Научная статья на тему 'Местное самоуправление в России в условиях современной политической реальности: проблемы формирования в контексте политической модернизации и противоречий перехода к демократическим отношениям'

Местное самоуправление в России в условиях современной политической реальности: проблемы формирования в контексте политической модернизации и противоречий перехода к демократическим отношениям Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / LOCAL SELF-GOVERNMENT / POLITICAL MODERNIZATION / DEMOCRATIC RELATIONS / THE RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артюхин Олег Александрович, Ляхов Виктор Павлович

Статья посвящена анализу проблем, сопровождающих институционализацию местного самоуправления в России на современном этапе в условиях политической модернизации и перехода к демократическому режиму. Нерешенность проблем в области местного самоуправления не позволяет ему институционализироваться и интегрироваться в систему организации общества как эффективному элементу гражданского общества, чем обусловлена высокая актуальность данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Артюхин Олег Александрович, Ляхов Виктор Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local selfgovernment in Russia in conditions of contemporary political reality: problems of formation in the context of political modernization and contradictions of transition to the democratic relations

The article analyzes the problems that accompany the institutionalization of local self-government in Russia at the present stage in the context of political modernization and the transition to a democratic regime. The unresolved issues in the field of local self-government doesn’t allow it to institutionalize and integrate into society organizations as an effective element of civil society than the reason for the high relevance of this article.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в России в условиях современной политической реальности: проблемы формирования в контексте политической модернизации и противоречий перехода к демократическим отношениям»

5. Luhmann N. Risk: A Sociological Theory. N.Y.: Walter de Gruyter, Inc., 1993.

6. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002.

7. Бек У Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

8. Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. L.: SAGE, 1992.

9. Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М., Издательство МНЕПУ, 1997.

10. Sassen S. Spatialities and Temporalities of the Global: Elements for a Theorization // Public Culture. 2000. № 12 (1).

11. McMichael Ph. Globalization: Myths and Realities // Rural Sociology. 1996.№ 61 (1).

12. Керимова Т.В. Человек риска: Социально-философские проблемы. М., 2008.

УДК 352

Артюхин О.А., Ляхов В.П.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОТИВОРЕЧИЙ ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ

ВСтатья посвящена анализу проблем, сопровождающих институционализацию местного самоуправления в России на современном этапе в условиях политической модернизации и перехода к демократическому режиму. Нерешенность проблем в области местного самоуправления не позволяет ему институционализироваться и интегрироваться в систему организации общества как эффективному элементу гражданского общества, чем обусловлена высокая актуальность данной статьи.

The article analyzes the problems that accompany the institutionalization of local self-government in Russia at the present stage in the context of political modernization and the transition to a democratic regime. The unresolved issues in the field of local self-government doesn’t allow it to institutionalize and integrate into society organizations as an effective element of civil society than the reason for the high relevance of this article.

Ключевые слова: местное самоуправление, политическая модернизация, демократические отношения, российское общество.

Keywords: local self-government, political modernization, democratic relations, the Russian society.

С разрушением СССР и упразднением Советов как органов местного самоуправления Россия перешла на новый этап политического строительства и трансформации института местного самоуправления. В постсоветском обществе, в рамках нового политического процесса и строительства демократических отношений появились новые слова - муниципалитеты, муниципальное образование, муниципальный район, а сама муниципальная система согласно Конституции была выделена в отдельную управленческую структуру, которая на формальном уровне была наделена независимостью от государственных органов власти, а фактически оказалась не способной функционировать самостоятельно и независимо.

С 1991 г. обозначился новый этап в развитии России — демократический, в котором основ-

ные права и свободы граждан гарантируются Конституцией РФ, а одним из основных звеньев системы государственного управления призваны быть органы местного самоуправления, но при всей формальной ясности и, казалось бы, правильности на практике оказалось все далеко не так ясно, понятно и осуществимо.

Исследователи также отмечают противоречивость развития местного самоуправления в России, когда при наличии нормативно-правовой базы, легитимирующей местное самоуправление, существует множество проблем в области реального воплощения заявленных ориентиров развития местного самоуправления.

Формирование местного самоуправления в России в постсоветских условиях - достаточно сложный и мало изученный процесс [1, с. 66],

который изначально столкнулся с рядом трудностей, порожденных очередной резкой сменой общественно-политического порядка и, соответственно, социокультурной травмой, а также неготовностью общества к демократическим преобразованиям.

Сегодня задача формирования и эффективного функционирования местного самоуправления в России по-прежнему не решена, и это обнаруживает ряд проблем, накопившихся в данном секторе управления, и для удобства анализа сгруппированных нами в следующие группы: специфика восприятия органов местного самоуправления россиянами как органов государственной власти низового уровня; рост социально управленческого отчуждения в местном самоуправлении, снижение активности населения как субъектов управленческой деятельности в системе местного самоуправления; проблема кадрового обеспечения органов муниципального управления, подготовки, переподготовки и повышения квалификации, рационального использования потенциала муниципальных служащих и в целом их профессионального становления и продвижения; несовершенство правовой базы функционирования МСУ и механизмов ее реализации на практике; дефицит финансовых и экономических ресурсов МСУ, дотационность подавляющего большинства муниципалитетов, экономическая беспомощность поселений; имитационный характер функционирования системы местного самоуправления, как и государственного управления в целом.

Обратимся к важной проблеме, сопровождающей процесс формирования и функционирования органов местного самоуправления, причем сопровождающей негативными проявлениями, не дающими позитивно развиваться этой управленческой структуре — отсутствию адекватного демократическим преобразованиям и отношениям восприятия населением органов местного самоуправления в их природном понимании - как формы самоорганизации граждан, элемента гражданского общества, целью которого выступает непосредственное участие населения в разработке и принятии управленческих решений в области вопросов местного значения.

Причина такой ситуации кроется в исторических условиях формирования и функционирования местного самоуправления в России, а именно в том, что органы местного

самоуправления всегда были органами местной власти, а власть всегда ассоциировалась с государством. Властная сущность местного самоуправления в России не сочетается с самой идеей местного самоуправления, его сущности, а потому сама идеология местного самоуправления как местной власти выступает в искаженном виде, что не может не сказываться на современном и перспективном развитии этого института.

Примечательно, что такое отношение к органам местного самоуправления характерно не только для населения России, не только для местного сообщества, но и для тех, кто непосредственно осуществляет деятельность в системе местного самоуправления, т.е. муниципалов, и в значительной мере представителям региональной государственной власти. Эта позиция подтверждается социологическими данными, которые были получены в ходе опроса, проведенного Северо-Кавказской академией государственной службы среди жителей Ростовской области в 2010 г.: 45,11 % опрошенных на вопрос: «На Ваш взгляд, что понимается под местным самоуправлением?» ответили: «Официальная государственная

власть на низовом местном уровне», 21, 4% — «система органов, подчиняющихся должностным лицам местного самоуправления и только 21,70 % - «форма самоорганизации

граждан» [2, с. 8].

В то же время вызывает тревогу факт, что в отношении восприятия россиянами, в том числе на разных уровнях власти, органов местного самоуправления за прошедшие с момента начала демократических преобразований годы, не фиксируется какой-либо положительной динамики, и на современном этапе отсутствует четкое понимание сущности местного самоуправления, последнее традиционно, отождествляется с властью на местах [3].

Отсутствие адекватного и единого со стороны российских граждан понимания того, что есть местное самоуправление, становится источником его неэффективной институционализации в современных условиях, поскольку такое искаженное понимание сущности местного самоуправления (хотя и соответствующее российской реальности) выступает основой воспроизводства местного самоуправления именно в таком виде, как местная власть. Восприятие местного самоуправления как местной власти, низового уровня государ-

ственной власти не стимулирует гражданской активности и участия в этой жизненно важной для демократического развития общества управленческой структуре.

Таким образом, мы подошли к анализу второй крупной проблемы в системе организации местного самоуправления в России, которая может быть обозначена, как социально управленческое отчуждение в местном самоуправлении или снижение активности населения как субъекта управленческой деятельности в системе местного самоуправления.

Эта проблема также актуализирована, например, в работе А.А. Володина, который в рамках рассмотрения проблем субъектов МСУ в качестве акторов политического процесса выделил такие, как [4]: недовольство федеральных и региональных политических элит тем, что нарастающая пассионарность гражданского общества на «загружается» на муниципальном уровне, и за последние годы существенно выросло число участников конвенциональных и радикальных акций протестов; специфика восприятия гражданскими активистами МСУ, которые не видят в нем влиятельного политического инструмента.

Российские исследователи в числе причин низкой гражданской активности населения как субъекта управленческой деятельности в МСУ выделяют низкую правовую и управленческую культуру, пассивно-иждивенческую психологию населения, недостаточное использование современных управленческих технологий в муниципальном управлении [5, с. 68]. К этому необходимо добавить низкую эффективность функционирования самой системы местного самоуправления, которая во многом, как и система государственного управления в целом, реализует так называемые имитационные практики, представляющие собой «систему действий, в ходе которых реальные значения и смыслы замещаются и подменяются формальным воспроизведением операций и процедур, сопровождаемым их демонстрацией, декларацией и декорацией» [6, с. 26].

В таких условиях и появляется феномен управленческого отчуждения в местном самоуправлении, что способствует снижению социальной и политической эффективности МСУ, а также формирует риски в системе его функционирования, препятствующие прогрессивному развитию этого важнейшего демократического института. Причиной

снижения гражданской активности в области участия в местном самоуправлении исследователи совершенно справедливо называют расхождение между теми ожиданиями, которые население связывает с деятельностью системы местного самоуправления, и реальными самоуправленческими практиками.

Безусловно, основой успешного управления является ситуация, при которой субъекты управления (органы государственной власти, местного самоуправления и т.д.) предпринимают воздействия, адекватные ожиданиям и интересам управляемых объектов в рамках конкретного временного отрезка. Российское население накануне демократических преобразований и распада СССР проявило невиданную активность, поддержку процессу реформирования, объявленному «сверху», но в ходе дальнейших событий, не реализовавших надежды и интересы россиян, наступило жестокое разочаровании.

Добавим, что при разработке и внедрении ФЗ № 131-Ф№ не была должным образом проведена социальная диагностика, призванная выявить запросы всех заинтересованных сторон процесса изменений: населения, управленческих структур и инвесторов, что стало причиной торможения темпа введения закона, обусловило необходимость переноса окончательного срока его введения в действие и низкую эффективность функционирования МСУ, которая прежде всего проявляется в формализме, в том числе в сфере гражданского участия, носящего преимущественно формальный характер и ограниченного участием населения в муниципальных выборах, публичных слушаниях.

Исследователи отмечают, что значительная часть населения России отказывается даже от этой самой простой формы участия в самоуправлении, поскольку не видит в ней смысла, и в результате местное самоуправление в современной России носит бессубъектный характер, так как еще не обрело в полной мере своего главного субъекта - сообщества граждан, проживающих на конкретной территории [7, с. 5]. В значительном числе регионов местное самоуправление остается, по сути, чистой формальностью, а финансовая и функциональная зависимость органов местного самоуправления в выполнении переданных им полномочий способствовала огосударствлению местного самоуправления в России [8, с. 66].

В целом исследователи критически оценивают уровень участия российских граждан в местном самоуправлении, отмечая его как крайне низкий, что не всегда коррелирует с мнением самих российских граждан - субъектов местного самоуправления. Результаты исследования в Ростовской области по проблемам местного самоуправления показали, что достаточно большое число опрошенных -41,67 %, расценивает себя как полноправных участников местного самоуправления, в то время как 22,03 % сомневаются в этом, а 18,22 % ответили, что не участвуют в местном самоуправлении [9].

Низкая эффективность деятельности органов местного самоуправления как важнейшая проблема признается и самими муниципальными служащими, которые в качестве причин такой ситуации называют наличие серьезных проблем в области кадрового обеспечения органов муниципального управления, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, рационального использования потенциала муниципальных служащих и в целом их профессионального становления и продвижения; недостаточное финансовое обеспечение местных бюджетов и финансовая зависимость органов самоуправления от региональной власти, что затрудняет, а порой и совершенно не позволяет в полной мере реализовать полномочия МСУ по решению вопросов местного значения [10, с. 9].

Остро стоит кадровая проблема в системе развития органов местного самоуправления. Лишь 3 % экспертов в исследовании М.Р. Зазу-линой, В.В. Самсонова оценивают профессиональный уровень муниципальных служащих как «высокий», в то время как 28 % находят уровень их образования и профессиональной подготовки низким, что зачастую не позволяет реализовать принимаемые федеральные и областные законы, нормативные акты и разрабатывать собственные акты, чему препятствует и отсутствие рекомендаций по их разработке [11, с. 42].

Результаты опроса, проведенного научно-исследовательской методической лабораторией Волго-Вятской академии государственной службы в октябре - ноябре 2008 г. среди глав городских и сельских поселений Нижегородской области (всего опрошено 580 человек), выявили очень высокий уровень самокритичности муниципальных служащих: 86,4 % опрошенных при своем достаточно высоком обра-

зовательном цензе (большинство опрошенных (68%) имели высшее образование) оценили уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих в своем муниципальном образовании как средний и невысокий, что, видимо, послужило причиной того, что 83,6 % опрошенных считают необходимым прохождение специальной подготовки при поступлении на работу в органы местного самоуправления, а в качестве главного направления повышения квалификации опрошенные (72 %) избрали «муниципальное управление» [12, с. 40].

Это можно считать положительной тенденций - критический уровень самооценки муниципальных служащих наблюдается далеко не всегда. Не все муниципальные служащие стремятся качественно изменить собственный уровень подготовки, предпочитая работать «по старинке» (почти пятая часть чиновников указала на это, а в качестве обоснования своего мнения были приведены аргументы типа: пока не ясен смысл требований к работе муниципального служащего (21,2 %); не созданы условия для работы современными методами (52,6 %); просто не могут, не обучены новым методам работы (21,7 %); этого никто не требует (3,1 %) и другое (1,3 %) [13, с. 8].

На этом основании справедливым представляется мнение, что в России отсутствует эффективная система подготовки кадров для органов местного самоуправления в России [14], а проблема серьезного кадрового дефицита стоит не только перед сельскими поселениями (здесь она чрезвычайно актуальная, поскольку фиксируется явная нехватка в подготовленных специалистах в области муниципального управления, но и городскими.

Нередко в органы местного самоуправления попадают «случайные» люди, и процент таких «специалистов» растет с каждым годом. Согласно результатам исследования среди муниципальных служащих по кадровой проблеме в местных органах власти А.В. Новокрещенова, за 10 лет (с 1996 по 2006 гг.) число случайных людей в органах местного самоуправления увеличилось с 11 % до 13 %; по конкурсу было принято в органы МСУ только 5% из числа опрошенных муниципальных служащих, в то время как 61 % стали муниципальными служащими «по знакомству» или «по протекции» [15, с. 62 — 67].

Согласно результатам совместного исследования администрации Ростовской области

и Северо-Кавказской академии государственной службы, проведенного в ноябре-декабре 2009 г. (было опрошено 235 муниципальных служащих и 100 государственных гражданских служащих), в области кадровой проблемы в системе МСУ было выявлено две проблемные точки: протекционизм и субъективизм при оценке деловых и личностных качеств работника, однако весьма незначительная часть опрошенных служащих (менее 5 %) указала на отсутствие конкурсов при формировании кадрового состава [16, с. 6].

Вполне логично полагать, что выбранный Россией на современном этапе путь демократического строительства предполагает необходимость масштабных вложений в человеческий фактор, ибо в этих инвестициях сегодня нуждается российское общество и профессиональные структуры, обслуживающие систему местного самоуправления. В развитых странах затраты на социальные программы (в том числе на подготовку и переподготовку кадров) составляет свыше 90 % социальных государственных ассигнований.

Таким образом, к первостепенным проблемам в области повышения эффективности МСУ следует отнести кадровую проблему, в рамках решения которой представляется необходимой подготовка муниципальных служащих нового поколения, чему будет способствовать создание условий для овладения и использования современных методов работы в МСУ. Муниципальные служащие должны четко понимать и осознавать истинное предназначение и смысл своей профессиональной деятельности, характер требований к ней и сущность происходящих перемен и реформ в системе местного самоуправления.

В качестве актуальной проблемы, сопровождающей развитие системы местного самоуправления в современной России, необходимо обозначить проблему правового состояния и правового обеспечения деятельности МСУ. Важность этой проблемы обусловлена прежде всего тем, что она является источником порождения многих других проблем в области функционирования системы МСУ. Речь идет о правовом несовершенстве в области законодательства о системе местного самоуправления в России, а также исполнения принятых законопроектов. В подтверждение сказанного можно привести пример с организационными сложностями, возникшими при реализации ныне действующего Федерального закона № Ф3-131

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в ходе которого было внесено 296 поправок в данный закон [17, с. 48]. Это свидетельствует об изначальном несовершенстве указанного закона механизмов контроля за его реализацией с целью своевременного устранения возникающих проблем и антиправовых деяний в рамках дальнейшего совершенствования правового пространства местного самоуправления в России и практики МСУ

Практика реализации основного законопроекта о функционировании системы местного самоуправления в России насыщена недостатками политического, экономического и социокультурного характера, что позволило исследователям утверждать, что современное законодательство в сфере местного самоуправления в России в целом отражает скорее категорию долженствования, нежели реально сложившуюся практику функционирования, а из этого вытекает и другая немаловажная проблема, связанная с декларативным характером самостоятельности и независимости МСУ, ибо вне финансовой независимости обеспечить самостоятельность в решении местных вопросов невозможно.

Недостаточное финансовое обеспечение местных бюджетов, как показал опрос глав городских и сельских поселений Нижегородской области, в наибольшей степени препятствует исполнению органами местного самоуправления своих полномочий в полном объеме (так ответили 86,7 % опрошенных) [18, с. 40]. В свою очередь К.Д. Шуба приводит следующие данные: только 20 % местных бюджетов обеспечены доходами с собственной налогооблагаемой базы муниципальных образований, в то время как остальные 80 % — это средства вышестоящих бюджетов, выдаваемые в виде трансфертов, дотаций или субвенций [19, с. 66].

Очевидно, что экономическая беспомощность органов местного самоуправления отрицательно сказывается на эффективности последнего и качестве оказываемых муниципальных услуг. В роли «просителей» наиболее часто выступают сельские поселения, финансовый бюджет МСУ которых не позволяет самостоятельно решать большую часть вопросов местного значения. Такая ситуация лишает муниципальных служащих мотивации к экономическому развитию подведомственной территории и повышению собственной профессиональной компетентности.

Острую нехватку финансовых средств для качественного исполнения полномочий российские исследователи в первую очередь отмечают в череде слабостей и проблем местного самоуправления в современной России наряду с такими, как: низкий уровень профессионализма муниципальных служащих; огромная зависимость от государственных федеральных и региональных структур власти; отсутствие необходимых правовых, организационных и материально-технических условий; навязываемая политизация муниципальной власти; нечеткость правового положения структур местного самоуправления в российской политической системе [20, с. 57].

Россияне не верят в функциональность местного самоуправления, поэтому и не формируется потребность участия в решении вопросов местного значения с помощью органов МСУ. Низкая социальная активность россиян в процессе местного самоуправления сочетается с низкой оценкой деятельности органов МСУ. В частности, материалы исследования «Мнение москвичей о роли местного самоуправления в жизни города и перспективах его развития», проведенного НАФИ в 2010 г., показывают, что 25 % москвичей оценили работу МСУ как удовлетворительную, 15 % - как плохую и 10 % - как очень плохую, положительную оценку (хорошо) дали только 13 % опрошенных, отличную - 1 %, а 35 % вообще не смогли оценить работу МСУ [21, с. 54].

Таким образом, на данный момент проблема формирования и эффективного функционирования местного самоуправления в России по-прежнему не решена, в чем убеждает спектр проблем, рассмотренный в данной статье.

Литература

1. Володин А.А. Система распределения власти на уровне местного самоуправления // Власть. 2012. № 8.

2. Местное самоуправление в мнениях и оценках // Информационно-аналитические материалы международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга России)». Ростов-на-Дону, 2010.

3. Долгов В.М., Долгова Г.Н. Политические проблемы местного самоуправления в со-

временной России // Власть. 2012. № 8. С. 56; Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? // Социологические исследования. 2006. № 8. С. 80; Шуба К.Д. Местное самоуправление в современной России: достижения и проблемы // Власть. 2010. № 8. С. 66.

4. Володин А.А. Указ. соч.

5. Рысаев И.Ш., Хабибрахманова Э.Х. Участие социальных субъектов в принятии решений как основа преодоления социально-управленческого отчуждения в местном самоуправлении // Власть. 2010. № 8.

6. Бабинцев В.П. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении // Власть. 2012. № 5.

7. Российское местное самоуправление: нынешнее состояние и пути развития. Сводный доклад по результатам полевых исследований. Июнь-декабрь 2008 г. / Под общей ред. И.Ю. Юргенса. М., 2009.

8. Шуба К.Д. Указ. соч.

9. Рысаев И.Ш., Хабибрахманова Э.Х. Указ. соч.

10. Местное самоуправление в мнениях и оценках // Информационно-аналитические материалы международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в России и Германии: история и современность (на примере Юга Росси)». Ростов-на-Дону, 2010.

11. Зазулина М.Р., Самсонов В.В. Коллизии реформирования местного самоуправления на селе (опыт экспертного опроса) // Социологические исследования. 2010. № 2.

12. Маленькая М.А. Особенности осуществления реформ в муниципальном управлении // Власть. 2010. № 7.

13. Кузнецов С.Г. Социально-политические основания разработки программ развития государственной гражданской и муниципальной служб в субъекте федерации (мнение чиновников) // Власть. 2010. № 1.

14. Шуба К.Д. Указ. соч.

15. Новокрещенов А.В. Кадровый состав мест-

ных органов власти: отбор кандидатов и их мотивация поступления на муниципальную службу / Социологические исследования. 2008. № 10.

16. Кузнецов С. Г. Указ. соч.

17. Газизова Л.И. Состояние развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: факторный подход // Власть. 2010. № 9.

18. Маленькая М.А. Особенности осуществления реформ в муниципальном управлении // Власть. 2010. № 7. С. 40.

19. Шуба К.Д. Указ. соч.

20. Антипьев К. Политизация местного самоуправления в современной России // Власть. 2012. № 1. С. 53; Долгов В.М., Долгова Г.Н. Политические проблемы местного самоуправления в современной России // Власть. 2012. № 8.

21. Казакова НД., Прудников М.Н., Абгарян

Э.А. Социальная активность местных сообществ как критерий и фактор эффективности местного самоуправления в г. Москве // Власть. 2012. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.