Научная статья на тему 'Местное самоуправление в Севастополе: репрезентации муниципальной власти, проблемы перезагрузки и парадоксы развития'

Местное самоуправление в Севастополе: репрезентации муниципальной власти, проблемы перезагрузки и парадоксы развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
364
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЕСТНОЕ "ОБЩЕСТВЕННОЕ" САМОУПРАВЛЕНИЕ" / "ИНСТИТУТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ" / "ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ" / "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ" / "МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" / "МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" / "МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО" / "ВНУТРИГОРОДСКИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ" / "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ" / "МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бунецкий Л.Л.

В статье исследуются вопросы сущностной характеристики и содержания основ феномена местного самоуправления, проблемы становления и модернизации института МСУ как основной формы в сфере реализации народовластия в Севастополе. Обозначается, что гармоническое развитие институций и служб в органах МСУ является важным инструментом, обеспечивающим стабильность и единство государственной и муниципальной власти, эффективную реализацию принципов местной демократии. Сформулированы некоторые авторские выводы и предложения по усовершенствованию организации института МСУ, служб и направлений организационно-правового, экономического обеспечения межмуниципального сотрудничества в городе Севастополе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в Севастополе: репрезентации муниципальной власти, проблемы перезагрузки и парадоксы развития»

УДК 316+323.22

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СЕВАСТОПОЛЕ: РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕЗАГРУЗКИ И ПАРАДОКСЫ РАЗВИТИЯ

Бунецкий Л.Л.,

к. полит.н., г. Севастополь

Аннотация. В статье исследуются вопросы сущностной характеристики и содержания основ феномена - местного самоуправления, проблемы становления и модернизации института МСУ как основной формы в сфере реализации народовластия в Севастополе. Обозначается, что гармоническое развитие институций и служб в органах МСУ является важным инструментом, обеспечивающим стабильность и единство государственной и муниципальной власти, эффективную реализацию принципов местной демократии. Сформулированы некоторые авторские выводы и предложения по усовершенствованию организации института МСУ, служб и направлений организационно-правового, экономического обеспечения

межмуниципального сотрудничества в городе Севастополе.

Ключевые слова: «местное "общественное" самоуправление», «институт местного самоуправления», «публичная власть», «муниципальная власть», «муниципальное управление», «муниципальная собственность», «муниципальное имущество», «внутригородские муниципальные образования», «муниципальный бюджет», «межмуниципальное сотрудничество».

Аллегория вопроса. Уже более трех лет власть, да и народ Севастополя мучаются в поисках ответа на один из местных, но по сути извечных «гамлетовских» вопросов: «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... в нашем славном героическом городе полноценному МСУ?» (для тех, кто забыл или не знал суть этих трех букв, напомним: это - местное «общественное» самоуправление). И что это? И где это? По-настоящему, так никто и не видывал, и не знает А не некая ли это иллюзорная идея или, того хуже, утопия, а возможно, извечная платоновская МЕЧТА о демократии? Или, того страшнее, некий призрак - вечно неуловимого «летучего голландца»?.. На первый взгляд, вопросы, по сути, в чем-то для нас даже не риторические и, возможно, где-то в перспективе даже не безнадежные.

Шутки ради классики (не академического, а юмористического жанра) типа Жванецкого, увы, покойного Задорнова и др. обязательно со всей серьезностью и остротой своего сарказма ответили бы утвердительно,

подчеркивая количественную меру красоты этого непознанного феномена (с качеством как-то не получилось, видимо, забыли: «дифцит»-то с народом), обязательно добавили бы: если брать именно с его талии или груди - индекс, равный примерно 0,42. Это почти что на половинку, да и того меньше, а с этим уже что-то можно... можно попасть и в саму книгу Гиннеса. Вот такая у нас сугубо «шутливая» особенность местного самоуправления получилась... Но, похоже, интрига еще не закончилась, а только лишь начинается. К концу статьи, я надеюсь, возможно, мы придем к здравому смыслу, мудрому «соломоновому» пониманию вопроса или же только к его началу.

А теперь давайте попробуем посмотреть на весь этот «вопрос местного характера» академически, то есть с научно-теоретической и практической точки актуальности проблематики.

Если хорошенько присмотреться да и поискать, то и ответ сам найдется, всплывет на поверхность. Безусловно, МСУ у нас, в Севастополе, определенно есть. Но оно у нас особое, построенное не так, как в других регионах нашей страны. И начинался этот процесс правильно. по-народному. Что такое политические выборы, граждане Севастополя знают неплохо, опыта, слава Богу, не отнять. Теперь прошло то время, когда голосовать приходилось за гречку и макароны, устраивая выборные «карусели», а народ начал отдавать свои голоса в буквальном смысле «человеку из своего двора». Потому что для этого самого человека проблемы села, поселка, города - его собственные. Другими словами, главная ценность местного самоуправления в том, что оно должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы, без указаний и распоряжений сверху.

В этом отношении, в отличие от государственной власти, местное самоуправление имеет определенные плюсы и преимущества: во-первых, «круг» проблем местного значения лучше всего знаком и ближе всего местным жителям, которые как никто другой заинтересованы в успешной и качественной работе муниципалов и решении этих проблем. Во-вторых, местное самоуправление развивает в гражданах чувство инициативы, самоорганизации, содержит множество элементов прямой демократии, непосредственного участия граждан в управлении, оно непосредственно связано с каждым жителем и является с этой точки зрения важнейшим инструментом развития гражданского общества. Ведь именно участие граждан в непосредственном принятии решений наполняет местное самоуправление подлинным смыслом.

Только действуя открыто, демократично, мы сможем обеспечить реализацию ключевых принципов, заложенных в Европейской хартии

77

местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Законах города Севастополя и иных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы местного самоуправления. Хотя для севастопольцев смысл даже не в этих документах, имеющих большее значение для чиновников, а в действенной и эффективной работе местной власти.

Краткая ретроспектива вопроса. Очевидно, создано целое эксклюзивное явление в общественно-политической жизни России - некий «феномен Севастополя»: во-первых, опыт Севастополя в построении системы местного самоуправления совершенно уникален в силу особенностей нашей истории и статуса Севастополя как города федерального значения. Все то, что построено за прошедшие годы, как бы банально это ни звучало, сделано было «с нуля»: у нас не было уже «наращенного» опыта и устоявшихся традиций российского местного самоуправления, не было готового ориентира для действий.

Город Севастополь точно так же, как Москва и Санкт-Петербург, представляет собой единый хозяйственный комплекс, в силу чего многие вопросы местного значения в нем более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом. При этом перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъекта РФ - города федерального значения Севастополя, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В этой части город федерального значения Севастополь - скорее исключение, чем правило. В нем, как новом субъекте РФ, практически только начался процесс формирования института местного самоуправления. В условиях децентрализации власти, преодолевая в некоторых вопросах сопротивление институтов власти, можно увидеть явную тенденцию -местное самоуправление набирает полную силу и обороты. Де-юре и де-факто все десять внутригородских муниципальных образований были зарегистрированы в качестве юридических лиц, приняты их уставы, прошли общественные слушания и приняты местные бюджеты, активно начали работу их распорядительно-исполнительные органы - «местные администрации», набран штат сотрудников, разработаны и приняты первоначальные нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность и многое другое.

78

Во-вторых, как известно, во всех развитых странах мира местное самоуправление создавалось в несколько этапов, и этот процесс носил исторически длительный характер. В силу высоко взятых политических трансформаций у Севастополя времени для «эмпирического анализа» и «глубинных прогнозов» не было, поэтому пришлось строить Рим буквально «за один год». И главными архитекторами были, безусловно, сами главы внутригородских муниципальных образований, муниципальный депутатский корпус, которому впервые как на практике, так и в теории пришлось решать вопросы развития своих территорий, вопросы местного значения, не имея на это особых полномочий. В итоге уже сейчас, год спустя после проведения первых муниципальных выборов, к реализации своих полномочий в полном объеме приступили сформированные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления образованных в результате преобразования муниципальных образований.

Безусловно, это был первый этап и первый созыв состава организации и развития местного самоуправления - создание внутригородских муниципальных образований. Безусловно, и профильному управлению Правительства пришлось от «А» до «Я» изучить и разработать всю эту дорожную карту и весь этот процесс развития МСУ в регионах. Нужно признать, немало удалось сделать, специалисты старались работать ответственно в тандеме с муниципалитетами, их главами и депутатами. Безусловно, это был положительный результат и опыт плодотворного творческого взаимодействия исполнительной, законодательной и муниципальной власти, системы местного самоуправления.

Новая власть, новые требования, новые веяния. Но время, как и власть, меняется. Избран новый Губернатор Севастополя, новое Правительство, новые чиновники. Практически весь чиновничий состав прибыл из материковой России. Оказалось, что в славном нашем городе Севастополе нет достойных местных специалистов в области государственного управления. Избраны новые, с опытом региональной практики подходы и модели по развитию МСУ в г. Севастополе. Которые, увы, по настоящее время так и не нашли своего положительного применения и эффективной реализации. Практически проблемы те же, некоторые из них еще в большей степени усугубились и обострились.

И источник проблемы здесь в одном, он, как глубокая постоянно кровоточащая рана, - это проблема поиска оптимального эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. Ведь наделение или исключение органов МСУ отдельными государственными полномочиями - это исключительно компетенция органов

79

государственной власти! Именно государственной власти законодательно даны полномочия в отношении МСУ: право местных сообществ граждан на местное самоуправление, компетенцию, права и обязанности органов местного самоуправления; гарантии политической, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления; формы контроля за местным самоуправлением; минимальные стандарты услуг, оказываемых органами самоуправления населению. Власть следит за их выполнением, гарантируя тем самым определенную защиту населения в случае неэффективных действий или бездействия местных властей и др.

В чем же суть проблемы? Где этот зловещий «камень преткновения»? Проблема в том, где необходимо провести эту четкую границу между функциями системы государственного управления и местного самоуправления, когда местные органы должны эффективно осуществлять «вопросы местного значения» и таким же образом решать определенные задачи и функции, делегированные им государственной властью. Нужно честно признать: в настоящее время еще не сложилась такая система. Сегодня она все чаще приобретает противоречивый, даже полярный характер взаимоотношений между государственной властью (губернатором, Правительством) и органами МСУ, где все же последнее слово остается за государством, а не обществом. И сегодня есть немало недопониманий между Правительством, его отдельными структурными департаментами и муниципалитетами, которые можно объяснить и «притиркой» видения некоторых госполномочий, особенно в сфере ЖКХ, а также наличием человеческого фактора в «синих героических мундирах». Главы многих муниципальных округов жалуются, что курирующие департаменты Правительства, в частности городского хозяйства, не всегда торопятся проводить разъяснительную работу с сотрудниками муниципалитетов, порой даже игнорируют проблемы, каким образом и где можно более эффективно и результативно решить вопросы, связанные с осуществлением благоустройства контейнерных площадок, ТБО, ремонта внутридворовых дорог и др. Соответственно, в Севастополе при таком отношении Правительства не сможет сложиться система единой муниципальной оппозиции и муниципальной элиты как самостоятельной муниципальной власти. И это является одной из причин, когда некоторые главы муниципальных образований занимают конформистскую позицию, понимая ограниченность своих возможностей. Поэтому система МСУ в Севастополе как еще только формирующийся институт гражданского общества не сложилась и с не меньшей степенью эффективно продолжает подавляться

80

государственной властью, ее статусно-правовыми, финансово-экономическими и др. методами.

И какой же выход из этой ситуации дистанцированного «недопонимания»? Есть ли он вообще? Безусловно, есть! Эта естественная «борьба противоречий» перерастет в «диалектическое единство», когда система коммуникаций между государственной (государство) и муниципальной (общество) системами власти будет строиться на несколько иной модели коммуникационного искусства - «Модели уважения и партнерства», которая рассматривает отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели и оказывающих необходимые услуги населению. В рамках данной модели МСУ рассматривается, в первую очередь, как органичный элемент самовыражения соответствующего местного сообщества, благодаря которому его граждане имеют возможность самостоятельно организовать в своих интересах необходимые им службы.

В соответствии со ст. 2 Европейской хартии, местное самоуправление — это основа конституционного строя, выступающая одним из важнейших принципов организации и функционирования власти в обществе и государстве, которая является необходимым атрибутом любого демократического строя. Это означает установление демократической децентрализованной системы управления, которая базируется на самостоятельности территориальных громад, органов местного самоуправления при решении всех вопросов местного значения. В этой связи органы государственной власти, Департамент территориального развития как профильный орган в первую очередь, не то что должны, а обязаны не только создавать правовые и экономические основы развития системы местного самоуправления, всех органов муниципальных образований, но и активно объяснять населению государственную политику в сфере развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы севастопольцы имели реальную возможность и желание активно участвовать в решении вопросов местного значения, территориальном общественном самоуправлении.

Что же нам всем в таком случае делать? Чтобы в Севастополе система местного самоуправления эффективно заработала и мы все - и чиновники, и общественники, и народ простой - были счастливы этим «чудом», необходим новый доверительный виток диалога и отношений лидеров государственной, включая законодательную, власти и местного самоуправления в трех вещах, расширенный круг полномочий по сравнению с тем, что закреплен сейчас; местный бюджет, наполненный собственными доходами, и муниципальное имущество и собственность.

81

Первую мечту они вполне способны осуществить самостоятельно, не оглядываясь с опаской в сторону государственной власти. Небольшая ретроспектива: многие севастопольцы помнят «эпопею» с принятием закона 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе»: законодательная и исполнительная ветви власти долго согласовывали свои позиции, что завершилось неким подобием «симбиоза» совместного компромисса. Реальных полномочий муниципальная власть так и не получила, но возможность их приобрести все-таки существует, причем несколькими способами: во-первых, муниципальные депутаты могут самостоятельно обратиться к Законодательному Собранию с предложением добавить конкретные полномочия в закон; во-вторых, Правительство Севастополя по результатам деятельности органов местного самоуправления может делегировать часть своих (государственных) полномочий.

В результате вышло эдакое «соломоново решение»: пока неопытные руководители местных органов власти (большинство из которых впервые получили возможность служить народу с депутатского кресла) изучают особенности новой работы, законодатели и чиновники «оберегают» их от опасности совершения ошибок, которые могли бы негативно отразиться на жизни города. Но как только их деятельность принесет положительные результаты в рамках границ муниципальных округов, «круг» вопросов местного значения и полномочий для их решения должен существенно расшириться.

Сегодня представляется целесообразным законодательно наделить муниципалитеты более существенными полномочиями, кроме тех немногих, которые они имеют, например: в сфере благоустройства территорий муниципального округа, озеленения территорий в границах своего округа, содержания мест захоронения (кладбищ), организации ритуальных услуг, транспортного обслуживания населения своего округа, создания условий для обеспечения жителей своего муниципального округа сферой общественного питания, торговли и бытового обслуживания, деятельности муниципальной милиции, муниципальной пожарной охраны (для муниципальных образований сельской местности) и в других важных вопросах. Наделение этими и другими полномочиями муниципалитетов позволило бы им в полной мере и оперативно решать вопросы развития местного самоуправления в городе Севастополе по качественному обустройству территорий в собственных границах и предоставлению соответствующих муниципальных услуг, а также повысить их ответственность, исключить дублирование государственных полномочий с департаментами Правительства. Безусловно, наделение тех или иных муниципальных образований определенными

82

полномочиями следует проводить дифференцированно. Если для Гагаринского или Ленинского муниципалитета, к примеру, содержание мест захоронения (кладбищ) не является актуальным полномочием, то для Андреевского, Верхнесадовского, Качинского или же Орлиновского муниципалитетов это объективная необходимость. В случае наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями необходимо внести соответствующие изменения в Государственную программу города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2022 годы».

В этом году в ведении севастопольских муниципалитетов было десять полномочий - в основном в сфере благоустройства (сан. очистка, озеленение, вывоз мусора, ремонт внутриквартальных дорог). Предполагалось, что сносить незаконные НКО (ларьки) будут тоже районные администрации. Но к осени власти решили, что с этой функцией эффективнее справится управление потребительского рынка и лицензирования.

А со следующего года полномочия на местах расширятся - это депутатам пообещал Губернатор. По прогнозам Овсянникова, в 2018-м районам добавят денег, и финансирование составит 400 млн. рублей, а в 2019-м - порядка 700 млн. рублей. Ожидается, что селам добавят ответственности по дорогам (150 млн. рублей).

И в этом вопросе имеет место диалог, Правительством совместно с муниципалами готовится изменения к законопроекту, в котором предусматривается наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя еще дополнительными отдельными государственными полномочиями в вопросах ЖКХ, административных правонарушений, предусмотренных статьями 5, 9, 11.1 и 11.2 Закона № 130-ЗС; по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по выявлению и постановке на кадастровый учет бесхозяйного имущества на территории внутригородских муниципальных образований города Севастополя; по реализации мероприятий по содержанию и благоустройству пляжей и других. С 01 апреля 2017 года в соответствии с законом города Севастополя №314-3С органами местного самоуправления города реализуются 10 отдельных государственных полномочий, 9 из которых в сфере городского хозяйства. Важно другое -чтобы этот перечень госполномочий, включая дополнительный, получил полный обоснованный объем финансового обеспечения. Будем считать, что первая мечта о делегировании МСУ в 2018 году переданных государственных полномочий положительно реализуется и скажется на

83

качестве предоставляемых жителям услуг и благоустройстве города Севастополя в целом. А пока мы богаты только надеждой на ЭТО!

Вторая муниципальная мечта - это мечта о собственном местном достойном бюджете. Уверен, и она не останется в Севастополе несбыточной. В принципе, местная казна может иметь несколько источников: местные налоги и сборы (опять же, если это будет предусмотрено в законах Севастополя), прибыль муниципальных предприятий, доходы от муниципального имущества. Вот тут и начинается самое интересное. Нужно понимать: если муниципальные образования не имеют собственного бюджета, то о реальном местном самоуправлении не может быть и речи. Поэтому сегодня муниципальные образования активно и настойчиво должны заниматься созданием местных бюджетов через увеличение собственных доходных источников. Доходы местных бюджетов обычно складываются из четырех основных частей: налогов, неналоговых доходов, субсидий и дотаций из центрального бюджета и займов. Одним из наиболее важных источников доходов местных бюджетов являются налоги, которые составляют от 10 % ресурсов местных бюджетов в Италии и Ирландии до 40 % в Дании и Франции. Менее значительную роль в местных бюджетах играют неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, принадлежащей местным органам власти, от коммунальных услуг, коммерческой деятельности, продажи недвижимости, штрафов, денежных сборов. Они колеблются от 10 % до 25 % поступлений в местные бюджеты.

Нужно отметить, что реальные полномочия и «живые» деньги на местах муниципалы впервые увидели только в апреле прошлого года - после вступления в силу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Напомним, всего в регионе десять муниципалитетов, совокупный бюджет которых на 2017 год был равен 155,5 млн рублей. Честно сказать, сумма далеко не астрономическая. Однако к октябрю прошлого года стало понятно: освоение составляет всего 49 % (за девять месяцев было заключено контрактов всего на 76 миллионов). Тогда же на одном из заседаний правительства Губернатор Дмитрий Овсянников возмутился: «дороги не ремонтируются, деверья не высаживаются, детские площадки не строятся и т.п.».

Возникает вопрос: а только ли севастопольские муниципалы виноваты в создавшейся ситуации? Они, впервые в прошлом году получившие финансирование, столкнулись со сложностями при освоении бюджетов. Вначале вообще муниципалы буквально «захлебнулись» с новыми делегированными «государственными» полномочиями и необходимостью работать по 44-ФЗ. К октябрю 2017 г. муниципалы освоили лишь 49 %

84

средств, а после, того как губернатор пригрозил отставками, процесс гораздо но ускорился. Безусловно, в этом деле главное не отчеты с фотографиями (как было и что стало), а результаты работы. «На ковер» Губернатор практически вызывал всех глав ВМО совместно с директором Департамента по территориальному развитию В. Демидовым, поочередно доставалось всем. После разъяснительных бесед объявили аутсайдеров: ими стали муниципальные образования Терновского и Гагаринского муниципальных округов. Лучшими были названы сельские муниципальные образования -Орлиновский и Качинский ВМО.

Следует признать, что с освоением средств бюджета муниципалитетами Севастополя ситуация постепенно выравнивается. На то были и серьезные сложности. Ведь госполномочия распределили муниципалам с первого апреля прошлого года, а это не полный финансовый год. По сути, было мало времени, чтобы урегулировать эти вопросы. Иначе говоря, муниципалитеты готовы и способны учиться и делать выводы. По оценке Правительства, в среднем на 10 % повысился процент освоения средств в «проблемных» муниципалитетах. Показатели в Гагаринском увеличились до 29,7 % (прирост 11 %). Кроме того, там завершены торги на 32 %. В процессе проведения торговых процедур находится 25 % от объема выделенной субвенции. При этом Ленинский район показывает к середине ноября прошлого года прирост только 8,2 %, что в итоге дает освоение 44,8% от плана. В этом случае завершены торги по 49 % от объема выделенной субвенции. Еще один аутсайдер - Терновский муниципалитет - улучшил показатели на 3,4 % (в итоге выполнил 30 процентов программы). В процессе проведения торговых процедур находится 68 % от объема выделенной субвенции. В целом по состоянию на конец прошлого года процент освоения средств бюджета муниципалитетов Севастополя по исполнению переданных государственных полномочий составляет 59,7 %, что составляет более 92,5 млн. руб. Кроме того, с учетом проведенных торгов данный показатель превышает 75 % от объема выделенных субвенций. Иначе говоря, проблем немало, и с каждым годом их будет только прибавляться. И первая проблема, с которой столкнулись на местах муниципалы, это грамотность и оперативность проведения госзакупок по 44-ФЗ, ведь, по сути, с 44-ФЗ муниципалитеты начали работать впервые. Практика показала, что в большинстве муниципалитетов не успели вовремя сориентироваться и подготовить специалистов, способных оперативно работать с системой контрактов. Но работа в этом направлении во всех муниципальных округах успешно продолжается.

85

Что же касается третьей муниципальной мечты - муниципальной собственности (имущество, земля), она у муниципалов может появиться только тогда, когда власть в лице Правительства Севастополя, в частности Губернатора, эту же самую собственность и выделит. В настоящее время в Севастополе с муниципальной собственностью совсем плохо. Но справедливости ради нужно сказать, что в Правительстве совсем недавно начались «шевеления» в этом направлении. К примеру, директор ДИЗО (Департамент имущественных и земельных отношений) Р. Зайнуллин предлагает ввести бесхозяйное имущество в оборот и дать возможность муниципальным бюджетам иметь дополнительный источник пополнения. Заниматься выявлением, оформлением и передачей собственности муниципальным образованиям будет ДИЗО. Как пояснил директор департамента, практически всем муниципальным образованиям Севастополя, а их у нас десять, уже передавалось или планируется к передаче подобное имущество. Правда, не отметив, что на правах не собственности, а только оперативного управления, т.е. в любой удобный момент оно может быть возращено городу. По обещаниям Р. Зайнуллина, вскоре муниципалам собираются передать в собственность более 90 объектов городской недвижимости.

Вопрос в другом. Нужно понимать, что в соответствии с действующим законодательством муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления и представлена как сочетание трех групп объектов: имущество, находящееся в собственности муниципального образования, средства местного бюджета, имущественные права. Действительно, разграничение собственности в Севастополе на государственную и муниципальную - больная проблема. К тому же отсутствует и должная нормативная база, которая регулировала бы данные отношения. Особенно это заметно сегодня, в условиях перераспределения полномочий.

Отсутствует единая база данных объектов собственности (каждый объект собственности ведется отдельно в каждой базе). И начать процесс следует, прежде всего, с немалого количества бесхозяйного имущества в муниципальных округах. Там полным-полно заброшенных зданий бывших магазинов, домов быта, коровников, теплиц и прочего движимого и недвижимого имущества, и все это нужно передать в собственность муниципальным образованиям Севастополя. Формально муниципалитетам Правительство уже передало примерно 420 таких объектов. Создана межведомственная рабочая группа по передаче таких объектов муниципалитетам. Правительство обещает, что их список будет готов, а

86

передача имущества должна произойти весной этого (2018) года. Посмотрим, как выполняет свои обещания Правительство. Хотелось бы посоветовать и самим муниципалам не сидеть, сложа руки, а ежедневно действовать в этом направлении.

Нужно учиться практике в других регионах РФ. Так, к примеру, в большей части регионов в муниципальную собственность переданы сотни предприятий, объектов торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры, образования и др. В бюджеты городов и районов зачисляется значительная часть федеральных налогов - НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц, акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, благоустройство их территорий и мн. другое. В местные бюджеты некоторых регионов поступает большая часть налога на имущество предприятий и налога на нужды образовательных учреждений. Для сельских и поселковых местных администраций приобретается большое количество автомашин, выделяются средства на благоустройство населенных пунктов, на материальную поддержку сельских старост.

Таким образом, вторая и третья мечты тоже имеют все основания сбыться. А счастливый муниципал, как известно, хорошо работает на благо своих избирателей. Следовательно, только когда эти три «вещи» -расширенный круг существенных полномочий по сравнению с тем, что закреплен сейчас, местный бюджет, наполненный собственными доходами, и муниципальная собственность - достойно осчастливят нашего «местного» муниципала, только в таком случае местное самоуправление в Севастополе станет реальным и эффективным!

Межмуниципальное сотрудничество. Несмотря на то, что опыт Севастополя уникален, наше местное самоуправление существует не изолированно от внешнего мира. Подтверждение тому - активное межмуниципальное сотрудничество между органами местного самоуправления Севастополя и Москвы, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов России.

Муниципалы в полной мере используют возможность обмена опытом, которую предоставляют коллеги из других регионов. И это действительно необходимо, ведь становление местного самоуправления - это многоэтапный и динамичный процесс, требующий не только исключительного энтузиазма (чего севастопольским муниципалам и так не занимать), но и опыта, специальных знаний и навыков. Мы должны активно сотрудничать. Мы должны четко вливаться в общую систему управления, исходя из принципов эффективности. Если что-то неэффективно, значит, должно быть передано на

87

те уровни, на которых это будет исполняться эффективно. Это в общих интересах, это элементарные вещи.

Краткое резюме. События пары прошлых лет показали, что в центре системы местного самоуправления должны стоять интересы человека, условия для человеческого развития, качество жизни людей. Политическая, социальная и экономическая ситуация в городе федерального значения Севастополе сейчас предоставляет уникальный шанс для того, чтобы придать местному самоуправлению реальные возможности для укрепления политической, административной и финансово-экономической самостоятельности местных сообществ, повышения эффективности и качества предоставляемых услуг, направленных на всестороннее человеческое развитие. И это только начало становления сильного, качественно нового, реально действующего местного самоуправления в Севастополе!

Литература:

1. Закон города Севастополя от 30 декабря 2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

2. Закон города Севастополя от 26 марта 2018 № 408-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 30 декабря 2014 года №102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

3. Закон города Севастополя от 26 марта 2018 № 407-ЗС «О внесении изменений в статью 32 Закона города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

4. Закон города Севастополя от 25 июля 2017 № 358-ЗС «О внесении изменения в Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

5. Закон города Севастополя от 28 декабря 2015 № 224-ЗС «О внесении изменения в Закон города Севастополя от 14 августа 2014 года № 61-ЗС «Об установлении единых нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты внутригородских муниципальных образований города Севастополя». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

88

8. Закон города Севастополя от 20 июля 2015 № 168-ЗС «Об утверждении заключения Договора о побратимстве между городом Бологое муниципального образования «Бологовский район» и городом федерального значения Севастополем». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

9. Закон города Севастополя от 17 апреля 2015 № 131-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 3 июня 2014 года № 25-ЗС «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в городе Севастополе, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов...». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

10. Закон города Севастополя от 14 августа 2014 № 61-ЗС «Об установлении нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты внутригородских муниципальных образований города Севастополя». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

11. Закон города Севастополя от 3 июня 2014 № 17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

12. Постановление Правительства Севастополя «О внесении изменения в постановление Правительства Севастополя от 16.03.2017 N 208-ПП «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий в сфере благоустройства». Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru

13. Официальные сайты внутригородских муниципальных образований гор ода. Севастополя. Официальный сайт Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.