Научная статья на тему 'Местное самоуправление в системе политической коммуникации (на примере г. Чебоксары Чувашской Республики)'

Местное самоуправление в системе политической коммуникации (на примере г. Чебоксары Чувашской Республики) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / POLITICAL COMMUNICATION / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC POWER / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР / POLITICAL ACTOR / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савельев Андрей Иванович

Статья посвящена актуальным проблемам формирования местного самоуправления. Раскрывается содержательная сторона территориального общественного самоуправления. При этом рассматривается коммуникативная составляющая процесса взаимодействия общества в лице активного населения определенной территории и муниципальных образований районов города Чебоксары. Дается краткая характеристика принципов деятельности территориальных общественных самоуправлений, а также вносится ряд предложений для повышения уровня эффективности этих общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Савельев Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF POLITICAL COMMUNICATION (IN THE CITY OF CHEBOKSARY IN THE CHUVASH REPUBLIC)

The article covers the acute problems of local government. The author reveals the content component of the territorial self-government. At the same time, the article discusses the communicative component of interaction process in society on behalf of active population of a certain territory and municipal institutions of the city of Cheboksary. It provides a brief description of the principles of the activity of territorial public self-government and suggests a number of proposals to improve the effectiveness of these social associations.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в системе политической коммуникации (на примере г. Чебоксары Чувашской Республики)»

УДК 316.334.3

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

LOCAL GOVERNMENT IN THE SYSTEM OF POLITICAL COMMUNICATION (IN THE CITY OF CHEBOKSARY IN THE CHUVASH REPUBLIC)

А. И. Савельев A. I. Savelyev

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам формирования местного самоуправления. Раскрывается содержательная сторона территориального общественного самоуправления. При этом рассматривается коммуникативная составляющая процесса взаимодействия общества в лице активного населения определенной территории и муниципальных образований районов города Чебоксары. Дается краткая характеристика принципов деятельности территориальных общественных самоуправлений, а также вносится ряд предложений для повышения уровня эффективности этих общественных объединений.

Abstract. The article covers the acute problems of local government. The author reveals the content component of the territorial self-government. At the same time, the article discusses the communicative component of interaction process in society on behalf of active population of a certain territory and municipal institutions of the city of Cheboksary. It provides a brief description of the principles of the activity of territorial public self-government and suggests a number of proposals to improve the effectiveness of these social associations.

Ключевые слова: политическая коммуникация, публичная власть, местное самоуправление, политический актор, гражданское общество, территориальное общественное самоуправление.

Keywords: political communication, public power, local self-government, political actor, civil society, territorial public self-government.

Актуальность исследуемой проблемы. На современном этапе Россия переходит на новый уровень развития демократизма. После радикальных политических и идеологических перемен в последнее время значительно возрастает интерес к такому общественно-политическому явлению, как политическая власть. В отечественных и зарубежных исследованиях огромное внимание уделяется путям и способам повышения эффективности власти. Важным элементом властных отношений является политическая коммуникация. Политическая коммуникация есть необходимый элемент в функционировании современной политической системы, ее состояние позволяет говорить об уровне развития гражданского общества и демократических институтов.

Российская власть на настоящем этапе развития общества находится под прицелом неконструктивной критики со стороны оппозиционных движений и различных деструктивных сил, стремящихся внести разлад. Она же пытается сохранить стабильные и прогрессивные тенденции развития с помощью процесса реорганизации институтов власти. В этом процессе необходимо уделить должное внимание новому уровню власти - местному самоуправлению, которое выступает опорой всей властной структуры.

Материал и методика исследований. Методологическая основа исследования представляет собой комплекс основных подходов и путей, которые используются современными учеными в поиске истинного познания проблемы. В основу изучения положен неоинституциональный подход, позволяющий по-новому рассмотреть содержательную характеристику различных социально-политических институтов. В работе применен системный подход, который раскрывает целостное состояние исследуемого объекта, а также применены положения социокультурной и коммуникативной теории.

Результаты исследований и их обсуждение. Переходя к рассмотрению вопроса о местном самоуправлении, необходимо рассмотреть правовую составляющую исследуемого явления. Так, в правовых документах (Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.) четко дано понятие и определены функции и границы деятельности местного самоуправления, которое осуществляется населением определенной территории и решает вопросы местного значения.

Подвергая анализу само явление местного самоуправления, основоположник российской школы по изучению местного самоуправления Л. А. Велихов выдвинул следующую идею - «выгоды его и преимущества»: равномерное распределение полномочий по всему государству, а не стягивание их к центру; приближенность местных нужд к местным жителям, заинтересованным в успешной деятельности избранных ими органов самоуправления; развитие в гражданах самодеятельности, энергии, предприимчивости и т. д.

Совершенно можно согласиться с теми особенностями местного самоуправления, которые были выделены Л. А. Велиховым и к которым до сих пор в своих исследованиях проблем местного самоуправления склоняется большинство ученых:

а) наличие самостоятельных источников финансирования («более или менее самостоятельные источники средств»);

б) наличие выборных органов («выборный принцип»);

в) специфический набор предметов ведения («дела местного хозяйства и создаваемого им благоустройства»);

г) отсутствие суверенитета («центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама себя реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью»);

д) ограниченность территории осуществления («территориально-ограниченный принцип») [2].

Так, на территории Чувашской Республики можно отметить существование всех особенностей местного самоуправления, выделенных Л. А. Велиховым, начиная с наличия следующих нормативных документов, регламентирующих деятельность территориальных сообществ на территории Чувашской Республики: Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации»; Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике»; Положения о территориальном общественном самоуправлении в городе Чебоксары и примерного устава территориального общественного самоуправления, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17 ноября 2006 г. № 407; Решений Чебоксарского городского Собрания депутатов и Решений рабочей группы по ТОСам.

В предыдущих работах нами была предпринята попытка найти пути эффективного взаимодействия между гражданским обществом и структурами публичной власти, отношения которых построены, прежде всего, на силе и слабости друг друга. «Сила государства -в обладании волевой концентрацией и абсолютной монополией в процессе принятия решений и проведения их в жизнь. Сила гражданского общества непосредственно зависит от степени развитости и реальной мощи составляющих социальных институтов, объединений и организаций, а также их способности оказывать давление на государство [8, 193].

Исходя из этого, местное самоуправление должно выступать на местах не как самоуправство муниципалитетов, а как механизм непосредственной демократии, который должен выражаться в повседневной и практической ответственности муниципальной власти перед населением определенной территории. Допускается создание населением общественных объединений, таких как территориальное общественное самоуправление, способствующее эффективному процессу взаимодействия с органами местного самоуправления и должностными лицами по решению вопросов местного значения.

«Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [1]. ТОС является формой участия населения в реализации местного самоуправления, что выражается в активности граждан, которая заключается в обеспечении важнейших потребностей жителей определенной территории. ТОСы выступают как посредники между обществом и государством, наличие их является насущной необходимостью любого современного государства и ни одна власть не может существовать без них.

Территориальное общественное самоуправление входит в систему местного самоуправления и является юридическим лицом местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление создается населением независимо от политических и религиозных убеждений и социального положения для взаимодействия с органами государственной власти и муниципалитетами. Основными целями этих общественных объединений являются удовлетворение материальных потребностей, обеспечение охраны общественного порядка и оказание социальной помощи нуждающимся гражданам, а также детям, подросткам, ветеранам, инвалидам, беженцам.

Существует мнение, что ТОСы могут выступать в качестве основных компаньонов органов местного самоуправления в формировании эффективной политики, направленной на решение различных вопросов местного значения. При этом приводят следующие аргументы в пользу ТОС: появление возможностей учитывать большее количество проблемных вопросов, возникающих у граждан; создание условий для разумного использования ресурсов определенной территории и принятия большинством существующих территориальных сообществ конструктивных направлений в решении конкретных и злободневных задач, которые отражаются в реальных интересах населения муниципального образования.

С другой стороны, если приравнивать ТОСы к органам местного самоуправления, то теряется иерархическая структура властных отношений. Муниципальные образования и ТОСы должны сотрудничать скорее между собой, вступать в продуктивный диалог и решать совместно возникающие злободневные проблемы. Между тем определяется роль политической коммуникации как связующего элемента между различными общественно-политическими субъектами. «Политической коммуникации принадлежит решающая роль, которая заключается в поддержании общественно-политической стабильности путем гармонизации отношений, интересов власти, управления и различных общественных групп» [6, 141]. Далее гражданские ассоциации через политическую коммуникацию выстраивают определенную конструктивную деятельность, основанную на подлинных интересах населения конкретной территории.

Сущность политической коммуникации сводится к пониманию ее как определенной циркуляции информации в сфере политической деятельности, т. е. любые сообщения, тексты, оказывающие конкретное воздействие на отношения между классами, нациями и государствами [3, 55]. Наряду с этим определением существует и другое, которое рассматривает политическую коммуникацию как обмен информацией между субъектами политической жизни [4].

Можно с уверенностью сказать, что политическая коммуникация занимает особое место в политике, что определено содержательной характеристикой данного явления как коллективной, сложно организованной деятельности, направленной на осуществление групповых целей и интересов, касающихся в то же время интересов целого общества. Исходя из этого, раскрывается характеристика политической коммуникации как неотъемлемого элемента в осуществлении территориального общественного самоуправления. Более того, сущностной характеристикой политической коммуникации выступает не только конкретная циркуляция определенной информации, но и определенная совокупность действий различных политических субъектов по реализации своих конституционных прав и обязанностей [5]. Также здесь отметим, что определенная роль отводится «средствам массовой информации (СМИ) в качестве основного политического актора в политическом процессе. При этом определенная роль должна отводиться изучению гражданских самоорганизующихся ассоциаций, благодаря которым постепенно создается полноценное гражданское общество» [7, 139].

Рассмотрим политическую коммуникативную составляющую отношений между структурами публичной власти и институтами гражданского общества на примере города Чебоксары Чувашской Республики, где было создано 57 территориальных общественных самоуправлений (ТОС). В каждом районе города есть определенное количество ТОСов. Лишь небольшая их часть (ТОС «Агрегатный», ТОС «Альгешево-Южный», ТОС «Ахазов-ский», ТОС «Восточный», ТОС «Звездный», ТОС «Калинка», ТОС «Северо-Запад», ТОС «Текстильщик», ТОС «Центральный») имеют собственные сайты, где освещаются основные мероприятия, проведенные на их территории. Существование только у ряда гражданских ассоциаций своих сайтов позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление с уверенностью и умеренными шагами входит в систему политической коммуникации, где постепенно разворачивает свое коммуникативно-пропагандистскую деятельность, направленную на освещение ее и развитие определенной политико-правовой грамотности населения. Тем самым можно утверждать, что происходит формирование у граждан своих убеждений и взглядов на злободневные проблемы, что позволяет выработать у населения определенную гражданскую позицию.

В первую очередь деятельность таких общественных объединений направлена не только на формирование гражданского общества и проявление в таких гражданских ассоциациях самостоятельности и ответственности населения определенной территории, но и на рождение истинного понимания демократических основ современного государства. С другой стороны, позволяет выражать гражданам заинтересованность в решении вопросов местного значения, а также находить эффективные пути во взаимодействии с различными структурами публичной власти.

Резюме. Появление Интернета стало доминирующим фактором в возникновении новых факторов информационно-коммуникационных технологий, которые сегодня оказывают все более существенное влияние на жизнь человека. Процесс глобальной информатизации развивается стремительно, лавинообразно и непредсказуемо, опережая теоретическое осмысление его последствий.

В целом политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социально-политического субъекта по производству и распространению общественно-политической информации, направленной на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий других субъектов отношений в современном обществе.

Таким образом, говоря об информационно-коммуникативном пространстве местного самоуправления, можно отметить лишь одно: создание сайтов еще не говорит о том, что в полной мере реализован потенциал местного самоуправления в системе политической коммуникации. Вопрос этот приводит к иным мыслям и научным взглядам, посвященным конструктивному диалогу между институтами гражданского общества и публичной властью, что приведет к дальнейшим научным поискам по изучаемой проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. - М. : Проспект, 2010. - 703с.

2. Велихов, Л. А. Основы городского хозяйства / Л. А. Велихов. - М. : Наука, 1996. - 480 с.

3. Гончаров, М. Ю. Риторика политической коммуникации / М. Ю. Гончаров // Массовая коммуникация в современном мире. - М. : Б. и., 1991. - С. 55.

4. Политическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд ; рук. проекта Г. Ю. Семигин. - М. : Мысль , 1999. - 701 с.

5. Савельев, А. И. Политическая коммуникация: основные подходы к определению научной дисциплины / А. И. Савельев // Современная наука : тенденции развития : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. -Краснодар : Научно-издательский центр «Априори», 2012. - С. 152-156.

6. Савельев, А. И. Формирование гражданского общества как процесс эффективного взаимодействия структур публичной власти и гражданских ассоциаций / А. И. Савельев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1 (73). Ч. 1. - С. 137-141.

7. Савельев, А. И. Политическая коммуникация: определение исследовательского поля / А. И. Савельев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. -№ 2 (74). Ч. 2. - С. 136-140.

8. Савельев, А. И. Вопросы взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти в системе политической коммуникации / А. И. Савельев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2012. - № 3 (75). - С. 189-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.