит их социально-культурное и духовное возрождение.
Создание эффективной системы управления развитием территориальных общин малых городов Украины - это актуальный вопрос современности. Данный процесс нуждается в специальных методах и направлениях по принятию необходимых решений. Поэтому целью статьи является детальное изучение темы. Широкое обсуждение проблем стратегического управления на уровне территориальных общин малых городов Украины может помочь в воплощении на практике современных подходов по стимулированию развития малых городов и системы местного самоуправления в целом. При этом первое место занимает важность финансового обеспечения бюджетов территориальных общин малых городов.
Повышению активности территориальных общин отводится все больше внимания в украинской научной литературе, выступлениях политиков, на конференциях и форумах, в средствах массовой информации. Требование стратегического планирования на основе применения демократических методов управления задекларировано многими нормативными актами.
Вопросы демократизации украинского сообщества, децентрализации государственной власти всегда были в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, научных работников, специалистов. В области государственного и регионального управления и местного самоуправления научно-практическими проблемами занимаются известные украинские ученые: В. Б. Аверьянова, Г. В. Атаман-Чука, В. Д. Бакуменко, В. М. Вакуленко, В. Г. Князева, В. В. Кравченко, Ю. П. Лебединский, В. Ю. Смоленский, Г. С. Одинцова, В. П. Рубцова, С. М., А. Ф. Ткачук, В. П. Удовиченко, А. О. Чемериса, Ю. П. Пластовая и др.
Сегодня в Украине одной из популярных форм местной демократии являются органы самоорганизации населения (ОСН). Это домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов. Органы самоорганизации населения являются конституционными институтами [3]. Статья 5 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» органы самоорганизации населения относит к системе местного самоуправления и определяет их как «представительные органы, которые создаются частью жителей, временно или постоянно проживающих на соответствующей территории в пределах села, поселка, города». 11 июля 2001 г. был принят Закон Украины «Об органах самоорганизации населения» № 2625. Этим законом были урегулированы вопросы создания, организации деятельности и определение полномочий и ответственности ОСН. Так, на основании этого закона полномочиями ОСН являются: «...внесение в установленном порядке предложений к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов».
В системе местного самоуправления населенных пунктов должны быть сформированы органы самоорганизации населения. В Мариуполе функции ОСН выполняют домовые, уличные и квартальные комитеты, которые ведут работу на местах с конкретным домом, улицей или группой улиц. Однако их возможности в таком крупном и развитом городе, как Мариуполь, не могут соответствовать уровню современных задач, которые стоят перед городом. Для демократизации управления - вовлечения как можно большего количества жителей в этот процесс, установления обратной связи общества и власти, учета мнения и предложений граждан при принятии новых решений по различным направлениям деятельности городского совета - нужны были образования более крупные, охватывающие большую территорию, большее население, которые по месту жительства могли бы объединять интересы и мнение малых частей населения.
Поэтому на основании законов Украины [3] были созданы комитеты самоорганизации населения (КСН) с правом юридического лица, которые охватывают всю территорию города, соответствуют его микрорайонам и поселкам. Они объединяют 1479 домовых, 353 уличных и 126 квартальных комитетов. Эта система существует в г. Мариуполе и позволяет достигать положительных результатов уже в течение 10 лет.
С принятием Закона «Об органах самоорганизации населения» Советы общественного самоуправления были легализированы в КСНы и приобрели статус органов самоорганизации населения - представительных органов жителей конкретных микрорайонов. Сегодня по опыту Мариуполя созданы КСНы в Макеевке, Горловке, Краматорске, Славянске и других городах. Следует отметить, из 404 КСН области 59 (15%) составляют КСН г. Мариуполя.
Таким образом, в Мариуполе сложилась и приобрела развитие уникальная система городского самоуправления, которой не было ни в области, ни в Украине. Она уникальна тем, что власть в городе нашла «золотую середину» в реализации основного принципа -принципа демократизации управления. Это сочетание непосредственной демократии и опосредованной (представительной) демократии, то есть то, к чему стремятся органы местного самоуправления большинства стран мира. Система Мариупольского городского самоуправления соединяет в себе с одной стороны единую вертикаль власти (сверху вниз) через органы местного самоуправления как представительные, так и исполнительные, с другой стороны - непосредственную демократию (снизу вверх) через систему органов самоорганизации населения, в том числе через КСН.
Однако существуют и определенные проблемы, ограничивающие дееспособность отечественных органов самоорганизации населения:
1. Неэффективность механизмов участия граждан в решении вопросов местного значения, в частности органов самоорганизации населения.
2. Недооценка гражданами роли органов самоорганизации населения и их возможностей в защите собственных интересов. По результатам опроса с февраля 2005
г. по март 2008 г. граждане оценили свои возможности влиять на местный совет по пятибалльной шкале: в 2008 г. - на 1,68, в 2007 г. - 1,62, в 2006 г. - 1,56 балла [4].
3. Несовершенство правового обеспечения функционирования органов самоорганизации населения: усложненная процедура создания органов самоорганизации населения; отсутствие дифференцированного подхода к определению полномочий органов самоорганизации населения разного уровня; финансовая зависимость органов самоорганизации населения от местных советов; отсутствие четкого правового нормирования некоммерческой хозяйственной деятельности органов самоорганизации населения.
4. Недостаточное материальное и научно-методологическое обеспечение деятельности органов самоорганизации населения.
5. Недостаточный уровень профессиональной подготовки и мотивации членов ОСН. Люди с высшим образованием среди должностных лиц органов местного самоуправления составляют лишь 65% [4]. Оклады председателей и секретарей КСН в г. Мариуполе с 01.01.2009 г. - 647 грн. и 605 грн. [5].
6. Преобладание работников пенсионного возраста и низкая заинтересованность молодежи. Анализ в г. Мариуполе кадрового состава ОСН показал, что председателей КСН в возрасте до 60 лет - 51%, председателей квартальных комитетов - 57%.
Функциональное назначение органов власти проявляется в положительном влиянии на развитие общества и обеспечении конституционных прав граждан. Это возможно лишь при условии совершенного, четкого определения правового статуса органов всех звеньев исполнительной власти, сопоставления и разделения функций и полномочий местных государственных администраций и органов местного самоуправления, демократического взаимодействия органов исполнительной власти с другими структурами органов государственной власти. Прозрачность и доступность процедур участия в делегировании властных полномочий, отработанная система информирования населения о перспективах развития и потенциальной опасности, мощная сеть общественных организаций, которые контролируют деятельность правительства, парламента, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Только при условии соблюдения этих механизмов можно говорить о становлении процессов демократизации украинского общества.
Библиографический список
1. Батанов, О. Мунщипальна влада в Укрш'ш: поняття, сутшсть та функцп / О. Батанов // Проблеми формування доброчесного, належного мюцевого врядування : збiрник матерiалiв та докумештв / заг. ред. М. Пухтинського. - К. : Атша, 2008. - С . 240250.
2. Мунщипальне право зарубiжних краш : навч. поаб. - Ч. 2 / М. О. Баймуратов, О. В. Батанов, В. М. Кампо, О. А. Музика. - К. : Знання Украши, 2006. - С. 84-111.
3. Свропейська Хартия мюцевого самоврядування, ратифшована Верховною Радою Украши (1907 рш). Статп 2, 3, 4, 6, 8, 10, 13 ; Конститущя Украши (1996 рш). Стаття 7. Роздш XI. Мюцеве самоврядування. Статп 140-146 ; Закон Украши «Про мюцеве самоврядування в Укрш'ш» (1997 рш). Статп 5, 14, 16, 80 ; Закон Украши «Про органи самооргашзацп населення» (2001 рш) ; Закон Украши «Про мшщю». Стаття 6 ; Положення про районну адмшютращю мюько! ради, затверджене ршенням мюько! ради вщ 27.06.2006 № 5/3-206 ; Положення про ком^ет самооргашзацп населення, затверджене конференщею мешканщв мжрорайону ; Типове положення про домов^ вуличш, квартальш ком^ети, затверджене ршенням виконкому мюько! ради вщ 20.10.2004 № 393 ; Положення про Раду профшактики ком^ету самооргашзацп населення, затверджене на засщанш комггету самооргашзацп населення.
4. Украта в 2008 рощ; процеси, результати, перспективи. Бша книга в державно! полтгики / за заг. ред. Ю. Г. Рубана. - К. : Н1СД, 2008. - 186 с.
5. О городском бюджете Мариуполя на 2009 год // Мариупольская громада. Приложение к «ПР» №1 (22) от 18 марта 2009 г. - С. 3-4.
© Цумаева А. С., 2010
Автор статьи - Алина Спартаковна Цумаева, кандидат экономических наук, Приазовский государственный технический университет, г. Мариуполь, Украина, e-mail: [email protected]
Рецензент - Т. Г. Логутова, доктор экономических наук, доцент, Приазовский государственный технический университет.